Аутизм — это спектр различных расстройств, которые имеют общие признаки, но могут проявляться по-разному в зависимости от индивидуальных особенностей человека, его возраста, уровня развития и окружающей среды. РАС влияет на способность человека общаться и взаимодействовать с другими людьми, а также на его интересы и поведение. В статье расскажем о разных видах аутизма, их симптомах, причинах и способах поддержки для страдающих аутизмом.
Что такое аутизм?
Это общее название для группы расстройств, которые называются расстройствами аутистического спектра (РАС).
К основным симптомам РАС относятся нарушения в трех сферах:
-
Социальное взаимодействие, способность устанавливать и поддерживать контакт с другими людьми, понимать их эмоции, желания, намерения, выражать свои чувства и потребности. Люди с аутизмом могут испытывать трудности в социальном взаимодействии, например, избегать зрительного контакта, улыбок и жестов. К другим проявлениям относятся односторонняя или неадекватная речь, нежелание общаться или играть с другими детьми или взрослыми.
-
Коммуникация, способность использовать речь и невербальные средства для обмена информацией и выражения своих мыслей и чувств. Страдающие аутизмом могут иметь нарушения в этой сфере (задержка или отсутствие речевого развития, повторение слов или фраз (эхолалия), буквальное понимание речи, сложности с пониманием шуток, иронии или метафор, проблемы с построением диалога или рассказа).
-
Поведение, способность адаптироваться к различным ситуациям и условиям жизни, проявлять интерес к окружающему миру, учиться новому и развиваться. У детей и взрослых с РАС часто встречаются поведенческие особенности: ограниченные или стереотипные интересы, привязанность к определенным предметам или ритуалам, сопротивление изменениям, повторяющиеся или самоповреждающие действия, гипер- или гипочувствительность к звукам, свету, запахам, прикосновениям.
Первые признаки РАС становятся заметны уже в раннем детстве, однако часто его удается диагностировать только в более позднем возрасте. РАС могут сопровождаться другими нарушениями и болезнями, такими как эпилепсия, депрессия, тревожность, СДВГ и др. Уровень умственных способностей детей и взрослых с аутизмом может варьироваться от серьезных когнитивных нарушений до высокого интеллектуального уровня.
Формы РАС
Существует несколько классификаций РАС, которые основаны на разных критериях. Одна из наиболее распространенных — это Международная классификация болезней (МКБ-10). В ней выделяется несколько разновидностей аутизма.
Синдром Каннера
Синдром Каннера — это наиболее частая и тяжелая форма расстройства, которая характеризуется полным спектром клинических проявлений. Присутствуют отчетливые признаки нарушений в трех сферах высшей нервной деятельности. Синдром Каннера обычно проявляется до трех лет и сопровождается умственной отсталостью или низким уровнем интеллекта. Люди с этим видом расстройства нуждаются в постоянном уходе и поддержке.
Атипичный аутизм
Атипичная форма аутизма (неуточненное первазивное расстройство развития) — это вид РАС, который не соответствует полностью критериям синдрома Каннера. Он может манифестировать позже трех лет или охватывать только две из трех основных сфер. Степень выраженности симптомов может быть разной. Люди с атипичным аутизмом могут иметь разный уровень функциональности и потенциала развития.
Синдром Хеллера
Синдром Хеллера (детское дисинтегративное расстройство) — это редкая и тяжелая форма РАС, которая характеризуется регрессией (обратным развитием) после нормального или почти нормального развития в первые два года жизни. Синдром Хеллера проявляется потерей уже приобретенных навыков речи, общения, социализации и моторики. Люди с синдромом Хеллера имеют тяжелую умственную отсталость и другие нарушения.
Другие виды
Виды аутизма, которые не входят в предыдущие категории или не имеют достаточных данных для диагноза: синдром Аспергера, синдром Ретта, расстройство, сопровождающееся олигофренией и стереотипными движениями, первазивные неспецифицированные нарушения и др.
Как помочь людям с аутизмом?
Люди с аутизмом — это уникальные личности, имеющие свои сильные и слабые стороны, интересы и потребности, способы восприятия и выражения себя. Они не нуждаются в лечении, но нуждаются в понимании, признании и уважении со стороны общества. Они также нуждаются в профессиональной помощи и поддержке для развития своих способностей и компенсации трудностей.
Помощь людям с аутизмом может включать следующие аспекты:
-
Ранняя диагностика и оценка индивидуальных особенностей. Чем раньше будет выявлено расстройство и установлен его вид, тем больше у человека шансов на успешную адаптацию и развитие. Для диагностики необходимо обратиться к специалистам, таким как психологи, психиатры, неврологи, логопеды, дефектологи и др.
-
Комплексная коррекционная работа, которая может включать различные методы и программы, направленные на развитие коммуникативных, социальных, познавательных и поведенческих навыков. Например, приемы поведенческой терапии, игровой терапии, сенсорной интеграции, музыкальной терапии и др. Коррекционная работа должна быть индивидуальной, систематической и постоянной.
-
Поддержка семьи и близких. Семья играет важную роль в жизни человека с аутизмом, поэтому родственникам и близким необходимо предоставить полную информацию о природе и особенностях расстройства, рекомендации по воспитанию и обучению ребенка или поддержке взрослого человека с РАС, психологическую помощь и консультации, возможность общения и обмена опытом с другими семьями, находящимися в аналогичной ситуации.
-
Создание доступной и инклюзивной среды. Это означает, что человек с аутизмом должен иметь равные права и возможности на получение образования, трудоустройство, участие в культурной и общественной жизни, защиту своих интересов и потребностей. Для этого необходимо преодолевать стереотипы и дискриминацию по отношению к людям с РАС, повышать осведомленность и толерантность общества, адаптировать физическую и социальную среду к специфике РАС, предоставлять необходимые ресурсы и услуги для детей и взрослых с этим расстройством, и их семей.
Как узнать больше?
РАС — это сложное и многогранное явление, которое требует глубокого изучения и понимания. Если вы хотите узнать больше о аутизме у детей и взрослых, его причинах, видах, признаках, методах диагностики и коррекции, вы можете записаться на дистанционное обучение дефектологии в НАДПО. Учеба у нас позволит вам получить актуальные знания и практические навыки по работе с людьми с аутизмом, а также расширить свои профессиональные перспективы в этой области.