☞ Войти в систему дистанционного обучения ☜
8 800 600 69 16
8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных

Записаться на обучение
8 800 600 69 16 8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных
Записаться на обучение
Социальная реабилитация – принципы, задачи и методы

Социальная реабилитация – принципы, задачи и методы

Социальная реабилитация – принципы, задачи и методы
Социальная реабилитация – принципы, задачи и методы

В жизни каждого человека может наступить переломный момент, который все переворачивает с ног на голову. Несчастный случай, тяжелая болезнь, природные катаклизмы, серьезный приговор и последующий срок, вынужденный переезд в другой город или страну – ситуации могут быть самые разные. Но в результате человек теряет связи с привычным ему окружением, нередко лишается документов, средств к существованию и возможностей их заработать. Выбраться из замкнутого круга, восстановить свой статус и вновь почувствовать твердую почву под ногами помогает социальная реабилитация. Поговорим о том, что это такое, на каких принципах основывается, какие задачи решает.


Что такое социальная реабилитация, ее объекты и субъекты

Структура социальной реабилитации


Социальная реабилитация – это комплекс мер, которые предпринимают государственные, общественные или частные организации, чтобы помочь людям, по разным причинам оказавшимся в изоляции от общества: защитить их социальные права, восстановить их личный, социальный, профессиональный статус, реконструировать утраченные связи, роли, отношения, возможности, реинтегрировать их в общество, вернуть способность жить в социуме. С одной стороны, такая комплексная работа направлена на человека, на то, чтобы изменить его, научить его или напомнить ему, как нужно жить в обществе и взаимодействовать с окружающими. С другой стороны, она предполагает трансформацию той социальной среды, которая может мешать человеку реализовывать его потребности. 

Объектами социальной реабилитации становятся люди, оказавшиеся в безвыходной ситуации и нуждающиеся в помощи. Это может быть отдельно взятый человек, семья, группа людей или определенная категория населения, например:

  • несовершеннолетние матери;

  • дети с ограниченными возможностями здоровья (инвалиды) и их семьи;

  • дети-сироты;

  • подростки с девиантным поведением (например, патологические хулиганы, склонные к вандализму или нанесению самоповреждений, игроманы);

  • люди, пережившие насилие;

  • люди преклонного возраста;

  • взрослые люди с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящие, слабослышащие, слепые, глухие, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми нарушениями речи);

  • мигранты;

  • лица, лишившиеся крыши над головой;

  • люди, оставшиеся без работы и средств к существованию;

  • беженцы;

  • люди, страдающие алкоголизмом, наркоманией и т.д.;

  • лица, которые отбывают наказания или освободились из мест лишения свободы, и другие. 

Субъекты социальной реабилитации – это те, кто разрабатывает и реализует комплексную программу вспомогательных мероприятий:

  • государство;

  • общественные и общественно-политические объединения;

  • частные организации;

  • фонды;

  • органы местного самоуправления;

  • органы опеки и попечительства;

  • образовательные учреждения;

  • учреждения здравоохранения;

  • комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП);

  • сотрудники социальных служб (реабилитологи, социальные педагоги и психологи) и др. 

Социальная реабилитация помогает преодолеть последствия кризисной ситуации и вернуться к нормальной жизни.


Цели и задачи социальной реабилитации

Структура социальной реабилитации


В ресоциализации нуждаются люди, которые по какой-то причине оказались исключенными из активной социальной жизни, прекратили контактировать и взаимодействовать с другими людьми. Поэтому главная цель такого вида поддержки – возвращение изолированного человека в социум. Происходит это на разных уровнях, а сама цель включает несколько подцелей:

  1. вывести человека из его пассивного с физической и социальной точки зрения состояния, пробудить в нем желание вернуться к полноценной жизни в привычной в обществе, среди других людей;

  2. реинтегрировать его в социальную среду, замотивировать его начать действовать, найти себе посильное и одновременно полезное занятие, достичь материальной независимости;

  3. ресоциализировать человека – устранить преграды, его условную клетку, которая поддерживала его обособленность, и помочь возобновить социальные контакты, возродить разрушенные социальные связи. 

