


- приезжать не нужно
- тесты, практические работы и итоговый экзамен сдаются онлайн



- В день обращения
- От 2 до 12 месяцев

- группам от 3 человек — от 5 до 12%
- выпускникам Академии — 5%
- пенсионерам — 5%
- льготным категориям — дополнительные скидки
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это особенность развития, которая встречается у 5–15% детей (источник: справочник MSD). Мозг таких детей устроен и работает по-другому. Это врожденная особенность, которую нельзя убрать, но можно научиться успешно и счастливо жить с ней. В статье рассказали подробно о причинах, признаках, методах коррекции и профилактики СДВГ. А также подготовили советы для родителей, учителей и психологов — как помочь ребенку с СДВГ.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности — это комплекс симптомов, вызванных особенностями работы мозга. Человеку с СДВГ сложнее сосредотачиваться, контролировать свои действия и сдерживать порывы. Это не лень и не плохое поведение, а особенность нервной системы.
Причины СДВГ до сих пор точно не определены и продолжают изучаться. Пока ученые сходятся во мнении, что это результат сочетания генетики, особенностей развития мозга и влияния среды (биопсихосоциальная модель).
Генетика — главный фактор. Если у кого-то из родителей, братьев, сестер или других родственников были похожие трудности — есть вероятность, что ребёнок тоже столкнется с этим.
Генетическая предрасположенность объясняет от 70 до 80% случаев развития СДВГ (источник: метаанализ, опубликованный в журнале Nature Genetics). Ученые даже выявили конкретные гены — те, которые участвуют в нейротрансмиссии, развитии мозга и регуляции дофаминовой системы (DRD4 и DRD5, DAT1 (SLC6A3), SNAP25).
Особенности работы мозга. У людей с СДВГ мозг развивается немного иначе:
Общий объём может быть чуть меньше нормы.
Некоторые отделы, например те, что отвечают за внимание, самоконтроль и планирование, созревают медленнее.
На электроэнцефалограмме (ЭЭГ) могут быть заметны изменения волн мозга, связанные с медленной переработкой информации.
Но важно: ни одно из этих наблюдений само по себе не является основанием для постановки диагноза. Это лишь часть общей картины.
Среда и условия развития. Эта группа факторов не вызывает, но может усилить проявления СДВГ. Сильный стресс и жестокое обращение с ребенком, частые смены семьи (для приемных детей), влияние токсичных веществ (например, свинца), внутриутробное воздействие алкоголя и никотина — всё это повышает риск развития СДВГ.
Многие родители отмечают, что ребенок очень активный с младенчества. Но до 4 лет отличить обычную активность от СДВГ сложно — в этом возрасте дети и так могут быть подвижными и импульсивными. Чаще всего диагноз ставят в начальной школе, когда ребенку становится трудно сконцентрироваться, появляются проблемы с вниманием и учебой.
С возрастом признаки СДВГ меняются:
В дошкольном возрасте преобладает гиперактивность — ребенок постоянно бегает, суетится, не может сидеть спокойно.
В школе на первый план выходит невнимательность — ребёнку сложно сосредоточиться, он часто забывает инструкции или теряет вещи.
В подростковом возрасте дети становятся внешне менее гиперактивными, но внутри всё ещё могут ощущать тревожность, напряжение и беспокойство.
Есть четкие критерии СДВГ, которые прописаны в Международной классификации болезней и в Диагностическом и статическом руководстве по психическим расстройствам (DSM). Мы в этой статье разберем, как определить СДВГ по диагностическим маркерам из DSM-5.
Если говорить кратко, то диагноз СДВГ ставят, когда наблюдается устойчивое наличие проблем с вниманием и/или гиперактивностью, которые мешают ребенку учиться, строить отношения, жить и развиваться.
Устойчивое наличие — это когда проявления СДВГ сохраняются на протяжении полугода и дольше.
Дополнительные важные условия диагностики:
Первые признаки (и невнимательности, и гиперактивности) появились до 12 лет.
Проявления видны в двух или более ситуациях — дома, в школе, среди друзей, в других местах.
Симптомы не объясняются лучше другими психическими расстройствами, например, шизофренией, тревожным расстройством или депрессией.
Теперь рассмотрим каждую группу симптомов подробнее.
