☞ Войти в систему дистанционного обучения ☜
8 800 600 69 16
8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных

Записаться на обучение
8 800 600 69 16 8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных
Записаться на обучение
Механизмы защиты в гештальт-терапии: от проекции до ретрофлексии

Механизмы защиты в гештальт-терапии: от проекции до ретрофлексии

Механизмы защиты в гештальт-терапии: от проекции до ретрофлексии
Механизмы защиты в гештальт-терапии: от проекции до ретрофлексии

Чтобы удовлетворить свои потребности, реализовать планы и желания, мы вступаем в контакт с внешней средой. Цикл этого контакта, согласно теории гештальта, включает несколько этапов — преконтакт, контактирование, полный контакт и ассимиляцию опыта. В штатном режиме мы преодолеваем все эти ступени и получаем то, что нам хочется. Однако, довольно часто на пути к цели возникают препятствия — внешние и внутренние. 

О внутренних помехах — механизмах психологической защиты — мы сегодня и поговорим. 

Что такое механизмы защиты в гештальт-терапии и зачем они нужны?

Базовой концепцией гештальт-терапии является теория контакта, согласно которой все свои потребности человек реализует посредством взаимодействия с окружающим миром. Этот взаимообмен происходит на границе контакта. А сам цикл контакта (в соответствии с классической моделью Гудмена и Перлза) в нормальных условиях включает четыре фазы — преконтакта, контактирования, полного контакта и постконтакта. Если описать такой цикл простыми словами, сначала у человека возникает предвосхищение, ощущение какого-то волнения. Затем переживания усиливаются, и индивид осознает свое желание или потребность. Далее он достигает пика напряжения — задуманное осуществляется, и контакт идет на спад — совсем как перевернутая парабола, которая используется в качестве иллюстрации. 

Из таких циклов соткана вся наша жизнь. Какие-то контакты полностью реализуются — человек завершает свои гештальты. Но бывает и так, что линия соприкосновения разрывается. Это может быть осознанным решением индивида или результатом включения защитных механизмов психики. 

Хотите узнать больше о гештальт-подходе в психологии и психотерапии, разобраться в особенностях цикла контакта и способах, которые использует наш мозг для сопротивления и разрыва этого контакта? Обратите внимание на профессию гештальт-психолога — обучение на дистанционных курсах в НАДПО будет оптимальным выбором. 

Определение

Под защитными механизмами в гештальт-терапии понимаются психологические стратегии — способы мышления, сценарии поведения, с помощью которых человек защищается от неприятных или тревожных мыслей, болезненных чувств и переживаний, опасных ситуаций. Причем делает это чаще неосознанно. По мнению Анны Гингер и Сержа Гингера, подобные механизмы защиты или ухода от контакта могут быть здоровыми или патологическими, что будет зависеть от того, в какой момент они проявляются, насколько гибкими и интенсивными являются. 

Значение

Знание защитных механизмов психики полезно, поскольку позволяет понять, как человек справляется и защищается от сложных или вызывающих дискомфорт эмоций, мыслей или ситуаций. Понимание защитных механизмов дает человеку следующие преимущества:

  • Самосознание. Глубокое понимание своих собственных моделей поведения и реакций способствует личностному росту, позитивным изменениям в жизни.

  • Эмоциональная регуляция. Человек сможет определять, когда он использует нездоровые механизмы преодоления, пытаясь избежать встречи со своими эмоциями. Осознание этого позволяет выработать более здоровые способы управления своим настроением, состоянием.

  • Улучшение взаимоотношений. Зная о том, как проявляются защитные механизмы, человек получает возможность распознавать и устранять нездоровые модели поведения, которые могут влиять на его отношения с окружающими. 

  • Решение проблем. Понимая, как это работает, можно прекратить бегать от проблем, перестать отрицать их и найти эффективные решения.

  • Психологическое благополучие. Осознание защитных механизмов способствует улучшению психического и эмоционального состояния. Это позволяет людям вырабатывать более здоровые, конструктивные стратегии преодоления трудностей, снижать уровень стресса и повышать общую психологическую устойчивость.

Какие защитные механизмы есть у человека и в чем они проявляются?

