☞ Войти в систему дистанционного обучения ☜
8 800 600 69 16
8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных

Записаться на обучение
8 800 600 69 16 8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных
Записаться на обучение
Бихевиоризм в психологии

Бихевиоризм в психологии

Бихевиоризм в психологии


Бихевиоризм и современная психология появились почти одновременно — на заре XX века. Причем, если сначала поведенческий подход являлся скорее теоретическим направлением, внимание которого было сфокусировано на изучении поведения животных и человека, то позже его принципам, методам, идеям нашлось широкое практическое применение. И сфера использования впечатляет — от вопросов воспитания подрастающего поколения и коррекции психических расстройств до серьезных политических и экономических решений. 

Чтобы понимать потенциал бихевиористического подхода, познакомимся с ним более детально.

Определение, суть, ключевые понятия бихевиоризма


Бихевиоризм — является одним из основных направлений в психологии, внимание которого сфокусировано на изучении поведения индивида и способов влияния на него. Уже само название помогает уловить суть подхода: в переводе с английского слово «behavior» означает «поведение».

Ключевым для бихевиоризма является предположение о том, что поступки и действия индивида складываются из рефлексов — тех, которые ему предстоит получать при рождении и приобретать в течение жизни, из его откликов на воздействие внешних факторов, на какие-то события, явления, которые могут иметь место в настоящем, а также те, что произошли в прошлом и были «заархивированы» в памяти — в виде личного опыта.

Обозначим основные понятия бихевиористского подхода:

  • Стимулом называют некий раздражитель, который действует на человека сейчас или который повлиял на него ранее. 

  • Реакция — это те действия, которые совершает индивид, чтобы ответить на внешнее событие или воздействие и адаптироваться (приспособиться) к нему. Такие отклики бывают безусловными (врожденными, полученными по наследству от предков) и условными (приобретенными, закрепленными после пережитого опыта). 

На решение, принимаемое индивидом, и его действия в ответ на внешние раздражители может повлиять подкрепление. Этот дополнительный вспомогательный фактор бывает позитивным и негативным.

  • Положительное подкрепление — это своего рода одобрение действий и поступков индивида. Благодаря такому виду подкрепления субъект реагирует на раздражитель, а его реакция фиксируется как правильная (в конкретной ситуации);

  • Отрицательное подкрепление можно сравнить с предупреждающим сигналом, который вынуждает не отвечать на внешний стимул — ни в текущий момент, ни позже. 

Примерами положительного подкрепления (поддержки и одобрения) могут являться словесная похвала или поощрение. Отрицательным подкреплением станут критические замечания или наказание.

Все, что происходит у человека внутри — его мысли, состояния, чувства, ощущения, желания или мотивы, бихевиористы учитывают, но в расчет не берут. Аргумент прост: эти переживания зависят, но не определяются внешними факторами и являются слишком субъективными, что может повлиять на точность исследований. 

Целью бихевиористских изысканий является изучение взаимосвязанности стимулов и откликов на их воздействие. Понимание этой связи даст возможность в последующем прогнозировать поведение индивида и управлять им.


Кто и когда придумал это направление?


Отцом-основателем бихевиористики считается известный американский психолог Джон Уотсон. А началось все в 1913 году — когда ученый опубликовал свой манифест бихевиоризма — статью, которая представляла психологическую науку с позиции бихевиориста. В своей работе Уотсон предложил оставить попытки экспериментального исследования сознания и перейти к изучению поведения — чтобы получить возможность его прогнозировать, регулировать и держать под контролем. Ученый считал, что психология должна стать более объективной и приблизиться к естественным наукам — таким, как физика или химия. Поэтому вместо того чтобы исследовать с помощью интроспекции (самонаблюдения) субъективные мысли, чувства, состояния, какие-то внутренние процессы, которые не получится измерить или проконтролировать посредством научных методов, стоит сфокусироваться на наблюдении за поведением.

Оно, по мнению ученого, представляет собой комплекс ответных действий на внешние раздражители. Взаимосвязанность стимулов и ответных действий Уотсон представил в виде простой схемы — «S — R» (где S — stimulus, стимул, а R — response, отклик, ответная реакция). Он полагал, что действуя на субъект разными раздражителями и вызывая разные отклики, можно менять поведение. В этом, по мнению Уотсона, и состоит суть обучения.