Чтобы рассматривать невнимательность как проявление СДВГ у детей до 17 лет, необходимо чтобы было минимум шесть из перечисленных симптомов. Для подростков старше 17 лет — минимум пять.
Та же схема: для постановки диагноза должны быть заметны минимум 6 симптомов у детей или 5 симптомов у подростков.
После того как основные симптомы исследованы, специалист определяет тип СДВГ:
Смешанная форма — если есть и невнимательность, и гиперактивность-импульсивность.
Преимущественно невнимательная форма — только невнимательность.
Преимущественно гиперактивно-импульсивная форма — только гиперактивность и импульсивность.
Также специалист определяет степень тяжести СДВГ:
Легкая — симптомов минимум, жизни почти не мешают.
Средняя — выраженность симптомов между легкой и тяжелой.
Тяжелая — много или особенно тяжелые симптомы, серьезные трудности в жизни.
Основной метод диагностики — беседа с клиническим психологом (нейропсихологом) и психиатром. Также иногда может быть привлечен невролог и другие специалисты при необходимости.
Кроме наблюдения за клиентом и клинического интервью с ребенком и родителями, могут быть использованы диагностические тесты. Например:
Шкала диагностики СДВГ Свенсона (заполняет ребенок).
Анкета для определения гиперактивности у ребенка по Д. Коннерсу (заполняют родители или воспитатели / другие значимые для ребенка взрослые).
Тест М. Алворда и П. Бейкера на гиперактивность ребенка (заполняют взрослые).
Вандербильтская шкала оценки СДВГ (заполняют взрослые).
Шкала ADHD Rating Scale-IV (заполняют взрослые).
Специалист может использовать и другие тесты, например, для точечной и всесторонней оценки внимания или эмоциональной сферы.
Опросники подходят и для самодиагностики, но только чтобы понять — стоит ли обращаться к психиатру. Сами по себе результаты теста не являются диагнозом. Его может поставить только врач после личного знакомства с клиентом и всесторонней объективной диагностики.
Многие люди ищут ответ на вопрос как избавиться от СДВГ, но совсем убрать эту особенность не получится — только скорректировать проявления. Ниже мы будем говорить про лечение, но важно понимать, что это означает коррекцию.
Лечение СДВГ должно быть комплексным. Основной акцент делается на психосоциальные методы (психотерапию, поведенческие методы и педагогические вмешательства), а медикаментозная терапия применяется дополнительно. Рассмотрим основные направления помощи.
В лечении СДВГ особенно эффективна когнитивно-поведенческая терапия — разные ее направления (источник: Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, 2023).
Это один из самых важных подходов, потому что дети с СДВГ часто не справляются со своими симптомами самостоятельно, а родители не всегда знают, как им помочь. В рамках тренинга мамам и папам рассказывают, как справиться с СДВГ:
Давать ребенку четкие, короткие, понятные инструкции.
Строить день ребенка по расписанию, учитывая сложные периоды, когда внимание и самоконтроль «рассыпаются».
Использовать правило «1:5» — за каждый случай критики должно быть как минимум пять похвал.
Снижать уровень стресса в семье и выстраивать спокойное, поддерживающее общение.
Такие тренинги особенно эффективны для снижения у ребенка агрессивного и вызывающего поведения, а также эмоциональных срывов.
Родители с поддержкой психолога учат ребенка распознавать последствия своих действий и мотивировать к самоконтролю через систему поощрений и правил.
Простые приемы КПТ, которые помогают справиться с гиперактивным ребенком:
Жетонная система — за соблюдение договоренностей ребенок получает жетоны (фишки, наклейки), которые можно обменять на приятные бонусы, например, на дополнительное время для игры или любимое занятие.
Отнятие жетонов — если правила нарушаются, то часть жетонов снимается.
Семейные правила — совместно с ребенком составляются 3 понятных правила, которые легко контролировать каждый день.
Дополнительно родители применяют:
Позитивное подкрепление — похвала, объятия, небольшие приятности за успехи.
«Тайм-аут» — временный перерыв и изоляция на 3–5 минут, если поведение выходит из-под контроля.
Метод чрезмерного исправления — ребёнок не просто устраняет последствия плохого поступка, а делает больше (например, моет весь пол, а не только пятно).
