☞ Войти в систему дистанционного обучения ☜

Уважаемые слушатели!

Мы снизили цены на программы, особенно востребованные сейчас. Повышайте качество жизни и улучшайте уровень профессиональной квалификации в любой ситуации.
Подробнее

Скрыть
8 800 600 69 16
8(499)490-06-81
c 8.00 до 21.00 (мск), без выходных

Заказать обратный звонок
Практическая нейропсихология

Практическая нейропсихология

Практическая нейропсихология


Нейропсихология как научное направление возникла на стыке нескольких наук – психологии и физиологии. Область нейропсихологии – это изучение процессов в головном мозге, которые отвечают за когнитивные функции (внимание, мышление, память и др.). 

Представьте себе, что эти высшие психические функции, как дом, состоят из множества кирпичиков (более простых физических или психических процессов). Если какого-то «кирпичика» не хватает или он с дефектом, наш «дом» может пострадать. Нейропсихологи занимаются диагностикой этих «кирпичиков», и если где-то порядок нарушен, могут предложить коррекцию для того, чтобы укрепить слабое место.


История развития нейропсихологии

Практическая нейропсихология


Фундамент для развития нейропсихологии в России был заложен учеными Л. С. Выготским и А. Р. Лурия. Именно Лурия занимался разработкой теории о системной динамической локализации психических функций. 

По его теории, за обеспечение процессов психической деятельности отвечают три блока мозга. Стволовые отделы – это энергия и обеспечение бодрствования, височная, теменная и затылочная области – прием, переработка, хранение и воспроизведение зрительной, тактильной и слуховой информации, лобные отделы – программирование и контроль над деятельностью. Была разработана программа нейропсихологического синдромного анализа, который позволял обнаруживать очаговые выявления мозга и нарушения когнитивных функций. 

В послевоенные годы в Москве А. Р. Лурия организует лабораторию, где занимается изучением проблем мозга и психики с помощью различных методов (в работе также участвовали Е. Д. Хомская и Л. С. Цветкова). Данные исследований указывали на то, что нарушенные психические функции человека можно восстановить путем перестройки функциональной системы. 

 В 1966 году в Московском университете появилась первая кафедра нейро- и патопсихологии, сформировалось три основных направления отечественной нейропсихологии – клиническая, экспериментальная и реабилитационная. Конечно, в наше время к ним уже добавились и другие направления – когнитивная, детская, возрастная и др.


Предмет, цели, задачи нейропсихологии

Практическая нейропсихология


Предметом нейропсихологии можно считать изучение функционирования отдельных зон головного мозга, их роль в психических процессах. 

Целью этой науки является понимание, как связаны между собой структуры головного мозга, их функционирование, психические процессы живых существ и их поведение. 

В задачи нейропсихологии входит следующее: 

  • определить закономерности функционирования головного мозга при взаимодействии с внешними и внутренними факторами; 

  • проведение нейропсихологического анализа для определения очаговых поражений мозга; 

  • оценить состояние мозга (его функциональность).

Все эти задачи могут решаться с помощью различных методов.


Методы нейропсихологии

Практическая нейропсихология


Условно методы в нейропсихологии можно разделить на две группы. Первая – это методы, которые используются для теоретических исследований, вторая – методы, которые используются в практической работе нейропсихолога. Рассмотрим более подробно обе группы методов. 

Первая группа – сравнительно-анатомический метод, метод разрушения, метод раздражения. 

  • Сравнительно-анатомический метод – выясняет зависимость поведения от строения головного мозга. С помощью этого метода были изучены принципы работы и строение коры головного мозга. 

  • Метод разрушения – заключается в разрушении определенного участка мозга и последующем наблюдении за поведением. Нарушения могут быть как необратимыми (ранение в мозг, нейрохирургические операции), так и обратимыми: когда разрушенный участок «выключается» тем или иным способом (охлаждение, стимуляция, медицинские препараты), а затем снова «включается» в работу. 

  • Метод раздражения – на определенные участки мозга оказывается прямое или непрямое воздействие, что позволяет проводить анализ высших психических функций. Прямое воздействие на мозг человека имеет этические ограничения, поэтому чаще всего в исследованиях используется непрямое воздействие. 

Вторую группу методов использует практическая нейропсихология. Основным в этой группе является метод синдромного анализа, который разработал А. Р. Лурия. Это ряд тестов, которые позволяют достаточно точно оценить состояние высших психических функций, определить зону поражения и характер нарушения работы головного мозга. 

В работе практического нейропсихолога используются современные научные и технические разработки – магнитно-резонансная томография, компьютерная томография, электроэнцефалография и др.


Детская и возрастная практическая нейропсихология

Практическая нейропсихология


Это направление нейропсихологии изучает работу детского мозга, его влияние на поведение и психику ребенка. Детский нейропсихолог занимается исследованиями нарушений детской психики, корректирует психические процессы, особенности поведения, занимается развитием или восстановлением высших психических функций (память, внимание, речь и др.). Работа с детьми ведется при помощи специальных упражнений, игр, коррекционных методик. 

Показания для обращения к детскому нейропсихологу: 

  • детский церебральный паралич; 

  • травмы головы; 

  • трудности с самоконтролем и поведением (например, гиперактивность или синдром дефицита внимания);

  • сложности с усвоением школьной программы;

  • слабо развитая моторика; 

  • речевые расстройства; 

  • задержка развития;

  • трудности в общении; 

  • заболевания аутистического спектра;

  • врожденные нарушения развития и др. 

