☞ Войти в систему дистанционного обучения ☜
8 800 600 69 16
8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных

Записаться на обучение
8 800 600 69 16 8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных
Записаться на обучение
Дизартрия – классификация и симптомы

Дизартрия – классификация и симптомы

Дизартрия – классификация и симптомы
Дизартрия – классификация и симптомы

Речь – это средство выражения мыслей и эмоций, общения и взаимодействия с людьми, обмена информацией, средство познания окружающего мира во всем его разнообразии. Даже незначительные проблемы с речевой функцией весьма ощутимо влияют на самочувствие человека, его психическое состояние, интеллектуальное и физическое развитие, заставляют комплексовать и замыкаться в себе. 

Одним из серьезных речевых расстройств является дизартрия. При такой патологии речь становится невнятной, теряет выразительность, нарушается ее темп и ритм, возникают дефекты произношения звуков, интонирования фраз. Тяжелые формы недуга лишают человека возможности говорить. 

Предлагаем рассмотреть особенности этой речевой патологии во всех деталях.


Что такое дизартрия

логопедическая коррекция дизартрии


Дизартрия – это тяжелая речевая патология, которая лишает человека способности говорить внятно, членораздельно. Происходит это из-за поражения головного мозга, что в свою очередь мешает нормальной передаче импульсов от речевых центров к мышцам, которые отвечают за артикуляцию: сигнал либо не доходит до места назначения, либо значительно искажается. В результате нарушается речевая моторика, артикуляция, звуки произносятся некорректно, неправильно ставится ударение в словах, сбивается дыхание, ритм и темп речи, ее интонирование, меняется тембр. Речь теряет выразительность и превращается в малопонятную бесформенную «кашу». 

Дизартрия входит в тройку лидеров среди наиболее распространенных нарушений речи. Причем если при легкой степени поражения ЦНС окружающие могут и не заметить явных дефектов звукопроизношения, то при тяжелой форме патологии понять, что человек пытается сказать, невозможно.

 

Причины возникновения патологии

логопедическая коррекция дизартрии


Дизартрия не является самостоятельным заболеванием. В большинстве случаев (специалисты говорят о 65-85 %) эта речевая патология становится спутником ДЦП, а органическое поражение ЦНС возникает в пренатальном (до родов), натальном (во время родов) и постнатальном периоде (который длится от рождения до двух лет). На каждом этапе развития малыша возможны разные причины неблагоприятных изменений. 

К внутриутробному поражению мозга могут привести:

  • токсикозы беременности;

  • инфекции и вирусные заболевания, перенесенные матерью во время беременности, а также хронические заболевания сердечно-сосудистой системы, ЖКТ, болезни мочеполовой сферы, туберкулез легких;

  • злоупотребление алкоголем;

  • несовместимость матери и плода по резус-фактору и группе крови;

  • гипоксия плода;

  • воздействие высоких доз алкоголя, наркотиков, никотина, радиации;

  • физические и психические травмы, полученные женщиной во время беременности. 

Негативное влияние этих факторов особенно опасно в первые три месяца беременности. Кстати, согласно результатам исследований, почти в 80 % случаев дизартрия врожденная. 

На натальном этапе (во время родов) возможны

  • патологии родов (стремительные или наоборот затяжные роды, резус-конфликт, асфиксия);

  • черепно-мозговые травмы;

  • кровоизлияние в мозг (из-за резкой смены давления, например, при кесаревом сечении);

  • врачебная ошибка (например, неудачное применение средств родовспоможения).

В раннем детском возрасте к поражению центральной нервной системы и развитию дизартрии могут привести 

  • тяжелые интоксикации,

  • гидроцефалия, 

  • нейроинфекции (менингит, энцефалит), 

  • гнойные формы отита, 

  • черепно-мозговые травмы. 

У взрослых развитие дизартрии может быть спровоцировано

  • перенесенным инсультом;

  • опухолями мозга;

  • серьезными травмами головы;

  • нейрохирургическими операциями.

