- Что такое МАК и кто их придумал?
- Метафорические и гадальные карты — в чем принципиальные отличия?
- Какие бывают МАК и кто ими пользуется?
- Принцип действия: как работают МАК?
- Когда обращаются к МАК: ключевые запросы и проблемы
- Как работать с МАК: принципы, ограничения, инструкция по применению
- Преимущества использования МАК в психологии
- Где можно научиться работе с МАК?
Сегодня в психологической практике все чаще используются необычные инструменты для активизации внутренних ресурсов человека. Одно из таких мощных средств — метафорические ассоциативные карты.
Эти колоды с визуальными метафорами и символами открывают новые возможности для самопознания, развития эмоционального интеллекта, решения личностных проблем и преодоления кризисов.
Что такое метафорические ассоциативные карты и как они работают? Как правильно выбрать МАК и в чем их преимущества? Как пользоваться метафорическими ассоциативными картами и где этому учат? Давайте разбираться!
Что такое МАК и кто их придумал?
Метафорические ассоциативные карты (или МАК) — это довольно простой в использовании инструмент, который помогает психологам, психотерапевтам, коучам и другим специалистам экологичным образом, без излишнего давления на человека и без сопротивления с его стороны прорабатывать широкий спектр проблем. Простыми словами МАК — это карточки с картинками, символами, надписями, в которых зашифрован какой-то смысл — в форме метафоры. У каждого, кто работает с картами или обращается к ним с вопросом, этот смысл будет свой — каждое изображение будет вызывать уникальный, свойственный конкретному человеку комплекс эмоциональных реакций, впечатлений, ассоциаций. Внимательно разбирая возникающие мысли и ассоциации, можно исследовать душевное состояние человека, его настрой, скрытые мотивы действий и поступков, тяжелый багаж психотравм и опыта, накопленных с раннего детства, обнаруживать блоки, которые мешают двигаться дальше, а затем корректировать паттерны и добиваться положительных изменений.
Появились первые метафорические карты сравнительно недавно — в 70-80-х годах прошлого века. Причем их автор — художник, искусствовед Эли Раман — и не предполагал, что создает эффективный и удобный инструмент для психологов. Им двигало желание сделать искусство ближе и доступнее обычным людям. Раман придерживался мнения, что творчество художников должно нести пользу, а не быть «искусством ради искусства». Поэтому он решил издать свои собственные живописные произведения в миниатюрном формате привычных всем игральных карт. Однако реакция тех, кому он показывал мини-картины, была неожиданной: люди начинали искать в изображениях скрытые смыслы, удивлялись ассоциациям, которые вызывали карты, «ловили инсайты». Такой эффект поразил Эли Рамана. Чуть позже он скооперировался с психотерапевтом Джозефом Шлихтером, и вместе они придумали основные принципы и правила работы с маленькими арт-объектами, вызывающими массу эмоций и ассоциаций. Первая колода метафорических карт «Oh» («О!») увидела свет в 1981 году. А двумя годами позже Раман познакомился с психотерапевтом Моритцом Эгетмейером, который разглядел в картинках чудо-инструмент и решил поспособствовать изданию колоды в Германии. Все это в итоге помогло вывести психотерапевтическую работу с пациентами на новый уровень.
Метафорические и гадальные карты — в чем принципиальные отличия?
Сегодня, когда популярность метафорических карт растет, такие колоды можно заказать и купить в том числе на маркетплейсах. Причем продается этот эффективный инструмент психолога по соседству с гадальными картами, с таро. У кого-то может сложиться впечатление, что и метафорические карты можно использовать, чтобы заглянуть в свое прошлое или спрогнозировать события в будущем. И здесь важно четко обозначить отличия между всем известными картами для предсказаний и метафорическими картами.
