☞ Войти в систему дистанционного обучения ☜
8 800 600 69 16
8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных

Записаться на обучение
8 800 600 69 16 8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных
Записаться на обучение
Особенности и этика психологического консультирования несовершеннолетних в практике социального педагога

Особенности и этика психологического консультирования несовершеннолетних в практике социального педагога

Особенности и этика психологического консультирования несовершеннолетних в практике социального педагога

работа психолога с несовершеннолетними



Оказаться в непростой жизненной ситуации может не только взрослый человек, но и ребенок. Обстоятельства могут быть разными – неблагополучная обстановка в семье, пьющие родители, конфликты с одноклассниками или недопонимание с учителями, тяжелая психотравма и многочисленные ее последствия. 

Обнаружить среди учащихся ребенка с таким неподъемным рюкзаком проблем за спиной, исследовать ситуацию и помочь ее преодолеть – всем этим занимается социальный педагог. В этой профессии сочетаются компетенции и учителя, и психолога, и социального работника, а объектом пристального внимания такого специалиста чаще всего становятся подростки и их ближайшее окружение.


Социальный педагог: особенности профессии

этические принципы работы детского психолога


Социальный педагог – это совсем молодая профессия, которая появилась в начале двухтысячных и сочетает в себе элементы сразу нескольких специальностей – педагога, психолога и социального работника. В фокусе внимания социального педагога – дети. Причем, чаще всего это подростки, имеющие целый букет проблем – и со сверстниками, и с учителями, и в семье, и с самими собой, и нуждающиеся в серьезной воспитательной работе, психологической помощи и коррекции, а нередко и в юридической поддержке.

Подопечными социального педагога могут быть

  • сироты;

  • дети, растущие в неполных семьях или находящиеся под опекой;

  • ребята с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;

  • социально дезадаптированные дети;

  • дети из неблагополучных семей, где один или оба родителя страдают зависимостями (наркоманией, алкоголизмом);

  • ребята, которые с малых лет пристрастились к сигаретам, алкоголю, наркотикам;

  • дети, которые страдают от домашнего насилия и не получают со стороны взрослых должного внимания и заботы;

  • те, кто имеет серьезные проблемы с успеваемостью;

  • юные таланты, которым требуется поддержка и помощь в развитии их уникальных способностей и т. д. 

Весь этот спектр проблем неизбежно оказывает крайне негативное воздействие на неокрепшую психику несовершеннолетних, что может вылиться в серьезные расстройства или привести к возникновению преступных намерений. Поэтому профессия социального педагога очень важна и востребована. 

В своей работе такому специалисту приходится тесно сотрудничать с представителями соцзащиты и правоохранительных органов, органов опеки и попечительства, при необходимости – с судами, поддерживать контакт со школьными учителями и родителями, психологами.


Социальный педагог и психолог – в чем разница?

этические принципы работы детского психолога


Психология и социальная педагогика близки и взаимосвязаны. Возможно, поэтому профессии психолога и социального педагога нередко путают. 

Оба специалиста работают с детьми. Но для психолога эта работа строится на внутриличностном и межличностном уровне. Он помогает создавать благоприятный микроклимат в семье, дает рекомендации касательно воспитания, помогает в урегулировании внутрисемейных конфликтов. Его задача – сохранить психическое и психологическое здоровье детей, его действия направлены на развитие личности ребенка, коррекцию возможных проблемных зон. 

Внимание социального педагога сосредоточено на социализации ребенка, его интеграции в общество и предотвращении изоляции, «выпадения» из социальных отношений, добровольного или вынужденного обособления. Его волнует, как чувствует себя ребенок в социуме: насколько комфортно ему находиться среди людей, адаптирован ли он к постоянным контактам и взаимодействиям, легко ли ему выстраивать коммуникации со сверстниками и взрослыми, что происходит в его семье, нуждается ли он в защите.

То есть психолог приводит в равновесие то, что связано с внутренним миром ребенка, а социальный педагог чаще решает внешние проблемы – заботится о благоприятной атмосфере в классе, школе, семье, где находятся дети и т. д. 


