Статистика не радует: с каждым годом детей с различными речевыми расстройствами становится все больше, а сами патологии усложняются. И нередко проверенных временем методик, приемов становится недостаточно для быстрого и эффективного решения проблем. Сделать коррекционно-развивающую работу более результативной позволяет грамотное сочетание традиционных и инновационных логопедических технологий. В статье рассмотрим особенности и возможности применения этих направлений в работе логопеда.
Логопедические технологии: определение и виды
Одна из важнейших психических функций, которая помогает человеку жить в социуме и взаимодействовать с окружающим миром, — это речь. Ее становление начинается в раннем детстве. И от того, как формируется эта жизненно важная функция, насколько своевременно и правильно оформляются составляющие ее процессы и механизмы, во многом зависит и психическое, и физическое развитие человека, его социализация, адаптивные способности, успехи в обучении.
По наблюдениям специалистов, количество детей с различными речевыми расстройствами продолжает расти. Подобные патологии негативно сказываются на внимании, восприятии, памяти, мышлении, влияют на личностные особенности и поведение ребенка. Вовремя обнаружить отклонения и предупредить неприятные последствия (или уменьшить их масштабы) помогает коррекционно-развивающая работа, начинают которую в дошкольном возрасте. Главным инструментом в этой непростом, но очень важном деле являются логопедические технологии — комплекс различных способов, методов, приемов, техник и упражнений, направленных на устранение или сглаживание дефектов речи, на развитие речевой функции.
Логопедия как наука граничит с педагогикой, медициной, психологией и многие методы и приемы заимствует у своих «соседей» — чтобы создать благоприятный эмоциональный фон, оптимизировать образовательные условия и учебно-воспитательный процесс, мотивировать юных пациентов на продуктивное взаимодействие со специалистом.
Логопедические технологии условно делят на два основных вида — традиционные и нетрадиционные (или инновационные).
Традиционные технологии в логопедии
Традиционными в работе логопеда считаются технологии, применяемые специалистом для:
-
комплексного обследования и выявления нарушений;
-
исправления дефектов произношения различных звуков;
-
формирования навыков правильного речевого дыхания;
-
исправления голоса, темпа и ритмики речи, ее интонирования и расстановки пауз;
-
проведения логопедического массажа.
Рассмотрим каждый из пунктов более подробно.
Логопедическое обследование
К этой технологии прибегают на первом — диагностическом — этапе работы, а ее ключевая цель — выявить проблему (дефект), определить степень нарушения речи, подобрать оптимально подходящие методы коррекции. Чтобы цель была достигнута, логопед решает следующие задачи:
-
анализирует уровень речевого развития малыша и выявляет индивидуальные особенности;
-
выявляет негативные моменты в развитии, изменения, которые происходят в речи;
-
делает прогноз относительно применения конкретных коррекционных методик и приемов;
-
разрабатывает план действий, готовит индивидуальную программу работы с ребенком;
-
анализирует результаты логопедического воздействия.
Коррекционная работа с дефектами звукопроизношения
Чтобы исправить неправильное произношение звуков, необходимо:
-
Подготовить анализаторы (речеслуховой и речезвуковой) к коррекции, правильному восприятию звуков и правильному их проговариванию.
-
Сформировать первичные умения и навыки произношения, довести их до автоматизма.
-
Научить использовать конкретные звуки в речи, сформировать навыки построения коммуникативных связей.
Формирование правильного речевого дыхания
Какой способ выберет для своей работы логопед, зависит от конкретного речевого нарушения, которое предстоит корректировать.
Например, чтобы сформировать речевое дыхание при заикании, необходимо:
-
Развить у ребенка навыки диафрагмально-реберного дыхания.
-
Научить его продолжительно выдыхать воздух через рот.
-
Сформировать длительный фонационный выдох.
-
Целью завершающего этапа будет формирование речевого вдоха.
А при дизартрии для формирования навыков речевого дыхания применяют общие дыхательные упражнения и речевую дыхательную гимнастику.
Исправление голоса
Коррекционная работа такого рода проводится, например, при ринолалии, и включает упражнения и приемы для:
-
нормализации тембра голоса;
-
восстановления функций гортани (в частности — ее двигательной функции);
-
развития голосовых данных;
-
восстановления навыков голосоведения.
