

- приезжать не нужно
- тесты, практические работы и итоговый экзамен сдаются онлайн



- В день обращения
- От 2 до 12 месяцев

- группам от 3 человек — от 5 до 12%
- выпускникам Академии — 5%
- пенсионерам — 5%
- льготным категориям — дополнительные скидки
Статистика не радует: с каждым годом детей с различными речевыми расстройствами становится все больше, а сами патологии усложняются. И нередко проверенных временем методик, приемов становится недостаточно для быстрого и эффективного решения проблем. Сделать коррекционно-развивающую работу более результативной позволяет грамотное сочетание традиционных и инновационных логопедических технологий. В статье рассмотрим особенности и возможности применения этих направлений в работе логопеда.
Одна из важнейших психических функций, которая помогает человеку жить в социуме и взаимодействовать с окружающим миром, — это речь. Ее становление начинается в раннем детстве. И от того, как формируется эта жизненно важная функция, насколько своевременно и правильно оформляются составляющие ее процессы и механизмы, во многом зависит и психическое, и физическое развитие человека, его социализация, адаптивные способности, успехи в обучении.
По наблюдениям специалистов, количество детей с различными речевыми расстройствами продолжает расти. Подобные патологии негативно сказываются на внимании, восприятии, памяти, мышлении, влияют на личностные особенности и поведение ребенка. Вовремя обнаружить отклонения и предупредить неприятные последствия (или уменьшить их масштабы) помогает коррекционно-развивающая работа, начинают которую в дошкольном возрасте. Главным инструментом в этой непростом, но очень важном деле являются логопедические технологии — комплекс различных способов, методов, приемов, техник и упражнений, направленных на устранение или сглаживание дефектов речи, на развитие речевой функции.
Логопедия как наука граничит с педагогикой, медициной, психологией и многие методы и приемы заимствует у своих «соседей» — чтобы создать благоприятный эмоциональный фон, оптимизировать образовательные условия и учебно-воспитательный процесс, мотивировать юных пациентов на продуктивное взаимодействие со специалистом.
Логопедические технологии условно делят на два основных вида — традиционные и нетрадиционные (или инновационные).
Традиционными в работе логопеда считаются технологии, применяемые специалистом для:
комплексного обследования и выявления нарушений;
исправления дефектов произношения различных звуков;
формирования навыков правильного речевого дыхания;
исправления голоса, темпа и ритмики речи, ее интонирования и расстановки пауз;
проведения логопедического массажа.
Рассмотрим каждый из пунктов более подробно.
К этой технологии прибегают на первом — диагностическом — этапе работы, а ее ключевая цель — выявить проблему (дефект), определить степень нарушения речи, подобрать оптимально подходящие методы коррекции. Чтобы цель была достигнута, логопед решает следующие задачи:
анализирует уровень речевого развития малыша и выявляет индивидуальные особенности;
выявляет негативные моменты в развитии, изменения, которые происходят в речи;
делает прогноз относительно применения конкретных коррекционных методик и приемов;
разрабатывает план действий, готовит индивидуальную программу работы с ребенком;
анализирует результаты логопедического воздействия.
Чтобы исправить неправильное произношение звуков, необходимо:
Подготовить анализаторы (речеслуховой и речезвуковой) к коррекции, правильному восприятию звуков и правильному их проговариванию.
Сформировать первичные умения и навыки произношения, довести их до автоматизма.
Научить использовать конкретные звуки в речи, сформировать навыки построения коммуникативных связей.
Какой способ выберет для своей работы логопед, зависит от конкретного речевого нарушения, которое предстоит корректировать.
Например, чтобы сформировать речевое дыхание при заикании, необходимо:
Развить у ребенка навыки диафрагмально-реберного дыхания.
Научить его продолжительно выдыхать воздух через рот.
Сформировать длительный фонационный выдох.
Целью завершающего этапа будет формирование речевого вдоха.
А при дизартрии для формирования навыков речевого дыхания применяют общие дыхательные упражнения и речевую дыхательную гимнастику.
Коррекционная работа такого рода проводится, например, при ринолалии, и включает упражнения и приемы для:
нормализации тембра голоса;
восстановления функций гортани (в частности — ее двигательной функции);
развития голосовых данных;
восстановления навыков голосоведения.