Итак, чтобы регулировать свои взаимоотношения с окружающим миром, человек использует механизмы защиты, которые позволяют при необходимости приостановить развитие контакта или вовсе прекратить его. Изначально эти процессы избегания являются здоровыми — они помогают адаптироваться к внешним условиям, синхронизировать с ними свои желания, интересы, потребности. Это позволяет адекватно реагировать на ситуацию, поступки других людей, сохранять при этом психосоциальное равновесие. Но так происходит только при конструктивном (здоровом) применении защитных функций. В противном случае — когда человек раз за разом использует «сломаный» сценарий или его действия, мысли, поведение не уместны, не соответствуют ситуации, уход от контакта, сопротивление ему нередко приводит к патологическим изменениям, неврозам, психосоматическим и физическим заболеваниям. 

В гештальт-терапии выделяют пять основных механизмов ухода — это конфлюэнция (или слияние), интроекция, проекция, ретрофлексия и эготизм. Позже они были дополнены еще тремя — дефлексией, профлексией и обесцениванием. Познакомимся с каждым из защитных механизмов более подробно. 

Конфлюэнция 

В чем суть? Активизируется на фазе преконтакта. Предполагает смешение собственной идентичности, мыслей или убеждений с чужими. Это происходит, когда человеку трудно сохранить свою самооценку, и он принимает идеи, ценности или взгляды других людей за свои собственные.

Как проявляется? При активизации этой защитной функции происходит слияние — собственные мысли и чувства неосознанное смешиваются с мыслями и чувствами других людей, что приводит к потере личных границ и затрудняет проведение различий между собственной идентичностью и идентичностью других людей. 

Вместо местоимения «Я» в речи человека все чаще звучит местоимение «мы». Любые указания на личные границы, различия воспринимаются агрессивно. Индивид искренне верит: он точно знает, что чувствует и о чем думает другой. 

Откуда берется? На развитие защитного механизма слияния могут влиять различные факторы. Часто он включается из-за страха быть отвергнутым или покинутым, поскольку индивид полагает, что соответствие убеждениям и мнениям других поможет ему добиться признания и избежать конфликта. Конфлюэнция также может развиваться в результате низкой самооценки или неуверенности в собственных идеях и способностях.

Пример. Пример слияния — ситуация, когда человек принимает убеждения и ценности харизматичного лидера, близкого друга, какой-то известной персоны, не оценивая их критически и не рассматривая собственную точку зрения.

Нормальным считается присутствие конфлюэнции во взаимоотношениях маленьких детей и их матерей, влюбленных или членов команды, которые объединены общими идеями и целями. Однако, если мать продолжает контролировать каждый шаг сына-подростка, считая, что ее «малышу» еще рано принимать самостоятельные решения, она своими действиями лишь препятствует его нормальному развитию. 

Чем полезна? При правильном использовании конфлюэнция способствует развитию эмпатии, понимания и сотрудничества. Позволяет человеку устанавливать более глубокие связи с другими людьми, ценить различные точки зрения и эффективно сотрудничать. Открытость к различным идеям и готовность к адаптации полезны для развития значимых отношений.

Как может навредить? При нездоровом, неконструктивном использовании конфлюэнция приводит к потере личной автономии и отсутствию независимого мышления. Как результат — возникают трудности с отстаиванием своих потребностей, мнений и границ, человеку сложно принимать решения, которые соответствовали бы их истинным желаниям и ценностям.

Что с этим делать? Справиться с конфлюэнцией и ее негативными последствиями поможет дифференциация. Важно развивать самосознание и уверенность в себе. Человек должен стремиться к пониманию своих убеждений, ценностей и границ и быть готовым отстаивать их в случае необходимости. Важно критически оценивать идеи и мнения других людей, а не просто принимать их без вопросов. 

Интроекция

В чем суть? Включается в процессе преконтакта. Интроекция предполагает интеграцию ценностей, убеждений, характеристик, мыслей и чувств других людей, часто без их критической оценки. Это процесс бессознательного восприятия и принятия качеств или установок другого человека как части собственной личности. 

Интроекция является важным источником информации, необходимой на ранних этапах онтогенеза — для роста и развития человеческого организма. Однако, если условные образцы для подражания, установки, родительские наказы (типа «мужчины не плачут», «громко кричать на улице некрасиво») усваиваются «как есть», без дополнительной обработки, без «переваривания», появляется патологическая интроекция. 