Подобная речевая патология встречается и у пациентов с боковым амиотрофическим склерозом (БАС), болезнью Паркинсона, олигофренией, миастенией, миотонией, нейросифилисом, сирингобульбией, рассеянным склерозом, церебральным атеросклерозом, а также может быть одним из последствий продолжительной комы (например, после обширного инсульта или тяжелой травмы).


Типы дизартрии

логопедическая коррекция дизартрии


Существует несколько классификаций дизартрии. Их принципиальное отличие состоит в том, какой признак взят за основу, например, степень выраженности патологии, локализация поражения речевого аппарата, неврологическая симптоматика или уровень понятности речи для окружающих. Рассмотрим наиболее распространенные типологии дизартрии. 

В зависимости от того, где расположен пораженный участок ЦНС, выделяют:

  • бульбарную дизартрию (эта форма возникает при поражении ядер блуждающего, подъязычного, языкоглоточного, в некоторых случаях – тройничного и лицевого нервов, находящихся в продолговатом мозге);

  • псевдобульбарную дизартрию (такой тип расстройства развивается при патологических изменениях в нервных волокнах, в ведении которых – передача импульсов от коры головного мозга к ядрам черепно-мозговых нервов, расположенных в продолговатом мозге);

  • мозжечковую дизартрию (ее развитие становится следствием повреждения проводящих путей и ядра мозжечка, при котором нарушается синхронизация в работе голосового, дыхательного и речевого аппарата);

  • корковую дизартрию (она становится следствием очаговых поражений коры головного мозга и приводит к нарушению работы артикуляционных мышц, речевого аппарата);

  • подкорковую (экстрапирамидарную) дизартрию (эта форма имеет место при поражении подкорковых ядер головного мозга – паллидума и стриатума, которые отвечают за мышечный тонус и делают речь выразительной). 

Такая классификация была предложена Ольгой Правдиной. 

Автором другой типологии является французский ученый, невропатолог Тардье. Он предложил классифицировать дизартрию в зависимости от того, насколько хорошо окружающие пациента люди понимают его речь. По такому принципу различают речевое расстройство 

  1. первой степени (или стертую дизартрию) – когда дефекты в произношении звуков заметны только специалисту и обнаруживаются в ходе логопедического обследования;

  2. второй степени (или выраженную дизартрию) – когда проблемы с выговариванием звуков, слов, предложений заметны окружающим, но все, что говорит пациент, можно понять;

  3. третьей степени – когда звуки изменены настолько, что для посторонних речь дизартрика уже трудноразличима, но близкие еще могут ее разобрать;

  4. четвертой степени (или анартрию) – когда речь полностью отсутствует или сказанное пациентом представляет набор звуков, который не могут расшифровать даже близкие люди.

Эта классификация (ее еще называют логопедической) понятна, удобна и часто используется в работе логопедами, психологами, учителями и воспитателями. 

Еще одна типология базируется на синдромологическом подходе и выделяет такие формы дизартрии, как:

  • атактическая;

  • атактико-гиперкинетическая;

  • гиперкинетическая;

  • спастико-атактическая;

  • спастико-атактико-гиперкинетическая;

  • спастико-гиперкинетическая

  • спастико-паретическая;

  • спастико-ригидная.

В данном случае виды речевого расстройства определяются ведущим клиническим синдромом, а используется подобная классификация применительно к детям, страдающим ДЦП.


Как распознать проблему: симптомы

логопедическая коррекция дизартрии


Дизартрия сопровождается как речевыми, так и неречевыми симптомами, выраженность которых зависит от локализации очага поражения и степени повреждений.

К речевым симптомам дизартрии относятся:

  • несовершенства звукопроизношения (искажения звуков, неразборчивость речи, замены и пропуски звуков);

  • нарушения просодической стороны речи (ритма, темпа, мелодики речи, тембра голоса, расстановки логических ударений, т. е. всего, что составляет эмоциональную выразительность, чистоту и красоту речи);

  • нарушение фонематических функций (восприятия, анализа, синтеза, различения звуков и смыслов).

