Все мы родом из детства. Травмы, перенесенные в юном возрасте – и психологические, и физические – так или иначе сказываются на том, как будет жить человек дальше. Невысказанные слова, непрожитые до конца истории, непонятые и додуманные в соответствии со своими собственными установками поступки близких могут стать отправной точкой, с который вся жизнь пойдет наперекосяк.
Найти эти точки, доиграть свою роль, дополнить недостающими фрагментами образ и реализовать свои желания помогает гештальт-терапия.
О детской гештальт-терапии
Детская гештальт-терапия как самостоятельное направление психотерапии начала формироваться в 1970-х. Отправной точкой стала книга Вайолет Оклендер «Окна в мир ребенка». Если до этого момента детство представлялось периодом максимальной уязвимости, зависимости, периодом травм, последствия которых могли преследовать человека и в сознательном возрасте, то теперь ребенка стали рассматривать как самостоятельную личность. Эта личность переживает разные эмоции, формируется и развивается во взаимодействии с окружающими ее людьми – ровесниками или взрослыми. Такое представление о ребенке стало основой для использования гештальт-подхода в работе с юными пациентами.
С точки зрения гештальт-терапии, детство – это время, когда человек учится ориентироваться в окружающем его мире, в самом себе. Движущей силой становится любопытство, стремление к познанию. В детстве ребенок получает первичный опыт, исследует все вокруг, наделяет события и предметы смыслом. И несмотря на свою зависимость от взрослых, малыш обладает определенным ресурсом самостоятельности – например, уже в младенчестве кричит и активно брыкается, чтобы добиться того, что ему нужно. С возрастом степень автономности увеличивается – ребенок учится самостоятельно ходить, разговаривать, начинает регулировать дистанцию с другими людьми. Большое влияние на малыша оказывает его семья – он видит, слышит, осмысливает, что происходит дома, активно участвует во всем, умеет использовать ситуацию в собственных интересах, чувствует свою ответственность за отдельные моменты. Что, впрочем, нередко становится одним из источников его страданий и причиной отдаленных последствий – например, в том случае, если он считает себя виноватым в ссорах родителей или каких-то других семейных проблемах.
Или наоборот – ребенок учится разделять свою ответственность за что-то и ответственность родителей.
Осознавание ребенком себя и своих жизненных обстоятельств становится одним из предметов гештальт-терапии. Такое осознавание себя и своего опыта помогает исправлять неэффективные схемы поведения, расти и развиваться.
На пути к самому себе возникают препятствия:
-
ребенок не различает свои ощущения, переживания (конфлюенция);
-
собственные желания и чувства ребенка вытесняются и подменяются чужими оценками, ожиданиями, инструкциями (интроекция);
-
ребенок отрицает свои переживания, отказывается от них и приписывает их окружающему миру (проекция);
-
вместо того чтобы менять обстоятельства, ребенок меняет себя, «прогибается» под окружающий мир (ретрофлексия).
Преодолеть такие преграды помогает гештальт-подход.
Терапевтическое воздействие может быть направлено как на ребенка, так и на систему «ребенок – родитель». Внимание будет сфокусировано либо на самом юном пациенте (если прорабатываться будет его восприятие себя, своих эмоций и действий), либо на другом человеке (если нужно распознать и дифференцировать эмоции и действия другого).
Особенности детской гештальт-терапии
Помочь ребенку осознать свои потребности, чувства, желания и научиться свободно их проявлять – в этом состоит главная задача детской гештальт-терапии. И в этом она сходится с гештальт-подходом в работе со взрослыми пациентами. Однако, как и любое другое направление психотерапии, детская гештальт-терапия имеет свои особенности. Вайолет Оклендер отмечает следующие моменты:
-
Сам ребенок редко просит о помощи (исключением могут быть подростки). Взрослые же, даже заметив изменения в поведении малыша, поначалу не придают этому значения, не признают или не хотят признавать наличие проблемы, считают, что это временные трудности и ребенок их сам перерастет. Мало кто готов признавать свою родительскую (или педагогическую) несостоятельность, неправоту. Кого-то могут сдерживать стоимость лечения, время, которое придется посвятить визитам к специалисту, или неприятные моменты, которые позволит выявить терапия. Все это приводит к тому, что взрослые – родители, учителя – обращаются за помощью к психотерапевту поздно, когда ситуация уже стала сложной для обеих сторон «конфликта» (и для ребенка, и для взрослых). Поводом может быть какое-либо событие (сильное потрясение, болезнь ребенка, гибель близкого человека).