Как проявляется? В речи человека вместо фразы «я хочу» появляются конструкции типа «я должен, обязан» (к примеру, «я должен всегда держать себя в руках»), «мне следует…» («…не высовываться», «…держать язык за зубами» и т. п.), часто используются слова «всегда», «никогда». Наблюдаются нереалистичные ожидания — как от себя самого, так и от других людей («вот сыночек вырастет, будет самым умным, сильным, красивым»). Имеет место поиск образцовых паттернов поведения («вот Маша какая молодец, слушается родителей, помогает маме»).

Откуда берется? Развитие интроекции начинается в раннем детстве. На этом этапе дети очень восприимчивы и смотрят на своих воспитателей как на образец для подражания. Они наблюдают и копируют их поведение, «впитывают» их убеждения и ценности, воспринимая их как свои собственные. Этот процесс необходим для социализации и обучения соответствующему поведению в конкретном культурном контексте.

Пример. Например, ребенок, который постоянно слышит от родителей критику в адрес своей внешности, фиксирует эти критические высказывания, как результат — у него формируется негативная самооценка. Он может начать считать себя недостойным или непривлекательным, даже если нет никаких объективных доказательств, подтверждающих это убеждение.

Чем полезна? На конструктивном использовании этой защитной функции основано воспитание детей. Дети верят своим родителям и учатся жить и играть по правилам, которые те им предлагают, глядя на маму и папу, усваивают ролевые модели мужчин и женщин. 

При правильном использовании интроекция позволяет нам учиться у других, перенимать позитивные ценности и модели поведения и интегрировать их в свою личность. Вполне вероятно, что заимствуя качества ролевых моделей или наставников, обладающих желаемыми чертами, человек будет стремиться стать лучше других и развить в себе чувство собственного достоинства.

Как может навредить? Когда мы слепо перенимаем чужие убеждения и ценности без критической оценки, мы теряем свою индивидуальность, с трудом отличаем свои собственные мысли и чувства от чужих, что приводит к недостатку самосознания и трудностям в принятии самостоятельных решений. Результаты получаются малоприятные — не покидает чувство растерянности, ощущение оторванности от своего истинного «я», постоянным спутником становится низкая самооценка.

Если ребенку запрещают сомневаться в предлагаемых правилах и установках, опровергать утверждения взрослых, не позволяют сравнивать, развивается внутренний конфликт. 

Что с этим делать? Чтобы преодолеть негативные последствия интроекции, необходимо развивать самосознание, воспитывать в себе чувство собственной идентичности. Поможет периодическая ревизия своих убеждений и установок, самоанализ. К примеру, можно задать самому себе вопросы: 

  • Откуда у меня такое мнение? 

  • Точно ли эта позиция мне созвучна? 

  • Почему я делаю именно так, а не иначе? 

  • Мне помогает или мешает это убеждение?

  • Могу ли я от него отказаться и заменить другой установкой? 

Проекция

В чем суть? Когда активизируется защитный механизм проекции (а случается это на этапе контактирования), человек переносит свою собственную ответственность на свое окружение, приписывает свои собственные неприемлемые или нежелательные мысли, чувства или характеристики другому человеку или объекту. Иначе говоря, индивид проецирует свои внутренние конфликты на другого, считая, что именно этот другой обладает этими качествами, а не он сам.

Различают три формы проекции:

  • зеркальную — когда люди склонны видеть в других то, что они видят в себе, или то, что они не могут или не хотят признать в себе.

  • проекцию катарсиса — когда пытаясь освободиться от своих подавленных эмоций или характеристик, мы проецируем их на окружающих (это приносит временные чувства облегчения или эмоциональной разрядки);

  • дополнительную проекцию — когда приписывая другому какие-то качества, черты, убеждения, человек пытается оправдать свои собственные, не всегда приятные. 

Как проявляется? Проекции можно обнаружить, например, по замечаниям, заявлениям, критическим высказываниям, направленным на других («ты не способна нормально готовить, убираться, хорошо учиться») или по тому, что человек в своей речи активно использует местоимения «ты», «она», «он» вместо «я» (к примеру, когда сам скрипит зубами от злости, перекладывает вину на своего собеседника: «какая ты злая!»). 

Откуда берется? Развитие механизма проекции можно отнести к раннему детскому опыту. В детстве человек сталкивается с ситуациями или эмоциями, которые ему трудно пережить или принять. В результате ребенок бессознательно подавляет эти мысли и чувства, вытесняя их из своего сознания. Вместо того чтобы признать и разобраться с этими внутренними конфликтами, мы проецируем их на других людей, отстраняясь таким образом от дискомфорта.