Поскольку у дизартрика нарушена иннервация артикуляционных мышц, и вместо чистой, членораздельной речи получается «каша во рту», у него не может сформироваться четкий слуховой образ слова, нет четкого слухового восприятия и контроля, что лишь усиливает некорректное звукопроизношение, приводит к нарушениям лексико-грамматического строя речи, проблемам с чтением и письмом. 

К неречевой симптоматике недуга можно отнести:

  • двигательные нарушения (неловкость моторики, недостаточная координация движений и т. д.);

  • расстройства эмоционально-волевой сферы (повышенная эмоциональная возбудимость, утомляемость и быстрая истощаемость нервной системы);

  • нарушения психического развития и расстройства познавательной деятельности (нарушения внимания, памяти, низкая умственная работоспособность);

  • нарушения мышечного тонуса (мышечная спастика; гипотония мышц, следствием которой может быть усиленное слюнотечение; дистония мышц);

  • сбои в работе артикуляционных мышц;

  • нарушения ритма дыхания (укороченный выдох, прерывистое, учащенное дыхание в момент речи).

Для каждой из форм дизартрии характерны определенные речевые и неречевые признаки, например: 

  • при бульбарной дизартрии голос становится глухим, может возникнуть небольшая асимметрия овала лица, возможно затрудненное глотание;

  • для псевдобульбарной формы характерна обрывистая, заторможенная речь, дефекты в произношении гласных, шипящих согласных, если недуг проявляется в младенчестве, возможны проблемы с сосанием и глотанием;

  • замедленная, словно растянутая речь в сочетании с гнусавым голосом и проблемами в произношении согласных свойственны корковой дизартрии (из-за этого в детстве бывают сложности с концентрацией внимания, чтением и письмом, в то время как взрослых подобные речевые отклонения могут вогнать в депрессию);

  • при подкорковой форме дизартрии скорость речи постоянно меняется, случаются повторы одних и тех же фраз, слов, слогов, что сказывается на психоэмоциональном состоянии;

  • при мозжечковой форме дизартрии постоянно меняется сила голоса, речь утрачивает плавность, ритмичность, пропадают ударения в словах, у пациента нарушается координация движений, ему сложно пережевывать твердую пищу, беспокоит повышенное потоотделение.


Диагностика дизартрии

логопедическая коррекция дизартрии


Для постановки диагноза «дизартрия», определения локализации и степени поражения необходимо пройти обследование у невролога и логопеда.

Неврологическая диагностика включает:

  • детальный опрос, в ходе которого выявляются основные жалобы, время и условия, при которых они впервые возникли;

  • сбор и анализ сведений о перенесенных ранее болезнях и травмах, о наличии хронических недугов;

  • осмотр невролога, который позволяет оценить состояние мышц и качество рефлексов.

Для подтверждения предварительного диагноза могут потребоваться:

  • общие лабораторные анализы, тесты на гормоны, базовые инфекции;

  • электрокардиография (ЭКГ);

  • электроэнцефалография (ЭЭГ)

  • электромиография (ЭМГ) или электронейромиография (ЭНМГ);

  • МРТ головного мозга;

  • компьютерная томография;

  • УЗИ и т. д. 

Обследование у логопеда предполагает:

  • анализ речевых и неречевых нарушений; 

  • изучение состояния речевого аппарата, артикуляционной и мимической мускулатуры;

  • изучение характера дыхания; 

  • исследование устной речи (особенностей звукопроизношения, темпа и ритма речи, просодики, отчетливости, артикуляции, дыхания и т. д.);

  • исследование письменной речи;

  • проведение логопедических тестов. 

При необходимости к обследованию привлекаются другие специалисты, назначаются дополнительные анализы, тесты, консультации, что позволяет исключить иные причины возникновения симптомов.


Какие методы применяют для коррекции дизартрии

логопедическая коррекция дизартрии


Коррекция дизартрии требует комплексного подхода. Программа лечения разрабатывается специалистами на основании результатов всестороннего обследования, при этом учитываются состояние пациента, его возраст. 

