☞ Войти в систему дистанционного обучения ☜

Уважаемые слушатели!

Мы снизили цены на программы, особенно востребованные сейчас. Повышайте качество жизни и улучшайте уровень профессиональной квалификации в любой ситуации.
Подробнее

Скрыть
8 800 600 69 16
8 499 490 06 81
c 8.00 до 21.00 (мск), без выходных

Записаться на обучение
Что такое буллинг и его последствия

Что такое буллинг и его последствия

Влияние буллинга на подростков


Почти 40 лет назад на экраны советских кинотеатров вышел фильм «Чучело». Драматическая история о Лене Бессольцевой, которая отважно противостояла травле со стороны своих одноклассников, взбудоражила зрителей и кинокритиков. Одни считали, что это все выдумки и дети не могут быть настолько жестокими. Другие благодарили режиссера Ролана Быкова за то, что показал школу без прикрас. 

Проблема неуставных отношений – в школе, в офисе, между соседями по лестничной клетке – не теряет своей актуальности. Меняются лишь названия этого явления, формы, участники событий, степень жестокости преследователей и беззащитности жертв.

Поговорим в нашей статье о школьном буллинге, его причинах, формах и возможных последствиях.


Что такое буллинг и каковы его основные признаки

Влияние буллинга на подростков


Слово буллинг пришло в русский язык из английского (bullying) и переводится как запугивание, травля, издевательство. Этим термином обозначают систематические негативные физические или психологические действия одного человека или группы лиц, цель которых – запугать жертву, унизить, подчинить. 

Чаще всего такое агрессивное поведение свойственно ученикам шестых-восьмых классов. Подростки отличаются бесстрашием, особой жестокостью и редко когда признают свою вину в преследовании, оправдывая свои действия тем, что «он сам виноват», «он это заслужил», «мы тут ни при чем». 

Буллинг важно отличать от рядовых конфликтов, которые бывают в любом коллективе – и детском, и взрослом. Есть несколько ключевых признаков травли:

  1. намеренное агрессивное поведение;

  2. явное неравенство сторон конфликта – сильный преследователь (или преследователи), слабая жертва (превосходство может быть физическим, численным, моральным). 

  3. регулярность, повторяемость действий. 

  4. негатив направлен на конкретную цель – определенного человека, жертву. 

То есть единичные стычки, оскорбления, толчки или подножки не обязательно будут проявлениями буллинга. Как и конфликты одинаковых по силе противников.


Что может стать причиной буллинга?

Влияние буллинга на подростков


Исследования показывают, что агрессорами, зачинщиками травли часто становятся дети, родители которых забывают о своих обязанностях и считают приемлемыми жесткие воспитательные меры. В то время как жертвы нередко вырастают в семьях, где не принято оказывать друг другу эмоциональную поддержку, но при этом царит тотальный контроль. 

Причины буллинга в школе могут быть разные:

  • проблемы в семье (как у агрессора, так и у жертвы);

  • подростковое восприятие мира как враждебной среды;

  • недостаток доверия к окружающим;

  • придирки со стороны педагога, родителей;

  • возрастные кризисы (так называемые подростковые бунты);

  • проблемы с учебой;

  • вредные привычки (сигареты, алкоголь);

  • борьба за лидерство;

  • низкая самооценка;

  • физические изъяны или проблемы на психическом уровне;

  • столкновение разных ценностей, взглядов, социального и материального положения и нетерпимость по отношению к отличиям;

  • зависть;

  • наличие у педагога любимчиков;

  • некорректное поведение учителя по отношению к одному из учеников (оскорбления, насмешки, угрозы);

  • равнодушное отношение педагога к тому, что происходит в детском коллективе и т.д.


Каким бывает буллинг

Влияние буллинга на подростков


Рассмотрим основные формы и виды школьного буллинга:

Физическая травля. Самая очевидная форма преследования. Ее главный признак – применение физической силы для унижения, подчинения, контроля над жертвой. Любители такой формы буллинга, как правило, физически более крепкие, крупные, выносливые, сильные, чем объекты их травли. Примеры физического буллинга – тычки, шлепки, пинки, удары, толчки, побои, неприятные прикосновения, удерживание силой или выталкивание из раздевалок, классов и т. д. 

Подвидом этой формы преследования является сексуальный буллинг (когда имеют место действия сексуального характера). К физической травле можно отнести и порчу имущества или действия, посредством которых жертве был нанесен физический вред (например, умышленно испорченные тормоза у велосипеда). 