Впрочем, приписывать Джону Уотсону авторство бихевиористской теории не совсем корректно. При разработке своей концепции ученый опирался на исследования условного поведения животных, проведенные русским физиологом, создателем науки о высшей нервной деятельности Иваном Петровичем Павловым. Повлияли на возникновение бихевиоризма и дарвиновская теория эволюции, и закон эффекта, открытый Эдвардом Торндайком. А философской базой для бихевиористической школы послужили идеи Джона Локка. Английский педагог и философ был уверен, что человек приходит в этот мир абсолютно «чистым листом» — у него нет никаких врожденных идей, знания он приобретает через опыт и чувственное восприятие. Все это лишь подтверждает бихевиористскую позицию относительно того, как велика роль окружающей среды в процессе развития и жизнедеятельности индивидов.

Программы по теме:



Основные положения бихевиоризма


Для лучшего понимания идеи бихевиористского подхода и методов, применяемых в рамках исследований, кратко сформулируем его ключевые положения:

  • Предметом научных исследований бихевиористов является поведение живых существ в различных ситуациях. 

  • В качестве основного метода изучения действий и поступков применяют наблюдение.

  • Поведение индивида определяют все его действия на физиологическом, психическом и интеллектуальном уровне. 

  • Все действия, производимые человеком или любым другим живым существом, представляют собой комплекс ответов на воздействие внешних раздражителей (стимулов).

  • Информация о внешнем раздражителе дает возможность предположить, какой ответный шаг последует на его воздействие. 

  • Главной задачей бихевиористского подхода считается прогнозирование возможного поведения объекта наблюдений. 

  • Поведение любого индивида поддается управлению и контролю. Для этого используют простой алгоритм: стимул — реакция.

  • Действия и поступки индивида — это, с одной стороны, безусловные рефлексы (их он получает в наследство от предков), с другой — его условные рефлексы, собственный опыт, приобретенный в самых разных ситуациях. 

  • Рефлексы помогают формировать умения и навыки. Речь, мышление — это приобретенные навыки, а память считается механизмом, который помогает удерживать выработанные навыки. 

  • Окружающая среда, а именно — условия жизни, ближний круг индивида — влияют на его психику, развитие психических реакций. 

  • Эмоции представляют собой не что иное, как отклики на позитивные или негативные внешние стимулы.

  • Если многократно повторять стимулы, провоцируя отклики на них, сценарии реагирования закрепляются и доводятся до автоматизма. На повторении и закреплении строится обучение.


Из истории развития поведенческого подхода


Итак, история бихевиоризма начинается на заре XX века. С развитием этого подхода связано немало значимых имен и знаковых экспериментов. 


Вклад русских ученых

Несмотря на то, что создателем бихевиоризма называют Уотсона, а родиной этого направления считают США, значительный вклад в его появление и развитие сделали и русские ученые — физиологи, педагоги, психологи, естествоиспытатели и философы. 

  • Так, естествоиспытатель, педагог, физиолог Иван Михайлович Сеченов пришел к заключению, что основу любых психических процессов составляют процессы физиологические, а именно — рефлексы. Одним из открытий ученого стало так называемое сеченовское торможение в ЦНС — способность головного мозга сдерживать двигательную активность, вегетативные процессы, подавлять ответные действия организма на внешние раздражители (то есть не что иное, как рефлексы). Он же предполагал, что процесс индивидуального развития сопровождается формированием в головном мозге условных (приобретенных, усвоенных и закрепленных) рефлексов, которые зависят от среды, от тех внешних условий, в которых находится человек. 

  • Исследованием рефлексов занимался психиатр, психолог, физиолог, невролог, основатель русской рефлексологии и патопсихологии Владимир Михайлович Бехтерев. Особый интерес для него представляло влияние факторов окружающей среды на поведение, взаимосвязь этих явлений. 

  • Заслуга легендарного русского ученого, физиолога Ивана Петровича Павлова состоит в том, что он сформулировал принцип классического обусловливания, который стал одним из ключевых положений бихевиоризма. Примером, иллюстрирующим формирование этого условного рефлекса, может служить всем известная собака Павлова. Исследуя систему пищеварения собак, ученый заметил одну особенность: слюноотделение у подопытных питомцев начинается еще до того, как они начинают есть. Таким сигналом к «включению» физиологического процесса могло стать появление работника лаборатории, который их обычно кормил. Дальнейшие наблюдения, в том числе использование колокольчика, подтвердили предположения Павлова: в ответ на воздействие нейтрального стимула (звона колокольчика) у животных сформировалась условная (приобретенная, заученная) реакция. 


