Жизнь человека — все наши поступки, коммуникации с людьми и средой, в которой мы живем, — состоит из множества циклов, каждый из которых представляет собой серию последовательных взаимосвязанных шагов, манипуляций, процессов и имеет начало и завершение. Циклы бывают совсем короткими и продолжительными, элементарными и сложносочиненными, вложенными друг в друга, как матрешки. Какие-то раунды мы проходим до финала, какие-то прерываем на разных этапах и по разным причинам. И если завершенные «программы» или гештальты (наши намерения, планы, дела) являются подтверждением нашего психического благополучия, то постоянное прерывание выполнения каких-то задач может свидетельствовать об отклонениях, нарушениях. И в подобных случаях мы нуждаемся в помощи — психолога или психотерапевта.
Предлагаем рассмотреть основные особенности цикла контакта с позиции гештальт-терапии, разобраться, из каких этапов он состоит и какие функции выполняет.
О сути гештальт-терапии и значимости понимания цикла контакта
Гештальт-подход занимает особое место в психотерапии, предлагая оригинальный взгляд на человеческую психику, происходящие там процессы и трансформации.
Гештальтисты настаивают на том, что человека надо воспринимать как единое целое, которое образуют все его мысли, эмоции, поступки, ощущения на физическом уровне, а вовсе не как набор симптомов и проблем, требующих решения. Кроме того, фокус внимания должен находиться в настоящем моменте — «здесь и сейчас», что обеспечивает осознанность. Нет смысла фиксироваться на прошлых событиях, которые уже невозможно изменить, равно как и пытаться предсказывать будущее и беспокоиться о том, чего пока еще не произошло.
Цели гештальт-терапии — помочь пациенту познакомиться с собой на телесном, эмоциональном и интеллектуальном уровне, принять свою целостность, избавиться от блоков и стереотипов, перестать избегать препятствий и прятаться от реальности, взять на себя ответственность за свою жизнь и быть готовым к усвоению нового — знаний, умений, навыков, конструктивных установок и сценариев и т. д. Для этого ему предстоит научиться отделять себя от окружающих, понять свои собственные стремления и желания и осознанно выбирать то, что нужно именно ему, а не кому-то из окружения.
Чтобы разобраться в нюансах гештальт-направления в психологии и психотерапии, овладеть актуальными методами, техниками, приемами работы, освоить эффективные инструменты, вы можете окончить курсы гештальт-терапии дистанционно в НАДПО. Доступ 24/7 к образовательной платформе вы получите сразу после оплаты обучения. Каждая программа — это концентрат актуальной информации по выбранной теме и возможность получить ценные компетенции, не выходя из дома.
Основой методологии гештальт-терапии является концепция цикла контакта, разработанная Полом Гудменом и Фрицем Перлзом. Это одно из фундаментальных положений, которое влияет как на теоретическую базу, так и на практическое применение гештальт-подхода в психотерапии.
Теория контакта дает объяснение тому, как индивид вступает во взаимодействие с внешней средой, какие механизмы обеспечивают продуктивность такой коммуникации, что становится серьезной преградой и, главное, какой опыт обретает индивид после соприкосновения с теми или иными объектами, субъектами, явлениями. Это, в свою очередь, обеспечивает психотерапевта или психолога более полной информацией о внутреннем мире клиента, способствует лучшему восприятию и пониманию и делает работу с использованием гештальт-технологий более эффективной.
Человеку так же важно понимать цикл контакта, чтобы выявить сбои, отклонения, блокировки в этом цикле. Эти нарушения могут проявляться в виде трудностей в установлении значимых связей, в неприятном ощущении застревания или отстраненности от самого себя, а также в попытках предпринять какие-то действия. Осознав, что нам мешает, мы можем работать над устранением блоков и преград, чтобы достичь более сбалансированного и полноценного цикла взаимодействия, завершения наших гештальтов, а значит — и собственного психологического равновесия.
Теория контакта в гештальт-терапии и ее основные понятия
Прежде чем рассмотреть классическую модель цикла, предложенную основателями гештальт-терапии Перлзом и Гудменом, вспомним о значимых компонентах, которые будут задействованы в этой динамической схеме, и расшифруем ключевые понятия концепции.
Self
Self (Селф, самость) представляет собой самый глубокий аспект личности, ее основу, ядро. Это то, что содержит индивидуальные черты и ценности, усвоенные уроки — знания и навыки, осознание самого себя, т. е. все, что делает каждого из нас уникальным. Self охватывает не только наше текущее состояние, но и потенциал для личностного развития и роста, служит основой для принятия решений и формирования целей, влияет на то, как мы воспринимаем себя и свое место в мире. Другими словами, Селф — это наш особый стиль поведения, восприятия и отношения к тому, что происходит вокруг нас, то, как мы реагируем на те или иные ситуации.
Самость состоит из трех частей — трех функций Self: Ид, Эго и Персонелити, которые представляют собой способы взаимодействия индивида с миром вокруг. От того, как работают эти функции, зависит качество контакта, его продуктивность, а также — психическое и физическое здоровье и благополучие человека.
Id
Id (Ид) можно сравнить с резервуаром, в котором хранятся врожденные инстинкты, базовые физиологические потребности (например, в безопасности, воде, пище или сне и т. д.), бессознательные желания и стремления — то есть то, что мотивирует наше поведение, управляет нами, определяет наш выбор, хотя мы можем не отдавать себе в этом отчет (все происходит на автомате). Это все, что связано с ощущениями на физическом уровне, с телесными опытом.
