Каждый год в мире увеличивается количество особенных малышей — детей с нарушениями в интеллектуальном, физическом или психическом развитии. Чем раньше будут выявлены отклонения и начата коррекционная работа, тем больше у ребенка шансов научиться использовать все свои возможности, чтобы жить полноценной жизнью. Поможет ему в этом дефектолог в детском саду.
Кто такой дефектолог?
Дефектолог — это коррекционный (или специальный) педагог, человек, который помогает детям с различными нарушениями в психическом, интеллектуальном и/или физическом развитии приспособиться к окружающему их миру: научиться взаимодействовать с людьми и предметами, быть и чувствовать себя самостоятельными полноценными членами общества. Дефектологи воспитывают и обучают ребят, имеющих ограниченные возможности здоровья, при этом используют различные методики и средства, чтобы
-
одни недостатки скорректировать, не внося кардинальных изменений в процесс (например, исправить произношение отдельных звуков или поведение ребенка, который проявляет агрессию);
-
другие недостатки компенсировать — заместить утраченную или нарушенную функцию за счет тех, что сохранились, или путем перестроения частично нарушенных функций и привлечения систем и структур, которые ранее выполняли другие функции (например, при потере слуха дефектолог учит ребенка «пользоваться» остаточным слуховым восприятием, а при полном отсутствии зрения ребенку приходится учиться ориентироваться буквально на ощупь — в работу включается осязание).
Дефектология возникла на стыке нескольких научных дисциплин — педагогики, психологии, медицины. Но врачами дефектологи не являются. Их основная задача — организовать воспитательный и образовательный процесс для детей с нарушениями в развитии, чтобы скорректировать имеющиеся недостатки.
Тип нарушения, который требует коррекции, определяет специализацию дефектологов:
-
нарушения речи — зона ответственности логопеда;
-
за реабилитацию слепых и слабовидящих детей отвечает тифлопедагог;
-
если имеются проблемы со слухом, с детьми работает сурдопедагог;
-
если у малыша диагностирована задержка психического развития, умственная отсталость, он становится подопечным олигофренопедагога;
-
если имеют место проблемы с опорно-двигательным аппаратом (например, детский церебральный паралич), реабилитацией пациентов занимается ортопедагог.
Однако довольно часто специалистам приходится иметь дело с сочетанными нарушениями, а значит, будут задействованы сразу несколько направлений дефектологии.
Работают коррекционные педагоги в медицинских и реабилитационных центрах, детских развивающих клубах, спецшколах, санаториях и детских садах.
В чем заключается работа дефектолога в детском саду?
Дошкольный возраст — очень важный этап формирования умений и навыков, черт характера и личностных особенностей, раскрытия способностей и талантов ребенка. Уже в детском садике малыши активно познают мир и учатся с ним взаимодействовать. Правда, у детей с нарушениями в развитии на пути возникает множество препятствий и сдерживающих факторов. Сформировать у особенных ребят устойчивую мотивацию к обучению — вот главная цель, которая стоит перед учителем-дефектологом в ДОУ.
Обязательными шагами к этой цели будут знакомство с окружающим миром, воспитание и обучение, расширение кругозора, приобщение к культуре, усвоение правил, которые действуют в обществе, а также развитие самостоятельности и навыков самообслуживания.
Работа дефектолога в детском саду состоит из нескольких этапов:
-
На первом этапе специалист проводит всестороннее обследование своих подопечных, чтобы выявить возможные нарушения: наблюдает, анализирует, оценивает, как ребенок контактирует с другими детьми в саду, как он воспринимает информацию с помощью зрения и слуха, понимает ли он инструкции, в каком темпе ему комфортно работать и т.д.
-
На втором этапе по результатам обследования учитель-дефектолог делит малышей на группы. При этом, если групповые занятия для ребенка некомфортны (например, когда у ребенка расстройство аутистического спектра), учитель работает с ним в индивидуальном порядке.
-
На третьем этапе педагог составляет план действий, определяется с методами и средствами, которые будет использовать в каждом конкретном случае, и приступает к коррекционной работе.
Учебно-воспитательный процесс идет в нескольких направлениях. Педагог
-
знакомит детей с миром, который их окружает, с природными явлениями, растениями и животными;
-
учит играть и взаимодействовать с другими ребятами, способствует таким образом их социализации;
-
формирует элементарные представления о количестве и качестве предметов, их форме, величине и других характеристиках;
-
развивает речевые навыки и коммуникативные умения;
-
уделяет внимание сенсомоторному развитию;
-
повышает познавательную активность детей;
-
стимулирует развитие психических функций.
Методики, техники, приемы, которые используют в коррекционной работе дефектологи, подбираются в зависимости от вида и степени выраженности нарушений.
Помимо занятий с детьми учителя-дефектологи в детском саду проводят работу с родителями малышей — в формате индивидуальной или групповой консультации, беседы.
Проблемы дефектологии в ДОУ
По статистике Министерства просвещения Российской Федерации, в дошкольных образовательных учреждениях нашей страны воспитываются более полумиллиона детей с ограниченными возможностями здоровья. Это значит, что примерно у 7% от общего числа посетителей детских садов имеются различные физические, психические и/или интеллектуальные нарушения развития. И, к сожалению, количество особенных ребят продолжает расти. Растет и потребность в новых программах обучения для детского сада, которые учитывают специфику дефектов в развитии и меняющиеся условия.
Помимо этого, к проблемам дошкольной дефектологии можно отнести:
-
растущее число детей, имеющих сложную структуру дефекта (например, слепоту, сочетающуюся с нарушением речи, слепоглухоту или умственную отсталость в сочетании с нарушением слуха и т. д.);
-
растущее число малышей с расстройствами аутистического спектра (РАС);
-
необходимость ранней диагностики и коррекции нарушений у детей в возрасте до трех лет и максимально полного использования возможностей так называемого сензитивного периода (когда происходит интенсивное психическое развитие);
-
дефицит компетентных дефектологов и т. д.
Как стать дефектологом?
Ответ на этот вопрос будет зависеть от того, какое образование у вас уже есть и где вы планируете искать работу — в детском саду, спецшколе, медицинском заведении или детском центре развития и реабилитации.
Возможны такие варианты:
-
Пройти обучение в профильном колледже, лицее или училище и получить специальное дошкольное образование (код 44.02.04).
-
Окончить институт или университет по направлению дефектологии и получить диплом коррекционного (специального) педагога (код 44.03.03).
-
На базе имеющегося высшего медицинского, педагогического или психологического образования освоить профессию дефектолог — курсы переподготовки дистанционно вы можете пройти в нашей Академии.
Хотите освежить знания, расширить свои профессиональные возможности или усилить свои позиции на текущем месте работы? Обратите внимание на курсы повышения квалификации для дефектологов. Все наши программы разработаны компетентными специалистами с учетом ФГОС и постоянно обновляются, чтобы соответствовать стремительно меняющимся реалиям. Благодаря дистанционному формату обучения вы не привязаны к расписанию занятий и сами планируете свою работу.