☞ Войти в систему дистанционного обучения ☜
8 800 600 69 16
8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных

Записаться на обучение
8 800 600 69 16 8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных
Записаться на обучение
Методики и задачи патопсихологии

Методики и задачи патопсихологии

Методики и задачи патопсихологии
Методики и задачи патопсихологии

Как физический недуг меняет человека, сложно не заметить: пациент плохо спит, теряет аппетит, а вместе с ним и вес, слабеет. Патологические изменения на уровне психики скрыты от окружающих, однако они есть и рано или поздно дадут о себе знать. 

Изучением трансформаций психических процессов и функций, которые происходят при различных заболеваниях, и их закономерностей занимается одно из направлений клинической психологии – патопсихология.


Патопсихология и ее особенности

предмет и задачи патопсихологии


Патопсихология – это прикладное направление клинической психологии, междисциплинарная наука, которая исследует, что происходит с психикой, психическим состоянием и личностными свойствами, психическими функциями, умственной трудоспособностью, когда человек заболевает, выясняет закономерности появления тех или иных патологических изменений и прослеживает их развитие. Другими словами, патопсихологи наблюдают за тем, как разрушаются психические процессы и функции, анализируют происходящие трансформации, сравнивая текущее состояние с тем, что должно быть в норме. 

Специфика нарушений в структуре личности, отклонений в психической деятельности, происходящих при патологических состояниях мозга, которые возникают вследствие повышенных нагрузок на психику, психических или соматических заболеваний, и закономерности этих неблагоприятных изменений составляют предмет патопсихологического исследования. 

Важно отличать патопсихологию от психопатологии. Психопатология обнаруживает, исследует, описывает и систематизирует проявления психических нарушений. Патопсихология при помощи психологических методов выясняет, как протекают и какую структуру имеют психические процессы, которые приводят к психическим расстройствам. 

История патопсихологии как науки началась на рубеже XIX-XX веков. Именно в это время в Европе и России стали появляться лаборатории, где разрабатывали экспериментально-психологические методы, позволяющие изучать нарушения психических процессов у пациентов, перенесших какие-либо заболевания. Параллельно ученые исследовали особенности психики здоровых людей, чтобы сопоставить полученные результаты. И уже в начале XX века появилось самостоятельное направление психологической науки – патологическая психология.


Ключевые задачи патопсихологии

предмет и задачи патопсихологии


Особого внимания заслуживает практическая значимость патопсихологии. Эта наука не медицинская, а клиническая. Основные задачи патопсихологии можно сформулировать так:

  • Получение в ходе исследования информации, которая помогает разграничить заболевания, имеющие схожие проявления, и поставить точный диагноз. Это может быть необходимо, например, когда симптоматика слабо выражена, нетипична для конкретного психического расстройства или напоминает признаки других патологий на начальной стадии или на этапе ремиссии. 

  • Анализ структуры психического расстройства и его уровня. Проводя исследование характера нарушений, их степени выраженности, патопсихолог получает данные, которые позволяют определить состояние пациента, поставить диагноз, оценить перспективы восстановления нарушенных психических процессов, понять, какие психокоррекционные или реабилитационные мероприятия нужны. 

  • Изучение психического развития и выявление в нем отклонений. Обнаружив аномалии в формировании психики, патопсихологи оценивают их структуру, степень выраженности, определяют, как можно их корректировать, разрабатывают рекомендации.

  • Изучение личности пациента, социальной среды, в которой он находится, его социальных позиций. Это помогает поставить функциональный диагноз, оценить, как складывается социальная или профессиональная адаптация человека. 

  • Анализ того, как развиваются психические нарушения под воздействием терапии, насколько эффективны выбранные методы и средства коррекции. Наблюдение за изменением состояния пациента позволит сделать объективные выводы о результативности принятых мер, не совершить ошибки, доверившись «показаниям» пациента, который может сознательно что-либо скрывать, чтобы как можно быстрее вырваться на свободу. 

  • Участие в реабилитации пациента. Патопсихологи совместно с другими специалистами анализируют обстановку, в которой находится пациент, помогают создать условия, которые будут способствовать скорейшей адаптации и позволят уменьшить риски инвалидизации. 

  • Участие в работе военно-врачебных, судебно-психиатрических, медико-социальных, врачебно-трудовых, психолого-медико-педагогических и других экспертиз. На основе результатов, полученных в ходе психодиагностического обследования, принимают решение о наличии ограничений службы в армии, делают выводы о вменяемости/невменяемости, определяют меру ответственности в случае совершения преступления и т. д. 