Пример. Возьмем, к примеру, человека, который испытывает сильную неприязнь к коллеге по работе. Не осознавая или не желая признать, что просто завидует успеху товарища, он проецирует свою зависть на сослуживца, обвинив его в манипуляциях или обмане. В этом случае человек приписывает свои негативные качества ни в чем не повинному коллеге, вместо того чтобы принять и отреагировать на собственные эмоции.

Чем полезна? В нормальных условиях проекция помогает развивать эмпатию, легче находить контакт в общении с окружающими и получать от них обратную связь. 

При здоровом использовании проекция позволяет нам разобраться в собственных бессознательных мыслях и чувствах. Осознавая проецируемые качества других людей, человек начинает исследовать и понимать свои собственные внутренние конфликты. Такая саморефлексия поможет личностному росту и развитию, поскольку индивид лучше осознает свои недостатки и работает над их устранением.

Как может навредить? Если проекция используется неконструктивным образом, она препятствует эмоциональному благополучию человека и его отношениям. Если человек постоянно проецирует свои негативные качества на других («никому нельзя доверять!», «никто меня не понимает…», «я никому не нравлюсь»), у него создается искаженное восприятие реальности и неумение отвечать за свои поступки. Это часто приводит к напряженным отношениям, так как окружающие могут чувствовать себя несправедливо обвиненными или непонятыми. 

Что с этим делать? Важно научиться признавать свои эмоции, брать на себя ответственность за свои мысли, чувства и поступки, даже если они неприятны или нежелательны. Поможет в этом самоанализ, практики осознанности, психотерапия. Исследуя и понимая свои проявления, человек делает шаг к разрешению своих внутренних конфликтов, прикладывает усилия, чтобы выработать более здоровые механизмы преодоления. Кроме того, открытое и честное общение с другими людьми поможет устранить недопонимание или искажения, вызванные проекцией, что будет способствовать укреплению отношений.

Ретрофлексия

В чем суть? Запускается на этапе контактирования. Включая эту функцию защиты, человек всю энергию — мысли, эмоции, импульсы — перенаправляет внутрь. Вместо того чтобы открыто высказать, выразить агрессию, гнев, фрустрацию в окружающую среду, он обращает их на себя.

Различают зеркальную ретрофлексию и ретрофлексию катарсиса. 

  • В первом случае человек пытается продемонстрировать самодостаточность, делает то, что хотел бы получить от окружающих (испытывая к кому-то искренние чувства, не будет добиваться любви в ответ или остро нуждаясь в поддержке, будет утверждать, что ни на что не жалуется). 

  • Во втором случае человек делает себе то, что хотел бы сделать с окружающими (вместо того чтобы обвинить в случившемся истинного виновника, взять вину на себя). Здесь может иметь место выражение негативных эмоций или импульсов по отношению к самому себе через самонаказание или саморазрушительное поведение. 

Как проявляется? Ретрофлексию можно наблюдать на физическом уровне — человек бледнеет или краснеет, у него сжимаются кулаки, напрягается тело. В какой-то момент он задерживает дыхание, начинает кусать губы или грызть ногти. Нередки навязчивые стереотипные движения, вредные привычки. Возможны и соматические проявления в виде головной боли или спазмов в животе. В речи такого индивида часто звучат возвратные глаголы (оканчивающиеся на «-ся») и выражения типа «сам виноват». 

Откуда берется? Развитие ретрофлексии происходит под влиянием различных факторов, включая опыт раннего детства, личностные особенности. Эта защитная функция появляется у ребенка в тот период, когда он становится автономной личностью — учится самостоятельно управлять своим поведением, контролировать проявление импульсов, регулировать свои физиологические потребности. 

Пример. Эмоциональная холодность родителей, которым нет дела до ребенка, игнорирование его эмоций, переживаний, формирует установку: «Я никому не нужен. Мои чувства, мой внутренний мир никому не интересны». В результате маленький человек вынужден с юного возраста самостоятельно решать свои проблемы, поддерживать себя. 

