☞ Войти в систему дистанционного обучения ☜
8 800 600 69 16
8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных

Записаться на обучение
8 800 600 69 16 8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных
Записаться на обучение
Групповая гештальт-терапия: принципы, методы и практика

Групповая гештальт-терапия: принципы, методы и практика

Групповая гештальт-терапия: принципы, методы и практика
Групповая гештальт-терапия: принципы, методы и практика

Что делать, если все в жизни идет не так, как вам хочется — не складываются отношения, не получается реализовать мечты, не удается соответствовать представлениям — вашим или вашего ближайшего окружения? Можно обвинить во всех своих бедах внешние обстоятельства — начиная с родителей, которые не так воспитали, не тому научили, и заканчивая экономическим кризисом в стране. Или продолжить биться головой об стенку, пытаясь что-то изменить своими силами. Но есть гораздо более эффективный и полезный способ — обратиться за помощью к гештальт-терапии. Чтобы понять, что вы не одиноки, а ваши проблемы вовсе не так уникальны, как вам кажется, стоит начать с работы в группе. Одна голова хорошо, а больше — лучше!


Что такое гештальт-терапия?


Гештальт-терапия — это один из подходов в психотерапии, который фокусируется на настоящем моменте («здесь и сейчас») и делает акцент на самосознании, принятии себя и личной ответственности. Концепция была разработана в 1940-1950-х годах Фрицем Перлзом, его женой Лаурой и Полом Гудменом. Теоретической основой нового подхода стала гештальтпсихология.

В гештальт-терапии человек рассматривается как единое целое, состоящее из его мыслей, эмоций, физических ощущений и поведения, а не как его отдельные проблемы или симптомы. И задача терапевта состоит в том, чтобы помочь клиенту осознать, о чем он думает, что он чувствует, как он себя ведет в настоящий момент. Чтобы отследить скрытые от посторонних глаз внутренние процессы, важно прямо выражать свои мысли, в полной мере проживать эмоции, исследовать телесные ощущения и расшифровывать невербальные сигналы. Такое внимательное наблюдение за собой помогает получить представление о нерешенных проблемах, незавершенных делах, повысить уровень осознанности, способствует внутренним изменениям и личностному росту.

Когда гештальт-терапия только появилась, ее использовали преимущественно в качестве метода индивидуальной психотерапии. Однако со временем все большую популярность стали обретать гештальт-группы — как более экономичный и продуктивный формат.

Вам интересно это направление в психологии? Хотите изучить гештальт-подход более углубленно, систематизированно? В НАДПО вы можете пройти курсы гештальт дистанционно. Это оптимальный вариант для тех, кто ценит свое время и предпочитает самостоятельно планировать свою работу (в том числе над учебными материалами). Освоив программу, подготовленную опытными преподавателями и методологами, и сдав аттестационный экзамен, вы получите диплом установленного образца престижного московского образовательного учреждения и будете чувствовать себя более уверенно. В том числе если решите покорять сферу психологии.


Значение группы в гештальт-подходе


Групповая терапия является важным компонентом гештальт-подхода, поскольку она дает ценный терапевтический опыт. Гештальт-группа становится для человека безопасной поддерживающей средой, где можно:

  • открыто выражать свои мысли и чувства;

  • в процессе психотерапии получать обратную связь от коллег по группе;

  • услышать разные точки зрения и увидеть альтернативные возможности решения вопросов;

  • получить представление о своих паттернах взаимоотношений с окружающими;

  • ощущать искреннюю поддержку членов группы;

  • исследовать и совершенствовать свои навыки межличностного общения;

  • учиться обозначать и учитывать личные границы — свои и окружающих, разрешать конфликты;

  • ощутить свою принадлежность сообществу и связи с другими людьми (это может быть полезно для тех, кто чувствует себя изолированным, одиноким в своих проблемах);

  • делиться своим опытом, проблемами и успехами;

  • учиться на опыте (в том числе на ошибках) других членов группы;

  • развивать чувство общности и т. д.

Кроме того, групповая терапия в рамках гештальт-подхода позволяет экспериментировать с новыми моделями поведения и способами взаимодействия с другими людьми в благоприятной и неосуждающей обстановке. Это может послужить толчком для личностного роста и трансформации, поскольку участники такой терапевтической группы тестируют, а затем внедряют новые способы существования в свою повседневную жизнь.