Какие задачи решает социальный педагог

этические принципы работы детского психолога


Все действия социального педагога направлены на то, чтобы создать благоприятные условия для ребенка – обеспечить безопасность, психологический комфорт, преодолеть имеющиеся негативные проявления (конфликты, агрессию, случаи применения насилия в ближайшем окружении – в семье или классе, школе, других сообществах) и предупредить появление подобных ситуаций в дальнейшем. Чтобы достичь этой цели, специалисту приходится ежедневно решать множество задач, в том числе:

  • провести социально-педагогическую и психодиагностику несовершеннолетних, чтобы выявить личностные и социальные проблемы подопечного;

  • определить, кому из ребят требуется помощь, социальная защита, кто нуждается в опекуне, и обеспечить такую поддержку;

  • как можно раньше обнаружить нежелательные изменения в поведении ребенка и скорректировать их;

  • позаботиться о безопасности подопечных;

  • обеспечить защиту прав и интересов детей в различных инстанциях;

  • провести профилактическую работу с неблагополучными ребятами, которые состоят на учете (например, в комиссии по делам несовершеннолетних);

  • помочь раскрыть таланты и посодействовать в их развитии;

  • научить детей коммуницировать, взаимодействовать с другими людьми – ровесниками, взрослыми;

  • помочь подросткам осознать свои ценные качества, сильные стороны и определиться с будущей профессией;

  • организовать досуговые и культурно-просветительские мероприятия, вести ненавязчивую пропаганду здорового образа жизни, содействуя таким образом социализации ребят и т. д.

Для успешной реализации таких разноплановых задач социальному педагогу требуются знания, умения и навыки в возрастной и общей психологии, социальной педагогике, владение методами психолого-педагогической диагностики и социально-педагогическими технологиями и др. Поскольку чаще всего специалисту приходится иметь дело с подростками и их окружением, он должен разбираться в основах психологического консультирования и понимать этические особенности работы с непростой «целевой аудиторией».


Подростки: кто это и как с ними общаться

этические принципы работы детского психолога


Подростковый возраст – очень непростой, но при этом очень важный этап в жизни каждого человека, который во многом определяет его судьбу. В 10-11 лет детство заканчивается (увы!), и начинается новый период – переход к взрослому состоянию, который будет длиться до 15-16 лет. Уже не ребенок, но еще и не взрослый, подросток переживает на своем пути к зрелости много разных событий: закладываются основы, формируются моральные и социальные установки личности, происходят масштабные перестройки на уровне анатомии и физиологии, значимые подвижки в интеллектуальном и нравственном развития. Это сказывается и на психоэмоциональном состоянии взрослеющего человека, и на его поведении, и на отношениях с окружающими. Несовершеннолетний стремится к самоутверждению и остро переживает любые попытки ограничить его свободу. 

Социальному педагогу приходится учитывать специфику подросткового возраста в своей работе с подопечными. 

Обозначим основные особенности общения с несовершеннолетними:

  • необходимо помнить о разном уровне развития мыслительных процессов, эмоционально-волевой сферы;

  • говорить с ребенком на его языке – выбирать понятные формулировки вопросов, давать уточнения, доступно интерпретировать что-либо;

  • не у всех получается разбираться в своих мыслях и чувствах, смотреть на себя со стороны, учиться на своих ошибках и делать выводы, поэтому специалисту приходится тщательно подбирать методы и техники работы, которые будут соответствовать возрастным особенностям;

  • очень важно построить доверительные отношения с подопечным, что не всегда получается с первой попытки – несовершеннолетние остро чувствуют неискренность, обман, не спешат демонстрировать свою симпатию и расположение;

  • необходимо уметь поставить себя на место подростка, посмотреть на мир его глазами, услышать его и «считать» невысказанное в его поведении, действиях, поступках;

  • подростки могут быть замкнуты, необщительны, «закрываться» от окружающих, поэтому важно внимательно следить за тем, что «рассказывает» подросток невербальными средствами, наблюдать, стараться понять и расшифровать действия и выбрать соответствующие способы взаимодействия;

  • чтобы разговаривать с несовершеннолетними на одном языке, специалисту стоит быть в курсе того, чем живут подростки – какие фильмы смотрят, какую музыку слушают, какими играми увлечены, какие субкультуры могут быть им симпатичны (это поможет сократить дистанцию, настроить более доверительный контакт).

Психологические консультации будут более эффективными, если общение будет проходить в комфортной для ребенка атмосфере – это избавит скованности, от излишнего напряжения, устранит возможные барьеры.


Основные этические принципы работы с несовершеннолетними


этические принципы работы детского психолога

Отдельно стоит остановиться на ключевых этических принципах, которые должны учитываться при проведении психологических консультаций:

  1. уважать личность ребенка независимо от того, сколько ему лет;

  2. не причинять своими действиями физического или психологического вреда;

  3. относиться безусловно доброжелательно, принимать особенности ребенка, не давая никаких оценок;

  4. признавать права и детей, и их родителей на любые чувства и проявление этих чувств во время консультации;

  5. сохранять объективность и беспристрастность, наблюдая, анализируя то, как взаимодействуют родители и дети, учителя, одноклассники – все, кто входит в ближний круг подростка, с кем он постоянно общается;

  6. строить доверительные отношения с несовершеннолетним и соблюдать конфиденциальность;

  7. не нарушать профессиональные границы при работе с детьми, их родителями или опекунами, учителями и др.;

Есть еще один немаловажный момент в психологическом консультировании – так называемый принцип информированного согласия. Он состоит в том, что специалист должен объяснить родителям особенности работы, проводимой с ребенком, и обратной связи, которую они могут получить с учетом секретности определенной информации. Кстати, многие специалисты считают необходимым получить информированное согласие и от самого подростка.