Суть этой логопедической технологии — в механическом воздействии на мышцы артикуляционного аппарата, которое помогает вернуть тонус мышцам, участвующим в речи. Логопедический массаж не вызывает болезненных ощущений, благоприятно влияет на нервную систему и мышцы, стимулирует кровообращение, улучшает речевое дыхание, а главное — его можно выполнять и в домашних условиях, без участия специалиста.
Освоить технику логопедического массажа, познакомиться с другими эффективными методиками, которые применяют для правильного формирования речи, коррекции и профилактики речевых расстройств, можно на логопедических курсах повышения квалификации в НАДПО. Учебные программы составлены опытными специалистами-практиками экспертного уровня и будут полезны как логопедам, дефектологам, педагогам, так и родителям, которые смогут помогать своим малышам, а при желании — и работать с другими детьми.
В коррекционно-развивающей работе специалисты все чаще применяют нетрадиционные методики, приемы, инструменты. В сочетании с традиционными, проверенными временем логопедическими технологиями эти инновационные элементы помогают:
Создать более комфортные с эмоциональной и психологической точки зрения условия для каждого ребенка, учесть его индивидуальные особенности и потребности.
Увлечь, замотивировать детей, сделать их активными участниками учебно-воспитательного и восстановительного процесса.
Повысить эффективность взаимодействия учителя-логопеда и его маленьких подопечных.
Ускорить достижение положительных результатов.
К инновационным технологиям, успешно внедряемым в работу логопедов, относятся:
арт-терапевтические методики: музыкотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, изотерапия и пр.;
игровые технологии;
телесно-ориентированные техники;
цветотерапия;
ароматерапия;
пальчиковая гимнастика;
информационно-компьютерные технологии (ИКТ);
мнемотехника;
локальная гипер- и гипотермия или криотерапия и др.
Познакомимся с некоторыми из них.
Двигаться в ритме музыки, прослушивать музыкальные композиции, пропевать чистоговорки под музыку или играть на различных музыкальных инструментах — вариантов использования этого вида искусства может быть много. Таким ненавязчивым, скорее даже приятным образом музыкотерапия оказывает благоприятное воздействие на организм юных пациентов:
улучшает и стабилизирует эмоциональное состояние;
тонизирует кору головного мозга;
учит прислушиваться, анализировать мелодии, звуки, издаваемые различными инструментами;
развивает чувство ритма;
стимулирует слуховые анализаторы, тренирует восприятие на слух;
избавляет от блоков, зажимов, страхов и речевых расстройств и т. д.
Сказки могут быть дидактическими, психологическими, медитативными, психотерапевтическими и психокоррекционными. В них скрыт большой исцеляющий потенциал. Сказки можно сочинять и рассказывать, рисовать или шить. В коррекционной работе логопеда ДОУ элементы сказкотерапии помогают:
создавать комфортную для ребенка атмосферу;
настраивать взаимодействие анализаторов — зрительного, слухового, моторного;
развивать у малышей умения рассказывать что-то (строить монологическое высказывание), беседовать (вести диалог);
работать над звуковой и лексико-грамматической сторонами речи и т. д.
У этого вида арт-терапии есть много вариантов, например, кляксография, рисование на крупе или пальцевая живопись. Изотерапия дает возможность высказаться без слов и включает творческий потенциал, тренирует мелкую моторику и способствует развитию артикуляционного аппарата, навыков связной речи.
Песок — природный материал, обладающий позитивной энергетикой. Он мягко воздействует на нервные окончания, находящиеся на кончиках пальцев, тонизирует или наоборот снимает излишнее напряжение (мышечное, психоэмоциональное), помогает развивать мелкую моторику рук, навыки ориентации в пространстве. Песочная терапия благоприятно влияет на эмоционально-волевую сферу и позволяет деликатно, без усилий, в игровой форме корректировать речевые дефекты, учит пользоваться как вербальными, так и невербальными средствами общения, устраняет психологические блоки.
