Если мы говорим о педагогике, как о науке, то можно отметить, что это довольно молодая наука, потому что она выросла и вызрела из науки философии. И поэтому всех древнегреческих и древнеримских философов, которые говорили о жизни, о мироздании, о душе и т.д., можно причислить к тем, кто занимался педагогикой.
На сегодняшний день много споров о том, как нужно относиться к педагогике, что это такое? Наука, искусство? Или это искусство и наука одновременно? Не будем углубляться в дебри терминологии, а приведем слова С.Л. Соловейчика, знаменитого публициста и теоретика педагогики – «Воспитание и обучение детей – это искусство, одно из сложнейших человеческих искусств. А педагогика – наука об искусстве воспитания и обучения детей, стопроцентная наука и стопроцентное искусство».
Основные цели педагогики
У педагогики есть одна основная цель. Это формирование развитой личности. Не просто развитой, а развитой всесторонне. Воспитание человека, который сможет реализовать себя в обществе, состояться, полностью раскрыть свой потенциал.
К основной цели можно также добавить:
- нормативная. Касается правительственных документов, связанных с педагогикой. Их разработка ведется на базе информации о состоянии экономики и образования в России;
- инициативная. Разрабатывается педагогом-практиком и его воспитанниками;
- методическая. Преобразовывает технологии обучения и внеучебной деятельности и др. цели.
Задачи и функции педагогики
Первая задача – педагог выявляет закономерности в педагогических процессах. Связи, между существующими объективно или созданными специально условиями и достигнутыми результатами – именно так рассматриваются в педагогике закономерности. Как результат – воспитанность, развитость и обученность личности.
Вторая задача – педагог изучает практику, ее обобщение, а также обобщение опыта педагогической деятельности. Эта задача предполагает с одной стороны: теоретическое обоснование и научную интерпретацию педагогического опыта, выявление инновационных авторских подходов, именно то, что может быть перенесено в широкую практику. Например – лечебная педагогика Дубровского или система диагностики Волкова. Другая сторона задачи – тщательное исследование педагогических ошибок, поскольку педагогические ошибки лучше показывают картинку реальной педагогической действительности. Также нужно выяснять причины возникновения негативных явлений в педагогическом процессе, зависят эти явления от педагога или нет.
Третья задача – педагог разрабатывает новые формы, средства, методы, системы обучения и воспитания, управления образовательными структурами. Решение этой задачи, в основном, опирается на изучении новых открытий в родственных педагогике научных областях. А также играет роль понимание специфики социального заказа от государства в области образования. Например, сейчас от выпускников школ требуется – креативность, способность работать в быстро меняющейся среде, способность работать в команде, развитые творческие навыки и т.п.
Четвертая задача связана с прогнозированием образования. Теоретические модели предполагаемого развития образовательной инфраструктуры необходимы для управления политикой и экономикой образования. Ведь всегда интересно, какой будет школа в будущем? Что будут доносить учителя до своих учеников через десять, двадцать или тридцать лет? Что потребуется знать и уметь учителю? Какие знания и в какой форме будут нужны ученикам?
Пятая задача – внедрение результатов исследований в практику. Здесь подчас консерваторы противостоят новаторам. Одним из оптимальных путей решения этой задачи – это создание научно-исследовательских центров, педагогических лабораторий и т.п. Задача упрощается, когда перед педагогами-практиками ставят конкретные задачи, а заказчик участвует в процессе от начала и до конца.
Шестая задача – разработка новых методик и практик, здесь вступает в игру инновационная педагогика. Очень интересно читать исследовательские работы студентов, которые активно разрабатывают и конструируют новые решения и методики, которых раньше не было.
В педагогике также есть «временные» задачи. Они появляются стихийно, так как педагогический процесс все время изменяется, их нельзя предвидеть, или предугадать. Например, такой задачей стало появление онлайн-библиотек, которыми пользовались бы учитель и ученик.
Знаете, что иногда напоминает педагогика? Строительство дома. И неважно, с кем педагог-прораб строит дом – со школьниками или студентами. Принцип будет один и тот же. Сначала объясняется, как строить дом, какие виды работ нужно будет выполнить. И с этими знаниями школьники и студенты потом пойдут дальше.