☞ Войти в систему дистанционного обучения ☜
8 800 600 69 16
8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных

Записаться на обучение
8 800 600 69 16 8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных
Записаться на обучение
Особенности и причины подростковой агрессии

Особенности и причины подростковой агрессии

Особенности и причины подростковой агрессии

проблема агрессивного поведения подростков


Переходный возраст – непростое испытание и для 10-16-летних, и для их родителей. Подросток уже не тот несмышленый малыш, которого опекают мама с папой, но и абсолютно самостоятельным он еще не стал. Более того за независимость в словах и поступках, за право быть собой и иметь собственное мнение приходится бороться – с враждебно настроенным внешним миром, со сверстниками, со взрослыми, которые так любят поучать и командовать. И одна из форм такой борьбы за существование – подростковая агрессия. Познакомимся с этим явлением поближе.


О переходном возрасте и подростковой агрессии

психологические особенности агрессивного поведения подростков


На протяжении всей своей жизни человек переживает немало кризисов – переломных моментов, которые необходимы, чтобы выйти на следующий уровень развития – физического, психического, эмоционального, духовного. Один из таких напряженных во всех смыслах периодов – переходный возраст, важный отрезок жизни с 10 до 16 лет.

Ребенок растет, меняется его тело, физика, психика. Одновременно трансформируются установки, модели поведения, мировоззрение, восприятие окружающей действительности и отношение к людям. Глобальные перестройки не проходят бесследно – подросток переживает сильнейший стресс, эмоционально нестабилен, очень чувствителен, уязвим. Поэтому он остро реагирует на все и пытается инстинктивно защищаться, что нередко принимает разрушительные формы подростковой агрессии. Этим термином психологи обозначают деструктивное поведение, которое противоречит нормам и правилам, существующим в социуме, и может быть направлено как наружу – во внешний мир, на окружающих подростка людей, так и внутрь – на себя самого.


Что может вызвать подростковую агрессию

психологические особенности агрессивного поведения подростков


Причины повышенной агрессивности в переходном возрасте могут быть разные:

  • Биология. Организм подростка активно растет и меняется, буйствуют гормоны, что проявляется в остром восприятии всего, повышенной раздражительности, импульсивности. Юношеский максимализм вынуждает видеть во всем только черное или белое, не замечать полутонов. Мальчишки становятся более крепкими физически, ощущают свою силу, а нередко и потребность демонстрировать ее окружающим. 

  • Личностные факторы. Подросток может надевать маску агрессора, пытаясь скрыть чувство вины или обиду, неуверенность в себе (особенно когда на него мало обращают внимание и даже не пытаются понять мотивы его поступков). Тогда агрессивное поведение становится способом заявить о себе, самоутвердиться за счет тех, кто слабее. На склонность к проявлению агрессии оказывают влияние характер и темперамент, особенности конституции (индивидуальные психические и физиологические свойства, которые могут быть обусловлены как наследственностью, так и продолжительным воздействием окружающей среды).

  • Обстановка в семье. Негативно на подростка влияют и недостаток родительского внимания и любви, и гиперопека, и авторитарный стиль воспитания с избыточным контролем, необоснованной критикой, попытками оказывать давление. Дети копируют то, что делают взрослые, а значит, если в семье принято громко выяснять отношения, применять физическую силу, такая модель поведения будет списана и применена на практике. Еще один повод демонстрировать агрессию, пытаясь напомнить о себе, – рождение младшего брата или сестры.

  • Уровень жизни семьи, ее социальный статус. Подросток из малообеспеченной семьи чувствует себя обделенным, ограниченным во многих вещах и по этому поводу испытывает негативные эмоции, озлоблен на окружающих, мстит им за их превосходство. Ребенок состоятельных родителей наоборот может осознавать свое особое привилегированное положение и ни в чем себе не отказывать, в том числе – в унижении тех, кто слабее, беднее, проще и т. д.

  • Желание привлечь внимание к своей персоне. Это может быть внимание родителей или сверстников, объекта симпатии подростка или значимых для него взрослых. 

  • Потребность защищаться. Подросток очень восприимчив к внешним раздражителям, ему постоянно приходится сталкиваться с непониманием – со стороны близких, учителей, друзей. Противостоять негативно настроенному миру непросто – приходится защищаться, в том числе выбирая агрессивное поведение. 

Кроме того, подросток может попасть в плохую компанию, где действуют определенные правила, а вербальная и физическая агрессия считается самым приемлемым вариантом решения любых вопросов.


Виды и формы подростковой агрессии

психологические особенности агрессивного поведения подростков


Слово агрессия происходит от латинского aggressio, что переводится как нападение, и представляет собой сознательное деструктивное поведение, цель которого – причинить моральный или физический вред, вызвать у объекта воздействия психологический дискомфорт. То есть агрессором движет вполне определенный мотив. 

