☞ Войти в систему дистанционного обучения ☜
8 800 600 69 16
8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных

Записаться на обучение
8 800 600 69 16 8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных
Записаться на обучение
Практическая нейропсихология

Практическая нейропсихология

Практическая нейропсихология

Практическая нейропсихология


Нейропсихология как научное направление возникла на стыке нескольких наук – психологии и физиологии. Область нейропсихологии – это изучение процессов в головном мозге, которые отвечают за когнитивные функции (внимание, мышление, память и др.). 

Представьте себе, что эти высшие психические функции, как дом, состоят из множества кирпичиков (более простых физических или психических процессов). Если какого-то «кирпичика» не хватает или он с дефектом, наш «дом» может пострадать. Нейропсихологи занимаются диагностикой этих «кирпичиков», и если где-то порядок нарушен, могут предложить коррекцию для того, чтобы укрепить слабое место.


История развития нейропсихологии

Практическая нейропсихология


Фундамент для развития нейропсихологии в России был заложен учеными Л. С. Выготским и А. Р. Лурия. Именно Лурия занимался разработкой теории о системной динамической локализации психических функций. 

По его теории, за обеспечение процессов психической деятельности отвечают три блока мозга. Стволовые отделы – это энергия и обеспечение бодрствования, височная, теменная и затылочная области – прием, переработка, хранение и воспроизведение зрительной, тактильной и слуховой информации, лобные отделы – программирование и контроль над деятельностью. Была разработана программа нейропсихологического синдромного анализа, который позволял обнаруживать очаговые выявления мозга и нарушения когнитивных функций. 

В послевоенные годы в Москве А. Р. Лурия организует лабораторию, где занимается изучением проблем мозга и психики с помощью различных методов (в работе также участвовали Е. Д. Хомская и Л. С. Цветкова). Данные исследований указывали на то, что нарушенные психические функции человека можно восстановить путем перестройки функциональной системы. 

 В 1966 году в Московском университете появилась первая кафедра нейро- и патопсихологии, сформировалось три основных направления отечественной нейропсихологии – клиническая, экспериментальная и реабилитационная. Конечно, в наше время к ним уже добавились и другие направления – когнитивная, детская, возрастная и др.


Предмет, цели, задачи нейропсихологии

Практическая нейропсихология


Предметом нейропсихологии можно считать изучение функционирования отдельных зон головного мозга, их роль в психических процессах. 

Целью этой науки является понимание, как связаны между собой структуры головного мозга, их функционирование, психические процессы живых существ и их поведение. 

В задачи нейропсихологии входит следующее: 

  • определить закономерности функционирования головного мозга при взаимодействии с внешними и внутренними факторами; 

  • проведение нейропсихологического анализа для определения очаговых поражений мозга; 

  • оценить состояние мозга (его функциональность).

Все эти задачи могут решаться с помощью различных методов.


Методы нейропсихологии

Практическая нейропсихология


Условно методы в нейропсихологии можно разделить на две группы. Первая – это методы, которые используются для теоретических исследований, вторая – методы, которые используются в практической работе нейропсихолога. Рассмотрим более подробно обе группы методов. 

Первая группа – сравнительно-анатомический метод, метод разрушения, метод раздражения. 

  • Сравнительно-анатомический метод – выясняет зависимость поведения от строения головного мозга. С помощью этого метода были изучены принципы работы и строение коры головного мозга. 

  • Метод разрушения – заключается в разрушении определенного участка мозга и последующем наблюдении за поведением. Нарушения могут быть как необратимыми (ранение в мозг, нейрохирургические операции), так и обратимыми: когда разрушенный участок «выключается» тем или иным способом (охлаждение, стимуляция, медицинские препараты), а затем снова «включается» в работу. 

  • Метод раздражения – на определенные участки мозга оказывается прямое или непрямое воздействие, что позволяет проводить анализ высших психических функций. Прямое воздействие на мозг человека имеет этические ограничения, поэтому чаще всего в исследованиях используется непрямое воздействие. 

Вторую группу методов использует практическая нейропсихология. Основным в этой группе является метод синдромного анализа, который разработал А. Р. Лурия. Это ряд тестов, которые позволяют достаточно точно оценить состояние высших психических функций, определить зону поражения и характер нарушения работы головного мозга. 

В работе практического нейропсихолога используются современные научные и технические разработки – магнитно-резонансная томография, компьютерная томография, электроэнцефалография и др.


