1. Изучить общее представление о проблеме аддикции, концепцию болезни, биопсихосоциальную модель заболевания, рассмотреть стадии развития химических зависимостей.
2. Освоить общую клиническую характеристику клиентов с химическими зависимостями (алкогольной, зависимостью от опиоидов, от снотворных или седативных веществ, от стимуляторов, от летучих растворителей, от каннабиноидов).
3. Усвоить понятие «зависимая личность» и «зависимое (аддиктивное) поведение». Понять, каковы психологические особенности зависимой личности, влияние типа акцентуации характера на риск формирования зависимости от психоактивных веществ, личностные особенности аддиктов, причины формирования аддиктивного поведения и признаки зависимого поведения.
4. Познакомиться с диагностическим инструментарием и научиться применять эти знания в работе психолога с химически зависимыми и созависимыми клиентами.
5. Освоить урок: «Помощь психолога при зависимом поведении. Формы и виды мотивации. Работа с анозогнозией. Виды психологических защит. Причины сопротивления выздоровлению. Виды сопротивления. Преодоление сопротивления. Понятие «тяга». Техники работы с тягой. Профилактика тяги».
6. Изучить понятия «срыв, рецидив», процесс срыва, фазы развития срыва, профилактику срыва.
7. Изучить урок: «Использование арт-терапии и гештальт-терапии при консультировании зависимых от ПАВ. Работа с чувствами и образами. Проработка негативных чувств и эмоций. Работа психолога с травмами детства».
8. Научиться применять техники когнитивно-поведенческой терапии в работе с химически зависимыми. Разобрать ошибки мышления. Научиться работать с убеждениями. Изучить развитие новых положительных привычек и поведенческих программ, поддержка в психологическом взрослении клиента.
9. Усвоить понятие «созависимость». Изучить фазы созависимости, причины формирования созависимости, методы коррекции созависимости. Познакомиться с треугольником Карпмана (жертва, преследователь, спасатель), техниками и приемами для работы с треугольником Карпмана.
10. Освоить работу с ресурсами клиентов с химической зависимостью и созависимых клиентов.
№пп
|
Наименование дисциплин
|
Общая трудоемкость, в акад. часах
|
Работа обучающегося в СДО
|
Формы промежуточной и итоговой аттестации (ДЗ, З)
|
Лекции
|
Тестирование
|
Практические занятия
|
I Модуль. О глубинной сущности зависимости
|
1
|
Общее представление о проблеме аддикции. Концепция болезни. Биопсихосоциальная модель заболевания. Стадии развития химических зависимостей
|
10
|
8
|
1
|
1
|
З
|
2
|
Общая клиническая характеристика клиентов с химическими зависимостями (алкогольной, зависимостью от опиоидов, от снотворных или седативных веществ, от стимуляторов, от летучих растворителей, от каннабиноидов)
|
12
|
8
|
1
|
3
|
3
|
Понятие «зависимая личность» и «зависимое (аддиктивное) поведение». Психологические особенности зависимой личности. Влияние типа акцентуации характера на риск формирования зависимости от психоактивных веществ. Личностные особенности аддиктов. Причины формирования аддиктивного поведения. Признаки зависимого поведения
|
14
|
10
|
1
|
3
|
4
|
Диагностический инструментарий в работе психолога с химически зависимыми и созависимыми клиентами
|
18
|
12
|
1
|
5
|
II Модуль. Психотерапевтическая помощь зависимым и созависимым клиентам
|
5
|
Помощь психолога при зависимом поведении. Формы и виды мотивации. Работа с анозогнозией. Виды психологических защит. Причины сопротивления выздоровлению. Виды сопротивления. Преодоление сопротивления. Понятие «тяга». Техники работы с тягой. Профилактика тяги
|
14
|
8
|
1
|
5
|
З
|
6
|
Понятия «срыв, рецидив». Процесс срыва. Фазы развития срыва. Профилактика срыва
|
9
|
3
|
1
|
5
|
7
|
Использование арт-терапии и гештальт-терапии при консультировании зависимых от ПАВ. Работа с чувствами и образами. Проработка негативных чувств и эмоций. Работа психолога с травмами детства
|
16
|
10
|
1
|
5
|
8
|
Применение техник когнитивно-поведенческой терапии в работе с химически зависимыми. Ошибки мышления. Работа с убеждениями. Развитие новых положительных привычек и поведенческих программ, поддержка в психологическом взрослении клиента
|
11
|
6
|
1
|
4
|
9
|
Понятие «созависимость». Фазы созависимости. Причины формирования созависимости. Коррекция созависимости. Треугольник Карпмана (жертва, преследователь, спасатель). Техники и приемы для работы с треугольником Карпмана
|
19
|
13
|
1
|
5
|
10
|
Работа с ресурсами клиентов с химической зависимостью и созависимых клиентов
|
19
|
13
|
1
|
5
|
Итоговая аттестация
|
2
|
Итоговое тестирование
|
ИТОГО
|
144
|