☞ Войти в систему дистанционного обучения ☜
8 800 600 69 16
8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных

Записаться на обучение
8 800 600 69 16 8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных
Записаться на обучение
Тревожность в гештальт-терапии: принципы и техники работы

Тревожность в гештальт-терапии: принципы и техники работы

Тревожность в гештальт-терапии: принципы и техники работы
Тревожность в гештальт-терапии: принципы и техники работы

Тревога — это состояние, характеризующееся субъективным ощущением беспокойства, переживаний и мрачных предчувствий, связанных с неопределенной, неизвестной опасностью. Тревога может проявляться как на психологическом, так и на физиологическом уровне, вызывая различные симптомы, например, учащенное сердцебиение, потливость, расстройства дыхания, мышечное напряжение, бессонницу, раздражительность, гнев, отвращение к действительности, снижение концентрации внимания, спад энергии и т.д. Наличие тревоги мешает нормальной жизни, снижает ее качество, ухудшает отношения с окружающими, препятствует достижению целей и желаний.

Существует множество причин, способных вызвать тревогу. Некоторые из них связаны с внешними факторами, такими как стресс, конфликты, травмы, угрозы, неопределенность, изменения в жизни и т.д. Другие причины тревоги связаны с внутренними факторами: личностные особенности, установки, стереотипы, незавершенные ситуации, невротические переживания, неосознанные чувства, желания и потребности, гнев, стыд, отвращение к себе, низкая самооценка. Кроме того, причинами тревоги могут являться механизмы психологической защиты: слияние (коэнфлюэнция), ретрофлексия, дефлексия, интроекция. В любом случае, тревога является признаком того, что что-то не так в системе человек-среда, что есть дисбаланс, требующий восстановления.

Одним из способов борьбы с тревогой является психотерапия. Существует множество психотерапевтических подходов и направлений, которые предлагают свои способы работы с тревогой. Одним из таких направлений является гештальт-терапия, которая базируется на принципах гуманистической психологии и гештальт-психологии. В статье расскажем, что это за направление, как оно понимает природу тревоги и какие принципы и упражнения применяет для работы с тревогой.


Что такое гештальт-терапия и как она понимает тревогу?


Это психотерапевтический подход, основанный в середине XX века немецким психиатром-терапевтом Фрицем Перлзом и его супругой Лорой Перлз. Он принадлежит к гуманистическому направлению в психологии, акцентирующему внимание на целостности, свободе и творчестве. Гештальт-психология опирается на экзистенциализм, который подчеркивает уникальность и смысл жизни каждого, а также на феноменологию, исследующую субъективный опыт человека, то, как он воспринимает и интерпретирует свою реальность, как выстраивает свое поведение. Кроме того, это направление использует принципы гештальт-психологии, которая изучает закономерности восприятия и организации информации в целостные структуры, называемые гештальтами.

Гештальт-психология понимает тревогу как остановленное возбуждение, появляющееся при прерывании контакта между человеком и средой. Контакт — это цикл взаимодействия человека с окружающим миром, позволяющий ему контролировать собственное поведение, удовлетворять свои потребности, решать проблемы, реализовывать возможности и расти как личность. Контакт происходит на динамической и постоянно меняющейся границе между человеком и средой. Цикл контакта бывает разных типов: полным или неполным, здоровым или нездоровым, законченным или незаконченным. Когда цикл контакта полон, здоров и завершен, человек испытывает переживание гармонии, энергии, удовольствия, радости и роста. Когда цикл контакта заблокирован, он приводит к дисгармонии поведения, фрустрации, сопротивлению, страданию, прекращению движения и застою энергии, гневу.

Прерывание цикла контакта происходит по разным причинам, в числе которых страх, гнев, стыд, вина, отвращение, конфликт, травма, давление, презрение, запреты и т.д. Когда контакт блокируется или прерывается, возбуждение, которое должно было найти выход в действии, разрядке, остается в организме, вызывая невротическое переживание тревоги. Переживание тревоги, в свою очередь, препятствует восстановлению контакта, выражению заблокированного возбуждения и разрядке, создавая замкнутый цикл. Тревога бывает разных типов: осознанной или неосознанной тревогой, ситуативной или хронической тревогой, обусловленной внешними или внутренними факторами тревогой. В любом случае, переживание тревоги свидетельствует о том, что есть некоторая незавершенная ситуация, требующая осознания, разрешения, выплеска энергии, разрядки.


Принципы и техники работы с переживанием тревоги


Гештальт-психология использует ряд терапевтических способов, принципов и техник для работы с переживанием тревоги. Эти способы направлены на восстановление контакта между человеком и средой, осознание и присвоение тревожности, мобилизацию энергии и выражение заблокированного возбуждения, разрядку, разрешение незавершенных ситуаций и формирование новых гештальтов. В частности:

  • «Здесь и сейчас»: фокусировка на текущем моменте и опыте, а не на прошлом или будущем. Терапевт помогает клиенту обратить внимание на то, что происходит с ним в данный момент, здесь и сейчас, как он воспринимает себя, других и ситуацию, какие чувства, мысли, переживания, потребности, ощущения и импульсы энергии он испытывает, как он выражает или подавляет их. Таким образом, пациент осознает собственные невротические переживания и тревогу, ее причины и последствия, а также свои ресурсы и возможности для преодоления тревоги.

  • Целостность: рассмотрение человека как целостное существо, состоящее из разных аспектов: физического, психического, эмоционального, социального, духовного и т.д. Терапевт стремится к тому, чтобы клиент смог интегрировать все эти аспекты в единый гештальт, отражающий его истинное Я. Таким образом, пациент достигает принятия себя таким, какой он есть, с энергией,  уважением и любовью, а не с отрицанием и критикой. В этот момент клиент видит собственную тревогу как часть себя, а не как врага, с которым нужно бороться.

