☞ Войти в систему дистанционного обучения ☜
8 800 600 69 16
8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных

Записаться на обучение
8 800 600 69 16 8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных
Записаться на обучение
Интегрированное обучение – что это такое, модели и формы

Интегрированное обучение – что это такое, модели и формы

Интегрированное обучение – что это такое, модели и формы
Интегрированное обучение – что это такое, модели и формы

У каждого человека, независимо от национальности, цвета кожи, пола, социального статуса, есть право на образование. Это право закреплено в Конституции РФ и гарантирует доступное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование всем без исключения – в том числе детям с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Если раньше особенные ребята отправлялись учиться в спецшколы (коррекционные образовательные учреждения) и оказывались в изоляции от здоровых сверстников, то сегодня все большее внимание уделяется их включению в учебно-воспитательный процесс – в обычных детских садах и школах. Это стало возможным с появлением интегрированного обучения. В чем суть такого подхода, на каких принципах он основан и какие задачи позволяет решить? Давайте разбираться.


Что такое интегрированное обучение и какова его цель

Цель интегрированного обучения


Слово «интеграция» пришло к нам из латинского языка и имеет несколько значений: соединение, объединение, слияние в единое целое отдельных элементов, частей; восстановление, восполнение. 

Интегрированное обучение – это такая организация образовательного процесса, при которой дети с ОВЗ эпизодически или постоянно, частично или полностью включаются в учебно-воспитательный процесс, учатся, общаются, взаимодействуют с детьми без особенностей развития. 

Важным шагом на пути к созданию таких школ, доступных для всех, стала Саламанкская декларация. Она была принята на проходившей в Испании в июне 1994 года Всемирной Конференции, посвященной вопросам доступного качественного образования для людей с особыми потребностями. При разработке концепции интегрированного обучения за основу были взяты ключевые тезисы декларации:

  • каждый ребенок имеет право получить образование;

  • у каждого ребенка должна быть возможность поддерживать оптимальный уровень знаний;

  • возможности, способности, потребности и интересы каждого ребенка уникальны;

  • эту уникальность нужно учитывать при разработке и реализации образовательных программ;

  • для всех людей, независимо от особенностей их здоровья и развития, должны быть доступны обычные школы, где должны быть созданы условия, благоприятные для инклюзии любых учащихся.

Таким образом, главная цель интегрированного обучения – сделать образование доступным для всех, помочь ребенку с особенностями адаптироваться в детском саду, в обычной школе, дать возможность стать полноправным членом общества: научиться выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми, овладеть знаниями, умениями, навыками, которые помогут ему найти свое предназначение, состояться в жизни.


Какие задачи помогает решить интеграция?

Цель интегрированного обучения


О том, как важно развивать интегрированные методы обучения, первым заговорил советский психолог, исследовавший особенности детского развития, основоположник социальной психологии, коррекционной педагогики и психолингвистики Лев Выготский. По его мнению, коррекционные школы, специальные учреждения для детей с ОВЗ лишь фиксируют внимание на их проблемах, отличиях от других детей, усугубляя тем самым их состояние, и не дают знаний и навыков, которые нужны для самостоятельной жизни. 

Перечислим задачи, которые позволяет решить интегрированное обучение:

  • создать благоприятные условия, в которых ребята с ограниченными возможностями здоровья будут чувствовать себя свободно и уверенно;

  • помочь особенным ребятам освоить программу наравне со всеми – без существенных отклонений от образовательных стандартов;

  • скорректировать (уменьшить или полностью устранить) имеющиеся у детей функциональные нарушения (психические и/или физические);

  • создать в учебном заведении, в классе доброжелательную атмосферу взаимоуважения и взаимопомощи, обеспечить поддержку особым ребятам, чтобы они чувствовали себя увереннее;

  • научить ребят общаться, выстраивать взаимоотношения друг с другом, не обращая внимания на отличия;

  • в случае необходимости – обеспечить психологическую помощь и поддержку;

  • способствовать социализации и предупреждать девиантное поведение; 

  • помочь особенным ребятам изменить отношение к себе и к своей жизни – сформировать положительный настрой, выработать активную позицию.


Каковы «показания» для интегрированного обучения?