Их сходство исключительно внешнее: это колода карт небольшого размера, которая помещается в руке, у каждой карточки есть «рубашка», есть картинка, которую предстоит интерпретировать. Но если у изображений таро есть стандартные расшифровки, а предсказание «формируется» путем «сложения» значений вытянутых карт, то в случае с метафорическими картами все индивидуально: у каждого человека будут свои уникальные ассоциации и инсайты. Помимо этого, есть и другие отличия:
Гадальные карты |
Метафорические ассоциативные карты |
Основаны на эзотерических, мистических учениях и традициях. |
Основаны на психологических концепциях, таких как свободные ассоциации, проективные методы, визуальные метафоры. |
Предназначены для предсказания будущих событий, раскрытия тайн и получения внешних сверхъестественных знаний. |
Служат проекционным инструментом для доступа к внутреннему опыту человека. |
Считается, что карты обладают сакральным, мистическим значением сами по себе вне зависимости от интерпретации человека. |
Не имеют изначально заданных, фиксированных значений, их интерпретация полностью субъективна для каждого человека. |
Гадание требует понимания строгих символических систем и правил раскладов карт. |
Человек сам выбирает карты в соответствии со своим внутренним состоянием и рассказывает о своих ассоциациях. |
Гадалка выступает в роли медиума или провидца, транслирующего высшие знания с помощью карт. |
Психологу отводится роль фасилитатора самопознания человека через ассоциации, а не интерпретатора значений карт. |
Таким образом, гадальные карты нужны, чтобы получить информацию мистического характера извне, а метафорические помогают воспользоваться внутренним опытом человека в рамках психологического консультирования. Их различают цели, теоретические основания и принципы применения.
Какие бывают МАК и кто ими пользуется?
Сегодня есть множество видов метафорических карт, которые разработаны для решения широкого спектра задач в психологическом консультировании и психотерапии, коучинге и сфере образования и т. д. Вот наиболее распространенные и востребованные категории:
-
Универсальные. Этот тип карт содержит широкий спектр изображений, символов и абстракций, которые могут интерпретироваться по-разному — в зависимости от личного опыта и ассоциаций человека. Универсальные карты подходят для самых разных целей, таких как саморефлексия, развитие креативности, решение проблем и принятие решений. Их можно использовать в самых различных контекстах и ситуациях.
-
Портретные (их еще называют персонифицированными или архетипичными). Как следует из названия, эти карты изображают людей разного возраста, пола, национальностей и эмоциональных состояний. Они особенно полезны для работы с отношениями, межличностными взаимодействиями и эмоциональной сферой. Портретные карты могут помочь людям лучше понять себя и других, а также проработать определенные паттерны поведения или эмоциональные проблемы.
-
Ресурсные. Эти карты изображают позитивные образы, символизирующие внутренние ресурсы, силы и возможности. Ресурсные карты могут использоваться для укрепления уверенности в себе, мотивации, обретения внутренней опоры и развития позитивного мышления.
-
Специальные. Данная категория включает в себя карты, предназначенные для работы с узкими темами или областями, такими как здоровье, травма, карьера, творчество, кризис, проблемы в семейных отношениях и т. д. В оформлении таких карт используют изображения, надписи, соответствующие конкретной тематике и направленности клиентских запросов.
-
Семейные. Эти карты изображают семейные сцены, взаимоотношения между членами семьи и различные семейные роли. Семейные карты могут помочь в работе с семейными паттернами, детско-родительскими отношениями, а также в проработке семейных травм или конфликтов.
-
МАК для работы с травмой и страхами. Изображения на них символизируют различные страхи, тревоги и травматические переживания. Они могут быть использованы для безопасной проработки травм, фобий и других тяжелых эмоциональных состояний.
-
МАК для работы с детьми. Такой вид карт содержит яркие, красочные изображения, соответствующие детскому восприятию и интересам. Они могут применяться для развития эмоционального интеллекта, креативности, а также для работы с детскими страхами, проблемами и переживаниями.
-
Коучинговые. Могут быть полезны для постановки целей, выявления ресурсов и преодоления внутренних барьеров. Изображения на таких карточках связаны с целеполаганием, мотивацией, личностным ростом и развитием навыков — т. е. с ключевыми запросами, с которыми люди обращаются к коучам.
Каждый вид метафорических карт имеет свои особенности и преимущества, позволяющие использовать их в различных ситуациях и для решения разнообразных задач. Этот экологичный инструмент задействуют в своей работе психологи и психотерапевты, арт-терапевты и семейные консультанты, педагоги и коучи, специалисты по личностному и профессиональному росту и др. Выбор конкретного типа карт зависит от целей терапевтической или коуч-сессии, а также от индивидуальных потребностей и предпочтений человека.
Принцип действия: как работают МАК?
Метафорические ассоциативные карты являются мощным инструментом, который помогает человеку погрузиться в свой внутренний мир, обнаружить скрытые ресурсы и увидеть новые перспективы. Принцип их действия основан на силе визуальных метафор и символов, которые пробуждают наши бессознательные ассоциации и открывают доступ к глубинам психики.
Когда клиент берет в руки колоду метафорических карт и начинает рассматривать изображения, у него в голове автоматически начинают формироваться связи, интерпретации. Каждая карта — это своего рода зеркало, отражающее внутренние переживания, эмоции и опыт человека. Он проецирует свои личные смыслы и ассоциации на визуальные символы, что запускает процесс самопознания и углубленной рефлексии.