Джон Уотсон и «Маленький Альберт»

Если у коллег-ученых в качестве подопытных моделей фигурировали животные — голуби, собаки, кролики или кошки, то основоположник бихевиоризма решил сделать центральным объектом исследования человека и доказать, что сформировать условные рефлексы можно и у него. Для этого он провел эксперимент, который и по сей день продолжает поражать своей жестокостью и неэтичностью. Это исследование вошло в историю психологии под названием «Маленький Альберт». Так звали девятимесячного малыша, который стал участником изысканий Джона Уотсона и его ассистентки Розали Рейнер. В чем же суть эксперимента? 

На первом этапе исследований ученые проверили, какой отклик вызывают у мальчика раздражители. Для этого им нужно было показывать ему различные предметы (вату, маски, горящую газету) и животных (обезьяну, собаку, кролика, белую крысу). Задача Альберта была — рассматривать все это и реагировать. Никаких негативных эмоций со стороны мальчика не последовало. 

Далее перешли к формированию условной реакции — страха. Для этого малышу показали крысу и одновременно у него за спиной (чтобы он не увидел) постучали молотком по железной трубе. Ребенок испугался громких звуков и заплакал. Манипуляции повторяли несколько раз. В результате Альберт сначала напрягался в ожидании жуткого грохота при появлении грызуна, а позже — пугался и начинал плакать уже при виде крысы и без звукового сопровождения. 

Итогом эксперимента стало одновременно обусловливание реакций и обобщение (генерализация) стимулов — малыша приводили в ужас все белые пушистые предметы. Исключением не стал и сам Джон Уотсон, который появился перед Альбертом в маске бородатого Санта-Клауса.


Котики и «проблемный ящик» Эдварда Торндайка

Существенное влияние на становление бихевиористского подхода оказали исследования Эдварда Ли Торндайка, психолога, педагога, президента Американской психологической ассоциации. В частности — эксперимент с кошками и «проблемным ящиком». 

В ходе исследования животных запускали в специальную конструкцию — коробку-головоломку с дверкой. К этой дверке была прикреплена веревка, а к ней — груз. Чтобы выбраться из заточения, кошке нужно было нажать лапой на рычаг. Это приводило в движение нехитрый механизм: веревка натягивалась, поднимался груз, благодаря этому дверка открывалась, и животное могло выбраться наружу. После такого освобождения пушистая участница эксперимента получала положительное подкрепление — в виде угощения. С каждым разом кошки тратили все меньше времени на то, чтобы выбраться из коробки. Эксперимент позволил ученому изучить двигательные реакции пушистых подопытных и сделать вывод: они действуют методом проб и ошибок (в этом состоит так называемое оперантное поведение), а в их памяти надежно фиксируются действия, которые приводят к успеху. 

На основании результатов проведенных экспериментов Эдвард Торндайк сформулировал законы научения:

  • закон эффекта — вознаграждение (или положительное подкрепление) способствует более быстрому закреплению сценария реагирования, чем наказание (или негативное подкрепление);

  • закон упражнения — действие, которое чаще повторяется, получается значительно лучше других (суть этого закона хорошо передает знакомая всем поговорка: повторение — мать учения);

  • закон ассоциативного сдвига — в том случае, когда один из двух раздражителей, появившихся одновременно, вызывает положительный отклик, другой раздражитель будет производить такой же положительный эффект;

  • закон готовности — желание и готовность учащегося к усвоению новой информации или нового навыка будут залогом легкого и успешного обучения и наоборот: если учеба вызывает сопротивление, ничего хорошего не выйдет. 

Благодаря исследованиям всех этих ученых, их выводам разрабатывалась бихевиористика, формировались и ключевые положения бихевиоризма, и его направления.


Направления бихевиоризма и их представители


На этапе формирования поведенческий подход был представлен классическим бихевиоризмом, который рассматривал поведение человека (или животных) как сочетание стимулов и связанных с ними ответных действий. Позже, в процессе развития, появились отдельные самостоятельные направления, которые во многих моментах дополнили и уточнили основную схему бихевиоризма. Правда, какой-то единой универсальной классификации по понятным критериям создано не было. 

Рассмотрим наиболее известные и значимые направления бихевиористского течения и обозначим их принципиальные моменты. 


Классический бихевиоризм Уотсона

Классический (или методологический) бихевиоризм — это то, с чего все началось. Его создатель Джон Уотсон стремился приблизить психологию к естественным наукам, сделать ее более объективной. 

Ученый придерживался такой позиции: поскольку наблюдать и измерять можно только внешние проявления — например, ответные реакции индивида на какие-то раздражители, значит, нет смысла скрупулезно изучать все, что скрыто от посторонних глаз — внутренний мир индивида, его внутренние переживания, чувства, мысли, сознание, которые невозможно измерить, оценить, сделать объективный вывод. При этом Уотсон считал, что между поведением человека и других живых существ особой разницы нет. 