Бывает и так, что дети не ограничиваются только физическим воздействием – происходящее фиксируется на видео, а затем «сливается» в интернет. Причем иногда все начинается с чьей-то шальной идеи снять ролик, после чего придумывается сценарий, выбирается жертва и место съемок. 

Психологическая травля. Агрессор изводит свою жертву без прямого физического контакта. Его цель – вывести человека из себя, лишить эмоционального равновесия. В ход идут самые изощренные способы:

  • вербальные – унизительные сплетни, слухи, оскорбительные прозвища, комментарии, обзывание, бесконечные насмешки, обидные слова и фразы, сказанные, чтобы задеть, запугать жертву, постоянная критика, негативная оценка самой жертвы или того, что она делает;

  • невербальные – плевки, оскорбительные надписи, непристойные жесты и действия;

  • вымогательство – агрессоры могут отбирать еду, деньги, личные вещи, принуждать к каким-либо действиям (например, к краже);

  • запугивание – используя особый выбор слов, интонации или агрессивный язык тела, преследователь управляет жертвой – требует что-либо совершить или наоборот запрещает что-то делать;

Социальный буллинг. Его цель – изолировать жертву от общества. Это может быть бойкот, полнейший игнор – как во время занятий или на переменах, так и после школы, изгнание из группы. По статистике, именно бойкоты становятся самым тяжелым испытанием для ребят, а слишком продолжительная социальная изоляция нередко приводит к мыслям о суициде. 

Кибербуллинг. Это новая разновидность школьной травли, которая вышла на новый уровень – в виртуальное пространство. Такое преследование может выражаться в унизительных сообщениях в мессенджерах, электронной почте, соцсетях; компрометирующих фото или видео с последующим шантажом и оскорблениями. 

Причем, для виртуальной травли вовсе необязательно обладать физической силой. Достаточно дружить с современными гаджетами и программами – и тогда до жертвы можно добраться в любое время, где бы она ни находилась. Анонимность, которую дает интернет, обеспечивает полную безнаказанность, а потому именно кибербуллинг отличается особой жестокостью. Жертва не может себя чувствовать в безопасности даже у себя дома.


Участники школьной драмы

Влияние буллинга на подростков


Поскольку драматические события разворачиваются в школе, их вольными и невольными участниками становятся все без исключения. Только вот роли всем достаются разные: инициаторы, преследователи, жертвы, наблюдатели, защитники. Познакомимся с ними поближе. 

  • Инициаторы. Зачинщиками травли, как правило, становятся один-два человека из класса. По каким-то причинам им не нравится кто-то из одноклассников и они начинают его всячески задевать – дразнить, подкалывать, насмехаться, демонстративно игнорировать. Что ими движет в этот момент? Чаще всего желание обратить на себя внимание, выделиться, самоутвердиться. В редких случаях – личная месть. 

  • Зачинщики уверены, что прав тот, кто сильнее. Они импульсивны, агрессивны, не признают компромиссов. Они мечтают быть лидерами в классе и интуитивно чувствуют потенциальную жертву – одноклассника, который не сможет оказать им сопротивление. 

  • Преследователи. Они с удовольствием подхватывают инициативу зачинщиков и включаются в «погоню» за жертвой: обзываются, смеются над неудачами, прячут вещи, всячески притесняют. Ими движет стадное чувство: они не видят ничего плохого в происходящем и просто веселятся за компанию. А кто-то, возможно, боится сам оказаться на месте изгоя – «если не ты, то тебя». 

  • Преследователями нередко становятся дети, которых наказывают родители, обижают во дворе, не замечают одноклассники, да и с учебой проблемы. Они не уверены в себе и безынициативны, трусливы, легко поддаются влиянию и не думают о последствиях своего поведения.

  • Жертвы. Объектом травли чаще всего становятся особо чувствительные, тревожные, эмоциональные дети, которым не свойственна агрессия. Они физически слабые, не умеют настоять на своем, постоять за себя. И своей беззащитностью жертвы только раззадоривают агрессоров. Бывает и так, что жертва раздражает окружающих своим внешним видом (например, неряшливостью), странностями в поведении (например, слишком бурными, неадекватными реакциями). Поводом для преследования может стать и неприязнь к жертве со стороны учителя, которая находит выражение в некорректных замечаниях, публичном унижении.