Основные принципы групповой гештальт-терапии


Работа в гештальт-группах основывается на четырех принципах:

  1. «Здесь и сейчас». Задача участников группы — сосредоточиться на настоящем моменте и полностью осознавать свои мысли, чувства и ощущения «здесь и сейчас», не зацикливаться на прошлом и не беспокоиться о будущем. Так человек может глубже понять себя, свои модели поведения и свое взаимодействие с окружающими в режиме реального времени.

  2. «Я и ты». Этот принцип ставит во главу угла общение с другими людьми, предполагает открытый контакт с прямыми конкретными высказываниями в адрес других членов группы. Пациенты исследуют свои мысли, переживания, чувства и поведение в контексте их взаимоотношений с окружающими, что позволяет повысить уровень самосознания, эмпатии и способствует личностному развитию и преодолению страха общения.

  3. Субъективизация высказываний. Суть принципа состоит в том, что пациент из пассивного объекта (стороннего наблюдателя), с которым постоянно что-то происходит, становится актором — субъектом, совершающим действия. В качестве иллюстрации можно привести такой пример: вместо пассивной конструкции «Ой, у меня в груди что-то давит» появляется активная конструкция «Я себя подавляю». Меняя подобным образом формулировки, человек учится брать на себя ответственность за собственные переживания, чувства и действия. 

  4. Непрерывность (континуум) процесса осознания. Следуя этому принципу, участники гештальт-групп пытаются сконцентрироваться на осознании своих мыслей, эмоций, невербальных сигналов (на так называемом языке тела), ощущений в теле, что помогает лучше ориентироваться в себе, в своем внутреннем мире, адекватно оценивать окружающую действительность и понимать, какое место они занимают, что их связывает с другими людьми. В результате фокус смещается с «почему» на «что и как делать» — на смену бесконечным разговорам, попыткам интерпретировать происходящее, проиграть ситуацию приходят активные действия, направленные на решение проблем.


Какие правила существуют в группе?


Каждая группа живет и работает по определенным правилам, достаточно простым и понятным всем участникам. Они помогают создать и поддерживать безопасную среду, располагающую к исследованиям собственных мыслей, эмоций, опыта. Правила устанавливаются на самом старте работы группы и могут варьироваться — в зависимости от вида и целей группы и ведущего-фасилитатора. Перечислим некоторые из них:

  • Конфиденциальность. От участников ожидается сохранение в тайне всего, чем они делятся в группе. Это включает в себя запрет на обсуждение или передачу личной информации или опыта за пределами группы.

  • Я-сообщения. Всем присутствующим в процессе терапевтической работы предлагается забыть о неопределенных, безличных формулировках и расплывчатых аргументах и использовать в своих высказываниях конструкции с местоимением Я. В группе не ставят оценки чувствам, эмоциям, поступкам и переживаниям других людей, каждый анализирует только себя. 

  • Имена. Каждый, кто присоединяется к группе, определяется с тем, как к нему нужно обращаться. Это может быть собственное имя или псевдоним. 

  • Уважение и неосуждение. Все члены группы должны относиться друг к другу с уважением, сочувствием и принятием. Не следует осуждать или критиковать мысли, чувства или опыт «одногруппников».

  • Активное участие в процессе. Предполагается честный и открытый обмен мыслями, чувствами и опытом, а также активное слушание и оказание поддержки.

  • Личная ответственность. Каждый человек отвечает за свой собственный опыт и рост в группе. Это означает, что он принимает ответственность за свои мысли, чувства, переживания и действия, а также за влияние, которое они оказывают на других членов группы.

  • Открытость. Всех членов группы поощряют быть подлинными и искренними в своих взаимоотношениях. Это означает честное и открытое самовыражение, без масок и притворства.

  • Границы. Суть этого правила — уважать личное пространство каждого (в том числе и свое собственное), не перебивать других во время разговора, воздерживаться от физической или вербальной агрессии.

  • Поддержка и обратная связь. Члены группы должны оказывать друг другу помощь и поддержку, давать конструктивную обратную связь. Это может выражаться в сочувствии, обмене мнениями и наблюдениями, которые могут помочь обрести новую точку зрения или достичь понимания.