Логомассаж
Суть этой логопедической технологии — в механическом воздействии на мышцы артикуляционного аппарата, которое помогает вернуть тонус мышцам, участвующим в речи. Логопедический массаж не вызывает болезненных ощущений, благоприятно влияет на нервную систему и мышцы, стимулирует кровообращение, улучшает речевое дыхание, а главное — его можно выполнять и в домашних условиях, без участия специалиста.
Освоить технику логопедического массажа, познакомиться с другими эффективными методиками, которые применяют для правильного формирования речи, коррекции и профилактики речевых расстройств, можно на логопедических курсах повышения квалификации в НАДПО. Учебные программы составлены опытными специалистами-практиками экспертного уровня и будут полезны как логопедам, дефектологам, педагогам, так и родителям, которые смогут помогать своим малышам, а при желании — и работать с другими детьми.
Инновационные технологии в практике логопеда
В коррекционно-развивающей работе специалисты все чаще применяют нетрадиционные методики, приемы, инструменты. В сочетании с традиционными, проверенными временем логопедическими технологиями эти инновационные элементы помогают:
-
Создать более комфортные с эмоциональной и психологической точки зрения условия для каждого ребенка, учесть его индивидуальные особенности и потребности.
-
Увлечь, замотивировать детей, сделать их активными участниками учебно-воспитательного и восстановительного процесса.
-
Повысить эффективность взаимодействия учителя-логопеда и его маленьких подопечных.
-
Ускорить достижение положительных результатов.
К инновационным технологиям, успешно внедряемым в работу логопедов, относятся:
-
арт-терапевтические методики: музыкотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, изотерапия и пр.;
-
игровые технологии;
-
телесно-ориентированные техники;
-
цветотерапия;
-
ароматерапия;
-
пальчиковая гимнастика;
-
информационно-компьютерные технологии (ИКТ);
-
мнемотехника;
-
локальная гипер- и гипотермия или криотерапия и др.
Познакомимся с некоторыми из них.
Музыкотерапия
Двигаться в ритме музыки, прослушивать музыкальные композиции, пропевать чистоговорки под музыку или играть на различных музыкальных инструментах — вариантов использования этого вида искусства может быть много. Таким ненавязчивым, скорее даже приятным образом музыкотерапия оказывает благоприятное воздействие на организм юных пациентов:
-
улучшает и стабилизирует эмоциональное состояние;
-
тонизирует кору головного мозга;
-
учит прислушиваться, анализировать мелодии, звуки, издаваемые различными инструментами;
-
развивает чувство ритма;
-
стимулирует слуховые анализаторы, тренирует восприятие на слух;
-
избавляет от блоков, зажимов, страхов и речевых расстройств и т. д.
Сказкотерапия
Сказки могут быть дидактическими, психологическими, медитативными, психотерапевтическими и психокоррекционными. В них скрыт большой исцеляющий потенциал. Сказки можно сочинять и рассказывать, рисовать или шить. В коррекционной работе логопеда ДОУ элементы сказкотерапии помогают:
-
создавать комфортную для ребенка атмосферу;
-
настраивать взаимодействие анализаторов — зрительного, слухового, моторного;
-
развивать у малышей умения рассказывать что-то (строить монологическое высказывание), беседовать (вести диалог);
-
работать над звуковой и лексико-грамматической сторонами речи и т. д.
Изотерапия
У этого вида арт-терапии есть много вариантов, например, кляксография, рисование на крупе или пальцевая живопись. Изотерапия дает возможность высказаться без слов и включает творческий потенциал, тренирует мелкую моторику и способствует развитию артикуляционного аппарата, навыков связной речи.
Песочная терапия
Песок — природный материал, обладающий позитивной энергетикой. Он мягко воздействует на нервные окончания, находящиеся на кончиках пальцев, тонизирует или наоборот снимает излишнее напряжение (мышечное, психоэмоциональное), помогает развивать мелкую моторику рук, навыки ориентации в пространстве. Песочная терапия благоприятно влияет на эмоционально-волевую сферу и позволяет деликатно, без усилий, в игровой форме корректировать речевые дефекты, учит пользоваться как вербальными, так и невербальными средствами общения, устраняет психологические блоки.