Новое, но перспективное направление. Осознанность — это способность управлять вниманием, удерживать фокус на текущем моменте и переключаться с раздражающих факторов. Такая работа с гиперактивными детьми помогает им стать более спокойными и внимательными, снижает уровень гиперактивности.
Каждый ребенок с СДВГ уникален. Поэтому лучший результат дает сочетание нескольких методов, адаптированных под потребности конкретного ребенка и семьи.
Если хотите узнать больше о том, как работать психологу с ребенком с СДВГ — рекомендуем записаться к нам на обучение. На курсе повышения квалификации «Психолого-педагогическое сопровождение детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)» вы узнаете, как помочь ребенку с СДВГ в школе и дома:
Научитесь диагностировать СДВГ и разберетесь в его проявлениях в зависимости от возраста.
Овладеете проверенными методы помощи детям — от психологических игр и упражнений до тренировки навыков общения и самоконтроля.
Узнаете, как организовать обучение и создать комфортные условия для детей с СДВГ в ДОУ и школе.
Сможете поддерживать родителей, объясняя им, как справляться с трудностями в поведении ребенка.
Курс полностью дистанционный, обучение можно совмещать с работой и семьей. После окончания вы получите удостоверение о повышении квалификации, внесенное в Федеральный реестр документов об образовании.
Школа и детский сад — важные пространства, где проявляются трудности ребенка с СДВГ. Если учителя и воспитатели могут создать комфортные условия, то ребенку проще адаптироваться и учиться. Посмотрим, как помочь ребенку с СДВГ в школе.
Четкие границы и понятные правила. Дети с СДВГ легче справляются с поведением, если знают, что от них ожидают. Важно, чтобы правила были краткими, конкретными и постоянно повторялись. Например: «Слушаем, когда говорят», «Сидим на месте во время объяснения».
Дробление заданий. Большие, сложные задачи вызывают у детей с СДВГ стресс и потерю мотивации. Лучше делить задания на маленькие части с понятным результатом. Это помогает сохранять внимание и ощущение успеха.
Смена активности. Долгое сидение за партой усиливает гиперактивность. Если чередовать умственные и физические задания, включать короткие двигательные паузы — снижается утомляемость и улучшается поведение.
Визуальные подсказки. Напоминания, карточки с правилами, расписания на видном месте — всё это помогает удерживать внимание и снижает тревожность.
Позитивное подкрепление на уроках. Даже маленькие успехи стоит отмечать: словами поддержки, наклейками, смайликами. Это повышает самооценку ребёнка и мотивацию стараться дальше.
Индивидуальный подход. Если возможно — адаптировать учебные задания под уровень ребенка, дополнительно объяснять и гибко относиться к мелким ошибкам.
Важно, чтобы педагог и родители сотрудничали — вместе обсуждали успехи и трудности, подбирали оптимальные стратегии. Такой подход помогает не только улучшить поведение, но и укрепляет веру ребенка в себя.
Физиотерапия и массаж рассматриваются как вспомогательные методы лечения СДВГ у подростков и детей.
Особенно убедительные данные имеются по применению массажа. Например, метаанализ 2019 года показал, что массаж способен значительно снизить выраженность симптомов СДВГ, включая гиперактивность и невнимательность. Эффект оказался сопоставимым или даже превышающим результаты медикаментозного лечения метилфенидатом (источник: Complementary Therapies in Medicine).
Исследования Тиффани Филд и коллег показали, что курс массажа у подростков с СДВГ приводит к снижению тревожности, улучшению концентрации и общего поведения, а также улучшению сна (источник: Журнал Канадской академии детской и подростковой психиатрии). В Швеции аналогичные результаты были получены у подростков 15–17 лет: после десяти сеансов тактильного массажа отмечалось стойкое улучшение внимания, снижение импульсивности и гиперактивности как сразу после курса, так и спустя три месяца (источник: сайт Гетеборгского университета). Более свежие данные за 2024 год также подтверждают положительное влияние массажа на поведение, сон и способность к обучению у детей и подростков с СДВГ (источник: Complementary Therapies in Clinical Practice).
Что касается других физиотерапевтических методик — таких как лазеротерапия, магнитотерапия, электрофорез, гидротерапия или биологическая обратная связь — то пока они имеют ограниченную доказательную базу. Существующие публикации указывают на возможное улучшение моторики, эмоционального состояния и когнитивных функций у детей с СДВГ, однако крупномасштабных клинических исследований, подтверждающих эффективность этих подходов, пока нет.
