☞ Войти в систему дистанционного обучения ☜
8 800 600 69 16
8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных

Записаться на обучение
8 800 600 69 16 8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных
Записаться на обучение
Нарушение привязанности в диаде «мать-дитя»

Нарушение привязанности в диаде «мать-дитя»

Привязанность ребенка к матери – проблемы и их актуальность
Привязанность ребенка к матери – проблемы и их актуальность

Материнство – это особое социальное поведение и тип любви, берущий свое начало у истоков развития человечества. От особенностей материнских функций напрямую зависит выживание и развитие ребенка.

Преподаватель нашей академии А.М. Молокостова провела многоуровневое психоаналитическое исследование, выбрав областью изучения нарушение привязанности в диаде «мать-дитя», и выяснила, как влияет неблагоприятный опыт отношений с матерью на последующее собственное материнство и психологическое состояние.


Что такое психологическая привязанность матери и ребенка

1_1.jpg


Взаимоотношения матери и ребенка закладываются в самом раннем детстве и имеют огромное влияние на всю последующую жизнь малыша. Дети с негативными воспоминания из детства зачастую страдают психологическими проблемами во взрослом возрасте.

Материнская любовь предполагает физическое присутствие матери в жизни ребенка и ее постоянную готовность дать малышу тепло и нежность в раннем возрасте. А впоследствии, когда ребенок станет взрослым, – понимание, одобрение и безоговорочную поддержку. Матери по-разному проявляют к своим детям отзывчивость. Кто-то чрезмерно опекает ребенка, а кто-то безучастен к его эмоциям и потребностям.

От специфичности материнской любви и поведения зависит уровень привязанности малыша к матери.

Гармоничная привязанность в диаде «мать-дитя» характеризуется следующими особенностями в поведении ребенка:

  • малыш способен в возрасте полутора лет по просьбе матери остаться с незнакомыми, симпатичными ему людьми;

  • радуется появлению мамы;

  • в сложных и тревожных ситуациях нуждается в материнском утешении;

  • хорошо и с удовольствием контактирует со сверстниками;

  • проявляет любопытство и интерес к окружающему миру.

Признаками неблагополучной привязанности будут:

  • ребенок со слезами и истерикой отпускает мать;

  • с ним невозможно договориться, чтобы он остался под присмотром нового человека;

  • без мамы малыш с трудом успокаивается;

  • боится незнакомых взрослых и детей;

  • не интересуется новыми игрушками;

  • иногда демонстрирует равнодушие на возвращение матери;

  • игнорирует попытки матери с ним поиграть или поговорить.


Почему проблему нарушений привязанности в диаде «мать-дитя» можно считать актуальной?


Рост случаев сложной адаптации современных детей в обществе предполагает необходимость более детального изучения периода ранней социализации ребенка (от рождения до школьных лет) и установления первых привязанностей с матерью. Поэтому в наше время интерес многих исследователей направлен на получение знаний о феномене привязанности в диаде «мать-дитя» и его роли в процессе социализации и в возникновении последующих проблем психологического характера во взрослом возрасте при взаимодействии с собственной семьей.


Как проходило исследование преподавателя Молокостовой


Преподаватель нашей академии Анна Михайловна Молокостова – кандидат наук в сфере психологии и автор множества востребованных обучающих программ.

Поводом для исследовательской работы Молокостовой стала теория о непосредственном влиянии нарушения привязанности в диаде «мать-дитя» на наличие детских психотравм и возникновение трудностей в уже зрелом возрасте в общении со своими детьми.

Свое эмпирическое исследование Анна Михайловна проводила в социальных сетях Вконтакте и Instagram. В нем приняли участие 24 женщины в возрасте 24-33 лет, каждая из которых являлась матерью ребенка от 5 до 11 лет. В финале автор ставила задачу – сформулировать практические рекомендации для психологов, работающих с пациентами, которые страдают расстройствами привязанности в диаде «мать-дитя».