Играть в песочнице можно по-разному:
-
рисовать отпечатки ладошек или кулачков;
-
погружать руки в песок и шевелить пальцами, сжимать и разжимать кулачки;
-
скользить ладошками по песочной глади;
-
рисовать зигзаги, круги или другие узоры на поверхности;
-
закапывать различные предметы (маленькие игрушки), а потом потихоньку сдувать песок и находить спрятанное и т. д.
Но стоит иметь в виду, что у песочного метода есть противопоказания, например, царапины или ссадины на руках, повышенная тревожность малыша или аллергия на пыль.
Мнемотехника
Это технология, которая помогает быстрее и легче запоминать информацию. Ее суть состоит в следующем:
-
Слова, фразы, фрагменты текста, сцены из мультфильмов или сказок изображаются схематично, отдельными символами.
-
Ребята видят эти загадочные символы и схемы и пробуют их расшифровать, что пробуждает их любопытство, интерес.
-
Интерпретация и расшифровка историй подключает творческие способности малышей, что способствует лучшему запоминанию.
Использование мнемотехник в логопедии помогает:
-
активизировать визуальное и слуховое восприятие информации;
-
развивать ассоциативное мышление и зрительную память;
-
формировать навыки связной речи;
-
развивать зрительное и слуховое внимание;
-
совершенствовать звукопроизношение и т. д.
Телесно-ориентированные техники
Все в организме человека взаимосвязано. Тренируя двигательную сферу можно стимулировать развитие психических функций и свойств, формируя умение контролировать свои действия (движения руками, ногами), можно влиять на эмоционально-волевые проявления, характер, способности, речевые навыки.
К телесно-ориентированным методикам, применяемым в работе логопеда, относятся:
-
дыхательные упражнения — способствуют формированию навыков самоконтроля, улучшают ритмику организма;
-
биоэнергопластика — является одной из разновидностей артикуляционной гимнастики, которая подразумевает одновременное выполнение каких-то движений и активизацию речевого аппарата (например, поднять руки и высунуть язык), учит координировать действия, развивает произвольное внимание, восприятие информации, синхронизирует работу полушарий головного мозга, благоприятно влияет на мышление и речь;
-
упражнения для расслабления — развивают навыки самонаблюдения;
-
растяжка — система упражнений, которые направлены на попеременное напряжение и расслабление различных частей тела, эффективное средство против гипер- и гипотонуса мышц.
Пальчиковая гимнастика
Несмотря на несерьезное название, методика дает хороший эффект: ритмичные движения пальцами позволяют активизировать центры головного мозга, которые отвечают за речь. Выполняя несложные упражнения, ребята учатся концентрироваться, правильно распределять свое внимание, тренируют память. Регулярная пальчиковая гимнастика — это еще и отличная подготовка к освоению навыков письменной речи. А главное, эта методика доступна даже для малышей ползункового возраста.
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)
Компьютеры, планшеты и прочие технические средства помогают логопеду не только подготовиться к занятию — например, нарисовать презентацию или раздаточный материал, но и разнообразить сам учебно-воспитательный и образовательный процесс:
-
показать ребятам видео-инструкцию по выполнению какого-то упражнения;
-
внедрить в занятия фрагменты готовых обучающих программ;
-
использовать возможности мультимедийных технологий — например, для проведения развлекательной физкультминутки или просмотра мультфильма и т. д.
Заключение
Одним из слагаемых эффективной коррекционно-развивающей работы логопеда является активное участие в процессе его юных подопечных — малышей с нарушениями речевой функции. Добиться такой включенности, заинтересованности при помощи традиционных методов удается далеко не всегда. Поэтому важно искать новые подходы, комбинировать привычные средства и приемы с нестандартными — инновационными для логопедии, развивать новые направления.
Когда у специалиста есть в распоряжении широкий спектр методик и технологий, ему значительно проще выбрать наиболее подходящие в каждой конкретной ситуации инструменты, найти индивидуальный подход к каждому ребенку, что позволит добиться максимально возможных результатов.
Хотите освоить полезную, востребованную профессию и оказывать компетентную помощь детям и взрослым с нарушениями речи? Приглашаем на курсы профессиональной переподготовки на логопеда! В нашей Академии обучение проходит в удобном онлайн-формате, а каждая учебная программа представляет собой концентрат актуальной теории и практики, без воды и лирических отступлений.