Детская и возрастная практическая нейропсихология

Практическая нейропсихология


Это направление нейропсихологии изучает работу детского мозга, его влияние на поведение и психику ребенка. Детский нейропсихолог занимается исследованиями нарушений детской психики, корректирует психические процессы, особенности поведения, занимается развитием или восстановлением высших психических функций (память, внимание, речь и др.). Работа с детьми ведется при помощи специальных упражнений, игр, коррекционных методик. 

Показания для обращения к детскому нейропсихологу: 

  • детский церебральный паралич; 

  • травмы головы; 

  • трудности с самоконтролем и поведением (например, гиперактивность или синдром дефицита внимания);

  • сложности с усвоением школьной программы;

  • слабо развитая моторика; 

  • речевые расстройства; 

  • задержка развития;

  • трудности в общении; 

  • заболевания аутистического спектра;

  • врожденные нарушения развития и др. 

Детский нейропсихолог может найти причину проблем и трудностей в обучении и развитии, выявить нарушения в функционировании отделов головного мозга и провести коррекционно-развивающую работу. 

Возрастная практическая нейропсихология занимается вопросами психического развития человека в различные периоды жизни, оказывает помощь при нарушениях высших психических функций из-за болезней, травм или возрастных изменений.


Что почитать по нейропсихологии?

Практическая нейропсихология


Книги, которые мы можем вам рекомендовать, написаны достаточно простым и увлекательным (насколько это возможно для научного стиля) языком. 

  • А. Р. Лурия, «Основы нейропсихологии»;

  • О. Сакс, «Человек, который принял жену за шляпу»;

  • В. С. Рамачандран, «Мозг рассказывает. Что делает нас людьми»;

  • Э. Бэнкс, Л. Хиршман, «На одной волне. Нейробиология гармоничных отношений»;

  • Р. Хансон, Р. Мендиус, «Мозг и счастье. Загадки современной нейропсихологии». 

Книги понравятся не только тем, кто интересуется нейропсихологией, но и тем, кто любит научно-популярную литературу об устройстве и работе человеческого мозга.


Как стать нейропсихологом?

Практическая нейропсихология


Нейропсихологи востребованы на медицинском рынке труда в наше время и будут оставаться востребованы еще очень долгое время. По статистике, количество детей, у которых есть нарушения в развитии (при которых необходима помощь нейропсихолога) только растет. 

Специалисты склоняются к тому, что это связано с улучшением диагностики ранних нарушений развития. И чем раньше оказана помощь в коррекции таких нарушений, тем лучше – больше шансов на полное восстановление ребенка и его активное включение в социальную жизнь. 

Да и взрослым людям помощь нейропсихолога бывает крайне необходима. Помощь после травм, инсультов, болезней, восстановление и реабилитация – кто же откажется от возвращения к нормальной жизни?

Как правило, практическим нейропсихологом можно стать, имея за плечами образование психолога или клинического психолога, а затем можно окончить специализированные курсы. 

Например, наша академия предлагает курс профессиональной переподготовки – «Практическая нейропсихология». На курсе вы изучите все необходимые предметы: психология, клиническая психология, детская психология и нейропсихология, психофизиология и многое другое. Изучите методы нейропсихологической диагностики, способы нейропсихологической реабилитации, пройдете практикумы и т. д.

Вы сможете применить полученные знания, работая в детских реабилитационных центрах, частных или государственных медицинских учреждениях, специализированных детских садах, школах или работать на себя, оказывая услуги, как частный специалист.



Все статьи

Преподаватели

 – Помогают разобраться с заданиями

 – Ответят на вопросы


Электронная библиотека

 – Более 10 000 книг

 – Более 3000 видеолекций (вебинаров)

 – Библиотека постоянно пополняется

 – Все можно скачать и распечатать

 

Московский диплом

Диплом о профессиональной переподготовке или удостоверение о повышении квалификации

100% онлайн обучение

Полностью дистанционное повышение квалификации и переподготовка

Скидки и льготы

Для пенсионеров – 10%

Льготным категориям – дополнительные скидки


Рассрочка оплаты

Индивидуальный график платежей согласуйте с менеджером приемной комиссии

Отзывы о НАДПО




Аудиоотзывы наших слушателей

Обратную связь выпускников можно послушать в реальном времени
Заявка на обучение или консультацию:

Ваша заявка принята, мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте номер телефона и мы с удовольствием расскажем вам о нашей академии:
Ваша заявка принята
НАВЕРХ