- Кто такой логопед
- Логопед для взрослых и детей
- Чем логопед отличается от дефектолога
- Задачи профессиональной деятельности логопеда
- Профессиональные качества логопеда
- Что изучают на обучении?
- Развитие профессиональных навыков логопеда
- Категории логопедов
- Востребованность
- Где работают и сколько зарабатывают логопеды
- Плюсы и минусы профессии логопеда
Кто такой логопед
«Фефекты фикции» бывают и у детей, и у взрослых. Кто-то, пережив в детстве тяжёлую психотравму, начинает заикаться, а у кого-то никак не получается укротить своенравную «р». Нарушения речи могут быть практически незаметными или напротив стать серьёзным препятствием в общении, учёбе и даже в продвижении по службе.
Логопед — тот, кто исправляет несовершенства речи и возвращает возможность нормально говорить. В статье подробно разберём, чем этот специалист занимается, где работает, а главное, как освоить эту профессию.
Логопед для взрослых и детей
Слово «логопедия» древнегреческого происхождения. Состоит оно из двух частей: lógos (слово, речь) и paidе́ia (обучение, воспитание), что в сумме даёт «обучение речи». То есть логопед — это тот, кто учит говорить, развивает у своих подопечных правильные речевые навыки, устраняет нарушения речи.
Интересно, что в английском языке этого специалиста называют речевым терапевтом (дословный перевод speech therapist), хотя доктором в прямом смысле этого слова его назвать нельзя, ведь у логопеда нет медицинского образования. Его можно сравнить с тренером: при помощи различных методик, техник, упражнений логопед формирует у ребёнка или взрослого нужные навыки для правильной речи: тренирует определённые мышцы речевого аппарата, учит дышать так, чтобы добиться корректного произношения, интонирования или нормального темпа речи.
Профессия логопеда тесно связана с педагогикой и психологией. Речь (наряду с памятью, вниманием, мышлением) — это одна из высших психических функций, и она играет важную роль в воспитании ребёнка: его обучении, социализации, адаптации к жизни в обществе, к взаимодействию с другими людьми.
Формирование речевой функции стартует в раннем детстве. В 2–3 года малыш учится объясняться с окружающими, его словарный запас постепенно пополняется новыми словами. К 6–7 годам дети должны освоить весь алфавит, чтобы успешно учиться в школе. Именно в этот период родители могут заметить у своего ребёнка отклонения и обратиться за помощью к специалисту, поэтому логопеда нередко называют детским доктором.
Однако и взрослые пациенты у него тоже есть. Это могут быть:
-
Люди, перенёсшие инсульт или черепно-мозговую травму, которые привели к расстройству речевой функции.
-
Те, кто хочет поработать над чистотой речи, например, убрать заикание.
-
Ораторы, комики, певцы, то есть люди, которым в силу профессии необходима чёткая дикция, правильное дыхание и уверенность в речи.
Чем логопед отличается от дефектолога
Проблемы с речью решают не только логопеды, но и дефектологи. Отличаются эти две специальности, главным образом, спектром профильных проблем: у дефектолога зона ответственности значительно шире.
Дефектология изучает особенности развития детей, имеющих помимо нарушений речи психические и/или физические особенности. Таким образом, помощь дефектолога понадобится, если нарушения речи сочетаются у ребёнка с другими заболеваниями: например, глухотой, слабым зрением, слепотой, нарушениями интеллекта. Специалист сможет подобрать план по развитию, воспитанию и обучению особенных детей, а не только исправить речь.
Логопедия же — одно из направлений дефектологии (так же, как специальная психология и педагогика, сурдо- и тифлопедагогика, олигофренопедагогика). Большие и маленькие клиенты логопеда — это, как правило, здоровые люди, у которых нет серьёзных отклонений в развитии, но есть речевые нарушения.
Сходства двух специалистов можно сформулировать так:
-
Работают с людьми с особенностями развития;
-
Помогают адаптироваться в обществе;
-
Используют специальные методики обучения;
-
Сотрудничают с другими специалистами (психологами, врачами);
-
Работают как с детьми, так и со взрослыми.
