☞ Войти в систему дистанционного обучения ☜
8 800 600 69 16
8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных

Записаться на обучение
8 800 600 69 16 8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных
Записаться на обучение
Организация и проведение занятий по физической культуре

Организация и проведение занятий по физической культуре

Организация и проведение занятий по физической культуре

Проведение занятий по физической культуре и спорту


               - Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ)
               - Школы
               - Высшие учебные заведения 
               - Тренировки в фитнес-клубе: цели, принципы, методы
               - Фитнес мужской и женский: в чем отличия?
               - Фитнес для пожилых: особый подход
               - Тренер по фитнесу: какие требования?


Мы живем в эпоху активного внедрения во все сферы инновационных технологий. С одной стороны, новшества упрощают жизнь – взять хотя бы робот-пылесос, который избавляет от подметания и мытья пола. С другой стороны, мы освобождаемся и от необходимости совершать лишние телодвижения. Добавим сюда долгие часы работы за компьютером – и получим не очень-то радостную картину: люди становятся слабее, чаще болеют. Конечно, растущая популярность ЗОЖ несколько выправляет ситуацию. Однако, ждать от всех осознанного включения в свою жизнь спорта не приходится. Поэтому физическое воспитание не теряет своей актуальности. Скорее наоборот. 

Как должны быть организованы занятия спортом, чтобы они давали максимум пользы? Какие требования и правила нужно учитывать при проведении уроков физкультуры и тренировок в фитнес-клубе? Поговорим об этом в нашей статье. 


Что такое физкультура и зачем она нужна?

Проведение занятий по физической культуре и спорту


Все мы помним о том, что движение – жизнь. Двигательная активность, умение владеть своим телом являются важными условиями психофизического развития личности, ее социализации. Движение «включает» работу всех систем организма, помогает человеку познавать окружающий мир, развивает эмоционально-волевую сферу, чувственное восприятие. Дефицит двигательной активности мешает гармоничному развитию, причем касается это как физической формы, так и эмоций, интеллекта, психики и других свойств личности. 

Что же такое физическая культура? Это часть культуры общества, те нормы, ценности, знания, которые помогают развивать физические и интеллектуальные способности человека, облегчают его социальную адаптацию, формируют здоровый образ жизни посредством физического воспитания. 

Физкультура помогает укреплять и сохранять здоровье. Спорт проверяет на прочность и дарит радость победы – над собой и соперником. 


Особенности организации занятий физической культурой

Проведение занятий по физической культуре и спорту


Человек приобщается к физической культуре в самом юном возрасте. В этом ему помогает физическое воспитание – обязательный элемент всех уровней образовательного процесса, начиная с детского сада и заканчивая университетом. 

Организация и проведение занятий физической культурой на всех ступенях обучения регламентируются федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) – сводом требований, которые определяют структуру и объем образовательных программ, условия их реализации, а также результаты, которые должно обеспечить освоение программных знаний, навыков, умений. 

В России ФГОС применяются с 2004 года и помогают унифицировать образование, обеспечить преемственность и сохранить вариативность образовательных программ. 

Остановимся на особенностях организации занятий физической культурой в детских садах, школах и вузах. 

Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ)

Малышам сложно усидеть на месте. Такая повышенная двигательная активность необходима для их гармоничного развития. Поэтому знакомство с физической культурой начинается практически с ползункового возраста – с полутора-трех лет. Задачи перед воспитателями стоят такие:

  • заложить фундамент для правильного формирования и развития опорно-двигательного аппарата;

  • развить моторику;

  • привить интерес к спорту;

  • обучить различным движениям;

  • совершенствовать физические показатели;

  • подготовить детей к школе – к новым условиям и более ощутимым нагрузкам. 

В соответствии с ФГОС, у детсадовцев должно быть не менее 3 уроков физкультуры в неделю: 2 раза ребята занимаются в спортзале или группе и 1 раз – на улице, если позволяет погода. 

Продолжительность занятий варьируется в зависимости от возраста:

  • младшая группа (3-4 года) – 15 минут;

  • средняя группа (4-5 лет) – 20 минут;

  • старшая группа (5-6 лет) – 25 минут;

  • подготовительная группа (6-7 лет) – 30 минут. 