-
Малышам вовсе необязательно рассказывать о своих открытиях, об осознании причин своего поведения. Достаточно определить, какие чувства заблокированы, какие скрытые мотивы руководят действиями ребенка – и процесс эмоционального роста и развития возвращается в свою колею.
-
Детская психотерапия отличается своей непродолжительностью: большинство проблем вполне реально решить за 3-6 месяцев (при 1 занятии в неделю).
-
При работе с детьми психотерапевт должен сохранять полную нейтральность и не брать в расчет то, что он знал о юном пациенте до лечения – от его родителей, из его школьных документов и т. д. Делать выводы о том, что из себя представляет ребенок, специалист должен в моменте – «здесь и сейчас», когда «отключено» внешнее воздействие – знакомых людей или привычной среды.
Еще одна особенность детской гештальт-терапии состоит в том, что в силу своего юного возраста не все пациенты знают названия чувств. Поэтому каждая детская терапевтическая сессия содержит обучающий компонент. Специалист рассказывает ребенку о том, какие эмоции может испытывать человек и зачем они ему нужны, как выглядят эмоции и чем они отличаются друг от друга.
Какие методы и техники гештальт-терапии помогают в работе с детьми
Ребенок может не только не знать или не понимать, какие именно чувства испытывает или что делать со своими желаниями. Однажды продемонстрировав их окружающим и увидев их реакцию – не всегда адекватную, малыш может испугаться или застыдиться своих эмоций и в дальнейшем игнорировать или надежно запрятывать их поглубже. Это может стать источником неприятностей. Психотерапевт помогает юному пациенту докопаться до истины, достать и расшифровать желания и потребности, которые взрослые могут принимать за детские капризы. Для этого у него есть целый арсенал методов, методик, техник и приемов.
По форме работы методы могут быть групповыми и индивидуальными. Группа имеет массу преимуществ. Она становится для юного пациента своеобразным островком безопасности, где создаются идеальные условия для тех, кто учится взаимодействовать с окружающими, пробует новые формы поведения, учится отвечать за свои поступки. Общение с другими детьми помогает ребенку понять, что у них могут быть такие же проблемы, они могут испытывать такие же эмоции.
В зависимости от того, какие материалы и техники использует психотерапевт, различают такие методы, как:
-
Поведенческие техники.
-
Игровая терапия (например, игра в куклы или создание песочных композиций).
-
Графические (или рисуночные) методы. Это может быть рисунок на свободную или заданную терапевтом тему, рисование пальцами или ногами, групповой рисунок. Рисование облегчает «обход» строгой внутренней цензуры и доступ к другим и самому себе, ускоряет тем самым процесс лечения и восстановления ребенка.
-
Скульптурные методы. Создание коллажей, поделок из дерева, глины, теста, карты упрощает ребенку задачу выразить то, что с ним происходит или происходило.
-
Методы развития сенсорного опыта. Помогают осознать свои ощущения – зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные и осязательные – и зафиксировать в памяти особенности восприятия. К этой же группе относят приемы медитации, релаксации, движения тела.
-
Работа с метафорами (психотерапевтические истории по технике Дорис Бретт). Суть метода заключается в том, что терапевт рассказывает ребенку истории, в которых в виде метафор зашифрованы знакомые всем детям проблемы – гиперактивность, застенчивость, страхи. Герои этих историй похожи на самих юных пациентов, но они ведут себя по-другому, что постепенно и ненавязчиво помогает скорректировать имеющиеся установки.