Играть в песочнице можно по-разному:
рисовать отпечатки ладошек или кулачков;
погружать руки в песок и шевелить пальцами, сжимать и разжимать кулачки;
скользить ладошками по песочной глади;
рисовать зигзаги, круги или другие узоры на поверхности;
закапывать различные предметы (маленькие игрушки), а потом потихоньку сдувать песок и находить спрятанное и т. д.
Но стоит иметь в виду, что у песочного метода есть противопоказания, например, царапины или ссадины на руках, повышенная тревожность малыша или аллергия на пыль.
Это технология, которая помогает быстрее и легче запоминать информацию. Ее суть состоит в следующем:
Слова, фразы, фрагменты текста, сцены из мультфильмов или сказок изображаются схематично, отдельными символами.
Ребята видят эти загадочные символы и схемы и пробуют их расшифровать, что пробуждает их любопытство, интерес.
Интерпретация и расшифровка историй подключает творческие способности малышей, что способствует лучшему запоминанию.
Использование мнемотехник в логопедии помогает:
активизировать визуальное и слуховое восприятие информации;
развивать ассоциативное мышление и зрительную память;
формировать навыки связной речи;
развивать зрительное и слуховое внимание;
совершенствовать звукопроизношение и т. д.
Все в организме человека взаимосвязано. Тренируя двигательную сферу можно стимулировать развитие психических функций и свойств, формируя умение контролировать свои действия (движения руками, ногами), можно влиять на эмоционально-волевые проявления, характер, способности, речевые навыки.
К телесно-ориентированным методикам, применяемым в работе логопеда, относятся:
дыхательные упражнения — способствуют формированию навыков самоконтроля, улучшают ритмику организма;
биоэнергопластика — является одной из разновидностей артикуляционной гимнастики, которая подразумевает одновременное выполнение каких-то движений и активизацию речевого аппарата (например, поднять руки и высунуть язык), учит координировать действия, развивает произвольное внимание, восприятие информации, синхронизирует работу полушарий головного мозга, благоприятно влияет на мышление и речь;
упражнения для расслабления — развивают навыки самонаблюдения;
растяжка — система упражнений, которые направлены на попеременное напряжение и расслабление различных частей тела, эффективное средство против гипер- и гипотонуса мышц.
Несмотря на несерьезное название, методика дает хороший эффект: ритмичные движения пальцами позволяют активизировать центры головного мозга, которые отвечают за речь. Выполняя несложные упражнения, ребята учатся концентрироваться, правильно распределять свое внимание, тренируют память. Регулярная пальчиковая гимнастика — это еще и отличная подготовка к освоению навыков письменной речи. А главное, эта методика доступна даже для малышей ползункового возраста.
Компьютеры, планшеты и прочие технические средства помогают логопеду не только подготовиться к занятию — например, нарисовать презентацию или раздаточный материал, но и разнообразить сам учебно-воспитательный и образовательный процесс:
показать ребятам видео-инструкцию по выполнению какого-то упражнения;
внедрить в занятия фрагменты готовых обучающих программ;
использовать возможности мультимедийных технологий — например, для проведения развлекательной физкультминутки или просмотра мультфильма и т. д.
Одним из слагаемых эффективной коррекционно-развивающей работы логопеда является активное участие в процессе его юных подопечных — малышей с нарушениями речевой функции. Добиться такой включенности, заинтересованности при помощи традиционных методов удается далеко не всегда. Поэтому важно искать новые подходы, комбинировать привычные средства и приемы с нестандартными — инновационными для логопедии, развивать новые направления.
Когда у специалиста есть в распоряжении широкий спектр методик и технологий, ему значительно проще выбрать наиболее подходящие в каждой конкретной ситуации инструменты, найти индивидуальный подход к каждому ребенку, что позволит добиться максимально возможных результатов.
Хотите освоить полезную, востребованную профессию и оказывать компетентную помощь детям и взрослым с нарушениями речи? Приглашаем на курсы профессиональной переподготовки на логопеда! В нашей Академии обучение проходит в удобном онлайн-формате, а каждая учебная программа представляет собой концентрат актуальной теории и практики, без воды и лирических отступлений.
Спасибо, Ваша заявка принята!
Мы свяжемся с Вами в ближайшее
время!
Ваша заявка принята, мы свяжемся с Вами в ближайшее время!