Моторная плотность урока (отношение времени активной двигательной деятельности к общей продолжительности занятия) должна быть не менее 80%.

Ребят рекомендуется делить на две группы: в одной занимаются дети с низким и средним уровнями двигательной активности, во второй – со средним и высоким. Такой подход позволяет по максимуму учитывать индивидуальные особенности малышей, рационально использовать рабочее пространство и спортивный инвентарь. 

Инструктором по физической культуре в ДОУ может быть человек с высшим или средним профессиональным образованием в области физкультуры и спорта или высшим или средним профессиональным образованием и дополнительной профессиональной подготовкой в области физкультуры и спорта и доврачебной помощи. 

Каждый урок физкультуры в ДОУ должен быть четко структурирован:

  1. Вводная часть. Разминка, которая активизирует внимание, улучшает эмоциональное состояние, готовит к более серьезным нагрузкам. 

  2. Основная часть. В нее входят 3 вида упражнений: для общего развития и повышения гибкости позвоночника, для освоения основных движений и подвижные игры.

  3. Заключительная часть. Темп занятия постепенно снижается, выполняются упражнения на восстановление дыхания и нормализацию пульса. Воспитатель подводит итоги.. 

Школы

В школе физ-ра дает детям возможность на время сменить вид деятельности – переключиться с умственной нагрузки на физическую, отдохнуть и улучшить настроение. 

Школьное физвоспитание призвано решить следующие задачи:

  1. общеобразовательные – обучить новым двигательным навыкам и умениям, донести важность систематических физических нагрузок для здоровья, привить любовь к спорту;

  2. воспитательные – научить самостоятельности и взаимодействию в команде, воспитать в ребятах упорство, целеустремленность, ответственность, смелость, волю к победе;

  3. оздоровительные – укрепить здоровье, сформировать правильную осанку, улучшить координацию движений, развить ловкость, повысить умственную работоспособность.

ФГОС предписывают 3 урока физкультуры в неделю, один из которых может быть заменен хореографией, танцами, ритмикой. 

Содержание занятий меняется в зависимости от возраста учащихся:

  • В начальной школе (1-4 классы) целями уроков физвоспитания являются укрепление растущего организма, его оздоровление, развитие выносливости и координации движений, творческого мышления. Ребята начинают осваивать командные игры. 

  • В средней школе (5-8 классы) больше внимания уделяется поддержанию физической формы, дисциплине, исполнительности. Ребята учатся с уважением относиться к своему здоровью, начинают осознавать важность физической активности для жизни. 

  • Старшеклассники (9-11 классы) осознают ценность здорового образа жизни, значение физкультуры, постепенно закрепляют привычку регулярно заниматься спортом, выбирают наиболее привлекательное для себя направление – например, легкую атлетику или игровые виды спорта. 

Школа несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка. Поэтому планируя занятия, педагог учитывает рекомендации врача, имеющиеся ограничения и корректирует интенсивность нагрузки. В зависимости от состояния здоровья и уровня физической подготовки учащихся делят на три группы: 

  1. основную (дети без существенных проблем со здоровьем);

  2. подготовительную (ребята, которые недавно перенесли болезнь, в здоровье которых наблюдаются небольшие отклонения от нормы);

  3. специальную (для детей, которым клинико-экспертная комиссия (КЭК) рекомендовала максимально уменьшить физические нагрузки). 

В организации школьного урока физкультуры учитель использует такие методы, как:

  • фронтальный – учащиеся выполняют упражнение одновременно;

  • поточный – ребята выполняют одно и то же упражнение друг за другом, без пауз;

  • посменный – учащихся распределяют в разные смены, упражнение выполняется по очереди – одни делают, другие наблюдают;

  • групповой – ученики работают самостоятельно, по очереди выполняют разные задания, группы меняются местами; 

  • индивидуальный – ребята выполняют упражнения по одному, получают от учителя обратную связь – в виде замечаний или похвалы. 