Таким образом, внимание классических бихевиористов было приковано к поведению человека. Детальное изучение реакций на стимулы им было необходимо для того, чтобы формировать у индивида желаемые качества, конкретные умения и навыки посредством воздействия на среду, в которой он находится. 


Радикальный бихевиоризм Скиннера

Если классический бихевиоризм исследовал только внешние проявления — действия, реакции, поступки, за которыми можно наблюдать, то радикальный бихевиоризм (или необихевиоризм) рассматривал алгоритм «стимул — реакция» несколько иначе. Представители нового направления — его основатель Беррес Скиннер и Кларк Халл — расширили классическую схему, дополнив ее промежуточными переменными и предложив учитывать внутренние факторы (в число которых входили, например, чувства и мысли). По мнению ученых, это необходимо, например, чтобы объяснить изменчивость поведения или его кажущуюся спонтанность. 

Скиннером была сформулирована теория оперантного обусловливания (или научения) — так называется метод обучения, суть которого сводится к тому, что поведением управляют его последствия (положительный или отрицательный результат действий). 


Толмен и его когнитивный бихевиоризм

Второе название этого направления, которое появилось во второй половине XX века, — целевой бихевиоризм. Его основал американский психолог, автор концепции так называемых «когнитивных карт» Эдвард Чейз Толмен. 

Он придерживался точки зрения, что классическая бихевиористская модель «стимул — реакция» (S-R) не является полной, завершенной. Толмен предложил включить в эту схему промежуточные переменные, под которыми подразумевалось все, что касалось организма индивида (его когнитивной деятельности) и могло повлиять на его поведение. Такими промежуточными переменными являлись знания и опыт, ожидания, эмоции и ощущения (например, чувство голода или жажды) и т. д. Эти внутренние механизмы, руководящие поведением, получили название когнитивных (познавательных) карт. Иными словами — это субъективные картины, содержащие субъективные координаты в пространстве, которые помогают индивиду ориентироваться, воспринимать мир вокруг него. 

С учетом дополнений новая формула поведения принимает вид S-O-R, где S — внешний стимул (или независимая переменная), O — организм (промежуточные переменные), а R — ответная реакция (или зависимая переменная). 


Психологический бихевиоризм Стаатса

Эту версию бихевиоризма предложил американский психолог Артур Стаатс. Если классическое направление бихевиористики фокусировалось на наблюдаемом поведении — внешних проявлениях, то у психологического ответвления появился другой предмет исследований — фокус внимания сместился на личность и внутренний мир индивида. Стаатс был убежден, что психологию (а она включает личность, эмоции, обучение) можно объяснить через то, как человек себя ведет, как реагирует на мир вокруг себя. 

Стаатс предполагал, что каждая личность — это в том числе репертуары поведения, т. е. определенные наборы навыков, ответных реакций, которые индивид усваивает и использует в различных ситуациях. Причем для одной и той же ситуации адекватными могут считаться разные репертуары поведения, разные способы решения вопросов. 

Ученый выделял три поведенческих репертуара:

  • сенсомоторный (навыки личной гигиены, использования столовых приборов или инструментов и т. п.); 

  • когнитивно-лингвистический (речевые навыки, навыки социального взаимодействия);

  • эмоционально-мотивационный (это своего рода «копилка» эмоциональных реакций на все случаи жизни — на поощрение и наказание, на музыку и т. д.).

У новорожденных нет никаких сценариев поведения. Когда они растут и развиваются, они учатся и усваивают множество полезных и жизненно необходимых навыков, накапливают багаж знаний — формируется базовый поведенческий репертуар. С ним человек и будет «гастролировать» по жизни, постепенно пополняя его новыми «ролями».

Основатель психологического бихевиоризма известен в том числе и тем, что придумал такую воспитательную технику, как «тайм-аут»: Стаатс предложил на время изолировать от общества непослушных или нашкодивших детей, чтобы они осознали свои проступки и наедине с собой подумали над своим поведением. Этот прием ученый предварительно протестировал на собственных детях.


Сильные и слабые стороны подхода


Бихевиоризм — важная веха в развитии психологии, педагогики, психотерапии. Для своего времени этот подход являлся прогрессивным взглядом на многие аспекты, позволил провести множество исследований и сделать значимые открытия, что послужило отправной точкой для формирования новых направлений психологической науки.

Впрочем, у бихевиоризма, как и у других течений были свои сильные и слабые стороны. 