Чем полезна? Ретрофлексия позволяет нам задуматься о своих действиях, мыслях и эмоциях, выражается в самоконтроле, самодисциплине. Она приводит к самоанализу и самосовершенствованию. Перенаправляя внимание внутрь себя, человек получает представление о моделях своего поведения, определяет области для личностного роста и готов взять на себя ответственность за свои действия. Это помогает лучше понять себя, адаптироваться к социальным требованиям и нормам, защититься от внешней опасности.

Как может навредить? Чрезмерная ретрофлексия приводит к негативному самовосприятию, самобичеванию, самоуничижению. Провоцируя самосаботаж, это мешает человеку эффективно справляться со своими эмоциями и разрешать конфликты. Это становится препятствием в межличностных отношениях, поскольку человеку трудно выразить свои потребности или самоутвердиться, что приводит к чувству обиды или разочарования. Кроме того, ретрофлексия нередко бывает причиной развития психосоматических заболеваний. 

Что с этим делать? Обращение к психотерапевту или гештальт-психологу обеспечивает безопасное пространство для исследования своих эмоций, преодоления негативных представлений о себе, выработки более здоровых сценариев поведения. Важно развивать самосострадание и самопринятие, осваивать эффективные техники общения, учиться обозначать собственные границы. Имеет смысл работа с дыханием, телесными блоками и зажимами. 

Эготизм

В чем суть? Его время приходит на этапе полного контакта. Эготизм характеризуется чрезмерной сосредоточенностью человека на себе: индивид словно застегивается на все пуговицы, превращается в этакого чеховского человека в футляре. Он увлечен самоисследованием, самонаблюдением, общением с самим собой. Граница с окружающим миром становится непроницаемой. 

Как проявляется? Активация эготизма прерывает все отношения со средой: индивид не может себе позволить проявить интерес к происходящему вокруг и одновременно обнародовать свои собственные мысли, чувства, выпустить наружу свою энергию. 

Это часто проявляется в усилении нарциссических черт. Человек уверен в своей самодостаточности, дистанцируется от внешнего мира и охраняет свои границы. Он придает событиям большее значение, чем они имеют в реальности. Не способен совершать спонтанные действия, контролирует все свои движения и сдерживает все свои проявления. 

Откуда берется? Эта функция защиты может возникнуть вследствие разрушения других механизмов прерывания контакта со средой — конфлуэнции, ретрофлексии или интроекции — или стать результатом проведения психотерапии с применением гештальт-приемов — например, с целью повысить осознанность, личную ответственность. 

Пример. Девушка пришла на тусовку, чтобы немного развеяться. Однако вместо того, чтобы от души потанцевать, она зацикливается на том, как она выглядит, хорошо ли двигается, что скажут или подумают окружающие, если она начнет отплясывать под эту мелодию и т. д. 

Чем полезен? В рамках разумного функция эготизма проявляется, к примеру, в саморефлексии, в возможности говорить открыто о том, что нравится или не нравится. Или в том, чтобы не соглашаться на что-то, не сориентировавшись в ситуации, просто ради приличия, только потому, что так делают все.

Как может навредить? Эготисты боятся потерять контроль над ситуацией, стараются держать дистанцию, не подпускать к себе, тем самым вызывая негативную реакцию у окружающих. Эта защитная функция приводит к склонности к обесцениванию, острой реакции на негативные оценки в свой адрес, что вовсе не добавляет уверенности в себе. 

Что с этим делать? Своими силами справиться с эготизмом непросто: предстоит научиться отключать своего внутреннего критика, перестать контролировать каждый свой шаг. Нужно прокачивать спонтанность, обязательно отмечать положительную динамику. Это проще сделать при поддержке близких, а еще лучше — компетентного психотерапевта. 

Дефлексия

В чем суть? Нередко проявляется на фазе контактирования. Дефлексия — перенаправление или смещение внимания с собственных эмоций, мыслей или поведения на что-то другое. Это способ избегания или минимизации дискомфорта, тревожных ощущений, уход от неприятных тем или опасных ситуаций.

Как проявляется? Дефлексия может выглядеть как попытки «перевести стрелку» с себя (своих проблем, эмоций) на других людей или внешние факторы. Уходя от прямого контакта, человек отводит в сторону глаза, меняет положение тела — встает или садится вполоборота. О дефлексии также свидетельствуют бесконечные лишние движения: человек теребит мелкие предметы, ерзает на стуле, почесывается. Еще один симптом — запутанная речь, отсутствие в ней личных местоимений. 