Таким образом, школьные уроки физкультуры не только оздоравливают ребят и приобщают их к активному образу жизни, но и воспитывают характер, учат взаимодействию с другими детьми, прививают желание и стремление к саморазвитию, работе над собой и своим телом. 

Высшие учебные заведения

«Физическая культура» является одним из обязательных предметов в вузах, независимо от специальности и формы обучения. Согласно требованиям ФГОС, эта учебная дисциплина решает образовательные, воспитательные, развивающие и оздоровительные задачи, способствует становлению физической культуры личности учащегося, расширяет и углубляет знания по физиологии, психологии, педагогике, повышая таким образом уровень профессиональной компетентности молодого специалиста. 

В курсе обучения есть и теория, и практическая часть. Теоретическая часть помогает выстраивать отношение учащихся к физической культуре. Практика дает возможность приобщиться к физкультуре и спорту, научиться поддерживать достойный уровень физической подготовки, организовывать активный отдых, предотвращать травмы и предупреждать болезни. 

На всех этапах обучения присутствует контроль: оперативный (как выполняется поставленная задача), текущий (в виде оценки промежуточного результата – насколько хорошо усвоен раздел), итоговый (показывает, какого уровня физической культуры удалось достичь).

Допуском к итоговой аттестации будут успешно пройденные тесты и определенное количество баллов. 

Студенты-очники должны освоить предмет «Физическая культура» за 400 часов, при этом обязательный контент может быть дополнен факультативным – по интересам. 

К практическим занятиям по физвоспитанию допускаются студенты, прошедшие медосмотр. В начале учебного года их распределяют по трем отделениям:

  • основное;

  • специальное;

  • спортивное. 

Главные критерии такого отбора – состояние здоровья (основная, подготовительная или специальная медицинская группа), пол, уровень физического развития и физподготовки, предпочтения и интересы учащегося (желание углубленно заниматься определенным видом спорта, например). Студенты, которых освободили от занятий по состоянию здоровья, проходят только теоретическую подготовку. 

Занятия по физвоспитанию могут быть:

  • теоретические, практические или контрольные;

  • элективные (по выбору) учебно-тренировочные и методико-практические;

  • индивидуально-групповые и индивидуальные дополнительные занятия и консультации;

  • самостоятельные занятия (по заданию преподавателя и под его контролем). 


Требования к занятиям в фитнес-центрах

Проведение занятий по физической культуре и спорту


Сегодня спорт доступен для всех. Летом в парках, на набережных занимаются йогой и дыхательными практиками. Зимой заливают городские катки и хоккейные площадки во дворах. Любители бега круглогодично наматывают километры на стадионах или специально оборудованных дорожках с покрытием. 

Но есть и такие, кому комфортнее тренироваться в фитнес-клубе – в компании единомышленников. Там есть необходимое оборудование, инвентарь, специально обученные инструкторы, можно выбирать индивидуальные или групповые занятия, интересующие направления. 

Разберемся, каким требованиям должны соответствовать занятия физической культурой в фитнес-центрах. 

Тренировки в фитнес-клубе: цели, принципы, методы

Любая тренировка – это не просто комплекс упражнений, выполняемых по определенной схеме, а поэтапная адаптация организма к нагрузкам. Цели тренировок могут быть:

  • двигательные – для улучшения физических показателей (координации, выносливости);

  • когнитивные – направлены на развитие когнитивных способностей, которые влияют на достижение целей;

  • эмоциональные – работа над самодисциплиной, тренировка силы воли. 

  • Фитнес-программы строятся с учетом ряда принципов:

  • вариативность – изменение интенсивности и вида нагрузки;

  • индивидуальный подход – уровень физподготовки и здоровья конкретного человека определяет уровень нагрузки;

  • специализация – выбор определенного вида спорта и концентрация всех усилий на нем;

  • взаимодействие нагрузок – сочетание в рамках одной тренировки разных видов нагрузок;

  • цикличность тренировок – такие тренировки повышают адаптивные возможности организма.

 

Методы, применяемые в организации и проведении тренировок, можно условно разделить на:

  • Словесные. Тренер проговаривает с клиентом цели и задачи каждого занятия, поясняет особенности техники выполнения упражнений, анализирует результаты и мотивирует на новые достижения. 

