В 2007 году ООН решила, что каждый год второго апреля будет отмечаться день распространения информации о проблемах аутизма. Ведь действительно для огромного числа людей определение аутизма покрыто мраком.
Аутизм – это определённое нарушение развития. Чтобы понять, что это такое, надо понимать следующие моменты. Наш мозг постоянно обрабатывает какую–то информацию, которая поступает в него с помощью наших анализаторов – зрительного, слухового, осязательного и так далее. Вот особенность аутизма состоит в том, у ребёнка нарушено восприятие тех сигналов, которые принимает наш мозг. И, таким образом, одни сигналы становятся очень интенсивными, другие – не замечаются вообще.
В результате нарушаются контакты человека с окружающим миром. Такое ощущение, что это инопланетянин, который не знает правил игры. Но общество имеет возможность научить этого инопланетянина и сделать его жителем планеты Земля. Главное – это вовремя заметить, что ребёнок не такой, как все.
Виды и причины возникновения аутизма
В России используют МКБ (Международную классификацию болезней). По МКБ различают следующие виды аутизма:
- ранний детский аутизм;
- атипичный аутизм;
- синдром Ретта;
- синдром Аспергера.
На сегодняшний момент точную причину возникновения аутизма и РАС (расстройства аутистического спектра) учёные назвать не могут.
Есть несколько основных версии возникновения заболевания.
- генетическая. В ходе исследований выяснилось, что около 20 % детей являются носителями фрагильной (ломкой) хромосомы Х. Это генетическая аномалия, из-за которой один из концов хромосомы сужен.
- прививочная. Многие родители говорят о том, что проявления аутизма начались именно после того, как ребёнку поставили прививку. Многочисленные исследования не доказали правдивость этой версии. Возможно, что прививка послужила триггером (спусковым крючком) для более выраженного проявления болезни.
- обмен веществ. Симптомы аутизма могу возникнуть у детей, страдающих от генетических заболеваний обмена веществ (например, фенилкетонурией).
- диетическая. Сторонники этой версии считают, что нарушение работы слизистой кишечника (неполное расщепление казеина и глютена) связано с развитием аутизма.
- нейрохимическая. Аутизм может развиваться из-за гиперактивации отдельных систем мозга (дофаминэнергическая и серотонинэнергическая)
Мальчики более предрасположены к аутизму, чем девочки. Статистика говорит о том, что мальчиков, больных аутизмом, в четыре раза больше, чем девочек.
Исследования в области аутизма продолжаются до сих пор. Если судить по последним данным, количество детей с аутизмом растёт в геометрической прогрессии, с чем это связано, пока не выяснено. Многие врачи говорят, что детей с аутизмом не стало больше, просто диагностировать такие заболевания стали лучше. Отсюда и рост обращений родителей к специалистам.
Признаки аутизма
Есть признаки, которые позволяют вовремя обнаружить детей с аутизмом.
Вот примерный список социальных проблем детей с аутизмом:
– избегает зрительного контакта. Очень часто ребёнок смотрит не в глаза, а, например, на губы. Или вообще не смотрит на говорящего.
– негативно реагирует на прикосновения. Стремление к тактильному контакту заложено в ребёнке, у больных детей такого не наблюдается.
– ребёнок холоден, или, наоборот, чрезвычайно привязан к матери. Ребёнок неадекватно реагирует на маму. Например, не радуется, когда она пришла. Или наоборот – мама уходит, начинается истерика.
– предпочитает одиночество. Не любят играть в коллективе, неинтересно общение с другими детьми.
– не проявляет интереса к окружающим предметам и людям. Не показывает пальчиком на что-то новое, необычное.
– не копирует поведение взрослых или других детей.
– боится интенсивных раздражителей. Дети могут бояться яркого света, громкой музыки, открытого пространства и т.п.
– непредсказуемо реагирует на событие. Новая игрушка может не обрадовать, а напугать. Что-то упало и разбилось, а ребёнок засмеялся.