Откуда берется? Развитие дефлексии обычно начинается в детстве. Сталкиваясь с трудными эмоциями или конфликтами, дети пытаются отвлекаться от проблемы и концентрировать свое внимание на чем-то другом, что вызывает меньшую тревогу. Это может быть выученным поведением, полученным в результате наблюдения за другими людьми, или естественной реакцией, направленной на защиту от эмоциональной боли.

Пример. Например, человек, сомневающийся в своей внешней привлекательности, постоянно подшучивает над внешностью других людей. Так он смещает фокус со своих комплексов и хотя бы на время забывает о своих «пунктиках». К проявлениям дефлексии относятся долгие пространные рассуждения, на которые переключается человек, чтобы уйти от нежелательной темы, или стремление отвести взгляд в сторону, чтобы избежать прямого контакта глазами. 

Чем полезна? При конструктивном использовании дефлексия даст временное облегчение от переполняющих эмоций или ситуаций, позволяя человеку собраться с мыслями и восстановить контроль. Это также становится одним из способов предотвращения ненужных конфликтов путем перенаправления разговора или разрядки напряженной ситуации (к примеру, в дипломатии). В этом смысле дефлексия помогает человеку сохранить психическое благополучие и защитить свои отношения.

Эту функцию психики задействует мать, когда переключает внимание своего плачущего навзрыд ребенка, пошумев перед ним погремушкой или указав на какой-то объект. 

Как может навредить? Неконструктивное включение дефлексии — серьезная преграда для подлинного контакта. Постоянное отвлечение внимания от собственных эмоций и проблем мешает человеку обратиться к глубинным проблемам и решить их. Уклончивые ответы и нежелание обсуждать определенный круг вопросов окружающие могут расценить как уход от ответственности, что негативно скажется на отношениях. 

Что с этим делать? Важно развивать осознанность, учиться отслеживать дефлексию, задавать себе вопросы: 

  • Соответствует ли то, что я говорю, тому, что я чувствую и делаю? 

  • От чего я пытаюсь отвлечь себя этими бессмысленными разговорами? 

  • Как не бояться коснуться запретной тревожащей темы?

Важно признавать и подтверждать свои эмоции и переживания, даже если они доставляют дискомфорт. Могут быть полезны практики телесной релаксации, самоанализ, поиск обратной связи от людей, которым мы доверяем, работа с психотерапевтом. 

Профлексия

В чем суть? Профлексия представляет собой синтез сразу двух защитных функций — проекции и ретрофлексии, а ее смысл состоит в том, чтобы сделать другому то, что мне хотелось бы самому получить от него. Термин появился в 1981 году благодаря американскому психотерапевту, писательнице, тренеру по гештальт-терапии Сильвии Крокер. Запускается профлексия на этапе контактирования. 

Как проявляется? Нуждаясь в помощи и надеясь ее получить, индивид начинает сам помогать кому-то. Однако ответной реакцией на такую попытку причинить добро часто становится непонимание — тот, кого хотелось поддержать, вовсе не нуждался в участии.

Откуда берется? Развитие защитного механизма профлексии происходит под влиянием различных факторов, включая воспитание, социальную обусловленность и стремление к социальному признанию. Часто это начинается в детстве, когда ребенок учится соответствовать общественным нормам и ожиданиям, чтобы вписаться в общество и избежать отвержения или наказания. Со временем человек привыкает подавлять свои истинные мысли и чувства, чтобы сохранить гармонию в отношениях или избежать конфликта.

Пример. Этот механизм избегания контакта хорошо иллюстрирует «золотое правило нравственности» — относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Например, сделай комплимент коллеге, похвали ее новое платье, чтобы она обратила внимание на твое. 

Проявления профлексии встречаются и в детско-родительских отношениях: родители (особенно мамы и бабушки), несмотря на возмущение и сопротивление детей, пытаются их потеплее одеть, хотя на самом деле мерзнут сами. 

Чем полезна? В разумных пределах профлексия становится хорошим мотивом для саморазвития и самообразования, для дальнейшего применения своих компетенций на пользу окружающим. При правильном использовании эта функция защиты помогает ориентироваться в социальных ситуациях, находить компромиссы и успешно сотрудничать — ведь индивид готов поступиться своими предпочтениями ради блага группы или отношений. 