Различия логопедов и дефектологов покажем в виде таблицы:
Логопед |
Дефектолог |
Фокусируется на речевых нарушениях |
Работает с более широким спектром нарушений развития |
Корректирует произношение, грамматику, словарный запас |
Помогает при проблемах с памятью, вниманием, мышлением |
Устраняет заикание, дислексию, афазию и т. п. |
Занимается с детьми с ЗПР, аутизмом, ДЦП |
Развивает речевое дыхание и голос |
Развивает бытовые навыки, помогает социализироваться, адаптироваться к условиям окружающей среды |
Работает над письменной речью |
Корректирует поведенческие нарушения |
Выбор специалиста будет зависеть от конкретной проблемы. Определиться поможет врач — после диагностики. Логопед и дефектолог могут работать вместе, дополняя друг друга, или один специалист может сочетать в себе сразу две профессии. Например, помощь логопеда-дефектолога может потребоваться ребёнку, у которого наблюдается задержка психического развития (ЗПР).
Задачи профессиональной деятельности логопеда
Поводы для визита к логопеду могут быть разные. Например, мама годовалого малыша замечает, что кроха слишком молчалив для своего возраста, или родители дошкольника беспокоятся из-за того, что их шестилетка все ещё не справляется с буквой «р». Или взрослый человек испытывает дискомфорт по поводу своей невнятной речи, странных шипящих или свистящих, стесняется выступать перед публикой.
Каждый случай индивидуален, и логопеду придётся подключать разные компетенции, выбирать оптимальные методики и инструменты. В своей профессиональной деятельности специалист решает множество задач:
-
выявляет речевые нарушения;
-
определяет причины расстройств;
-
проводит комплексную диагностику и дифференцирует различные формы нарушений речи;
-
разрабатывает индивидуальную программу коррекции дефектов;
-
планирует, организует и проводит логопедические занятия;
-
оценивает эффективность коррекционной работы;
-
консультирует родителей детей, имеющих те или иные речевые расстройства, и педагогов, которые работают с ними;
-
проводит профилактические мероприятия, чтобы предупредить социальную дезадаптацию детей с нарушениями речи;
-
взаимодействует со своими коллегами из смежных областей — педагогами, психологами, неврологами, оториноларингологами, ортодонтами и другими специалистами, чтобы обеспечить комплексный подход и найти наиболее эффективные способы решения проблем и реабилитации пациентов;
-
проводит научные исследования;
-
оформляет необходимую документацию;
-
занимается самообразованием, развитием своих профессиональных компетенций;
-
участвует в просветительских мероприятиях — мастер-классах, семинарах, конференциях и т. д.
Профессиональные качества логопеда
Главная цель логопеда — помочь пациентам справиться с речевыми дефектами, сформировать необходимые навыки, восстановить утраченные или нарушенные функции. Чтобы коррекционная работа дала ожидаемые результаты, специалисту нужен целый арсенал профессиональных компетенций и качеств.
Логопед должен:
-
знать, как у ребёнка формируется речевая функция;
-
понимать, в какой последовательности у ребёнка возникают и закрепляются коммуникативные навыки;
-
разбираться в психологии (детской, подростковой, возрастной);
-
понимать специфику психологии детей и взрослых с речевыми расстройствами;
-
знать, какие есть виды речевых патологий и какова их структура;
-
уметь проводить всестороннее обследование, находить сбои в развитии речи и оценивать, насколько они существенны;
-
уметь составлять индивидуальный план коррекции, выбирать наиболее подходящие методы, приёмы, упражнения;
-
владеть эффективными методиками коррекции;
-
знать, как адаптировать стандартные логопедические методики под особенности и потребности конкретного пациента;
-
знать, как прорабатывать дефекты и добиваться их полного устранения или заметного сглаживания;
-
владеть методами профилактики и др.
Не менее важными атрибутами хорошего логопеда являются:
-
чёткая правильная речь (логопед будет служить речевым эталоном для детей, с которыми он работает);
-
внимание к деталям;
-
умение концентрироваться;
-
хорошая память;
-
устойчивость к стрессовым ситуациям;
-
высокая работоспособность.