– предпочитает необычный игровой материал. Ребёнок может играть, например, с ключами от дома, кусочком материи и т.п.
Внимание, подобные признаки могут наблюдаться и у здоровых детей! Если похожие симптомы обнаруживаются у вашего ребёнка, вам нужно будет проконсультироваться со специалистом. Потому что эти признаки всего лишь косвенные, они не стопроцентное основание для диагноза.
Помните о том, что в лечении аутизма важную роль играет время. Чем раньше вы обнаружите «поломку» у ребёнка, тем проще будет скорректировать его поведение, аутизм лечится и вполне успешно.
Рекомендации по терапии аутизма
К сожалению, аутизм не лечится, как обычные болезни. Нет волшебной таблетки, нельзя что–то отрезать или пришить и ребёнок будет как новенький. Аутизм хорошо поддаётся коррекции, сейчас разработано достаточно много способов реабилитации. Чем раньше вы приходите с этой проблемой к врачу, тем лучше. Пока малыш ещё не знает, что такое лень, можно и нужно заставлять его работать, стараться вытащить его из аутистического «скафандра».
С чего лучше начать родителям, которые подозревают аутизм у ребёнка?
Для начала родителям можно пройти тест АТЕК, его легко найти в сети Интернет. Тест служит для оценки динамики заболевания, он не диагностический. Затем нужно обратиться к неврологу. Это первый специалист в списке врачей, которым вам нужно будет показать ребёнка.
Обычно требуется ещё консультация отоларинголога, гастроэнтеролога, иммунолога, генетика и пр. Но начинать, повторим, нужно обязательно с невролога.
Сначала консультации, потом уже идет функциональная диагностика. Каждый специалист обычно назначает свои исследования. Невролог, например, может назначить – энцефалограмму, доплер, аудиограмму и др. Не стоит пренебрегать этими исследованиями, они важны для постановки диагноза и назначения лечения.
Вам нужны будут консультации и неврачебных специалистов, таких как – поведенческий аналитик, АВА – терапевт, психолог по сенсорной интеграции и др.
Обычно занятия с ребёнком – аутистом начинаются с поведенческих и сенсорных упражнений. Они проходят на различных занятиях – АВА–терапия, Floor-time, физкультура, массаж, мозжечковая стимуляция, карточки PECS, сенсорная интеграция, работа на балансире, кинезиотерапия, коммуникативные занятия, разные виды игротерапий.
Рассмотрим несколько из них более подробно.
АВА-терапия включает в себя занятия по вербальной и невербальной коммуникации, развитию мелкой и общей моторики, названию предметов и действий. Занятия могут проводиться как специалистами, так и самими родителями. Все занятия разбиваются на блоки. Необходимо заниматься не меньше двадцати часов в неделю.
Floortime. По этой методике ребёнок проходит определённые этапы развития через игру. Специалист повторяет за ребёнком все его движения, побуждая его идти на контакт, стараясь, чтобы ребёнок объяснил свои действия, что даёт развитие мышлению и коммуникативным навыкам.
Карточки PECS. Это одна из самых распространённых программ общения. На карточках изображен предмет или действие, которое хочет выполнить ребёнок. В процессе терапии ребёнка обучают выбирать и показывать нужные карточки.
К терапии присоединяются другие специалисты – логопеды, нейропсихологи, нейролингвисты, психологи.
Терапия не даёт быстрых результатов, настраивайтесь на долгую и тяжёлую работу, но помните, что это инвестиция в будущее вашего ребёнка и рано или поздно эта инвестиция обязательно окупится, настанет тот счастливый момент, когда количество перейдёт в качество.
Родителям не стоит забывать и о себе. Очень сложно принять тот факт, что твой ребёнок – не такой как все. Не стесняйтесь обращаться за профессиональной помощью. Верьте в себя и в своего ребёнка, у вас обязательно всё получится.