Как может навредить? Включая профлексию, индивид нарушает границу контакта и вторгается во внутреннее пространство другого человека — того, с кем происходит взаимодействие. При этом «нарушитель» рассчитывает на ответное вторжение — внимание, участие, объятия и т. п. И если обратная реакция отличается от того, чего он ждет, испытывает разочарование, обиду, эмоциональное истощение. 

Профлексия нередко становится причиной конфликтов в семье. И все потому, что не договорились, не обозначили правила игры, помешали иллюзии, домыслы, фантазии и т.п. 

Что с этим делать? Важное значение имеют навыки самоанализа, выявления своих собственных желаний, четкое их формулирование, которое понятно другим участникам взаимодействия. Стоит понаблюдать за собой, понять, в каких ситуациях возникает желание проявить заботу о ком-то, и осознать, какую потребность хочется при этом удовлетворить. 

Обесценивание

В чем суть? Эта защитная функция включается на последнем этапе цикла контакта — во время постконтакта — когда взаимообмен с внешней средой завершен, когда мы обдумываем, осмысливаем результаты взаимодействия и ассимилируем полученный опыт. Однако в этот момент контакт прерывается, а сама защита состоит в отрицании ценности, значимости произошедшего события или того, что мы сделали, какие усилия для этого приложили, в отчуждении результатов нашего труда. Обесценивая свой путь и отвергая достижения, человек пытается избежать столкновения с непростыми переживаниями, к которым он пока не готов — уходит от чувства тревоги, бессилия, отчаяния, стыда или зависти. А поскольку опыт мы не усвоили, придется начинать все с начала.

Как проявляется? Признаками обесценивания могут служить демонстративное разочарование или равнодушие, критические замечания и насмешки, игнорирование заслуг и достижений, отказ от похвалы, даже когда она вполне уместна и необходима. 

Откуда берется? Такая защитная реакция обычно развивается в результате прошлого опыта, когда человек был обесценен другими людьми. Например, в детстве, когда воспитатели или другие авторитетные взрослые игнорировали, отвергали или обесценивали его эмоции или потребности. Со временем человек интегрирует эти послания и вырабатывает модель обесценивания собственного опыта, чтобы защитить себя от возможного отвержения или критики.

Пример. Пожалуй, одним из самых распространенных примеров обесценивания является наша привычная реакция на благодарность в наш адрес — когда на «Спасибо!» мы, потупив взгляд, отвечаем: «Ой, да что вы, не стоит благодарности!» или «Да было бы за что!», «Да не за что!». 

Защитная функция обесценивания начинает формироваться еще в детстве. Например, когда ребенок, страстно желающий поиграть со сверстниками, получает от ворот поворот. Его не принимают в компанию. И ребенок делает вывод, которым продолжает руководствоваться и далее — во взрослой жизни: «один раз отвергли, значит, и в следующий раз будет то же самое, даже пытаться не стоит!». 

Чем полезно? Обесценивание бывает полезным в процессе переживания горя, утраты, в борьбе со страхом. С помощью этой защитной функции мы можем усмирить свою зависть или повысить самооценку, справиться с неудачами и избежать чрезмерной зависимости от внешнего подтверждения или одобрения.

Как может навредить? Несмотря на то, что, обесценивая, мы можем снизить уровень тревожности, оградить себя от негативных эмоций, этот механизм защиты считается одним из самых вредоносных. Сама защита становится разрушающей: приводит к проблемам с границами — личными и чужими, к зависимости от чужого мнения и настроения, к неприятию себя и т. д. 

Что с этим делать? Важно научиться распознавать симптомы обесценивания и осознанно управлять своим поведением: 

  • обозначать и отстаивать личностные границы; 

  • сохранять адекватную самооценку (отталкиваться при этом от фактов, а не от чьих-то мнений);

  • отслеживать свои эмоции;

  • признавать и принимать свои переживания;

  • сохранять дистанцию с теми, кто намеренно обесценивает вас;

  • не проявлять излишней категоричности, высказывая свою точку зрения;

  • развивать эмоциональный интеллект;

  • фиксировать свои достижения и т. д. 

Как работать с механизмами защиты в гештальт-подходе?

Главный принцип, которым руководствуется гештальт-терапия, — уважать защитные механизмы клиента, ведь они являются неотъемлемой частью целого — человека. А значит, необходимы и для установления полноценного контакта, и для сохранения целостности. 