Логопеду предстоит сталкиваться с непростыми ситуациями и контактировать с людьми, которые в них оказались. Поэтому в своей работе специалисту важно руководствоваться принципами этики, избегать оценочных суждений и быть очень осторожным в прогнозах.
Личностные качества логопеда
Работа логопеда предполагает тесное взаимодействие с людьми: детьми и их родителями, взрослыми клиентами, специалистами смежных профессий. От того, каким получится это взаимодействие, во многом будут зависеть и результаты. Поэтому важную роль играют не только профессиональные умения и навыки, но и личностные особенности логопеда:
-
эмпатия;
-
гибкость, умение подстроиться под ситуацию и клиента;
-
терпение;
-
умение устанавливать доверительные отношения;
-
умение чётко формулировать свои мысли;
-
доброжелательность;
-
оптимистичный взгляд на жизнь;
-
чувство такта;
-
наблюдательность;
-
любознательность;
-
аналитические способности;
-
умение общаться и готовность к диалогу;
-
эмоциональная устойчивость.
Важно, чтобы логопед умел разграничивать работу и личную жизнь, не погружаться с головой в проблемы клиентов, абстрагироваться. В противном случае его рано или поздно ждёт эмоциональное, физическое и профессиональное выгорание.
Где учиться на логопеда?
Логопед ежедневно помогает своим подопечным справляться с речевыми дефектами. Для этого нужно хорошо разбираться в анатомии и физиологии, понимать, как формируются речевые навыки, иметь представление об особенностях психики детей и взрослых и т. д. Без специальной подготовки тут не обойтись.
Поэтому будущему логопеду необходимо получить профильное высшее образование. Можно окончить вуз по направлениям «Специальное (дефектологическое) образование», «Дефектология», «Логопедия». Если учиться очно, на это уйдёт от 4 лет на бакалавриате до 5 лет на специалитете. Если выбрать заочную форму, обучение продлится 4,5–5 лет.
Лучшими в плане подготовки специалистов в области дефектологии и логопедии считаются:
-
Московский педагогический государственный университет;
-
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (Санкт-Петербург);
-
Московский государственный психолого-педагогический университет;
-
Казанский (Приволжский) федеральный университет;
-
Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону).
Выпускникам вузов, прошедшим обучение по направлениям «Образование и педагогические науки» или «Психологические науки», будет достаточно пройти профпереподготовку по направлению «Работа с обучающимися с нарушениями речи и коммуникации». Такие требования содержит новый профессиональный стандарт, утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 марта 2023 года N 136н (вступил в силу 1 сентября 2023 года и будет действовать до 1 сентября 2029 года).
Программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации по профилю «Логопедия» представлены у нас в НАДПО. Среди них есть долгосрочные курсы продолжительностью 16 месяцев (2220 академических часов) с масштабным переобучением и дипломом с двойной квалификацией. Есть и краткосрочные программы или курсы средней продолжительности, которые дают возможность освоить узкое направление, прокачать практические навыки и обновить профессиональный инструментарий.
Что изучают на обучении?
Логопедия — наука междисциплинарная, сочетающая в себе элементы педагогики, психологии, медицины. Программы подготовки по профилю «Логопедия» или «Дефектология» включают несколько блоков (или модулей):
-
Общепрофессиональные дисциплины. На этом этапе будущие логопеды изучают различные аспекты психологии: общую, возрастную, детскую, психологию развития, педагогическую и специальную, знакомятся с основами педагогики, воспитания и обучения, с особенностями инклюзивного и интегрированного образования. В этом же блоке изучают основы анатомии, физиологии и патологии органов речи, особенности развития речевого аппарата и формирования ключевых навыков, осваивают принципы и методы диагностики речевых расстройств.
-
Специальные дисциплины. С этого модуля начинается глубокое погружение в профессию. Студенты изучают особенности психологии людей, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), детально знакомятся с речевыми дефектами, с которыми в дальнейшем предстоит работать. А затем осваивают современные методики и технологии логопедической помощи, учатся составлять программы коррекционной работы, выбирать наиболее подходящие методы и приёмы, адаптировать их под потребности и запросы клиентов.
-
Практикумы и тренинги. Это важная часть подготовки, где студенты учатся применять теоретические знания на практике, формировать умения и оттачивать их до автоматизма.