Таким образом, массаж можно рассматривать как эффективное и безопасное дополнение к комплексной терапии СДВГ у детей. В то же время другие физиотерапевтические методы требуют дальнейших исследований для подтверждения их эффективности и безопасности.
При лечении СДВГ у детей медикаменты назначают редко. Обычно к ним прибегают, если психотерапия, работа с родителями и педагогические подходы не дают нужного эффекта, а симптомы сильно мешают учебе, общению и жизни ребенка. Особенно осторожно к медикаментам подходят у дошкольников.
В целом, как и другие методы, лекарства помогают:
Снизить выраженность гиперактивности, импульсивности и невнимательности.
Улучшить способность ребенка сосредотачиваться и контролировать поведение.
Справиться с сопутствующими трудностями — тревожностью, нарушениями сна, эмоциональными срывами.
Важно придерживаться комплексного подхода в коррекции СДВГ: работа психолога с ребенком, медикаментозная терапия (при необходимости), поддержка в школе и дома (источники: Интерактивная наука, 2021; Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, 2023; Frontiers in Psychiatry, 2024).
Работа психолога и педагогов с гиперактивными детьми дает видимые результаты. При своевременной диагностике и комплексном подходе у большинства детей наблюдается улучшение поведения, повышение концентрации внимания и улучшение успеваемости в школе.
Чем раньше начата коррекция, тем выше вероятность успешной адаптации ребенка в социальной и учебной среде. Точнее об ожидаемых прогнозах смогут сказать психолог и врач после комплексного обследования ребенка.
Главное, что нужно запомнить: никто не виноват в том, что у ребенка СДВГ — ни он, ни родители. Это следствие совпадения множества факторов. Из-за этого нельзя конкретно сказать, как предотвратить СДВГ. Но мы можем назвать факторы, на которые полезно обратить внимание, чтобы постараться уменьшить риск развития синдрома.
Здоровье матери во время беременности |
|
Правильное течение родов |
|
Экологическая безопасность |
|
Своевременное выявление и лечение нейропсихологических нарушений |
|
Создание благоприятной семейной атмосферы |
|
Просвещение родителей |
|
Следует помнить, что даже при соблюдении всех рекомендаций невозможно гарантировать полную профилактику СДВГ, так как большую роль играют наследственные и биологические факторы.
Воспитание и семейный климат не вызывают СДВГ, но могут повлиять на то, насколько выраженными будут его проявления. Поддержка, понимание и помощь родителям могут сделать жизнь ребёнка с СДВГ значительно легче.
Говорите спокойно и ясно. Давайте простые, короткие инструкции: медленно, спокойным тоном, сохраняя зрительный контакт с ребенком. Инструкции должны быть максимально конкретными, не длиннее 8–10 слов.
Выбирайте подходящий момент. Начинайте разговор, когда ребенок расслаблен, например, во время игры или прогулки. Так ему будет легче сконцентрироваться на ваших словах. Никогда не заставляйте общаться и не говорите ребенку, что он проблемный.
Поддерживайте позитив. При малейшем успехе хвалите ребенка: мягкая похвала и поощрение очень мотивируют. Поощряйте любые старания — даже если ребенок выполнил задание наполовину, отметьте усилия. Помните: обычно дети с СДВГ привыкли к критике, поэтому старания и удачные действия нужно особенно выделять.
Устанавливайте правила и границы. Объясните четко, что можно и что нельзя делать, и внимательно следите за соблюдением этих правил. Если ребенок совершил недопустимый поступок, спокойно объясните, почему это неправильно, и повторите правило. Например: «Я замечаю, что ты снова вскочил со стула в классе. Я понимаю, тебе может быть сложно сидеть на месте, но важно помнить: вставать без разрешения нельзя, потому что это мешает учителю».
Важно не просто запрещать поведение, а предлагать альтернативу. Например, если ребенок рисует на стенах — предложите рисовать на прикрепленных листах. Такой подход снижает конфликты и помогает ребенку постепенно учиться самоконтролю.