  • Наглядные. Инструктор показывает, как правильно и безопасно выполнять упражнение, а потом наблюдает, как это делает его подопечный, вносит коррективы. В эту же группу можно отнести видеоинструкции. 

  • Практические. Например, метод развития физических качеств или метод освоения техники упражнений. Каждое упражнение можно разложить на элементы и разучивать последовательно, по кусочку, а затем объединять эти пазлы в единую картинку. 

Чтобы улучшить физическую форму спортсмена нужно правильно нагружать тело. Распределять нагрузку можно по-разному. Приведем несколько наиболее распространенных способов:

  • непрерывная и равномерная нагрузка (бег);

  • непрерывная и переменная нагрузка;

  • интервальная нагрузка (например, 3 минуты бега чередуются с 15 секундами быстрой ходьбы, что помогает быстрее сжигать калории);

  • повторы (которые чередуются с 1-2 минутами отдыха);

  • круговая нагрузка (когда упражнения выполняются по кругу – меняются тренажеры);

  • подвижные игры (хорошо развивают координацию, выносливость);

  • соревнования. 

Фитнес мужской и женский: в чем отличия?

Во время тренировок мужчины тратят большое количество энергии, с легкостью выплескивают ее. Женщины наоборот склонны энергию накапливать (например, в виде жировой ткани). Поэтому и цели у них чаще противоположные: мужчины стремятся нарастить мышечную массу, женщины мечтают постройнеть. 

Чтобы тренировки были эффективными, важно учитывать физиологические особенности мужского и женского организма. На что стоит обращать внимание:

  • Разное распределение мышц. У мужчин более массивный верх, поэтому они предпочитают тренировать плечи, руки, торс. У женщин большая часть мышечной массы сосредоточена внизу – им легче делать приседы, выпады. 

  • Разная плотность связок. У мужчин они содержат больше коллагена и меньше эластина, поэтому имеют более плотную, прочную структуру и хуже тянутся, но выдерживают большие нагрузки. 

  • По-разному срабатывает гормональная система. Мужчины чаще выкладываются по полной, занимаются более агрессивно. У женщин включается «безопасный режим» – на износ они тренируются гораздо реже. 

  • Разная предрасположенность к накоплению жира. Женский организм делает это охотнее, так как приспособлен к вынашиванию детей. 

  • Разная прочность костной ткани. У женщин кости более хрупкие, поэтому рабочие веса нужно подбирать аккуратно. 

  • Разная гибкость. В женском организме больше эластина, проще делать амплитудные движения, заниматься стретчингом. 

  • Требуется разное время на восстановление после нагрузок. Женский организм медленнее приходит в себя, а вот травмируется намного проще. 

  • Разный объем мышц. У женщин мышцы растут намного медленнее, поэтому превратиться в груду мышц без специальных добавок вряд ли получится. 

Фитнес для пожилых: особый подход

Регулярные нагрузки нужны не только для хорошего самочувствия и поддержания физической формы, но и для здоровья психического, для душевного равновесия. Что особенно важно, когда вам далеко за…

Пожилой возраст спорту не помеха. Главное – правильно выбрать вид упражнений и интенсивность нагрузки. Подходящими видами спорта для пожилых людей будут:

  • ходьба – не нужен никакой инвентарь, не требуется хорошая физподготовка, можно одновременно прогуливаться и дышать свежим воздухом;

  • плавание – вода уменьшает нагрузку на суставы и хорошо снимает нервное напряжение;

  • пилатес или йога в фитнес-студии – не только полезная тренировка, но и общение с людьми, а, возможно, и приятные знакомства;

  • цигун.

Чтобы внезапное увлечение спортом не сказалось на состоянии здоровья, предварительно стоит проконсультироваться с лечащим врачом. 

Проведение занятий по физической культуре для пожилых должно учитывать следующие моменты:

  • упражнения должны быть простыми, с максимальным количеством повторений;

  • оптимально, если в неделю будет 2-3 занятия продолжительностью 45-50 минут (не более);

  • силовые нагрузки необходимо подбирать с учетом текущего состояния здоровья. 