Работа с метафорическими ассоциативными картами создает безопасное пространство для исследования сложных тем и проблем. Образы на картах действуют как метафоры, которые позволяют человеку смягчить острые моменты своих переживаний и взглянуть на ситуацию под другим углом. Это помогает уменьшить сопротивление, ослабить или совсем отключить действие защитных механизмов нашей психики и добраться до сути проблемы.
Кроме того, метафорические карты стимулируют творческое мышление и воображение. Они пробуждают правое полушарие мозга, отвечающее за интуицию, образное восприятие и синтез информации. Это открывает новые перспективы и помогает найти нестандартные решения проблем, которые ранее казались неразрешимыми.
В процессе работы с картами человек не только получает доступ к своим внутренним ресурсам, но также развивает навыки самовыражения и коммуникации. Визуальные метафоры становятся мостиком между бессознательным и сознательным, позволяя клиенту лучше понять и выразить свои чувства, мысли и переживания, разглядеть новые для себя смыслы и перспективы, запустить позитивные трансформации.
Когда обращаются к МАК: ключевые запросы и проблемы
Метафорические карты могут использоваться как для диагностики различных состояний человека, так и для коррекционной и терапевтической работы. Вот основные типы запросов и проблем, с которыми обычно обращаются к метафорическим картам:
Диагностика состояния |
Коррекция и терапевтическая работа |
Общая оценка эмоционального состояния, настроения. |
Развитие осознанности и рефлексии. |
Выявление деструктивных установок, убеждений, устойчивых поведенческих сценариев, глубинных личностных нарративов. |
Проработка травматического опыта. |
Исследование систем отношений в паре, семье, коллективе, динамики социальных связей. |
Регуляция эмоциональных состояний (выражение, проживание и высвобождение «застрявших» эмоций). |
Оценка личностных ресурсов и зон роста (выявление сильных качеств, скрытых талантов и т. д.). |
Изменение ограничивающих паттернов и убеждений, развитие гибкости мышления. |
Прояснение ценностей, целей, жизненных ориентиров. |
Закрепление позитивных изменений, повышение мотивации, активация инсайтов. |
Исследование триггеров, зависимостей, копинг-ресурсов и копинг-стратегий. |
Решение кризисных ситуаций, преодоление тяжелых утрат, возвращение в ресурсное состояние. |
Таким образом, гибкий метафорический язык ассоциативных карт делает их эффективным инструментом в решении широкого спектра психологических запросов от личностных до кризисных. Ключевое их преимущество — доступ к глубинным ресурсам через творческое самовыражение.
Как работать с МАК: принципы, ограничения, инструкция по применению
Итак, метафорические карты — один из удобных и эффективных инструментов, который специалисты используют в работе с запросами пациентов. При выборе метафорических карт психологи учитывают
-
цели и задачи консультации или терапевтической сессии;
-
возрастные и когнитивные особенности;
-
личные предпочтения;
-
культурный контекст;
-
степень проективности и безопасности, сложность метафор;
-
количество карт в колоде и их размер;
-
универсальность;
-
глубину и богатство содержания, многозадачность и вариативность интерпретаций;
-
эстетическую привлекательность (визуальное оформление).
Кроме того, специалисты обращают внимание на практичность и функциональность — важно, чтобы с инструментом было удобно работать и психологу, и клиенту.
Принципы
Обозначим основные принципы, которых придерживаются психологи и психотерапевты, при использовании метафорических карт:
-
Безоценочность и открытость интерпретациям. Нет правильных или неправильных трактовок. Каждая ассоциация ценна и значима для понимания внутреннего мира человека. Поэтому психолог не навязывает собственные интерпретации, а активно выслушивает и исследует ассоциации своего подопечного.
-
Следование за клиентом. Направление работы с картами выбирает человек. Терапевт лишь деликатно задает уточняющие вопросы и реагирует на услышанное.
-
Использование метафор и образного языка. Психолог работает в том же метафорическом ключе, что и карты, избегая прямолинейных формулировок. Это создает безопасную проективную среду.
-
Учет контекста и истории. Интерпретация карт всегда рассматривается в контексте личного опыта, проблем и целей конкретного клиента на данном этапе консультирования.
-
Поощрение самопознания. Не давать готовые ответы, а стимулировать клиента к углубленному самоисследованию, осознанию связей между выбранными картами и своими мыслями/чувствами — вот главная задача, которая стоит перед специалистом на МАК-сессии.