Заранее предупреждайте о смене активности. Дети с СДВГ тяжело переключаются между делами: за 5–10 минут до перехода скажите, что скоро закончится текущее занятие. Говорите об этом в позитивном ключе («Через пять минут у нас будет обед, ты отлично поработал»). Ясные напоминания и график помогают подготовиться к перемене действий и снижают тревожность.
Четкий режим дня. Установите стабильный ежедневный распорядок: время подъема, приема пищи, выполнения уроков и отхода ко сну. Повесьте на видном месте расписание или список дел (например, на холодильнике) — это даст ребенку чувство предсказуемости. Рутинные ритуалы (утренние сборы, вечерние чтения) помогут снизить поведенческий хаос.
Дополнительно важно, чтобы окружающее пространство тоже оставалось максимально стабильным. Не переставляйте мебель слишком часто, не меняйте обстановку внезапно. Гиперактивные дети лучше чувствуют себя в предсказуемом мире, где всё на своих местах — это помогает снизить излишнее возбуждение.
Организованная среда. Уберите лишние предметы из рабочего места ребенка, оставьте в зоне видимости только необходимые для текущей задачи вещи. Имея отдельные места для одежды, рюкзаков и игрушек, вы приучаете ребенка к порядку и облегчаете ему навигацию в пространстве.
Особое внимание уделите рабочему месту. Лучше, если оно будет расположено в тихом углу квартиры, вдали от телевизора и проходных зон. Стол и стул должны соответствовать росту ребенка: важно, чтобы его ноги уверенно стояли на полу — это помогает улучшить концентрацию и предотвращает утомление.
Четкие правила и поощрения. Дети с СДВГ особенно нуждаются в последовательных и понятных правилах. Установите несколько простых семейных правил и последовательно их придерживайтесь. За хорошее поведение сразу поощряйте ребенка — словесной похвалой или небольшим бонусом (наклейкой, дополнительным временем за любимым занятием). Отмечайте даже малые успехи: ребенку важно чувствовать, что он может радовать родителей.
Хорошо работает система немедленных поощрений. Детям с СДВГ трудно ждать, поэтому похвала или приятный бонус должны следовать сразу за желаемым поведением. Можно использовать жетоны или наклейки, которые потом обмениваются на награду (совместное занятие, дополнительное игровое время и т. п.).
Небольшие задачи и перерывы. Разбивайте домашние задания и любые длительные дела на короткие отрезки по 15–20 минут, делайте между ними небольшие паузы. Короткие цели проще воспринимать и осваивать. Например, скажите: «Сейчас мы поработаем над уроками 15 минут, а потом отдохнем 5 минут». По мере привыкания постепенно увеличивайте время занятий.
Важно заранее знакомить ребенка с новой информацией, например, обсудить дома темы, которые будут на следующем уроке в школе. Это снижает тревожность и помогает лучше усваивать материал.
Здоровый образ жизни. Обеспечьте ребенку достаточный сон, активность и правильное питание. Участие в спорте или игра на свежем воздухе помогают расходовать лишнюю энергию и улучшают концентрацию. Следите за питанием: при СДВГ полезна сбалансированная диета и снижение количества искусственных красителей и «быстрых» углеводов.
Обратите внимание: не все спортивные секции подходят гиперактивным детям. Большинству нравятся плавание, конный спорт, прогулки с родителями. Перед сном особенно полезны неторопливые совместные прогулки — они помогают расслабиться и обсудить важные темы.
Также старайтесь ограничить ребенка от длительного пребывания в местах большого скопления людей (магазины, ярмарки) — такая обстановка может усиливать перевозбуждение.
Единый подход семьи. СДВГ — это проблема всей семьи. Важно, чтобы и мама, и папа понимали диагноз и действовали последовательно. Делите обязанности: оба родителя должны быть вовлечены в режим и обучение ребенка. Обсуждайте между собой принятые подходы (например, систему поощрений), чтобы не выдвигать противоречивых требований.
Поиск поддержки. Не оставайтесь с проблемой в одиночку. Участие в группах поддержки для родителей или регулярные встречи с психологом дают новые идеи и отвлекают от стресса. Обмен опытом с теми, кто воспитывает гиперактивных детей, помогает обмениваться опытом и понять, что вы не одиноки.
Планируйте и фиксируйте задачи. Составляйте распорядок дня и рабочие списки даже для себя. Четкий план действий помогает избежать хаоса, снижает стресс и дает ощущение контроля над ситуацией.
