Корпоративная культура – это стандарты (формальные и неформальные) в жизни компании – «у нас так принято/не принято». Именно от корпоративной культуры зависят такие важные показатели, как качество обслуживания клиентов, лояльность руководства, вовлеченность в рабочий процесс сотрудников, эффективность их труда, отношения и атмосфера в коллективе.
Корпоративная культура складывается из:
-
нематериальных и материальных ценностей компании;
-
векторов развития компании;
-
традиций, которые складываются в коллективе, норм поведения, взаимоотношений между сотрудниками, коммуникаций с руководством;
-
вариантов для решения различных ситуаций в офисе, на производстве, в процессе работы с клиентами.
Зачем нужна корпоративная культура?
В глазах клиентов и потенциальных партнеров компания, имеющая собственную корпоративную культуру, выглядит всегда надежно и солидно. Такой компании хочется доверять и работать с ней.
Одно из направлений корпоративной культуры – это мотивация сотрудников. Эффективная культурная политика позволяет сотрудникам компании совершенствоваться и расти как профессионалам, продвигаться по карьерной лестнице, чувствовать причастность к большому делу и общей цели. В таких компаниях нет недостатка в сотрудниках и практически нет текучки кадров. Люди стараются работать как можно лучше, понимая, что взамен они получат не только зарплату, но и признание, возможность узнать что-то новое и повысить квалификацию, а значит и доход. Соответственно, чем лучше работает сотрудник, тем выше производительность труда и прибыль компании. В итоге это работает на репутацию компании, продвижение на рынке её и ее продуктов.
Помощь в адаптации и наставничество – еще одна отличительная черта корпоративной культуры. Нового сотрудника никогда не бросят на произвол судьбы, все объяснят, покажут и расскажут.
В корпоративной культуре обязательно прописывается политика коммуникаций: нормы взаимодействия между отделами, сотрудниками, руководителями и подчиненными. Например, в компаниях с грамотно построенной корпоративной культурой приветствуется конструктивный диалог между рядовыми сотрудниками и руководством: люди открыто и без опасения высказывать свою точку зрения, указывать на недостатки менеджмента, предлагать свои идеи. Такой подход позволяет высшему руководству получить объемный взгляд на компанию, получить инсайды, сплотить команду, а значит – укрепить бизнес.
Корпоративная культура также дает ориентиры для найма сотрудников, так как существуют четкие критерии «наш/не наш» для соискателей. Новые члены команды, подобранные с учетом таких критериев, быстрее адаптируются, активно делятся своей экспертизой и искренне стремятся улучшить бизнес-процессы. Как правило «наши» остаются в команде надолго, тем самым сокращая текучку кадров и расходы компании на поиск и привлечение персонала.
Культура – «машинное масло» для сложного механизма компании. При ее наличии бизнес становится единым целым, а каждый отдельный сотрудник, даже находясь в самом начале профессионального пути, осознает важность своей работы и не чувствует себя «винтиком». В итоге нормой становится командная работа, генерация идей, решение проблем в зародыше, забота не только о собственном результате, но и о продуктивности товарищей. Политика открытости способствует здоровым отношениям в коллективе, без интриг и сплетен, уходу от систем штрафов и административных наказаний.
Необходимо осознавать и помнить, что корпоративная культура – это не только единый фирменный стиль или дресс-код. Это совпадение жизненных ценностей каждого отдельного сотрудника с ценностями компании, общие и понятные всем цели, схожий образ мыслей и принятые всеми членами команды нормы поведения. Все это транслируется на рынок, из этого складывается имидж компании в целом.
Поэтому к разработке и внедрению корпоративной культуры необходимо в первую очередь привлекать специалистов по организационной психологии. Их услуги сейчас востребованы на рынке труда и тем, кто заинтересовался этой темой, можем порекомендовать наш курс дистанционного обучения – «Организационная психология. Психология менеджмента» (600 ч.)
Стоит ли вкладываться в развитие корпоративной культуры?
Однозначно, да. Некоторые руководители на вопрос о корпоративной культуре просто пожимают плечами – «я плачу людям зарплату, чего им еще нужно?». Да много чего! Признания. Понимание того, что их труд ценен и востребован. Что все вместе они делают одно важное дело и причастны к победам компании.
Любому руководителю нужны люди, преданные своему делу. Без единой корпоративной культуры этого не добиться. Да, можно увольнять, набирать новых. И так снова и снова. Ни к чему, кроме потери ресурсов и времени это не приведет.
С чего начинать? С себя. Потому что сотрудники в первую очередь смотрят на руководителя: как он работает, ведет себя в коллективе, разговаривает, решает проблемы. Ведь именно руководитель приносит свои ценности в корпоративную культуру, становится ее основателем. Такие начинания не стоят больших финансовых затрат, а дальше – время покажет.
Главное, помнить, что все финансовые и не финансовые вложения в развитие корпоративной культуры обязательно окупятся в будущем.