  • «Стоп!». Это правило дает человеку возможность в любой момент остановить обсуждение его ситуации, если не готов продолжать или чувствует дискомфорт.


Три роли фасилитатора


Ведущий группы (или фасилитатор, от английского глагола «to facilitate» — «содействовать, стимулировать, облегчать, упрощать») заботится о том, чтобы создать комфортную для всех участников среду, безопасную и располагающую к самопознанию. При этом терапевт может занимать одну из трех позиций — родительскую, наблюдателя и равного участникам терапевтического коллектива. Посмотрим, чем они отличаются:

  • В роли Равного ведущий может поделиться собственным опытом, мыслями и чувствами, чтобы создать ощущение связи и общности в группе. Будучи таким же открытым и уязвимым, как другие, фасилитатор помогает участникам, самооценка которых невысока, почувствовать себя более уверенно, дать им недостающую опору и в то же время снять с себя трансферентные ожидания. Такая позиция особенно уместна в ситуациях, когда участники делятся интимными переживаниями, которые могут спровоцировать резко противоположные реакции, неадекватные поступки других членов группы. Становясь Равным, ведущий повышает уровень доверия, искренности в группе. 

  • Родительская позиция позволяет тренеру-терапевту уделить внимание каждому пришедшему на занятие. Особенно она уместна на самом старте или когда в группе появляются новенькие. Ведущий-родитель дает ощущение психологической безопасности и в то же время более активно управляет групповым процессом, становится посредником в разрешении конфликтов или переводчиком в случае недопонимания. 

  • Роль Наблюдателя — самая нейтральная из представленных. Вмешательство терапевта в групповой процесс сводится к минимуму. Он как бы абстрагируется, находится за пределами группы и наблюдает за происходящим со стороны, включаясь только для того, чтобы поделиться мнением об увиденном. Такая позиция позволяет предоставить участникам терапии максимум самостоятельности и ответственности. Это возможно в уже довольно опытной группе или на этапе сотрудничества (когда принимают различия).

Кем быть — Равным, Наблюдателем или Родителем — ведущий решает в зависимости от конкретной группы, ее потребностей, этапа развития. В любом случае задача тренера — способствовать росту ее участников, их трансформации, развитию самосознания и межличностных связей в благоприятной терапевтической обстановке.


С какими запросами приходят в гештальт-группу?


Психотерапевтическая группа — это особое пространство, которое объединяет людей разного возраста, социального статуса, уровня образования, склада характера или темперамента и располагает к решению различных запросов. Например, таких:

  • лучше понять себя, узнать природу своих мыслей, эмоций, сценариев поведения и моделей отношений с окружающими;

  • улучшить навыки общения, разрешить конфликты;

  • развить эмпатию, научиться сопереживать другим;

  • справиться с трудностями во взаимоотношениях (с партнером, в семье, с коллегами или друзьями);

  • преодолеть стресс, справиться с тревожностью, депрессией;

  • пережить непростой переходный период (он может быть связан с адаптацией на новом месте работы, рождением ребенка, выходом на пенсию или заключением брачного союза и т. д.);

  • справиться с детскими психотравмами, проработать травматический опыт;

  • поверить в себя и повысить самооценку;

  • избавиться от деструктивных моделей поведения, которые мешают профессиональному и личностному росту и др. 

Занятия в психотерапевтической группе — это еще и хороший тренажер в выражении своих чувств и эмоций экологичным способом, без вреда для себя и окружающих.


Мифы о терапевтических группах


Весомыми антиаргументами для посещения терапевтических групп являются многочисленные предубеждения по поводу того, что и как там происходит. Мифы обрастают подробностями и продолжают множиться, хотя не имеют ничего общего с действительностью. Что же это за деструктивные установки:

  • в группе придется выворачивать всю свою жизнь наизнанку, рассказывать даже то, что не хочется;

  • там нужно постоянно контролировать свое поведение, следить за тем, что говоришь, чтобы никого из группы не задеть и не обидеть;

  • там придется со всеми участниками дружить;

  • в группе всем руководит терапевт — это он решает, что делать, куда двигаться дальше;

  • если не выполнять требования ведущего, запросто вылетишь из группы;

  • фасилитатор объяснит, в чем я не прав, даст совет, как поступить;

  • правила группы — придумка тренера, и нужны они, чтобы ему было проще всеми управлять и т. д. 