-
Драматургическое творчество (ролевые игры, инсценировки, пантомима). Участвуя в постановках, импровизируя, дети учатся лучше чувствовать свое тело, осознавать свои чувства, становятся понятнее для себя самих и в то же время получают возможность выйти за рамки – расширить свои границы, обнаружить свои скрытые ресурсы, обрести индивидуальность и уверенность в себе.
В основе большинства методов, применяемых в детской гештальт-терапии, лежит проекция чувств, переживаний, желаний ребенка на героев истории, сюжет поделки или рисунка. Это важно, потому что проекция отражает те знания, опыт, которыми маленький человек обладает, а исследование проекции помогает лучше понять ощущения, завершить открытые ситуации – закрыть гештальт.
Когда применяется гештальт-терапия?
Чаще всего причиной обращения к психотерапевту служат такие проблемы в поведении детей, как
-
агрессия;
-
аутизм;
-
чувство вины;
-
гиперактивность;
-
гнев;
-
замкнутость;
-
неприятие коллективом;
-
одиночество;
-
отношения с сиблингами (братьями и сестрами);
-
переживание горя (утраты, потери);
-
различные страхи;
-
пережитые стрессы;
-
травмы.
Рассмотрим основные случаи применения гештальт-подхода в работе с детьми более подробно.
Переживание горя (потери, утраты)
С самого раннего детства человеку периодически приходится переживать горечь утраты. Реальный масштаб трагедии может быть разным – мышка украла соску, на прогулке потеряли любимую игрушку, умер домашний питомец, друга перевели в другой детский сад, переехали в другой район или город, родители решили развестись и т. д. Независимо от тяжести каждая такая ситуация заставляет ребенка страдать, травмирует, оставляет в душе «зарубку» на память. По мере взросления такие «зарубки» накапливаются. Если эмоции горя не выражаются так, как должны, или выражаются не в полной мере, это может стать серьезным препятствием для нормального развития малыша.
Детские страдания не могут длиться долго – месяцы, годы. Ребенок в состоянии самостоятельно справиться со своим горем. Если бы не установки, которые ему дают взрослые: плакать нельзя, злиться из-за потерянной игрушки плохо и т. п. Это внушает ребенку чувство ответственности за благополучие находящихся рядом с ним людей. И, что еще хуже, – у него может появиться тайный страх, что он сам во всем виноват. Ребенку очень нужна помощь и поддержка в его горевании. Тогда ему будет гораздо проще приспособиться к новой ситуации.
Гештальт-терапия – один из методов, который подходит для этого.
Продолжительность курса терапии зависит от многих факторов: возраста, чувствительности ребенка, его приспособленности к жизни, его способностей, от того, насколько сильно он будет сопротивляться.
По мнению ученых, у детей наиболее отчетливо проявляются такие стадии проживания горя, как отрицание, протест, отчаяние и разрешение проблемы. Ребенок может надолго застрять на одной из стадий, однако искусственно ускорять ее прохождение нельзя. Запустить процесс «выздоровления» поможет акцент на определенных переживаниях. Гамма чувств, которые может испытывать горюющий малыш, разнообразна:
-
вина;
-
гнев;
-
желание проявить заботу;
-
ощущение, что его предали, покинули;
-
непонимание;
-
печаль;
-
смятение;
-
страх;
-
стыд;
-
укор.
Такая буря эмоций будоражит ребенка, он не знает, как себя вести, что делать.
Разобраться в своих чувствах малышу помогают проективные техники – кукольные представления, песочная терапия, рисование, рассказывание историй, музыка, работа с глиной. Например, простые сценки с куклами помогают проиграть серьезные проблемы, обсудить, что тревожит, сделать выводы.
Главные принципы работы:
-
установить контакт с юным пациентом (его придется заново выстраивать и поддерживать на каждой сессии);
-
достичь определенного доверия;
-
держать безопасную дистанцию, не нарушать личные границы;
-
создать комфортную для ребенка атмосферу;
-
«раскручивать» ситуацию постепенно, шаг за шагом, без спешки и принуждения;
-
чувствовать и уважать клиента;
-
действовать мягко;
-
не привязываться к ребенку;
-
не ждать от него каких-то результатов – это может помешать.