  • Наблюдатели. Эта роль отводится основной массе детей. Даже такое нейтральное безучастное наблюдение за происходящим может нанести ребятам тяжелую травму: ведь им приходится длительное время ощущать психологическое давление, испытывать страх перед школой, чувствовать свою вину из-за того, что позволяют травить одноклассника, и осознавать свою собственную беспомощность. 

  • Защитники. С одной стороны, появление у жертвы защитников может коренным образом изменить ситуацию и прекратить травлю, особенно если их несколько, и они имеют определенный авторитет в классе. С другой стороны, защитник может сам довольно быстро превратиться в изгоя и стать объектом преследования.


Последствия: чем опасна школьная травля

Влияние буллинга на подростков


Издевательства не проходят бесследно, причем не только для жертвы, но и для всех остальных участников событий. Последствия могут быть самыми разными:

  • повышенная тревожность и депрессии;

  • неуверенность и заниженная самооценка;

  • аутоагрессия (навязчивые мысли, самоуничижение, причинение самому себе физического вреда);

  • мысли о суициде или попытки лишить себя жизни; 

  • психические расстройства;

  • расстройства пищевого поведения;

  • посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР);

  • различные виды зависимости (наркомания, алкоголизм);

  • проблемы в сексуальной сфере;

  • нарушения аппетита;

  • усталость и частые головные боли;

  • нарушения сна;

  • участившиеся простудные заболевания;

  • сложности в учебе (например, проблемы при поступлении в вуз) и в поиске работы;

  • одиночество;

  • антисоциальное поведение (например, склонность к бродяжничеству);

  • сложности в социальной адаптации.


Как распознать буллинг?

Влияние буллинга на подростков


В то время как обычные детские, подростковые конфликты через какое-то время сходят на нет, школьная травля без вмешательства взрослых вряд ли прекратится. Поэтому и учителям, и родителям стоит быть предельно внимательными к подрастающему поколению. 

Сами участники буллинга – и жертвы, и агрессоры, и наблюдатели – не спешат делиться с близкими своими переживаниями (или «подвигами»). О том, что происходит неладное, расскажет внезапно изменившееся поведение ребенка:

  • если раньше он с удовольствием ходил в школу и делился впечатлениями по возвращении домой, то теперь рад малейшей возможности пропустить уроки;

  • после занятий приходит домой грустным, подавленным;

  • не рассказывает о своих одноклассниках;

  • очень неохотно говорит о том, что было в школе;

  • замыкается в себе и часто плачет без видимой причины;

  • не общается с одноклассниками (никому не звонит, чтобы уточнить домашнее задание, никого не приводит в гости и сам не хочет идти на детские праздники или дни рождения);

  • у него испортился аппетит;

  • он плохо спит, его мучают кошмары; 

  • он стал осторожным и беспокойным;

  • на теле появляются синяки, бывают беспричинные боли;

  • возникает нервный тик;

  • у него резко меняется настроение;

  • участились проблемы со здоровьем (простуды, повышение температуры, рвота);

  • он вдруг начал грызть ногти или накручивать волосы на палец. 

Все эти тревожные звоночки – повод присмотреться к ребенку повнимательнее, понаблюдать за ним, а еще лучше – аккуратно поговорить по душам и выяснить, что его так тревожит.


Как прекратить травлю. Алгоритм действий

Влияние буллинга на подростков


Остановить школьных агрессоров сможет только вмешательство взрослых. Сам ребенок-жертва со своими обидчиками не справится. Не помогут ему и советы из разряда: «Не обращай внимания!» Что же делать родителям? Схема действий может быть такой:

  1. Не оставлять ребенка один на один со своей бедой. Пассивное поведение взрослых будет выглядеть как молчаливое одобрение действий преследователя и отказ жертве в помощи. 

  2. Постараться успокоиться и, не давая волю эмоциям, проанализировать ситуацию. Несмотря на желание надрать уши обидчику, делать этого не стоит – рукоприкладство запрещено законом. Штурмовать кабинет директора, стучать кулаком по столу, кричать – тоже не вариант. 

  3. Не надо учить ребенка плохому. Отвечать насилием на насилие (давать сдачи) – едва ли эффективное решение проблемы. Хитрый агрессор может спровоцировать жертву на негативную реакцию и сделать из нее же зачинщика. 

  4. Нужно поговорить с классным руководителем, пообщаться с родителями преследователя. Если ничего не изменится – обратиться в администрацию школы. 

