☞ Войти в систему дистанционного обучения ☜

Уважаемые слушатели!

Мы снизили цены на программы, особенно востребованные сейчас. Повышайте качество жизни и улучшайте уровень профессиональной квалификации в любой ситуации.
Подробнее

Скрыть
8 800 600 69 16
8(499)490-06-81
c 8.00 до 21.00 (мск), без выходных

Записаться на обучение
Особенности развития и воспитания детей с умственной отсталостью

Особенности развития и воспитания детей с умственной отсталостью

Что характерно для детей с умственной отсталостью



Дети с умственной отсталостью почти не задают вопросов, поскольку у них снижена (практически не работает познавательная деятельность). Они словно живут в своей маленькой Вселенной, где другой ритм жизни. Но оставлять их там нельзя. Надо воспитывать и учить таких детей, для того, чтобы социализировать по мере возможности, дать им знания и умения, которые пригодятся в обычной жизни и трудовой практике. 

Для особых детей существуют специальные программы воспитания и обучения, по которым работают олигофренопедагоги, дефектологи, коррекционные педагоги и другие специалисты. Об особенностях развития и воспитания детей с умственной отсталостью читайте ниже.


Кратко об умственной отсталости

Развитие ребенка с УО


Умственная отсталость у детей возникает в результате органического поражения коры головного мозга. Чаще всего это происходит в ранние периоды жизни, причины и предпосылки к этому могут быть различными – патологии беременности, патологии развития ребенка, тяжелые инфекции, черепно-мозговые травмы и др. Это нарушение носит стойкий характер, может различаться по уровню заболевания (от легкого до тяжелого уровня). Не стоит путать умственную отсталость с задержкой психического развития. Во втором случае коррекционная работа специалистов показывает, как правило, очень хорошие результаты, ребенок возвращается в нормативные рамки развития, согласно возрасту. 

Развитие детей с УО с младенчества отличается от развития нормотипичных детей. Снижена физиологическая активность (прямостояние, удержание головки и др.), познавательная деятельность, реакция на внешние раздражители, нет интереса игрушкам, отсутствует эмоциональное общение (улыбка, гуление и др.). 

Дошкольная образовательная программа для детей с УО, помогает развивать познавательную сферу таких детей, расширяет их представления об окружающем мире, помогает поэтапно овладевать трудовыми навыками, начиная с самообслуживания. Дети с УО (легкая и умеренная форма) способны овладеть основным содержанием образовательных программ. При условии, что с ними будет работать группа специалистов, которые прошли профессиональную переподготовку. Например, такие курсы – «Дошкольная олигофренопедагогика. Методы и технологии обучения детей дошкольного возраста с умственной отсталостью» с присвоением квалификации «Педагог по работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»


Социальное воспитание и развитие детей с умственной отсталостью

Развитие ребенка с УО


В отличие от нормотипичных детей, у детей с УО нет предпосылок для развития личности, она формируется с нарушениями. Например, в три года не появляются личностные проявления, поведение остается непроизвольным. Дети с УО не усваивают социальные нормы поведения, не понимают их смысл. Первые проявления самосознания можно увидеть в четыре года, появляется негативная реакция на замечания, порицания, неудачу. Такие негативные переживания могут приводить к формированию патологических черт поведения – замкнутости, пассивности, озлобленности. Дети с УО часто оказываются вне детских коллективов, из-за особенностей развития, не могут наладить нормальное отношение, проявляют агрессию (например, из-за желания самоутвердиться).

Работа специалистов в данном направлении помогает сформировать у ребенка представления о самом себе, воспитать элементарные навыки, формировать правильное восприятие окружающего мира (явлений и предметов). Так выстраивается адекватная система положительных оценок личности и позитивное отношение ребенка к самому себе. Необходимо развивать сотрудничество ребенка и взрослого окружения, его сотрудничество и продуктивное взаимодействие со сверстниками.


Особенности развития игровой деятельности

Развитие ребенка с УО


Нормотипичный ребенок использует игрушки, изображающие реальные предметы, строго по назначению (укачивает куклу, стелет ей постель, надевает и снимает одежду и др.). В дальнейшем появляется сюжетно-ролевая игра, развиваются логические действия. Такой вид игры – один из основных видов совместной деятельности групп детей, способ общения со сверстниками. 

У детей с УО предметная деятельность не развивается, интерес к игрушкам носит кратковременный характер, действия с ними носят неадекватный характер. К шести годам все большее место в игре начинают занимать процессуальные действия, но игра, по-прежнему, носит предметный характер.

