Мы пользуемся речью каждый день, но вряд ли задумываемся о том, какую силу могут иметь наши слова. С помощью слов можно влиять на других людей или на самих себя. Слова, облеченные в письменную форму, могут многое рассказать о том, что скрыто внутри нас, опытному психолингвисту. Мы, не задумываясь, выбираем те или иные речевые конструкции, правильный падеж, обращение и т. д. Как это происходит, какие речевые и психологические процессы при этом запускаются – узнаем из статьи.
Что такое психолингвистика
Психолингвистика – научное направление, которое изучает речевую деятельность человека и все аспекты коммуникации. Психолингвисты (психолог и лингвист в одном лице), занимаются проблемами следующего процесса: мысль, речь, язык.
Область психолингвистики достаточно обширна. Это научное направление возникло потому, что появилась потребность понимать, как формируется речевая деятельность, как происходит сам процесс речевой коммуникации. При этом необходимо еще понимать, как формируется и происходит внутренняя интеллектуальная деятельность человека (в связке с речевой деятельностью). Понимание законов, по которым формируется речь, осуществляется речевая деятельность, как проходит процесс коммуникации, необходимо для любого специалиста, который занимается речью (или проблемами с речью). Например, для логопедов, коррекционных педагогов, дефектологов и др. Поэтому для всех, кто, так или иначе, связан с этой областью (по работе или из научного интереса), мы рекомендуем наш курс по психолингвистике – https://nadpo.ru/do/osnovy-psikholingvistiki/?sphrase_id=304195
А сейчас давайте более подробно рассмотрим вопросы, которые изучает психолингвистика.
Предмет и главные вопросы психолингвистики
Предметом психолингвистики является речевая деятельность человека, ее специфичность (ведь речь используется только людьми), психологическая составляющая речи, структура, способы осуществления речевой деятельности, формы, в которые облекается речь и ее функции.
Вопросы, которые изучает психолингвистика
Так как, психолингвистика соединяет в себе понятия из двух дисциплин, психологии и лингвистики, поэтому круг вопросов достаточно обширен и касается обеих научных областей:
-
лингвистические и психологические особенности речи человека;
-
как используется язык в коммуникации между людьми;
-
социальные, психологические и политические особенности языка;
-
какие механизмы отвечают за реализацию и функционирование речи в обществе;
-
какие проблемы могут быть в реализации речевой деятельности;
-
языковая система и ее структура;
-
как соотносится психика и язык;
-
виды коммуникации.
Психолингвисты, за время существования этого научного направления, вывели несколько важных принципов:
-
в жизни человека все речевые формы занимают важное место, они используются с определенной целью;
-
речь – это обширная система, которая объединяет лексику, семантику, морфологию и синтаксис языка;
-
деятельность и цель коммуникации всегда обуславливают семантику речи;
-
в речи одновременно сочетается мировоззрение, социальная необходимость, психические и внешние условия;
-
в основе использования языка лежит генетический принцип – сначала формируется устная речь, затем письменная.
Разделы психолингвистики
В психолингвистике можно выделить три основных направления: теоретическая психолингвистика, прикладная психолингвистика и междисциплинарная психолингвистика.
Теоретическая психолингвистика
Этот раздел психолингвистики занимается вопросами моделирования речевой деятельности и общения, моделирования языковой способности, исследует психосемантику слов, изучает происхождение, строение и функционирование системы знаний человека, через разрез речевой деятельности. К теоретической психолингвистике можно отнести и теорию речевой коммуникации, психологию речи, психолингвистику художественной и поэтической литературы.
Прикладная психолингвистика
Проблемы, которыми занимается прикладная психолингвистика, - это проблемы обучения языку, проблемы патологии развития речи и речевой деятельности вообще. Данные, которые получают в результате исследований прикладной психолингвистики, широко используют в своей работе патопсихологии, психиатры, афазиологи, логопеды, коррекционные педагоги, судебно-медицинские эксперты.
Психолингвистические знания широко применяются и в таких интересных сферах, как политическая психология, пропаганда, СМИ, реклама. Одни из новейших направлений, в котором также необходимы практические знания прикладной психолингвистики – это машинный интеллект, перевод, создание поисково-информационных систем, использование электронно-вычислительной техники.
Междисциплинарная психолингвистика
В рамках этого научного направлении исследуются философские вопросы языкознания и психологии, как взаимодействует язык и сознание, язык и мышление. К междисциплинарной психолингвистике можно отнести и следующие научные области:
-
герменевтика – как человек понимает, производит и воспринимает текст;
-
этнопсихолингвистика – языковые проявления различных культур и этносов;
-
социолингвистика – различия в языковой деятельности между разными слоями общества, их языковое поведение.
Где применяется психолингвистика
Мы уже несколько раз упоминали области применения психолингвистических знаний, теперь остановимся на этом подробнее. Трудно представить, где могут применяться такие теоретические знания, но, между тем, область их применения достаточно обширна:
-
разработка методик обучения родному и иностранному языку;
-
применение психолингвистики для лечения или коррекции речевых патологий (врожденных или приобретенных);
-
определение истинности высказываний, установление авторства текста (основные черты характера, примерный возраст, пол) – в судебной и медицинской экспертизе;
-
телекоммуникации – здесь активно применяются методы психолингвистики, особенно, если нужно установить, не нарушается ли закон РФ;
-
приемы привлечения внимания к тексту, поиск потенциальных читателей, выбор стиля текста, эмоциональная составляющая – психолингвистика приходит на помощь писателям и журналистам;
-
психолингвистика служит основой для нейролингвистического программирования.
Как мы видим, психолингвистика широко используется в различных областях человеческой деятельности.