В процессе исследовательской работы применялись следующие методики:

  1. интервью с целью выявления детских травм и нарушений привязанности (Adult Attachment Interview, AAI) с женщинами, которые жаловались на существующие сложности во взаимоотношениях со своими детьми;

  2. тестирование Спилбергера-Ханина для определения уровня личностной тревожности;

  3. тест-рисунок Г. Г. Филиппова «Я и мой ребенок» для выявления материнских переживаний и аспектов восприятия себя и своего ребенка.


Результаты исследования


По итогам проведенных изысканий было выделено 10 женщин из 24 с высоким уровнем предрасположенности к привязанности.

Выяснилось, что женщины, имеющие неблагоприятный опыт детско-родительских отношений, испытывают дискомфорт и явные сложности в нынешнем материнском статусе и принятии своего ребенка. Такие матери часто ощущают тревогу, неуверенность в себе и своих действиях.

Женщины же, имеющие гармоничный опыт общения с матерью в детском возрасте, демонстрируют низкие показатели уровня тревожности и склонность к безопасной и прочной связи со своими детьми.


Выводы


Результаты исследования Молокостовой дают возможность сделать устойчивый вывод, что адекватность отношений матери и ребенка с самого рождения имеет важное значение и непосредственно влияет на здоровье и психологическое состояние человека как в детский, так и во взрослый периоды жизни.

Работа Анны Михайловны является значимой и дает практикующим психологам эффективный инструмент в стратегии построения работы с пограничными пациентами, страдающими депрессиями, тревогами, страхами и испытывающими проблемы в детско-родительских отношениях.

Преподаватель предполагает продолжить исследования в этом направлении и планирует в дальнейшем помогать молодым матерям посредством просветительских консультаций в социальных сетях.

Если вам небезразлична тема проблем взаимодействия в семье, то полную версию статьи нашего педагога А. М. Молокостовой с подробным описанием методов и результатов проведенного исследования можно найти в Интернете: журнал «Семья и личность: проблемы взаимодействия» №16 за 2019 год.


Все статьи
icon1
После успешной итоговой аттестации вы получите диплом о профессиональной переподготовке установленного образца.
icon2
Самым успешным студентам мы помогаем в трудоустройстве, предоставляя консультации от HR-эксперта, имеющего более 15 лет опыта работы в крупнейших российских и европейских компаниях.
icon3
Наши слушатели в подарок получают доступ к популярным сервисам ЛитРес и Библиоклуб, в которых имеется большой выбор специальной литературы на тему психологии, психотерапии и развития личности.
icon4
Если это необходимо, мы предоставим вам беспроцентную рассрочку на обучение, что избавит вас от необходимости обращаться в банк за кредитом.
icon5
Приходите в НАДПО и на личном опыте убедитесь во всех наших преимуществах! Растите, развивайтесь, учитесь вместе со своим ребенком. НАДПО — место, где вы сможете лучше понять себя и ваших близких. Не сомневайтесь — у нас будет интересно!
Хотите учиться у нас?

Спасибо, Ваша заявка принята!

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте заявку и с Вами свяжется сотрудник приёмной комиссии!
Ваша заявка принята

Московский диплом
Документ московской образовательной организации повышает вашу востребованность на рынке труда
100% онлайн-обучение
  • приезжать не нужно
  • тесты, практические работы и итоговый экзамен сдаются онлайн
Преподаватели
80% доктора и кандидаты наук с практическим опытом работы
Электронная библиотека
предоставляются методические материалы для всей программы с бессрочным доступом
Рассрочка 0%
  • В день обращения
  • От 2 до 12 месяцев
Скидки и льготы
  • группам от 3 человек — от 5 до 12%
  • выпускникам Академии — 5%
  • пенсионерам — 10%
  • льготным категориям — дополнительные скидки

Заявка на обучение или консультацию:

Ваша заявка принята, мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте номер телефона и мы с удовольствием расскажем вам о нашей академии:
Ваша заявка принята



НАВЕРХ