Исходя из целей, задачи социальной реабилитации можно сформулировать следующим образом:

  • восстановить значимые в личностном и социальном плане качества конкретного человека;

  • возродить или развить коммуникативные навыки;

  • помочь справиться с личностной и социальной недостаточностью;

  • вернуть человеку восприятие себя как активного, самостоятельного члена общества;

  • помочь адаптироваться к новым условиям существования, восстановить утраченные эмоциональные, физические, психологические ресурсы, потерянные социальные позиции, отношения и связи с другими людьми;

  • помочь найти новые жизненные ориентиры, приоритеты, поставить перед собой новые цели и выбрать способы их достижения.


На каких принципах базируется социальная реабилитация

Структура социальной реабилитации


Вне зависимости от того, в какой ситуации оказался человек и какая помощь ему нужна, социальная реабилитация строится с опорой на такие базовые принципы, как:

  1. Своевременность. Чем дольше человек пребывает в кризисной ситуации, чем дольше он изолирован от привычной социальной среды, общения, деятельности, тем острее он переживает свои проблемы. Он может начать сомневаться в собственной значимости, ценности, потерять интерес к жизни, что может спровоцировать проблемы с физическим или психическим здоровьем. Поэтому так важно на ранней стадии выявить потребность в реабилитации, оперативно выбрать средства и методы ее проведения, разработать поэтапный план и приступить к его реализации. 

  2. Системный подход. Для успешного восстановления утраченных социальных функций необходима система реабилитационных мероприятий – медицинских, психосоциальных, социально-средовых и т.д. Причем социальная составляющая должна присутствовать в любом виде реабилитации – будь то психолого-педагогическая или профессиональная. 

  3. Последовательность, преемственность и непрерывность. Все мероприятия программы социальной реабилитации нужно проводить поэтапно и непрерывно. Это позволит возродить утраченные ресурсы (связи, качества, способности), а также предупредить возможные проблемы в будущем. 

  4. Индивидуальный подход. Направленность, характер, объем помощи определяется исходя из потребности каждого конкретного человека.

  5. Доступность. У всех нуждающихся в социальной реабилитации должны быть равные возможности получить необходимую помощь. Социальное, материальное, имущественное или любое другое положение объекта не должно иметь решающего значения. 


Виды социальной реабилитации

Структура социальной реабилитации


  • Социально-медицинская. Ее ключевые задачи – восстановить функциональные возможности организма, восстановить или сформировать у пациента необходимые для полноценной жизни навыки (например, способность к самостоятельному передвижению, самообслуживанию), помочь организовать нормальный режим дня, ведение домашнего хозяйства.

  • Социально-педагогическая. Необходима прежде всего дезадаптированным детям и подросткам и направлена на то, чтобы вернуть их к нормальной, активной жизни в обществе, к учебе, приобщить к труду, включить в нормальные взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Для этого у них нужно развить определенные личностные качества, восстановить или сформировать навыки по самообслуживанию, познакомить с социальными ролями, правилами и нормами поведения, принятыми в обществе, помочь с самоопределением, выбором профессии. Кроме того, социально-педагогическая реабилитация призвана предупредить бродяжничество, безнадзорность. 

  • Социально-психологическая. В ходе нее специалисты выявляют потенциальные возможности личности, помогают восстановить психическое здоровье, оказывают психологическую помощь и поддержку своим подопечным, проводят психокоррекцию. Еще одной задачей этого вида реабилитации является воссоединение с родными и близкими, восстановление отношений внутри семьи, группы, коллектива.

  • Социально-средовая. Помогает освоиться в новой для человека социальной среде, адаптироваться в изменившихся условиях. Реабилитанта не только знакомят с особенностями нового для него социума, но и помогают вспомнить и восстановить привычные, но забытые модели поведения, алгоритмы действий, необходимые для того, чтобы организовать свою жизнь, помогают осознать собственную значимость. 

  • Задачи профессиональной и трудовой реабилитации – восстановить утраченные или сформировать новые профессиональные навыки, создать благоприятные условия, адаптировать режим под новые возможности и потребности, чтобы человек мог сменить профессию, найти работу. 


Социальная реабилитация: этапы, формы и методы

Структура социальной реабилитации


Социальная реабилитация проходит в пять этапов:

  1. Этап диагностики и прогнозов. Специалисты определяют, в каком состоянии находится человек, анализируют потенциальные возможности для ресоциализации, общаются с ближайшим окружением подопечного, проводят необходимые медицинские экспертизы. На основании полученных данных разрабатывается индивидуальная программа реабилитации. 