Цель интегрированного обучения


Первоисточником идеи применения интеграции в образовании является коррекционный подход в обучении особенных детей. Однако это не значит, что такое включение в обычную школьную среду показано всем ребятам с ОВЗ. Решение должен принимать специалист. Оно будет положительным, если выполняются следующие условия:

Внутренние:

  • ребенок психологически готов к интеграции в школьный процесс обучения;

  • его уровень психофизиологического и речевого развития, умственные способности не помешают освоить школьную программу в полном объеме и в сроки, которые предусмотрены стандартами для детей без ОВЗ.

Внешние:

  • функциональные нарушения выявлены в раннем детстве (на первом году жизни малыша) и оперативно начата коррекционная работа;

  • родители или опекуны хотят, чтобы ребенок учился со здоровыми детьми, и готовы помогать и всячески поддерживать его;

  • особенному ученику, «встроенному» в обычный класс, будет помогать квалифицированный специалист в области коррекции;

  • подготовлены все условия для интегрированного обучения.

В том случае, когда имеют место серьезные отклонения в физическом, эмоциональном или психическом состоянии ребенка, предпочтительнее будет обучение в коррекционном классе.


Принципы, на которые опирается «встроенное» обучение

Цель интегрированного обучения


Одного толерантного отношения учителей и одноклассников к детям с особенностями развития недостаточно. Для успешного перехода к интегрированному обучению должна быть усовершенствована вся система школьного образования. Потребуются такие шаги, как:

  • адаптация программы с учетом индивидуальных особенностей всех учеников;

  • использование инновационных педагогических идей, современных решений;

  • активное участие родителей;

  • привлечение прогрессивных специалистов, которые помогут «традиционным» учителям перестроиться на волну «встроенного» обучения, адаптироваться к новым условиям;

  • акцент в учебно-воспитательном процессе на развитии познавательных, коммуникативных, творческих способностей ребят. 

Основные принципы, на которые опирается интегрированное обучение, такие:

  1. Создать комфортное пространство, обеспечить благоприятную атмосферу, в которой каждый ребенок, независимо от его физических особенностей и психоэмоционального состояния, сможет ощутить свою нужность, значимость, ценность и осознать, что в его силах решить любую задачу.

  2. Обеспечить условия для продуктивного взаимодействия и общения родителей, их особенных детей, учителей и коррекционных педагогов. 

  3. Воспитывать толерантность ко всем без исключения, учить нормально воспринимать различия между людьми, уважать и не позволять себе оскорблений в адрес кого-либо. 

  4. Подчеркивать индивидуальность, уникальность каждого ребенка, развивать его способности. 


Интегрированное обучение: его формы и модели

Цель интегрированного обучения


Интеграция особенного ребенка в учебный процесс может принимать следующие формы:

  • Ребенок с ОВЗ становится учеником обычного класса в общеобразовательной школе. 

  • Особенный ученик посещает спецкласс в обычной школе. 

  • После обучения в коррекционной школе ребенка переводят в общеобразовательную. 

  • Учащийся с ОВЗ «встраивается» (частично или полностью) в профессиональное образование. 

В зависимости от того, как долго и насколько глубоко ребенок с особенностями развития погружается в учебно-воспитательный процесс, интегрированное обучение может быть организовано по одной из шести моделей:

  1. Постоянная полная интеграция. Этот вариант применим, если в психическом, физическом или эмоциональном состоянии ребенка нет особых отклонений, его уровень развития близок к нормальному, а в школе при этом есть коррекционный педагог. Особенные детки ходят в обычную школу, учатся вместе со здоровыми ребятами и при необходимости получают квалифицированную помощь специалиста. 

  2. Постоянная неполная интеграция. Применяется, когда у детей наблюдаются существенные отклонения от возрастных показателей нормы. Присутствовать на всех уроках наравне со здоровыми сверстниками таким ребятам сложно, им нужна специализированная помощь. Эта модель предусматривает, что часть предметов ребенок будет изучать вместе со всеми – в классе, а часть будет штудировать под присмотром коррекционного педагога. Что именно и как – решают родители совместно с учителями. 

  3. Частичная интеграция. Ребенок посещает лишь часть уроков в школе или находится среди одноклассников после учебы. В остальное время он обучается индивидуально. 

  4. Временная интеграция. Такая модель предполагает индивидуальное обучение, которое ведется по специально разработанной программе. В детский коллектив ребенок с ОВЗ «вливается» лишь пару раз в месяц – участвует в общешкольных делах, внеклассных мероприятиях воспитательного характера.