Агрессия может быть

  • открытой – она направлена на внешние объекты и может выражаться в драках, в унижении других людей, в вандализме или принимать форму протеста, демонстрации своей позиции (например, бродяжничество, употребление алкоголя);

  • скрытой – внешне подросток может выглядеть спокойным, невозмутимым, но при этом не обращать внимание на замечания, игнорировать просьбы.

Скрытая агрессия может принимать вид аутоагрессии – когда весь негатив, недовольство, злость подросток направляет на себя. Поводом для такого поведения может быть низкая самооценка, чувство вины, череда неудач. Ненависть, презрение к себе могут спровоцировать тревожные состояния, нервные срывы, фобии, в тяжелых случаях возможны и мысли о суициде. 

Обозначим основные формы подростковой агрессии:

  • Вербальная. Представляет собой словесное воздействие в виде угроз, оскорблений, насмешек, подколов, грубых выражений, ненормативной лексики, критики и т.д.

  • Невербальная. Воздействие посредством неприличных жестов, подкрепленных активной мимикой (гримасами), демонстрацией эмоций, экспрессивных поведенческих реакций, агрессивного тона общения. 

  • Физическая. Ее цель – уничтожить, разрушить, растоптать, как минимум – причинить ощутимый вред. 

  • Прямая. Направлена непосредственно на объект, который вызывает в подростке бурю негативных эмоций. 

  • Косвенная. Подросток стремится достать объект преследования путем воздействия на его ближайшее окружение – отпуская грязные шутки, делая саркастические замечания, распуская сплетни и слухи, инициируя обсуждение человека у него за спиной, затевая его травлю. 

  • Реактивная. Взрывная реакция подростка на внешний раздражитель. Чаще всего агрессор не контролирует свое поведение. 

  • Целенаправленная. Это уже не случайные импульсивные реакции, а подготовленная программа действий – осознанное поведение, цель которого – подавить, оскорбить, унизить. 

Подросток может первым наносить неожиданный удар, чтобы спровоцировать нужную ему реакцию (агрессия-провокация), или жестко отвечать на негатив, направленный в его сторону (агрессия-защита).

Более детально разобраться в причинах и особенностях подростковой жестокости, изучить методики психодиагностики и психокоррекции, ознакомиться с эффективными способами профилактики агрессивного поведения у несовершеннолетних можно на курсе в нашей Академии.


Как справиться с подростковой агрессией: советы родителям

психологические особенности агрессивного поведения подростков


  1. Постараться понять, что стало причиной агрессивного поведения. Даже если бурную реакцию вызвала какая-то мелочь, нельзя убеждать подростка, что это ерунда. 

  2. Уделять ребенку достаточно внимания, искренне интересоваться его делами, проявлять любовь и нежность, но не досаждать ему избыточным присутствием. 

  3. Давать ребенку понять, что он не один, что родители на его стороне и вместе смогут решить любую проблему. 

  4. Разговаривать с подростком как со взрослым – на равных. Держать слово и, если вдруг что-то идет не так, объяснять, почему не получилось выполнить обещанное. 

  5. Доступно объяснить ребенку, чем может быть чревато плохое поведение, какими неприятными для всех могут быть последствия. 

  6. Проявлять терпимость к агрессивным выходкам, но при этом не терпеть хамства в свой адрес. Спокойно объяснять, что резкий тон огорчает, грубые выражения расстраивают и обижают. 

  7. Придумать совместное занятие, которое будет приносить удовольствие и станет отличным поводом сблизиться, чаще общаться.

  8. Дать подростку возможность быть и чувствовать себя самостоятельным и ответственным за свои слова и действия, уважать его мнение.

  9. Помочь найти подростку занятие себе по душе – спортивную секцию, танцевальную школу, IT-клуб, чтобы он мог делиться своей энергией, а не замыкаться в себе. 

  10. Если самостоятельно справиться с агрессором не получается, стоит обратиться за помощью к психологу. 


Все статьи

Преподаватели

 – Помогают разобраться с заданиями

 – Ответят на вопросы


Электронная библиотека

 – Более 10 000 книг

 – Более 3000 видеолекций (вебинаров)

 – Библиотека постоянно пополняется

 – Все можно скачать и распечатать

 

Московский диплом

Диплом о профессиональной переподготовке или удостоверение о повышении квалификации

100% онлайн обучение

Полностью дистанционное повышение квалификации и переподготовка

Скидки и льготы

Для пенсионеров – 10%

Льготным категориям – дополнительные скидки


Рассрочка оплаты

Индивидуальный график платежей согласуйте с менеджером приемной комиссии

Отзывы о НАДПО




Аудиоотзывы наших слушателей

Обратную связь выпускников можно послушать в реальном времени
Заявка на обучение или консультацию:

Ваша заявка принята, мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте номер телефона и мы с удовольствием расскажем вам о нашей академии:
Ваша заявка принята
НАВЕРХ