  2. Этап планирования. На этой стадии специалисты определяются с тем, какие формы, технологии, методы, способы работы оптимально подойдут в каждом конкретном случае. 

  3. Этап подготовки к работе с реабилитантом. 

  4. Этап реализации комплекса реабилитационных мероприятий, мониторинг изменений, в случае необходимости – коррекция программы. 

  5. Экспертно-оценочный этап. Систематизация данных мониторинга, контроль полученных в ходе реабилитационных мероприятий результатов. 

Для ресоциализации могут быть использованы как индивидуальные, так и групповые формы работы. От этого будет зависеть и выбор конкретного метода.

К индивидуальной форме социальной реабилитации относятся:

  • диагностика;

  • консультирование;

  • развивающие занятия;

  • психотерапевтические сеансы и др.

Групповая форма ресоциализации – это:

  • обучающие семинары и тренинги (целью которых может быть, например, развитие коммуникативных навыков);

  • курсы лекций (которые знакомят, например, с современными востребованными и высокооплачиваемыми профессиями);

  • мастер-классы;

  • конкурсы;

  • беседы;

  • выставки;

  • занятия в клубах и кружках;

  • экскурсии;

  • психопрофилактические занятия и т.д. 

Результатами кропотливой работы должны стать восстановление здоровья и дееспособности, возрождение социально и личностно значимых качеств, коммуникативных навыков, социального статуса человека, его адаптация к новым, пока еще непривычным условиям, обретение новых контактов, связей с людьми и эффективное взаимодействие с ними. У пациента появляются новые интересы, увлечения, профессиональные навыки, меняются приоритеты. Он освобождается от оков своей вынужденной изоляции и возвращается к активной жизни в социуме, вновь чувствует себя полноценным его членом. 

Более детально изучить социально-психологические, правовые и медицинские аспекты социальной реабилитации, познакомиться с методами, приемами, способами ресоциализации и получить востребованную сегодня профессию специалиста по реабилитационной работе в социальной сфере вы можете на курсе «Комплексная реабилитационная помощь уязвимым категориям граждан».


Все статьи
icon1
После успешной итоговой аттестации вы получите диплом о профессиональной переподготовке установленного образца.
icon2
Самым успешным студентам мы помогаем в трудоустройстве, предоставляя консультации от HR-эксперта, имеющего более 15 лет опыта работы в крупнейших российских и европейских компаниях.
icon3
Наши слушатели в подарок получают доступ к популярным сервисам ЛитРес и Библиоклуб, в которых имеется большой выбор специальной литературы на тему психологии, психотерапии и развития личности.
icon4
Если это необходимо, мы предоставим вам беспроцентную рассрочку на обучение, что избавит вас от необходимости обращаться в банк за кредитом.
icon5
Приходите в НАДПО и на личном опыте убедитесь во всех наших преимуществах! Растите, развивайтесь, учитесь вместе со своим ребенком. НАДПО — место, где вы сможете лучше понять себя и ваших близких. Не сомневайтесь — у нас будет интересно!
Хотите учиться у нас?

Спасибо, Ваша заявка принята!

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте заявку и с Вами свяжется сотрудник приёмной комиссии!
Ваша заявка принята

Московский диплом
Документ московской образовательной организации повышает вашу востребованность на рынке труда
100% онлайн-обучение
  • приезжать не нужно
  • тесты, практические работы и итоговый экзамен сдаются онлайн
Преподаватели
80% доктора и кандидаты наук с практическим опытом работы
Электронная библиотека
предоставляются методические материалы для всей программы с бессрочным доступом
Рассрочка 0%
  • В день обращения
  • От 2 до 12 месяцев
Скидки и льготы
  • группам от 3 человек — от 5 до 12%
  • выпускникам Академии — 5%
  • пенсионерам — 10%
  • льготным категориям — дополнительные скидки

Отзывы о НАДПО




Аудиоотзывы наших слушателей

Обратную связь выпускников можно послушать в реальном времени
Заявка на обучение или консультацию:

Ваша заявка принята, мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте номер телефона и мы с удовольствием расскажем вам о нашей академии:
Ваша заявка принята
НАВЕРХ