Детский нейропсихолог может найти причину проблем и трудностей в обучении и развитии, выявить нарушения в функционировании отделов головного мозга и провести коррекционно-развивающую работу. 

Возрастная практическая нейропсихология занимается вопросами психического развития человека в различные периоды жизни, оказывает помощь при нарушениях высших психических функций из-за болезней, травм или возрастных изменений.


Что почитать по нейропсихологии?

Практическая нейропсихология


Книги, которые мы можем вам рекомендовать, написаны достаточно простым и увлекательным (насколько это возможно для научного стиля) языком. 

  • А. Р. Лурия, «Основы нейропсихологии»;

  • О. Сакс, «Человек, который принял жену за шляпу»;

  • В. С. Рамачандран, «Мозг рассказывает. Что делает нас людьми»;

  • Э. Бэнкс, Л. Хиршман, «На одной волне. Нейробиология гармоничных отношений»;

  • Р. Хансон, Р. Мендиус, «Мозг и счастье. Загадки современной нейропсихологии». 

Книги понравятся не только тем, кто интересуется нейропсихологией, но и тем, кто любит научно-популярную литературу об устройстве и работе человеческого мозга.


Как стать нейропсихологом?

Практическая нейропсихология


Нейропсихологи востребованы на медицинском рынке труда в наше время и будут оставаться востребованы еще очень долгое время. По статистике, количество детей, у которых есть нарушения в развитии (при которых необходима помощь нейропсихолога) только растет. 

Специалисты склоняются к тому, что это связано с улучшением диагностики ранних нарушений развития. И чем раньше оказана помощь в коррекции таких нарушений, тем лучше – больше шансов на полное восстановление ребенка и его активное включение в социальную жизнь. 

Да и взрослым людям помощь нейропсихолога бывает крайне необходима. Помощь после травм, инсультов, болезней, восстановление и реабилитация – кто же откажется от возвращения к нормальной жизни?

Как правило, практическим нейропсихологом можно стать, имея за плечами образование психолога или клинического психолога, а затем можно окончить специализированные курсы. 

Например, наша академия предлагает курс профессиональной переподготовки – «Практическая нейропсихология». На курсе вы изучите все необходимые предметы: психология, клиническая психология, детская психология и нейропсихология, психофизиология и многое другое. Изучите методы нейропсихологической диагностики, способы нейропсихологической реабилитации, пройдете практикумы и т. д.

Вы сможете применить полученные знания, работая в детских реабилитационных центрах, частных или государственных медицинских учреждениях, специализированных детских садах, школах или работать на себя, оказывая услуги, как частный специалист.



Все статьи


Преподаватели

 – Помогают разобраться с заданиями

 – Ответят на вопросы


Электронная библиотека

 – Более 10 000 книг

 – Более 3000 видео-лекций (вебинаров)

 – Библиотека постоянно пополняется

 – Все можно скачать и распечатать

 

Московский диплом

Московский диплом о повышении квалификации

100% он-лайн обучение

Полностью дистанционное повышение квалификации и переподготовка

Скидки и льготы

Для пенсионеров – 10%

Льготным категориям – дополнительные скидки


Рассрочка оплаты

Индивидуальный график платежей согласуйте с менеджером приемной комиссии.

Отзывы о НАДПО




Аудиоотзывы наших слушателей

Обратную связь выпускников можно послушать в реальном времени
Заявка на обучение или консультацию:

Ваша заявка принята, мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте номер телефона и мы с удовольствием расскажем вам о нашей академии:
Ваша заявка принята
*Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных.

Важные вопросы

Что даёт профессиональная переподготовка?

Программа профессиональной переподготовки позволяет освоить новую профессию на базе уже имеющегося образования.

Программы профпереподготовки учитывают профессиональные стандарты, квалификационные требования к соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, и направлены на формирование профессиональных компетенций для практической работы.

По окончании программы профессиональной переподготовки Вы получаете диплом, подтверждающий получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Кто может учиться и как поступить?

К освоению программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки допускаются:

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Для поступления  гражданам Российской Федерации  необходимо предоставить:
  1. Диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра) или диплом о среднем профессиональном образовании
  2. Для студентов - справку с места учёбы
  3. Документ, удостоверяющий личность и гражданство
  4. Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости)

Иностранные граждане  предоставляют следующие документы:

  1. Копию документа об образовании, либо копию документа иностранного государства об образовании, признанного эквивалентным в РФ документу государственного образца об образовании (при необходимости со свидетельством об установлении его эквивалентности), либо копию легализованного в установленном порядке (при необходимости) документа иностранного государства об образовании и приложения к нему.
         Получить консультацию о необходимости прохождения легализации диплома конкретной страны можно, обратившись в ГЛАВЭКСПЕРТЦЕНТР или у сотрудника приемной комиссии.
  2. Заверенный в установленном порядке перевод на русский язык документа иностранного государства об образовании и приложения к нему.
  3. Копию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина в Российской Федерации.
  4. Заверенный в установленном порядке перевод на русский язык документа, удостоверяющего личность поступающего.
  5. При смене фамилии (имени, отчества) — подтверждающий документ с переводом на русский язык в установленном порядке.
Когда можно начать обучение?
Группы по разным программам формируются в течение всего календарного года.
Ближайшую дату начала обучения по выбранной Вами программе, можно уточнить у специалиста приемной комиссии по телефону или, заполнив заявку.
НАВЕРХ