Интересно, что подобные мифы бывают и у ведущих — как контрперенос установок пациентов. Например, тренер-терапевт может винить себя в том, что участники конфликтуют между собой или покидают группу.

На самом деле групповая форма хороша тем, что в ней невозможно спрогнозировать ход событий, раз и навсегда поделить ответственность или гарантированно исключить трудности и подводные камни. Все как в реальной жизни.


Преимущества групповой гештальт-терапии


Перефразируя известную песню, можно утверждать, что группа — это маленькая жизнь. Вернее, ее микроформа, которую проживает за пару часов каждый участник. 

Группа способна исцелять — благодаря своим терапевтическим факторам. О них писал в своей книге «Групповая психотерапия: Теория и практика» Ирвин Ялом. Всего американский психиатр и психотерапевт выделил 11 лечебных факторов групповой терапии, а именно:

  1. внушение надежды;

  2. универсальность;

  3. сообщение информации;

  4. альтруизм;

  5. корректирующий анализ влияния родительской семьи;

  6. развитие социализирующих техник;

  7. имитационное поведение;

  8. интерперсональное влияние;

  9. групповая сплоченность;

  10. катарсис;

  11. экзистенциальные факторы.

И такой мощный терапевтический потенциал — не единственное преимущество групповой формы работы. К плюсам можно отнести:

  • силу поддержки и участия (на индивидуальном сеансе поддержка исходит только от терапевта, на групповом занятии — от всех членов сообщества);

  • множество разных взглядов, точек зрения, жизненных опытов и, соответственно, богатый выбор решений запросов;

  • отработку коммуникативных навыков (общаться предстоит много и с разными людьми, что очень полезно для выстраивания взаимоотношений за пределами «периметра»);

  • возможность экспериментировать «здесь и сейчас» (пробовать на себе новые модели поведения, анализировать реакцию);

  • финансовую доступность (групповая терапия, как правило, обходится значительно дешевле, чем индивидуальные сессии — время терапевта оплачивается «в складчину»).


Виды гештальт-групп


В рамках групповой гештальт-терапии практикуется три основных типа или подхода: ориентированный на пациента, ориентированный на группу и так называемый воркшоп или мастерская. Обозначим ключевые моменты этих форм.

  • Когда терапия ориентирована на конкретного члена группы, ведущий работает с ним в паре. Остальные участники становятся фоном, никак не комментируют происходящее, просто наблюдают. Инициировать проведение эксперимента может как сам человек, так и терапевт. «Главный герой» (тот, на ком сфокусировано все внимание) садится на «горячий стул» (такое название стул получил из-за шквала эмоций, которые переполняют человека, когда он выполняет упражнение). Перед ним ставится «пустой стул», который как будто занимает значимый для «героя» человек. «Герою» предстоит побеседовать с этим человеком. Задача остальных — представить себя сидящими на «горячем стуле» и по окончании эксперимента поделиться своими ощущениями, впечатлениями, мыслями. Высказаться может и ведущий. 

  • Вариант, ориентированный на группу, предполагает взаимодействие всех участников. При этом специалист наблюдает за этими интеракциями и периодически дает задания какому-либо члену группы — пройтись по кругу («совершить круг») или присесть на «горячий стул». Это один из форматов работы, применяемый в интерактивных группах, основанных на активном межличностном взаимодействии. 

  • Главное отличие мастерской (воркшопа) заключается в наличии временных рамок. Такая работа может длиться от 10 до 20 и более часов или целого дня до недели или даже нескольких месяцев. Варьируется и количество участников в группе — их может быть 12-16 человек, а в более продолжительных мастерских — до 20 человек. Правда, в этом случае обычно привлекают котерапевта. Временные рамки обеспечивают высокую мотивацию и эффективную работу участников.


Методы и техники гештальт-терапии


Еще одна особенность этого направления в психологии и психотерапии заключается в том, что нет каких-то строгих стандартов, касающихся использования конкретных методик в работе с клиентами. Специалист волен сам решать, какие методы, приемы, техники выбрать. Он может применять какие-то из уже существующих инструментов, модифицировать их или придумывать новые — под индивидуальные запросы клиентов и группы. Рассмотрим несколько наиболее популярных техник и упражнений. 