К преимуществам бихевиористского подхода можно отнести следующие моменты:

  • Бихевиоризм расширил возможности психологии, добавил этой прикладной науке объективности. 

  • Позволил с достаточной степенью достоверности установить закономерности в повадках животных и поведении людей. 

  • Дал ученым эффективные инструменты для изучения, объяснения и предсказания поведения, для управления поведенческими откликами и контроля за ними. 

  • У бихевиористической концепции есть прочная научная база, что делает ее отлично проработанным направлением в современной психологической науке. 

Среди недостатков этого подхода выделяют:

  • Однобокий взгляд на человека и его поведение, что сводится к фиксации внимания на внешних проявлениях и полному игнорированию внутренних процессов и состояний (желаний, воли, эмоционального фона, особенностей психики, мотивов), а также недооцениванию роли сознания.

  • Убежденность в том, что разницы в поведении людей и животных не существует — ведь оно представляет собой сочетание инстинктов и рефлексов. 

  • Уверенность в том, что можно оказывать влияние на поведение каждого индивида, для этого достаточно лишь найти нужные стимулы, сформировать и закрепить «сценарный план» ответных действий и поступков. 

Пытаясь выстраивать новые сценарии реагирования, бихевиористы оставляли без внимания важные внешние факторы, а именно — социум, психический образ, мотивацию, которые оказывают заметное влияние на то, как человек себя ведет и что делает.


В каких сферах применяют бихевиористский подход сегодня?


Подход, принципы, методы и приемы, разработанные когда-то бихевиористами, широко используются и сегодня. Например, 

  • в психотерапии — для коррекции посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР) и фобий;

  • в экспозиционной терапии — для ослабления условных реакций на раздражители, которые вызывают у человека страх;

  • в ABA-терапии (прикладном анализе поведения) — для помощи страдающим аутизмом;

  • в организационной психологии — в частности для изучения, предсказания и коррекции поведения сотрудников, повышения их мотивации и производительности (в виде наказаний и поощрений);

  • в поведенческой терапии — для коррекции поведения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) в виде положительных и отрицательных последствий (похвалы и потери привилегий) и т. д.


Заключение


Итак, бихевиоризм — одно из основополагающих направлений современной психологии, у которого есть мощная теоретическая база и широкие возможности практического применения. Этот подход недостаточно универсален — поскольку в центре внимания бихевиористов все же внешние проявления, ответные реакции, а то, что происходит внутри в большинстве случаев остается за кадром. 

Тем не менее именно благодаря бихевиоризму можно объяснить нюансы человеческого поведения, реакций на внешние раздражители и скорректировать поведенческий репертуар.


Где можно этому научиться?



Хотите более детально познакомиться с различными направлениями психологической науки, основательно изучить интересующие вас темы? Приглашаем к нам в Национальную академию дополнительного профессионального образования! 

Вы можете выбрать для себя наиболее подходящий вариант и приступить к обучению сразу после оплаты. В НАДПО есть:

  • профессиональная переподготовка, которая даст вам новую востребованную специальность;

  • переквалификация по психологии, благодаря которой вы актуализируете свои знания и повысите профессиональную компетентность, чтобы укрепить свои позиции на рынке труда;

  • мини-курсы, которые не отнимут много времени, но позволят разобраться в интересующих вас вопросах или найти новое хобби.

Обучение на любой из выбранных программ проходит в онлайн-формате. Вам не придется приезжать к нам в офис, чтобы записаться на курсы или получить диплом — все вопросы мы сможем решить дистанционно.


Программы по теме:


Все статьи

Преподаватели

 – Помогают разобраться с заданиями

 – Ответят на вопросы


Электронная библиотека

 – Более 10 000 книг

 – Более 3000 видеолекций (вебинаров)

 – Библиотека постоянно пополняется

 – Все можно скачать и распечатать

 

Московский диплом

Диплом о профессиональной переподготовке или удостоверение о повышении квалификации

100% онлайн обучение

Полностью дистанционное повышение квалификации и переподготовка

Скидки и льготы

Для пенсионеров – 10%

Льготным категориям – дополнительные скидки


Рассрочка оплаты

Индивидуальный график платежей согласуйте с менеджером приемной комиссии

Отзывы о НАДПО




Аудиоотзывы наших слушателей

Обратную связь выпускников можно послушать в реальном времени
Заявка на обучение или консультацию:

Ваша заявка принята, мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте номер телефона и мы с удовольствием расскажем вам о нашей академии:
Ваша заявка принята
НАВЕРХ