Для выявления, мягкого исследования и преодоления защитных механизмов гештальт-терапевты прибегают к различным приемам и техникам:

  • Осознание. Гештальт-терапевты фокусируются на повышении осознанности клиентов, побуждая их к полному присутствию в настоящем моменте. Концентрируя внимание на своих мыслях, чувствах, телесных ощущениях, индивид лучше осознает свои защитные механизмы.

  • Беседа. Задавая открытые вопросы, терапевт исследует опыт клиента и помогает ему глубже разобраться в своих защитных механизмах. Такое расспрашивание побуждает задуматься о своих моделях поведения и понять их глубинные мотивы.

  • «Пустой стул». Эта техника предполагает, что клиент представляет себе человека или ситуацию на пустом стуле и вступает с ним в диалог. Вывод защитных механизмов на внешний план и участие в диалоге позволяет лучше понять свои внутренние конфликты и работать над их разрешением.

  • Эксперименты. Гештальт-терапевты могут проводить эксперименты, чтобы помочь клиентам исследовать свои защитные механизмы в безопасной и благоприятной обстановке. Эти эксперименты могут включать ролевые игры, упражнения на осознание тела или творческую деятельность, позволяя клиентам экспериментировать с новыми способами отношения к себе и другим.

  • Гештальт-диалоги. Терапевт может вести диалог с клиентом, помогая ему исследовать свои защитные механизмы. В этих диалогах терапевт зеркально отражает поведение человека или использует преувеличенные жесты и выражения, чтобы выделить бессознательные паттерны и привести их к осознанию.

  • Работа со сновидениями. Сновидения могут дать ценные сведения о защитных механизмах. Гештальт-терапевты исследуют сны клиентов, помогая им понять символические представления и эмоции, лежащие в основе сновидений, которые могут пролить свет на их защитные механизмы.

  • Работа с границами. Гештальт-терапия подчеркивает важность границ в отношениях. Терапевт может работать с клиентами над изучением и установлением здоровых границ, помогая им распознать и преодолеть защитные механизмы, которые могут быть связаны с нарушением границ или избеганием.

Способствуя осознанию, поощряя поиск и используя различные техники, терапевты поддерживают клиентов в развитии новых представлений и более адаптивных способов существования.


Все статьи
icon1
После успешной итоговой аттестации вы получите диплом о профессиональной переподготовке установленного образца.
icon2
Самым успешным студентам мы помогаем в трудоустройстве, предоставляя консультации от HR-эксперта, имеющего более 15 лет опыта работы в крупнейших российских и европейских компаниях.
icon3
Наши слушатели в подарок получают доступ к популярным сервисам ЛитРес и Библиоклуб, в которых имеется большой выбор специальной литературы на тему психологии, психотерапии и развития личности.
icon4
Если это необходимо, мы предоставим вам беспроцентную рассрочку на обучение, что избавит вас от необходимости обращаться в банк за кредитом.
icon5
Приходите в НАДПО и на личном опыте убедитесь во всех наших преимуществах! Растите, развивайтесь, учитесь вместе со своим ребенком. НАДПО — место, где вы сможете лучше понять себя и ваших близких. Не сомневайтесь — у нас будет интересно!
Хотите учиться у нас?

Спасибо, Ваша заявка принята!

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте заявку и с Вами свяжется сотрудник приёмной комиссии!
Ваша заявка принята

Московский диплом
Документ московской образовательной организации повышает вашу востребованность на рынке труда
100% онлайн-обучение
  • приезжать не нужно
  • тесты, практические работы и итоговый экзамен сдаются онлайн
Преподаватели
80% доктора и кандидаты наук с практическим опытом работы
Электронная библиотека
предоставляются методические материалы для всей программы с бессрочным доступом
Рассрочка 0%
  • В день обращения
  • От 2 до 12 месяцев
Скидки и льготы
  • группам от 3 человек — от 5 до 12%
  • выпускникам Академии — 5%
  • пенсионерам — 10%
  • льготным категориям — дополнительные скидки

Отзывы о НАДПО




Аудиоотзывы наших слушателей

Обратную связь выпускников можно послушать в реальном времени
Заявка на обучение или консультацию:

Ваша заявка принята, мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте номер телефона и мы с удовольствием расскажем вам о нашей академии:
Ваша заявка принята
НАВЕРХ