  5. Если переговоры с родителями агрессора, учителем, директором никакого результата не дали, единственно возможный путь – обратиться в официальные инстанции (в полицию, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, к психологу). Для подтверждения происходящего будут нужны доказательства – оскорбительные письма, смски, видео или фото, фиксирующие преследования и т.д. 

Пока идет разбирательство, важно поддерживать ребенка, постоянно напоминать ему о том, что он не виноват, и учить его отстаивать свои права.


Профилактика школьного буллинга

Влияние буллинга на подростков


Чтобы не допустить случаев агрессивного преследования одного ученика другими, важно:

  • создать в школе и дома благоприятный климат;

  • участвовать в жизни детей, интересоваться их делами;

  • прививать уважительное отношение к любым особенностям, различиям (и внутренним, и внешним);

  • провести четкую грань между тем, что приемлемо, и тем, что недопустимо;

  • учить детей не соперничеству, а сотрудничеству, не поучать, а разъяснять;

  • ввести четкие правила взаимодействия. 

Улучшить атмосферу в классе помогут командообразующие мероприятия (тимбилдинг), групповые тренинги, обсуждение проблемных моментов и совместный просмотр фильмов по теме, поддержка, курирование новеньких учеников «бывалыми».

Более подробно изучить психологию участников буллинга, причины возникновения, способы диагностики и пути разрешения проблемных ситуаций вы можете на курсе «Буллинг и моббинг в образовательном пространстве: выявление, устранение и профилактика» в нашей Академии.




Все статьи


Преподаватели

 – Помогают разобраться с заданиями

 – Ответят на вопросы


Электронная библиотека

 – Более 10 000 книг

 – Более 3000 видеолекций (вебинаров)

 – Библиотека постоянно пополняется

 – Все можно скачать и распечатать

 

Московский диплом

Диплом о профессиональной переподготовке или удостоверение о повышении квалификации

100% онлайн обучение

Полностью дистанционное повышение квалификации и переподготовка

Скидки и льготы

Для пенсионеров – 10%

Льготным категориям – дополнительные скидки


Рассрочка оплаты

Индивидуальный график платежей согласуйте с менеджером приемной комиссии

Отзывы о НАДПО




Аудиоотзывы наших слушателей

Обратную связь выпускников можно послушать в реальном времени
Заявка на обучение или консультацию:

Ваша заявка принята, мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте номер телефона и мы с удовольствием расскажем вам о нашей академии:
Ваша заявка принята

Важные вопросы

Что даёт профессиональная переподготовка?

Программа профессиональной переподготовки позволяет освоить новую профессию на базе уже имеющегося образования.

Программы профпереподготовки учитывают профессиональные стандарты, квалификационные требования к соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, и направлены на формирование профессиональных компетенций для практической работы.

По окончании программы профессиональной переподготовки Вы получаете диплом, подтверждающий получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Кто может учиться и как поступить?

К освоению программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки допускаются:

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Для поступления  гражданам Российской Федерации  необходимо предоставить:
  1. Диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра) или диплом о среднем профессиональном образовании
  2. Для студентов - справку с места учёбы
  3. Документ, удостоверяющий личность и гражданство
  4. Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости)

Иностранные граждане  предоставляют следующие документы:

  1. Копию документа об образовании, либо копию документа иностранного государства об образовании, признанного эквивалентным в РФ документу государственного образца об образовании (при необходимости со свидетельством об установлении его эквивалентности), либо копию легализованного в установленном порядке (при необходимости) документа иностранного государства об образовании и приложения к нему.
         Получить консультацию о необходимости прохождения легализации диплома конкретной страны можно, обратившись в ГЛАВЭКСПЕРТЦЕНТР или у сотрудника приемной комиссии.
  2. Заверенный в установленном порядке перевод на русский язык документа иностранного государства об образовании и приложения к нему.
  3. Копию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина в Российской Федерации.
  4. Заверенный в установленном порядке перевод на русский язык документа, удостоверяющего личность поступающего.
  5. При смене фамилии (имени, отчества) — подтверждающий документ с переводом на русский язык в установленном порядке.
Когда можно начать обучение?
Группы по разным программам формируются в течение всего календарного года.
Ближайшую дату начала обучения по выбранной Вами программе, можно уточнить у специалиста приемной комиссии по телефону или, заполнив заявку.
НАВЕРХ