-
Использование творческого самовыражения. Работу с картами нередко дополняют другими арт-терапевтическими методиками — предлагают порисовать, рассказать историю, передать свои ощущения при помощи метафор и т. д. Это развивает креативность, целостность самовыражения.
Ограничения
Несмотря на то, что метафорические карты — это экологичное средство для мягкого, недирективного исследования внутреннего состояния, опыта человека и деликатной коррекции, разрешения проблем, есть ряд ограничений, о которых важно помнить.
В такой стоп-лист входят:
-
Серьезные когнитивные расстройства (деменция, выраженная умственная отсталость или психотические расстройства с нарушением мышления и т. п.).
-
Низкий уровень абстрактного мышления (такое бывает, например, в детском возрасте).
-
Травматический стресс в активной фазе (в этом случае для начала нужно стабилизировать психическое состояние).
-
Ограничения вербальной коммуникации (нарушения речи, аутизм, психосоматические заболевания и т. п.) и др.
В любом случае важен индивидуальный подход.
Инструкция по применению
Чтобы работа с метафорическими картами получилась максимально продуктивной, специалисту важно взять на вооружение несколько простых правил:
-
Создать на консультации безопасную атмосферу доверия и открытости.
-
Задавать лишь уточняющие вопросы, избегать прямолинейных интерпретаций, высказывать свои предложения в форме гипотез.
-
Для лучшего понимания отзеркаливать и перефразировать рассказ клиента.
-
Поощрять дальнейшее самоисследование через образы и метафоры.
-
Соблюдать этические принципы и границы профессиональной роли.
Само взаимодействие с картами может начинаться в открытую или вслепую. В первом случае человек видит картинки и надписи и выбирает, что ему ближе. Во втором случае — колода раскладывается «рубашкой» вверх, карты вытягиваются рандомно, и в процесс включается бессознательное.
Алгоритм работы с метафорическими картами может быть таким:
-
Психолог предлагает клиенту свободно выбрать любые карты из колоды, резонирующие с его внутренним состоянием.
-
Человека просят рассказать, что он видит на картах, какие мысли, чувства они вызывают, какие ассоциации возникают, какие истории приходят на ум.
-
Чтобы помочь клиенту, специалист задает ему открытые вопросы: «Что это может означать для вас?», «Продолжите эту историю» и т. п.
-
Развить ассоциации помогают уточняющие вопросы типа: «Что еще привлекает вас в этой карте?», «Как эти карты могут быть связаны?».
-
В конце клиенту предлагают перенести найденные ресурсы и инсайты в его реальную жизнь.
При этом важно помнить, что ключевая ценность МАК — в том, чтобы предоставить клиенту безопасную проективную среду для самопознания и самовыражения через творческие образы и метафоры. Необходимо деликатно поощрять знакомство с собой и увлекательное путешествие по своим ресурсам.
Преимущества использования МАК в психологии
Стоит отметить, что применение ассоциативных карт в психологическом консультировании имеет ряд существенных преимуществ:
-
активизирует воображение;
-
подключает творческое мышление и поиск нестандартных решений;
-
дает невербальный доступ к внутреннему миру (карты помогают выразить то, что человеку сложно или неудобно объяснять словами);
-
способствует ослаблению защитных механизмов психики, снижению барьеров, помогает человеку быть более открытым;
-
дает специалисту важную диагностическую информацию о внутреннем мире человека, его актуальных состояниях и проблемах;
-
позволяет выявить и актуализировать ресурсы клиента, его скрытые возможности и потенциал для роста и развития;
-
помогает структурировать и визуализировать консультативный процесс, делая его более наглядным и понятным для клиента.
А главное, МАК — это универсальное средство, которое адаптируется для работы с клиентами разного возраста, для решения широкого спектра проблем и легко встраивается в разные терапевтические подходы.
Где можно научиться работе с МАК?
Хотите узнать больше об этом многофункциональном, адаптивном, экологичном инструменте в работе психолога? Пройти обучение по МАК картам вы можете в НАДПО.
Наша программа профпереподготовки рассчитана на 5 месяцев (или 600 академических часов), но при желании освоить материал и начать применять его на практике вы сможете быстрее — все зависит только от вас.
Обучение на курсе проходит в онлайн-формате. Это оптимальный вариант для тех, кто ценит свое время и готов освоить востребованную профессию без ущерба для работы, учебы и привычного образа жизни. По окончании курса и успешной сдачи итогового междисциплинарного экзамена вы получите московский диплом установленного образца — подтверждение вашей компетентности.
Присоединяйтесь к НАДПО и получайте качественное актуальное образование, не выходя из дома!