Проявления агрессии, гнева
Агрессия – это инстинктивная форма поведения, которая помогает защищаться, выживать в неблагоприятных условиях. Только в отличие от мира животных в мире людей инстинкты со временем (в процессе взросления) обретают социально приемлемые способы реагирования на условную опасность.
Ребенок может принимать оборонительную позицию:
-
если он чувствует себя обиженным, отверженным;
-
если у него низкая самооценка;
-
если его ближайшее окружение не удовлетворяет его базовые потребности;
-
если он нуждается в защите, но не ощущает ее.
Получается, что «ненадежное» окружение вынуждает ребенка испытывать чувство страха и защищать самого себя, демонстрируя свой гнев, в порыве которого он может что-то намеренно порвать, сломать, испачкать, кого-то ударить и т. д.
Постоянно сдерживать гнев психологи не рекомендуют – подавленная эмоция может спровоцировать психосоматические расстройства. Научиться выражать свою ярость, не разрушая все и всех вокруг, помогает гештальт-подход.
Вайолет Оклендер, американский детский психотерапевт, предлагает работать с детским гневом в четыре этапа:
-
объяснить детям, как можно выразить свой гнев;
-
помочь детям осознать свое чувство гнева и эмоционально проявить (отреагировать) его;
-
выразить это чувство словами (сказать все, что хочется тому, на кого этот гнев направлен);
-
обсудить, что именно вызывает у ребенка гнев, как он понимает, что чувствует именно гнев, и как он ведет себя в этот момент.
Справляться с гневом можно по-разному:
-
вылепить из пластилина или глины фигурку и высказать ей все, что хочется, поколотить или смять ее;
-
метать мячики в мишень (которой может быть нарисованное лицо обидчика);
-
толкать изо всех сил стену;
-
избить подушку;
-
колотить по стене резиновым молоточком;
-
комкать или рвать бумагу;
-
пинать мяч и т. д.
Возможно, у самого ребенка найдется подходящий способ справиться со своей агрессией – предложения стоит выслушать и принять, если они приемлемы.
Гиперактивность (СДВГ)
Еще одна категория пациентов психотерапевта – гиперактивные дети. Такое поведенческое расстройство называется синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Детки с СДВГ неспособны длительное время концентрироваться на чем-то одном, постоянно отвлекаются на уроках, импульсивны, излишне возбудимы, не умеют контролировать себя и свои действия и т. д.
В таких случаях наиболее эффективен комплексный подход – когда медикаментозная терапия сочетается с психотерапевтической и психолого-педагогической коррекцией.
Перед психологами и педагогами стоит задача – создать наиболее благоприятные условия для развития ребенка и дома, и в школе.
Хорошие результаты показывают методы гештальт-терапии.
Особенность малышей с СДВГ – это состояние постоянного напряжения. Взрослые от них постоянно что-то требуют и чего-то ждут: они должны правильно себя вести, не конфликтовать с окружающими, не проявлять бурных эмоций. При этом сами гиперактивные дети просто не осознают свои чувства и эмоции, не могут ими управлять.
Познакомиться со своими ощущениями, понять себя и свои желания, проиграть неправильные эмоции и найти верные паттерны поведения поможет гештальт-терапевт. Какие техники для этого используются? Например:
-
Ролевая игра. В ней можно воспроизвести диалоги между юным пациентом и его близкими. Ребенок учится ориентироваться в разных жизненных ситуациях, адекватно понимать и реагировать на поведение других людей.
-
Рисование и лепка с последующим описанием персонажей, сочинением диалогов, обсуждением. Рисуя пальцами, ребенок учится чувствовать свое тело, контролировать свои действия.
Гештальт-терапевт работает не только с гиперактивным ребенком, но и с его родителями – помогает снизить их тревожность, раздражительность, учит управлять эмоциями и чувствами, облегчает адаптацию к трудностям, которые сопровождают воспитание особого ребенка, упрощает поиск новых эффективных моделей поведения.
Сеансы индивидуальной и семейной гештальт-терапии улучшают психологический климат в семье, помогают заметно снизить степень гиперактивности детей, убирают зашкаливающую тревожность, зажимы, учат управлять