Развитие профессиональных навыков логопеда
Окончанием вуза и/или курсов и получением диплома и/или удостоверения профессиональное обучение не ограничивается. Образование для логопеда — процесс непрерывный (его хорошо иллюстрирует понятие lifelong learning). Только так можно быть в курсе всех новшеств, поддерживать хорошую профессиональную форму, гарантировать своим клиентам высокое качество услуг и ожидаемые результаты.
Кроме того, логопед, как и другие педагоги, должен регулярно — каждые три года — проходить повышение квалификации. Это предусмотрено законодательством.
Логопед может пройти повышение квалификации как самостоятельно, так и от компании-работодателя. Само обучение может быть очным, заочным или дистанционным. Последний вариант становится сегодня всё более востребованным.
Дистанционный формат обучения не требует личного присутствия слушателя в учебном заведении. Специалист может планировать свою учёбу самостоятельно и не зависеть от внешних обстоятельств. Он получает доступ к системе дистанционного обучения и штудирует предлагаемые материалы, смотрит подборки видеолекций и вебинары, выполняет практические задания и сдаёт промежуточные тесты — для самоконтроля. А в финале курса его ждет итоговый междисциплинарный экзамен (как правило, с возможностью пересдачи) и документ установленного образца, подтверждающий квалификацию.
Это повышает не только уровень профессиональной компетентности логопеда, но и делает его конкурентоспособным на рынке труда, расширяет возможности для личностного роста и развития. И конечно, повышает его ценность для работодателя — как действующего, так и потенциального.
Категории логопедов
Логопеды — это педагоги. Поэтому помимо систематического повышения квалификации специалистам нужно проходить аттестацию.
Это ответственное мероприятие можно сравнить с переводным экзаменом. Аттестационная комиссия оценивает результаты работы логопеда, его профессиональные качества, уровень компетентности и выносит вердикт, соответствует ли специалист занимаемой должности, подтверждает ли он свою категорию или достаточно квалифицирован, чтобы получить более высокую.
Как правило, переаттестацию педагогические работники проходят каждые пять лет. Чтобы получить первую категорию, молодой специалист должен проработать на своей позиции не меньше года.
Процедура аттестации включает несколько этапов:
-
Подача заявления на участие в аттестации в департамент образования.
-
Подготовка портфолио логопеда. Оно представляет собой отчёт о результатах работы за конкретный период и включает портрет педагога, его методические наработки, проекты, описание внеклассных мероприятий и т. д. В некоторых организациях логопеду нужно провести открытое занятие или представить комиссии обзор своего кабинета.
-
Оценка аттестационной комиссией предложенного портфолио и принятие решения путём голосования.
-
Оглашение результатов аттестации специалисту.
Чтобы получить первую категорию, логопед должен набрать не менее 22 баллов (20 баллов будет достаточно, если специалист работает с детьми с тяжёлыми патологиями). Высшая категория присваивается, если в ходе аттестации логопед набирает 27 баллов и более (тем, кто работает с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, достаточно набрать 25 баллов). Стоит иметь в виду, что необходимое количество баллов может меняться в зависимости от региона.
Если логопед, проходивший аттестацию, не согласен с результатами, он имеет право опротестовать решение комиссии — подать апелляцию.
Востребованность
Спрос на услуги логопеда последние несколько лет продолжает стабильно расти. Специалисты считают, что эта тенденция сохранится и в дальнейшем, поскольку:
-
С каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями речи. Причём если раньше это были преимущественно так называемые чистые речевые нарушения, то сейчас логопедам всё чаще приходится иметь дело с более тяжёлыми патологиями, которые могут быть осложнены неврологическими отклонениями. Расстройства речевой функции влияют на память, внимание, восприятие, интеллектуальное развитие. Поэтому даже незначительные нарушения в становлении речевых навыков могут негативно отражаться на развитии психики ребёнка, приводить к проблемам с чтением, письменной речью, успеваемостью.
-
Растёт осведомлённость о том, насколько важна правильная речь для гармоничного развития человека, его успешности. Люди стремятся улучшить коммуникативные навыки — собственные и своих детей.
