«Не может высидеть и минуты на месте», «Не умеет себя занять», «Постоянно крутится, мешает вести занятия», «Только новую машинку подарили, а уже колеса отломаны» – с такими жалобами часто обращаются за помощью к психологу родители и учителя излишне активных и непоседливых детей.
Почему ребенок неуправляем? Надо ли бороться с детской неуемной энергией и отсутствием внимательности и если «да», то как именно?
Признаки гиперактивности у ребенка
Детская гиперактивность в наше время не является редким фактором. Согласно статистике примерно одна пятая часть российских дошкольников обладает экспрессивным нравом и испытывает трудности с обучением, дисциплиной, вниманием и координацией. При этом уровень их интеллектуального развития не выходит за рамки норм.
Первые признаки гиперактивности можно заметить у малышей любого пола еще в грудном возрасте. У деток наблюдаются повышенный мышечный тонус, плохой сон, беспричинный и долгий плач, неоднократная рвота, не похожая на обычное срыгивание.
В детсадовский и начальный школьный периоды гиперактивные дети могут стать настоящей «головной болью» учителей: темперамент ребенка «бьет через край», он может без спроса вставать из-за стола, ходить по классу, громко разговаривать, мешая вести урок. Соблюдение дисциплины и правил таким ученикам даются с большим трудом, а потому заставить их подчиняться школьным порядкам и расписанию неимоверно трудно.
Нужно понимать, что гиперактивный малыш не выводит взрослых из равновесия специально, а, в силу своих особенностей, просто не может по-другому.
Если у ребенка в период не менее 6 месяцев присутствуют следующие признаки, ему на самом деле необходима помощь взрослых.
Признаками гиперактивности являются:
Беспокойность. Малыш все время находится в движении, сидеть на одном месте ему не под силу. Крутит руками и ногами, вертится, часто оглядывается. Во время урока встает из-за парты и хаотично передвигается по классу, не обращая внимание на замечания.
-
Отсутствие внимания. Неумение сосредоточиться на одном деле, невозможность довести начатое до конца, отрицание правил.
-
Не реагирует на слова и просьбы, хотя явно слышит, что к нему обращаются.
-
Забывчивость. Часто забывает свои вещи, теряет их, с трудом вспоминает, где именно оставил.
-
Нетерпеливость. Не умеет дослушать до конца, прерывает других, с трудом ожидает своей очереди в игре или на уроке.
-
Проблемы с речью. Нарушения разговорной или письменной речи – это тоже нередкая проблема активных деток.
-
Неряшливость. Вечно всклокочен, не причесан, не замечает пятен на одежде.
-
Ожидает награду. Отчаянно стремится получить поощрение за любую свою победу.
-
Перепады в настроении. Резкие и внезапные переходы от смеха к плачу, сложно успокаивается, легко возбудим.
Бешеный темперамент или болезнь?
Если перечисленные признаки становятся неизменными спутниками жизнедеятельности вашего ребенка, специалисты могут вести речь о диагнозе СДВГ – синдроме дефицита внимания с гиперактивностью. Это психоневрологическое расстройство, имеющее биологические причины, и его необходимо грамотно корректировать, чтобы помочь ребенку в адаптации к школе и налаживании взаимоотношений со сверстниками и педагогами.
Гиперактивность – это особенность нервной системы, нарушение внимания и отсутствие старательности, это не вредный характер, а психологический фактор. Поэтому проводить диагностику и назначать корректное лечение может только врач.
Причины СДВГ у детей
Откуда взялось расстройство и почему ребенок такой активный?
Причиной СДВГ специалисты считают минимальную мозговую дисфункцию, которую выявляет врач невролог.
Заболевание может быть вызвано следующими факторами:
-
осложнения во время беременности – кислородное голодание плода, анемия, ярко выраженный токсикоз, перенесенные простуды и стрессы, употребление алкоголя, курение;
-
родовые осложнения – кесарево сечение, низкий показатель по шкале Апгар;
-
генетические факторы – врожденные отклонения в системе головного мозга;
-
некачественное питание – наличие в рационе красителей и консервантов, дефицит витаминов.
Все эти факторы негативно влияют на процесс развития головного мозга и вызывают у ребенка нарушения памяти, внимания, устной и письменной речи.
Как работать с гиперактивными детьми?
Необходимо учесть все индивидуальные особенности гиперактивных деток и строить взаимоотношения с ними в верном ключе. Такие дети излишне впечатлительны и остро реагируют на критику и мораль, им кажется, что родители их не любят, сверстники и учителя осуждают. Нужно всегда помнить, что ребенок с СДВГ активно нуждается в ваших любви, сочувствии и понимании.