Выделяйте время для себя. Даже 15–30 минут в день личного времени могут значительно поднять настроение. Занимайтесь тем, что приносит радость, и объясните ребёнку (и себе), что вы тоже нуждаетесь в отдыхе.
Поддерживайте свои интересы и границы. Старайтесь не отменять собственные увлечения и встречи с друзьями. Если вы ощущаете, что семья «поглощает» все свободное время, делегируйте часть забот (няня, родственники, друзья).
Обращайтесь за помощью, если нужно. Родитель ребенка с СДВГ часто испытывает усталость, тревогу и даже депрессию. Не стесняйтесь обсуждать свои чувства с психологом или друзьями. Участие в группе поддержки или встреча с психотерапевтом помогает снизить уровень тревоги и избавиться от чувства вины.
СДВГ — это неврологическое и поведенческое расстройство, характеризующееся постоянными симптомами невнимательности, гиперактивности и импульсивности, которые не соответствуют возрастному уровню развития и существенно влияют на повседневную жизнь человека.
Есть исследования, которые подтверждают, что среди людей с СДВГ много, талантливых и креативных (источник: Frontiers in Psychology). Возможно, это связано со способностью замечать даже самые мелкие детали, тонко чувствовать мир и быстро переключаться от одной идеи к другой.
Нет, интеллект не страдает. Человек может быть очень умным и способным, но из-за особенностей внимания ему трудно концентрироваться на информации и выполнять задачи. Поэтому могут возникать проблемы с освоением школьной программы. Главное — не бороться с ребенком, а стараться понять его и помочь ему.
Считается, что у девочек СДВГ встречается в 2–3 раза реже, чем у мальчиков (источник: DSM). Но в последние годы набирает популярность теория о том, что распространенность синдрома примерно одинаковая — просто у девочек его реже диагностируют. И связано это с тем, что девочки чаще проявляют «спокойную» форму — у них меньше заметна гиперактивность и чаще выражена невнимательность (источники: DSM-5; Italian Journal of Pediatrics, 2023).
СДВГ — это врожденная особенность развития, которая будет с человеком всю жизнь (как рост или цвет глаз). По мере взросления человека симптомы могут меняться, например, у взрослых чаще преобладает невнимательность, а не гиперактивность (источник: DSM). Но лучше не пускать ситуацию на самотек и сознательно заняться коррекцией СДВГ.
Раньше думали, что это «детское расстройство», но сегодня известно — у взрослых симптомы сохраняются. Просто гиперактивность становится менее заметной, а вот рассеянность, забывчивость и трудности с планированием остаются.
СДВГ часто приводит к проблемам в учебе, общении и работе. Дети с СДВГ чаще сталкиваются с агрессивным поведением в подростковом возрасте, а взрослые — с нарушением закона и зависимостями. Также люди с СДВГ чаще получают травмы, попадают в аварии и нарушают правила на дороге. Еще у них выше риск ожирения.
Проблемы с учебой и отвержение сверстников чаще связаны с невнимательностью, а конфликты и травмы — с гиперактивностью и импульсивностью (источник: DSM).
СДВГ часто сочетается с другими особенностями развития, что может затруднять постановку диагноза. Поэтому важно, чтобы диагностику (в том числе дифференциальную) проводил специалист.
Какие проблемы часто идут вместе с СДВГ:
У 50% детей с комбинированной формой СДВГ и у 25% с преимущественно невнимательной формой бывает оппозиционное расстройство (поведение наперекор взрослым).
Многие дети и подростки с перепадами настроения (дисфорией) имеют симптомы СДВГ, но не все дети с СДВГ страдают дисфорией.
Тревожность и депрессия бывают у людей с СДВГ чаще, чем у других, но все равно встречаются не у всех.
Также могут встречаться: обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР), тики, расстройства аутистического спектра (РАС).
Итак, мы выяснили, что СДВГ — это врожденные особенности работы мозга и нервной системы. Его нельзя вылечить, но можно успешно корректировать. Для легких случаев достаточно оптимизации образа жизни, для тяжелых есть медикаментозная поддержка.
Спасибо, Ваша заявка принята!
Мы свяжемся с Вами в ближайшее
время!