  5. Эпизодическая интеграция. Этот вариант подходит для учебных заведений, в которых невозможно выстроить интегрированное обучение в полноценном формате (например, в связи с отсутствием дефектолога). Интеграция будет заключаться в периодическом проведении мероприятий, способствующих социализации особенных ребят. 

  6. Комбинированная интеграция. Ее суть – в использовании отдельных компонентов, приемов инклюзивного обучения и постоянной помощи дефектолога. Такую модель, как правило, используют в небольших населенных пунктах – там, где по объективным причинам не получится выстроить интегрированное обучение. Этот вариант подойдет для ребят, у которых отклонения от нормы минимальны, в противном случае усваивать учебную программу наравне со своими сверстниками они не смогут.


Преимущества и проблемные моменты «встроенного» обучения

Цель интегрированного обучения


Интегрированный подход в построении образовательного процесса позволяет уменьшить дистанцию между ребятами с ОВЗ и детьми без особенностей развития. Первые получают возможность почувствовать себя частью социума, ощутить свою значимость, важность, осознать свою ценность. Вторые учатся быть толерантными, заботиться о других людях, проявлять эмпатию, относиться с уважением к каждому человеку, независимо от его особенностей. 

И все же у такого метода есть как преимущества, так и недостатки. Какие?

К сильным моментам интегрированного обучения можно отнести:

  • внимание к уникальности и индивидуальности любого ребенка;

  • возможность включиться в коллектив, ощутить себя значимой частью общества, не зацикливаться на своих проблемах, не уходить в себя;

  • развитие способностей любого ученика;

  • помощь в адаптации, социализации, интеграции;

  • воспитание культуры толерантности. 

Недостатки у такого подхода следующие:

  • особенный ребенок будет перетягивать внимание учителя на себя, а значит, обычным детям педагог сможет уделить гораздо меньше времени;

  • недостаток внимания со стороны учителя может привести к снижению успеваемости обычных ребят;

  • высока вероятность негативного отношения обычных одноклассников к особенному ребенку, травли;

  • изменить одну отдельно взятую школу недостаточно – в переформатировании нуждается вся система образования;

  • не хватает квалифицированных дефектологов. 

Грамотные специалисты в области коррекционной педагогики востребованы, и спрос будет только расти. Если вам интересно это направление, приглашаем вас в нашу Академию на курс «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в учреждении дополнительного образования».


Все статьи
icon1
После успешной итоговой аттестации вы получите диплом о профессиональной переподготовке установленного образца.
icon2
Самым успешным студентам мы помогаем в трудоустройстве, предоставляя консультации от HR-эксперта, имеющего более 15 лет опыта работы в крупнейших российских и европейских компаниях.
icon3
Наши слушатели в подарок получают доступ к популярным сервисам ЛитРес и Библиоклуб, в которых имеется большой выбор специальной литературы на тему психологии, психотерапии и развития личности.
icon4
Если это необходимо, мы предоставим вам беспроцентную рассрочку на обучение, что избавит вас от необходимости обращаться в банк за кредитом.
icon5
Приходите в НАДПО и на личном опыте убедитесь во всех наших преимуществах! Растите, развивайтесь, учитесь вместе со своим ребенком. НАДПО — место, где вы сможете лучше понять себя и ваших близких. Не сомневайтесь — у нас будет интересно!
Хотите учиться у нас?

Спасибо, Ваша заявка принята!

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте заявку и с Вами свяжется сотрудник приёмной комиссии!
Ваша заявка принята

Московский диплом
Документ московской образовательной организации повышает вашу востребованность на рынке труда
100% онлайн-обучение
  • приезжать не нужно
  • тесты, практические работы и итоговый экзамен сдаются онлайн
Преподаватели
80% доктора и кандидаты наук с практическим опытом работы
Электронная библиотека
предоставляются методические материалы для всей программы с бессрочным доступом
Рассрочка 0%
  • В день обращения
  • От 2 до 12 месяцев
Скидки и льготы
  • группам от 3 человек — от 5 до 12%
  • выпускникам Академии — 5%
  • пенсионерам — 10%
  • льготным категориям — дополнительные скидки

Отзывы о НАДПО




Аудиоотзывы наших слушателей

Обратную связь выпускников можно послушать в реальном времени
Заявка на обучение или консультацию:

Ваша заявка принята, мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте номер телефона и мы с удовольствием расскажем вам о нашей академии:
Ваша заявка принята
НАВЕРХ