Есть ли способы помочь малышу-«активисту» найти свое место в жизни и коллективе, научиться любить и дружить, стать прилежным учеником?
Рекомендации для учителей
Устоявшиеся правила занятий в начальной школе не годятся для гиперактивных детей. Приучить такого ребенка к верному поведению на уроках и добиться заметных результатов в успеваемости помогут простые советы.
-
Составьте простой, но подробный план урока для ученика и предложите ему выполнить его в точности. Четко отделите все задания и озвучьте временной диапазон для исполнения.
-
Хвалите и поощряйте школьника за малейшую победу и успех.
-
Реагируйте на любые вопросы и просьбы о помощи, для этого целесообразно посадить активного малыша за первую парту поближе к себе.
-
Давайте ученику небольшие легковыполнимые поручения.
-
Заведите правила отпускать ребенка на перемену только после приведения рабочего места в порядок.
-
Активный малыш способен выполнять задания продуктивно не более 15 минут, далее его внимание рассеивается и для восстановления умственной продуктивности необходимы 5-7 минут отдыха. Следите за временем, организуйте небольшие зарядки и разминки.
Рекомендации для родителей
Родителям тоже необходимо подключиться к вспомогательному процессу и завести дома свои правила, которые помогут малышу адаптироваться к жизненным реалиям.
-
Составьте легкий и понятный распорядок дня и соблюдайте его всей семьей. Никогда не отклоняйтесь от намеченного курса, ребенок должен знать, что правила одинаковы для всех и исполнять их очень важно.
-
За каждое достижение не забывайте хвалить и поощрять малыша. За неудачи не спешите ругать, предложите ребенку помощь и постарайтесь вместе с ним исправить ситуацию.
-
Пытайтесь избегать массовых мероприятий и мест скопления народа, ребенок-активист очень неуютно себя чувствует в толпе и легко возбуждается.
-
Организуйте короткие передышки каждые 20 минут во время занятий, чтобы ребенок не успел устать.
-
Смиритесь, что выполнение домашних заданий станет вашим общим делом в первые школьные годы. Проговаривайте вслух, не торопите, вместе приходите к верным решениям.
-
Обратитесь за помощью к детскому психологу. При врачебной поддержке и грамотном медикаментозном лечении достигаются самые успешные результаты.
-
По возможности вы можете сами освоить психологическую программу для владения релаксационными методиками и практиковать их вместе со своими детьми. Например, одна из обучающих программ для работы с эмоциональным фоном детей и подростков: «Детская и подростковая релаксационная терапия» (72 ч.)
Как лечить СДВГ у детей
Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это врачебный диагноз, с которым справятся детские невролог, психолог, психотерапевт, психиатр. Диагноз ставится только после тщательного наблюдения за поведением ребенка и при сохранении активности признаков гиперактивного темперамента и нарушения внимания более полугода.
При раннем обнаружении симптомов заболевание легко купируется легкими успокоительными растительными препаратами, но ситуация требует четкого контроля, дабы не допустить более значительных отклонений в процессе деятельности мозговой системы.
Гиперактивный малыш отчаянно нуждается не только в моральной поддержке взрослых, но и в лечении и соблюдении определенного режима, который подбирает специалист.
Такое лечение подразумевает:
-
индивидуальный режим занятий в школе или детском саду, повышенное внимание педагогов, небольшое количество учеников в классе, полноценный отдых, физкультура и прогулки;
-
аутогенные и релаксационные тренировки, беседы с психологом для коррекции психоэмоционального фона;
-
фарм-терапия может быть назначена на усмотрение врача;
-
массаж шейного отдела, мануальные техники, кинезиотерапия;
-
для купирования речевых отклонений предполагаются занятия с логопедом.
Прогноз и профилактика СДВГ
Игнорировать явные признаки СДВГ довольно опасно, болезнь может прогрессировать и увенчаться в будущем такими проявлениями как психологическая нестабильность, алкоголизм, дезадаптация. Потому профилактические меры важно принять заранее. И начать следует с самих родителей еще до планирования беременности – бросить вредные привычки, пересмотреть свой рацион питания.
Современные психологические техники могут помочь сложным деткам адаптироваться к жизни и справиться со всеми препятствиями, научить дружить со сверстниками, удерживать внимание и контролировать свое поведение в обществе. Но взрослым следует помнить, что такие ребята больше, чем в лекарствах, нуждаются в нашей любви. Причем в любви безусловной. Не за пятерки и примерное поведение, а лишь за факт существования ребенка в нашей жизни.