  • Терапевтический диалог: основывается на беседе между терапевтом и пациентом. Эта беседа характеризуется взаимным уважением, доверием, открытостью, подлинностью и эмпатией. Терапевт является не экспертом, знающим, что лучше для клиента, а партнером, сопровождающим его в его исследовании себя и своей реальности. Терапевт не дает советов, не делает интерпретаций, не ставит диагнозов, а задает вопросы и предлагает эксперименты, которые помогают пациенту углубить свое понимание, расширить возможности, повысить энергию. Таким образом, клиент чувствует поддержку, понимание и уважение, учится лучше общаться с другими и самим собой.

  • Эксперимент: использует различные техники, которые называются экспериментами, для того чтобы активизировать и драматизировать опыт пациента, а также для того, чтобы проверить и изменить его установки, поведение и отношения. Эксперименты могут быть вербальными или невербальными, индивидуальными или групповыми, реальными или воображаемыми, спонтанными или планируемыми.

В психотерапии применяются следующие типы экспериментов:

  • Пустой стул. Клиент представляет, что на пустом стуле сидит фигура или объект, который вызывает у него невротическое переживание тревоги, например, родитель, партнер, начальник, ситуация и т.д. Он обращается к этому человеку, объекту или проекции, выражая свои чувства, мысли, переживания, желания, потребности, претензии и т.д. В следующий момент пациент меняет место и отвечает от имени этого человека или ситуации, пытаясь понять его точку зрения, чувства, мотивы, ожидания, потребности и т.д. Таким образом, клиент осознает и выражает свое чувство тревоги, а также видит ее источник и возможные пути разрешения.

  • Обратная роль. Пациент представляет, что он становится фигурой или объектом, который вызывает у него тревогу, например, родителем, партнером, начальником, ситуацией и т.д. Он пытается вжиться в эту проекцию, перенять манеру говорить и двигаться, тип взгляда и т.д. Он обращается к себе от имени этой проекции, выражая то, что он думает, чувствует, хочет и т.д. В следующий момент клиент возвращается в свою роль и отвечает на то, что он услышал и увидел. Таким образом можно почувствовать свои переживания и свою невротическую тревожность и тревогу изнутри, увидеть внешний образ этой тревоги и возможные пути изменения.

  • Фантазия. Пациент представляет, что он находится в ситуации, которая вызывает у него тревожность, например, экзамен, собеседование, конфликт и т.д. Он описывает эту ситуацию в деталях, используя все свои чувства, переживания, потребности, ощущения, мысли, описывает, как он себя ведет в этой проекции, что он говорит, делает, чего боится, чего хочет и т.д. В следующий момент клиент представляет, что он может изменить эту ситуацию так, как он хотел бы. Таким образом, можно осознать и прожить свою невротическую тревожность и тревогу, увидеть альтернативы и возможности этой тревоги.

Это лишь некоторые из множества типов способов и упражнений, которые использует гештальт-психология для работы с тревогой. Это направление является не жесткой системой, а творческим процессом, легко адаптируется к каждому пациенту и каждой ситуации. Оно дает возможность человеку освободиться от тревоги и невротических переживаний, связанных с ней, стать открытым для новых гештальтов, которые принесут ему радость, смысл и рост.


Как узнать больше?

Если вы хотите узнать больше о гештальт-психологии, ее истории, теории, практике, объектах и способах применения, в том числе и в борьбе с тревогой, мы приглашаем вас пройти курс гештальт-психологии от НАДПО. Обучение предназначено для всех, кто интересуется психологией, психотерапией и саморазвитием, а также для тех, кто хочет повысить свою профессиональную компетентность в области психологической помощи и консультирования.



Все статьи
icon1
После успешной итоговой аттестации вы получите диплом о профессиональной переподготовке установленного образца.
icon2
Самым успешным студентам мы помогаем в трудоустройстве, предоставляя консультации от HR-эксперта, имеющего более 15 лет опыта работы в крупнейших российских и европейских компаниях.
icon3
Наши слушатели в подарок получают доступ к популярным сервисам ЛитРес и Библиоклуб, в которых имеется большой выбор специальной литературы на тему психологии, психотерапии и развития личности.
icon4
Если это необходимо, мы предоставим вам беспроцентную рассрочку на обучение, что избавит вас от необходимости обращаться в банк за кредитом.
icon5
Приходите в НАДПО и на личном опыте убедитесь во всех наших преимуществах! Растите, развивайтесь, учитесь вместе со своим ребенком. НАДПО — место, где вы сможете лучше понять себя и ваших близких. Не сомневайтесь — у нас будет интересно!
Хотите учиться у нас?

Спасибо, Ваша заявка принята!

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте заявку и с Вами свяжется сотрудник приёмной комиссии!
Ваша заявка принята

Московский диплом
Документ московской образовательной организации повышает вашу востребованность на рынке труда
100% онлайн-обучение
  • приезжать не нужно
  • тесты, практические работы и итоговый экзамен сдаются онлайн
Преподаватели
80% доктора и кандидаты наук с практическим опытом работы
Электронная библиотека
предоставляются методические материалы для всей программы с бессрочным доступом
Рассрочка 0%
  • В день обращения
  • От 2 до 12 месяцев
Скидки и льготы
  • группам от 3 человек — от 5 до 12%
  • выпускникам Академии — 5%
  • пенсионерам — 10%
  • льготным категориям — дополнительные скидки

Отзывы о НАДПО




Аудиоотзывы наших слушателей

Обратную связь выпускников можно послушать в реальном времени
Заявка на обучение или консультацию:

Ваша заявка принята, мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте номер телефона и мы с удовольствием расскажем вам о нашей академии:
Ваша заявка принята
НАВЕРХ