Коррекционная работа специалистов помогает формировать интерес к игрушкам, развивать предметно-игровую деятельность, воспитывать умение играть в группе сверстников. Происходит постепенное обучение сюжетно-ролевой игре, что занимает достаточно длительный период.


Особенности развития познавательной деятельности

Развитие ребенка с УО


Познавательная активность у нормотипичных детей усиливается в дошкольном возрасте. Основой для познавательной деятельности является восприятие и наглядное мышление (действенное и образное). Ребенок учится обследовать и сравнивать предметы (осматривает, ощупывает, выслушивает, то есть, воспринимает), работать по образцу. При этом происходит определение цвета, формы, величины, материала и др. Восприятие свойств и отношений предметов приводит к развитию пространственной ориентировки, целостного восприятия. Это выражается, например, в умении правильно складывать фигуры из разрезанных кусочков, дорисовывать их и т. д. 

У детей с УО дошкольный возраст характеризуется лишь началом развития восприятия. Они не могут осуществить выбор нужного предмета из большого количества предложенных им, не могут учитывать свойства предметов, не умеют обобщать и выстраивать по определенному признаку, не формируется целостный образ. 

Направление работы специалистов в развитии познавательной деятельности у детей с УО – помочь сформировать элементарные количественные представления, скорректировать сенсорное развитие, познакомить с окружающим миром, научить сопоставлять и сравнивать, выделять по признаку группу предметов, осуществлять простой прямой и обратный счет и др. Это необходимо для дальнейшего развития и обучения детей с УО.


Особенности развития речи у детей с умственной отсталостью

Развитие ребенка с УО


Речь играет базовую роль для психического развития детей. У нормотипичных детей формируется собственная активная речь и одновременно происходит процесс понимания речи взрослого человека. Она является основным средством общения, дополняясь при этом указательными и изобразительными жестами. 

У детей с УО речь не служит средством общения или средством передачи опыта от взрослого к ребенку, первые слова могут появиться после двух лет, начало говорения отодвигается к четырем-пяти годам. Дети с УО могут не говорить совсем, иметь небольшой объем фраз и простых слов или иметь формально развитую речь. Но при этом ограниченно понимать обращенную к ним речь. Страдает связность речь, согласование между членами предложения, грамматическая оформленность, семантическое наполнение. 

Специалисты помогают детям сформировать и развить по возможности речевую деятельность, коммуникативные способности, выражать мысли и эмоции, отвечать на вопросы, правильно использовать части речи и др.


Особенности художественно-эстетического развития детей с умственной отсталостью

Развитие ребенка с УО


Художественно-эстетическое воспитание и развитие детей имеет несколько основных направлений. Выделим два из них – музыкальное и изобразительное развитие. 

Музыкальное развитие детей с УО помогает формировать слуховое внимание и восприятие, стимулирует речевую деятельность, запоминание, внимание, координацию движений, чувства ритма. Изобразительная деятельность помогает упорядочивать и фиксировать знания об окружающем мире, развивает познавательную деятельность. Кроме того, изобразительная деятельность является основой для продуктивной деятельности ребенка с УО. Без специального обучения продуктивная деятельность у детей с умственной отсталостью в отличие от нормотипичных детей, возникнуть не может. Это касается и развития ребенка, в общем. 

Без должной коррекционной работы, специального обучения, развитие ребенка с УО протекает с отклонениями. Темп развития замедляется, познавательные процессы, основные виды деятельности оказываются несформированными. Чем больше копится этих отклонений, тем хуже для ребенка, он остается беспомощным и беззащитным перед окружающим его миром. 


Все статьи

Читайте также


Преподаватели

 – Помогают разобраться с заданиями

 – Ответят на вопросы


Электронная библиотека

 – Более 10 000 книг

 – Более 3000 видеолекций (вебинаров)

 – Библиотека постоянно пополняется

 – Все можно скачать и распечатать

 

Московский диплом

Диплом о профессиональной переподготовке или удостоверение о повышении квалификации

100% онлайн обучение

Полностью дистанционное повышение квалификации и переподготовка

Скидки и льготы

Для пенсионеров – 10%

Льготным категориям – дополнительные скидки


Рассрочка оплаты

Индивидуальный график платежей согласуйте с менеджером приемной комиссии

Отзывы о НАДПО




Аудиоотзывы наших слушателей

Обратную связь выпускников можно послушать в реальном времени
Заявка на обучение или консультацию:

Ваша заявка принята, мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте номер телефона и мы с удовольствием расскажем вам о нашей академии:
Ваша заявка принята
НАВЕРХ