  • Техника «Горячий стул». Это монодрама, главным героем которой становится один из членов группы. Он занимает так называемый «горячий стул» — место, на котором фокусируется внимание всей группы. Причем работать герою предстоит в паре с ведущим группы, остальные — лишь фон для происходящего. Они не вклиниваются в диалог, никак не комментируют то, что видят и слышат. А вот когда сессия завершится, члены группы делятся своими впечатлениями, ощущениями. 

  • Техника экспериментального усиления — амплификации. Ее суть состоит в намеренном (принудительном) усилении тех или иных вербальных или невербальных проявлений — будь то какой-то жест, высказывание или тональность голоса. Намеренно преувеличивая, повышая интенсивность этих проявлений, человек словно рассматривает их под лупой или в микроскоп. Это помогает лучше прочувствовать, осознать, разобраться в своих ощущениях и эмоциях, которые вызывает ситуация. 

  • Техника «Пустой стул». Если на «горячем стуле» сидит сам герой, то на «пустой стул» «сажают» его воображаемого собеседника — к примеру, реально существующего родственника или коллегу, с которым нужно выяснить отношения, или символического внутреннего критика, мешающего спокойно жить и работать. Задача человека — поговорить с тем, кто сидит на пустом стуле, высказать все — боль, гнев, недовольство, отчаяние, чтобы пережить эти эмоции, проработать неразрешенные конфликты и закрыть все незавершенные дела. 

  • Техника фокусированного осознавания. Сначала внимание обращено на окружающий мир, затем фокус смещается внутрь себя, а на третьем этапе человек концентрируется на своих мыслях. Такая трехступенчатая работа помогает активировать восприятие окружающей действительности, прекратить попытки убежать от реальности. 

  • Реверсия. Это упражнение направлено на выявление противоположного — качеств, черт характера, противоречивых потребностей и моделей поведения, скрытых желаний и т. д. Для этого член группы должен изобразить своего антипода: приятный во всех отношениях превратится в мерзавца, а условная «комсомолка, спортсменка и просто красавица» попробует примерить на себя образ стервозной дамочки. Такое перевоплощение — возможность соприкоснуться с той частью себя, которая всегда была тщательно спрятана.


Все статьи
icon1
После успешной итоговой аттестации вы получите диплом о профессиональной переподготовке установленного образца.
icon2
Самым успешным студентам мы помогаем в трудоустройстве, предоставляя консультации от HR-эксперта, имеющего более 15 лет опыта работы в крупнейших российских и европейских компаниях.
icon3
Наши слушатели в подарок получают доступ к популярным сервисам ЛитРес и Библиоклуб, в которых имеется большой выбор специальной литературы на тему психологии, психотерапии и развития личности.
icon4
Если это необходимо, мы предоставим вам беспроцентную рассрочку на обучение, что избавит вас от необходимости обращаться в банк за кредитом.
icon5
Приходите в НАДПО и на личном опыте убедитесь во всех наших преимуществах! Растите, развивайтесь, учитесь вместе со своим ребенком. НАДПО — место, где вы сможете лучше понять себя и ваших близких. Не сомневайтесь — у нас будет интересно!
Хотите учиться у нас?

Спасибо, Ваша заявка принята!

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте заявку и с Вами свяжется сотрудник приёмной комиссии!
Ваша заявка принята

Московский диплом
Документ московской образовательной организации повышает вашу востребованность на рынке труда
100% онлайн-обучение
  • приезжать не нужно
  • тесты, практические работы и итоговый экзамен сдаются онлайн
Преподаватели
80% доктора и кандидаты наук с практическим опытом работы
Электронная библиотека
предоставляются методические материалы для всей программы с бессрочным доступом
Рассрочка 0%
  • В день обращения
  • От 2 до 12 месяцев
Скидки и льготы
  • группам от 3 человек — от 5 до 12%
  • выпускникам Академии — 5%
  • пенсионерам — 10%
  • льготным категориям — дополнительные скидки

Отзывы о НАДПО




Аудиоотзывы наших слушателей

Обратную связь выпускников можно послушать в реальном времени
Заявка на обучение или консультацию:

Ваша заявка принята, мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте номер телефона и мы с удовольствием расскажем вам о нашей академии:
Ваша заявка принята
НАВЕРХ