Тренер по фитнесу: какие требования?

Безопасность и результативность тренировок, атмосфера в фитнес-студии, настроение и настрой тренирующихся во многом определяются мастерством и личностью инструктора – того, кто проводит занятие или курирует спортсменов. Ответственность высока. Поэтому и требования к тренерам предъявляются соответствующие: 

  • наличие профессиональной или спортивной квалификации, подтвержденной дипломом (сертификатом, удостоверением);

  • регулярная оценка профессиональных компетенций;

  • знание теории и методики фитнес-тренировки;

  • знание методики предоставления фитнес-услуг;

  • знание основ анатомии, биохимии, биомеханики, физиологии;

  • знание правил эксплуатации спортивного инвентаря, оборудования, снаряжения;

  • знание особенностей и принципов построения тренировок в зависимости от возраста, пола, состояния здоровья;

  • умение оказать первую помощь;

  • знание и соблюдение правил техники безопасности, санитарно-гигиенических норм, правил пожарной безопасности. 

Освоить востребованную профессию тренера по фитнесу, научиться проводить групповые и индивидуальные физкультурно-оздоровительные занятия, освоить новые направления фитнеса можно на курсе в нашей Академии.


Все статьи

Преподаватели

 – Помогают разобраться с заданиями

 – Ответят на вопросы


Электронная библиотека

 – Более 10 000 книг

 – Более 3000 видеолекций (вебинаров)

 – Библиотека постоянно пополняется

 – Все можно скачать и распечатать

 

Московский диплом

Диплом о профессиональной переподготовке или удостоверение о повышении квалификации

100% онлайн обучение

Полностью дистанционное повышение квалификации и переподготовка

Скидки и льготы

Для пенсионеров – 10%

Льготным категориям – дополнительные скидки


Рассрочка оплаты

Индивидуальный график платежей согласуйте с менеджером приемной комиссии

Отзывы о НАДПО




Аудиоотзывы наших слушателей

Обратную связь выпускников можно послушать в реальном времени
Заявка на обучение или консультацию:

Ваша заявка принята, мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте номер телефона и мы с удовольствием расскажем вам о нашей академии:
Ваша заявка принята

Важные вопросы

Что даёт профессиональная переподготовка?

Программа профессиональной переподготовки позволяет освоить новую профессию на базе уже имеющегося образования.

Программы профпереподготовки учитывают профессиональные стандарты, квалификационные требования к соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, и направлены на формирование профессиональных компетенций для практической работы.

По окончании программы профессиональной переподготовки Вы получаете диплом, подтверждающий получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Кто может учиться и как поступить?

К освоению программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки допускаются:

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Для поступления  гражданам Российской Федерации  необходимо предоставить:
  1. Диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра) или диплом о среднем профессиональном образовании
  2. Для студентов - справку с места учёбы
  3. Документ, удостоверяющий личность и гражданство
  4. Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости)

Иностранные граждане  предоставляют следующие документы:

  1. Копию документа об образовании, либо копию документа иностранного государства об образовании, признанного эквивалентным в РФ документу государственного образца об образовании (при необходимости со свидетельством об установлении его эквивалентности), либо копию легализованного в установленном порядке (при необходимости) документа иностранного государства об образовании и приложения к нему.
         Получить консультацию о необходимости прохождения легализации диплома конкретной страны можно, обратившись в ГЛАВЭКСПЕРТЦЕНТР или у сотрудника приемной комиссии.
  2. Заверенный в установленном порядке перевод на русский язык документа иностранного государства об образовании и приложения к нему.
  3. Копию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина в Российской Федерации.
  4. Заверенный в установленном порядке перевод на русский язык документа, удостоверяющего личность поступающего.
  5. При смене фамилии (имени, отчества) — подтверждающий документ с переводом на русский язык в установленном порядке.
Когда можно начать обучение?
Группы по разным программам формируются в течение всего календарного года.
Ближайшую дату начала обучения по выбранной Вами программе, можно уточнить у специалиста приемной комиссии по телефону или, заполнив заявку.
НАВЕРХ