По какой схеме строится консультирование подростков

этические принципы работы детского психолога


Общепринятой считается следующая схема:

  1. установить контакт с ребенком;

  2. выслушать запросы несовершеннолетнего – с какими трудностями он столкнулся, что хочет изменить в себе, какие поступки людей или ситуации требуют проработки;

  3. провести диагностическую беседу, в ходе которой отыскиваются причины трудностей;

  4. высказать свои гипотезы о том, почему возникли сложности (этап интерпретации), причем предпочтительнее делать это не напрямую, а косвенно – посредством техники «Анализ чужих проблем»;

  5. совместными усилиями (специалиста и подопечного) найти пути преодоления преград, способы выхода из проблемной ситуации, перенаправить проблему в конструктивное русло (этап реориентации).


Какими методами пользуется социальный педагог, решая проблемы несовершеннолетних

этические принципы работы детского психолога


Социальному педагогу приходится иметь дело с детьми, оказавшимися в непростой жизненной ситуации – потерявшими родителей, пережившими агрессию со стороны близких или своих ровесников, травмированными физически и психологически. Поэтому основные инструменты работы специалиста – деликатное психологическое воздействие, воспитательные и психотерапевтические методы. Какие?

  1. Наблюдение. Социальный педагог внимательно наблюдает, как ведет себя подопечный в разных ситуациях и условиях – дома, в семье, в школе, с друзьями, как он общается, как реагирует на происходящее вокруг и т. д. Это дает специалисту материал для анализа, размышлений, продумывания плана коррекционной работы. 

  2. Беседа. Метод интервьюирования требует предварительной подготовки – обозначить цель, выбрать направление беседы, сформулировать вопросы. Если беседа проходит в комфортной обстановке и удается достичь достаточного уровня доверия, социальный педагог получает из первых уст ценную информацию – о том, что думает и чувствует подросток, как он воспринимает себя и свое ближайшее окружение, что его настораживает и пугает. 

  3. Убеждение. Социальный педагог подкован в юридическом плане, разбирается в правовых нормах, знает приемы психологического воздействия, а потому ему не составит труда во всех красках расписать возможные последствия проступков подопечного. В результате ребенок осознает свою неправоту и будет готов меняться, исправлять ситуацию. 

  4. Социометрия. Помогает измерить градус симпатий и антипатий в детском коллективе, определить безоговорочного лидера и того, кто по какой-то причине стал изгоем. Такое тестирование наглядно демонстрирует распределение ролей и психологический статус каждого из одноклассников и позволяет подготовить рекомендации по урегулированию конфликтов и нормализации отношений.

Есть в деятельности социального педагога и психотерапевтическая направленность: он участвует в разрешении межличностных конфликтов, старается стабилизировать эмоциональное состояние подопечных, нейтрализовать негативный эффект от разрушительных отношений, помогает преодолеть депрессивные состояния и настроиться на успех. Для этого специалист может применять в своей практике такие психотерапевтические технологии, как игротерапию, арт-терапию, песочную и глинотерапию, музыкотерапию и терапию книгами и др. В результате подросток лучше понимает себя и свои поступки, пытается принимать себя, начинает заботиться о себе, учится выстраивать отношения с окружающими.

Более детально изучить все направления работы социального педагога и получить интересную и, главное, востребованную профессию можно, пройдя курс «Социальная педагогика и психологическая работа с несовершеннолетними» в нашей Академии.


Все статьи

Преподаватели

 – Помогают разобраться с заданиями

 – Ответят на вопросы


Электронная библиотека

 – Более 10 000 книг

 – Более 3000 видеолекций (вебинаров)

 – Библиотека постоянно пополняется

 – Все можно скачать и распечатать

 

Московский диплом

Диплом о профессиональной переподготовке или удостоверение о повышении квалификации

100% онлайн обучение

Полностью дистанционное повышение квалификации и переподготовка

Скидки и льготы

Для пенсионеров – 10%

Льготным категориям – дополнительные скидки


Рассрочка оплаты

Индивидуальный график платежей согласуйте с менеджером приемной комиссии

Отзывы о НАДПО




Аудиоотзывы наших слушателей

Обратную связь выпускников можно послушать в реальном времени
Заявка на обучение или консультацию:

Ваша заявка принята, мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте номер телефона и мы с удовольствием расскажем вам о нашей академии:
Ваша заявка принята
НАВЕРХ