-
Родители больше внимания уделяют развитию детей, заботятся о том, чтобы как можно раньше выявить и устранить проблемы с речью.
-
Становится больше взрослых пациентов, которые нуждаются в реабилитации после черепно-мозговых травм или инсультов.
-
К услугам логопедов чаще обращаются люди, которым по долгу службы приходится регулярно выступать перед аудиторией.
-
Развивается инклюзивное образование, а вместе с тем появляется необходимость адаптировать учебные программы для детей с особенностями развития.
Активное развитие современных цифровых технологий делает возможным проведение логопедических консультаций онлайн. Помощь компетентных логопедов становится доступной для широкой аудитории.
Где работают и сколько зарабатывают логопеды
Одно из весомых преимуществ профессии — стабильно высокий спрос на компетентных специалистов. А вот доход, на который логопед может рассчитывать, зависит от ряда факторов:
-
квалификации и релевантного опыта работы;
-
места работы (частная компания или госучреждение);
-
специализации (например, у нейрологопедов ставка может быть больше);
-
региона (в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах уровень зарплаты традиционно выше среднего по стране);
-
количества клиентов (если речь идёт о частной практике).
Сфера |
Место работы |
Средний уровень заработной платы |
Образование |
Детские сады Школы и спецшколы
Центры развития ребёнка |
20 000–40 000 рублей в месяц |
Здравоохранение |
Поликлиники Детские больницы Реабилитационные центры для взрослых и детей Гериатрические учреждения Неврологические клиники
Центры коррекции речи |
30 000–60 000 рублей в месяц |
Частные центры |
Детские развивающие центры Специализированные логопедические клиники Центры развития речи и языка Клиники нарушений голоса Логопедические кабинеты Лингвистические центры Школы скорочтения и развития интеллекта Онлайн-школы |
40 000–80 000 рублей в месяц |
Частная практика |
Индивидуальные занятия на дому или в арендованном кабинете Онлайн-консультации |
от 50 000 до 150 000 рублей в месяц и выше |
Работу в государственных учреждениях многие логопеды успешно совмещают с частной практикой (например, онлайн-консультациями), что позволяет им расширить свои возможности и повысить уровень дохода. У специалистов экспертного уровня потолка в зарплате практически нет. Дополнительным источником дохода для логопеда могут стать разработка методических пособий, написание книг, создание обучающих вебинаров, мастер-классов и онлайн-курсов.
Плюсы и минусы профессии логопеда
Чтобы у вас сложилось полное представление об этом востребованном специалисте, который способен изменить жизнь человека к лучшему, обозначим основные положительные и отрицательные моменты профессии.
Плюсы |
Минусы |
Стабильный спрос на услуги логопедов |
Ответственность за результат и риск не оправдать ожидания клиентов и их родных |
Возможность работать в разных сферах (медицина, образование, частная практика) |
Серьёзные психоэмоциональные нагрузки и высокий риск профессионального выгорания |
Возможность реально улучшать качество жизни людей и получать удовлетворение от видимых результатов работы |
В некоторых случаях приходится прикладывать огромные усилия, а результаты могут быть практически незаметны |
Каждый пациент и его случай уникален и требует индивидуального, часто творческого подхода |
Необходимость регулярно тратить деньги и время на самообразование и повышение квалификаци |
Постоянное профессиональное развитие |
Необходимость находить подход к «трудным» клиентам |
Ощущение своей причастности к благородному делу, шанс повлиять на будущее человека — ребёнка или взрослого |
Возможны конфликтные ситуации — например, с родителями маленьких пациентов или коллегами |
Возможность самому строить свой график (например, если логопеды занимаются частной практикой) и оптимальным образом сочетать работу и личную жизнь |
В бюджетных организациях и у начинающих логопедов доход может быть весьма скромным |
Престиж профессии, что выражается и в уважении клиентов, и в высоком статусе в обществе |
Необходимость тратить много времени на бумажную работу: оформлять отчёты, вести сопроводительную документацию |
Как в любом другом деле, в работе логопеда можно найти и плюсы, и минусы. И всё же добро перевешивает. Логопед устраняет препятствия на пути к общению, обучению, полноценной жизни в социуме и делает каждого своего подопечного намного счастливее.