Кроме того, патопсихологическая диагностика помогает оценивать степень воздействия неблагоприятных факторов (производственных, экологических) на психику, распознавать различные профессиональные заболевания и обеспечивать их профилактику.


Патопсихология и ее разделы

предмет и задачи патопсихологии


Два основных направления этой научной дисциплины – это теоретическая (или академическая) и практическая (или прикладная) патопсихология. 

  • Теоретический раздел посвящен изучению общих закономерностей расстройств, возникающих в психике человека (в ее функциях, состояниях, свойствах) при различных патологиях мозга, и сравнению выявленных изменений с нормативными показателями. Результаты исследований помогают получить представление о том, что происходит в психике, когда человек заболевает. 

  • Прикладное направление патопсихологии сфокусировано на решении практических задач, а именно – на проведении патопсихологической диагностики для уточнения диагноза, на психотерапевтической работе со взрослыми пациентами, на коррекционно-развивающих занятиях с детьми, на анализе результатов проведенной терапии или экспертной оценке трудоспособности, на профилактике и т. д. 

Дополнительным критерием, на основании которого в патопсихологии можно выделить еще несколько разделов, является возраст пациентов и возрастные особенности психического развития. По этому принципу в науке есть направление дошкольной патопсихологии и патопсихология младших школьников, подростковая и юношеская патопсихология, а также направления, которые имеют дело со взрослыми и пожилыми людьми.


Какие методы и методики используют патопсихологи в своей работе

предмет и задачи патопсихологии


Основной метод патопсихологического исследования – это эксперимент, который позволяет определить причину патологических изменений, условия, в которых все происходит, выявить моменты, которые усиливают или ослабляют происходящие отклонения либо прекращают их. В дополнение к эксперименту патопсихологи могут использовать нестандартизированные методы – наблюдение, беседу, биографический метод (анализ истории жизни пациента), анализ продуктов деятельности испытуемого – и стандартизированные методы, например, различные анкеты, опросники, тесты, проективные методики или психофизиологические процедуры (например, электроэнцефалография, электромиография или электрическая активность кожи).

Программа исследования и выбор конкретных диагностических методик определяются клинической задачей, которую решает специалист. При этом учитываются и индивидуальные особенности объекта изучения – психическое состояние пациента, уровень образования, личностные характеристики, его отношение к исследованию. 

Изучить основы патопсихологии, принципы патопсихологического исследования, освоить методы и методики, позволяющие найти ответы на ключевые вопросы, вы можете в нашей Академии на курсе «Практическая патопсихология».



Все статьи
icon1
После успешной итоговой аттестации вы получите диплом о профессиональной переподготовке установленного образца.
icon2
Самым успешным студентам мы помогаем в трудоустройстве, предоставляя консультации от HR-эксперта, имеющего более 15 лет опыта работы в крупнейших российских и европейских компаниях.
icon3
Наши слушатели в подарок получают доступ к популярным сервисам ЛитРес и Библиоклуб, в которых имеется большой выбор специальной литературы на тему психологии, психотерапии и развития личности.
icon4
Если это необходимо, мы предоставим вам беспроцентную рассрочку на обучение, что избавит вас от необходимости обращаться в банк за кредитом.
icon5
Приходите в НАДПО и на личном опыте убедитесь во всех наших преимуществах! Растите, развивайтесь, учитесь вместе со своим ребенком. НАДПО — место, где вы сможете лучше понять себя и ваших близких. Не сомневайтесь — у нас будет интересно!
Хотите учиться у нас?

Спасибо, Ваша заявка принята!

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте заявку и с Вами свяжется сотрудник приёмной комиссии!
Ваша заявка принята

Московский диплом
Документ московской образовательной организации повышает вашу востребованность на рынке труда
100% онлайн-обучение
  • приезжать не нужно
  • тесты, практические работы и итоговый экзамен сдаются онлайн
Преподаватели
80% доктора и кандидаты наук с практическим опытом работы
Электронная библиотека
предоставляются методические материалы для всей программы с бессрочным доступом
Рассрочка 0%
  • В день обращения
  • От 2 до 12 месяцев
Скидки и льготы
  • группам от 3 человек — от 5 до 12%
  • выпускникам Академии — 5%
  • пенсионерам — 10%
  • льготным категориям — дополнительные скидки

Отзывы о НАДПО




Аудиоотзывы наших слушателей

Обратную связь выпускников можно послушать в реальном времени
Заявка на обучение или консультацию:

Ваша заявка принята, мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте номер телефона и мы с удовольствием расскажем вам о нашей академии:
Ваша заявка принята
НАВЕРХ