Какие методы входят в комплексную программу коррекции:

  • Медикаментозная терапия. Таблеток от дизартрии нет, но лекарственные препараты помогают снять отдельные симптомы, облегчить состояние пациента. В зависимости от формы недуга могут применяться ноотропы (для улучшения памяти, стимуляции работы мозга), седативные препараты (для стабилизации нервной системы), средства для улучшения кровообращения и обмена веществ в ЦНС. Назначать конкретные лекарства, выбирать схему приема и дозировку должен врач!

  • Логопедические занятия. Упражнения специальной логопедической гимнастики помогают разработать мышцы речевого аппарата. При легкой форме дизартрии выполнять их можно самостоятельно – после консультации с логопедом. Пальчиковая гимнастика разрабатывает мелкую моторику, которая тесно взаимосвязана с речевой моторикой и высшими психическими функциями – вниманием, мышлением, памятью. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика восстанавливают моторику и укрепляют речевой аппарат. Логопед помогает скорректировать выразительность речи, восстановить навыки чтения и письма (получить востребованную профессию учителя-логопеда с дополнительной квалификацией «Логопед-реабилитолог» можно на одном из курсов нашей Академии). 

  • Дыхательная гимнастика. Несложные упражнения помогают научиться правильно дышать – бесшумно вдыхать, экономно расходовать воздух при выдохе. Это позволит привести в порядок и речевое дыхание. 

  • Лечебная физкультура. Регулярные занятия способствуют улучшению и стабилизации мозгового кровообращения, благоприятно влияют на дыхательную функцию. 

  • Массаж. Снимает избыточное напряжение, возвращает мышцам тонус, оказывает общеукрепляющее действие. 

Физиотерапевтические процедуры, иглоукалывание, гирудотерапия, санаторно-курортное лечение помогают ускорить процесс реабилитации и способствуют общему укреплению здоровья. Благоприятный фон для восстановления и коррекции помогают создать нетрадиционные формы лечения, например, песочная терапия, арт-терапия или дельфинотерапия. 


Все статьи
icon1
После успешной итоговой аттестации вы получите диплом о профессиональной переподготовке установленного образца.
icon2
Самым успешным студентам мы помогаем в трудоустройстве, предоставляя консультации от HR-эксперта, имеющего более 15 лет опыта работы в крупнейших российских и европейских компаниях.
icon3
Наши слушатели в подарок получают доступ к популярным сервисам ЛитРес и Библиоклуб, в которых имеется большой выбор специальной литературы на тему психологии, психотерапии и развития личности.
icon4
Если это необходимо, мы предоставим вам беспроцентную рассрочку на обучение, что избавит вас от необходимости обращаться в банк за кредитом.
icon5
Приходите в НАДПО и на личном опыте убедитесь во всех наших преимуществах! Растите, развивайтесь, учитесь вместе со своим ребенком. НАДПО — место, где вы сможете лучше понять себя и ваших близких. Не сомневайтесь — у нас будет интересно!
Хотите учиться у нас?

Спасибо, Ваша заявка принята!

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте заявку и с Вами свяжется сотрудник приёмной комиссии!
Ваша заявка принята

Московский диплом
Документ московской образовательной организации повышает вашу востребованность на рынке труда
100% онлайн-обучение
  • приезжать не нужно
  • тесты, практические работы и итоговый экзамен сдаются онлайн
Преподаватели
80% доктора и кандидаты наук с практическим опытом работы
Электронная библиотека
предоставляются методические материалы для всей программы с бессрочным доступом
Рассрочка 0%
  • В день обращения
  • От 2 до 12 месяцев
Скидки и льготы
  • группам от 3 человек — от 5 до 12%
  • выпускникам Академии — 5%
  • пенсионерам — 10%
  • льготным категориям — дополнительные скидки

Отзывы о НАДПО




Аудиоотзывы наших слушателей

Обратную связь выпускников можно послушать в реальном времени
Заявка на обучение или консультацию:

Ваша заявка принята, мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте номер телефона и мы с удовольствием расскажем вам о нашей академии:
Ваша заявка принята
НАВЕРХ