Это источник энергии и драйва, эмоциональных реакций. Все это может оставаться скрытым от осознанного внимания, но при этом влиять на восприятие действительности и на отклик на поступающую извне информацию.
Ид образует прочный устойчивый фундамент нашего Селф, благодаря которому мы понимаем, чего хотим, какие чувства испытываем, что с нами происходит — «здесь и сейчас». Иначе говоря, именно Id помогает нам уловить зарождающееся намерение, потребность в чем-то и подготовиться к предстоящему контакту для ее удовлетворения.
Ego
Ego (Эго) — это адаптивный механизм, своего рода мостик, который обеспечивает взаимодействие Self с действительностью. Оно позволяет коммуницировать, приспосабливаться к изменениям и обеспечивать целостность личности в процессе контакта. Эго помогает в постановке и достижении целей, координируя наши внутренние стремления и внешние условия, служит посредником при внутренних конфликтах между Self и Id, помогая достичь баланса между индивидуальными желаниями и социальными ограничениями. Этот аспект обеспечивает сознательное восприятие ситуации, благодаря чему достигается и поддерживается психологическое равновесие. Это активная функция Селф, благодаря которой мы принимаем осознанное решение — предпринимать какие-то действия или нет.
Personality
Personality (Персонелити) аккумулирует наши ценности и смыслы, наши проекции, убеждения и представления о себе и создает наш целостный образ, наше индивидуальное «Я», в котором находит отражение пережитое, усвоенные уроки и т. д. Индивидуальные черты Self Personality объединяет с базовыми запросами Id, формируя таким образом уникальную идентичность человека. Этот аспект личности адаптируется к внешним условиям, обеспечивая согласованность и целостность, оказывает влияние на то, каким образом мы строим коммуникации с теми, кто нас окружает, как реагируем на ожидания со стороны общества.
Фигура и фон
Под фигурой понимают объект, который выделяется из общего контекста и притягивает внимание в определенный момент времени. Это может быть как какой-то конкретный предмет, так и что-то неосязаемое — идея, эмоция, впечатление. Такое проявление помогает в формировании осознанности. Когда человек осознает свои ощущения и переживания и фокусируется на ярком образе, это способствует более ясному восприятию и пониманию текущего опыта.
Фон — это контекст, который окружает фигуру. Это информационное поле предоставляет общее восприятие ситуации, в которой происходит взаимодействие, и имеет важное значение для полного понимания контекста. Фон постоянно меняется, так как элементы, которые не были выделены ранее, могут стать объектами в новых контекстах. Это отражает динамичность восприятия и внимания.
Граница и цикл контакта
Фигуры и фоны сменяют друг друга на границе контакта — в месте, где наш организм соприкасается с внешним окружением, где формируются наши ожидания, желания и реакции, где мы осознаем свои эмоции и восприятие, где «Я» отделяется от «не-Я», происходит удовлетворение наших нужд и завершение гештальтов.
Соприкосновение с внешним миром, взаимодействие с ним и самим собой, обмен информацией, поток восприятия и ответные реакции на различные стимулы — все это и будет тем самым контактом (физическим, эмоциональным, когнитивным), а процесс его развития — циклом контакта. Чтобы «стыковка» состоялась, в нашем поле зрения (и восприятия) должен появиться и явно выделиться из контекста объект — интерес, желание, переживание или запрос, который мы осознаем и будем стремиться удовлетворить.
Чтобы вступить во взаимодействие с тем, что нас окружает, у нас есть 5 способов. Эти 5 каналов связи нам предоставляют наши органы чувств: осязание, зрение, обоняние, слух и вкусовые рецепторы.
Не всегда контакт бывает результативным. Довольно часто он прерывается — например, когда включаются защитные механизмы. Последствия у незавершенных гештальтов бывают разные: у человека возникают трудности в общении, он испытывает диссонанс или теряет связь со своими эмоциями и интересами. Это может негативно сказаться на психическом и физическом состоянии и требует пристального внимания.
Классическая модель цикла контакта и ее модификации
В гештальт-терапии цикл контакта (его еще называют циклом опыта) представляет собой модель или схему, которая изображает алгоритм удовлетворения запросов и обретения навыков взаимодействия с внешними обстоятельствами. Этот процесс начинается с появления на размытом фоне объекта, на котором фокусируется внимание. Например, вы читаете книгу и полностью поглощены сюжетом, не замечаете, что происходит вокруг. Внезапно ваше внимание привлекает какой-то раздражитель — скажем, начинает громко капать кран на кухне. Книга и ее герои отходят на второй план, теряют контрастность, словно рассеиваются. На первый план выдвигается и становится ключевым объектом капающий кран, который требует к себе повышенного внимания и срочных мер — вам нужно дойти до него и попробовать закрыть. Вам удалось усмирить сантехнику. Кран затих, и его образ снова стал размытым. Вы вернулись к чтению — оно теперь является объектом вашего пристального внимания и интереса. Из череды подобных итераций состоит вся наша жизнь.
Традиционной или классической считается концепция цикла контакта, которую предложили Пол Гудмен и Фриц Перлз. Рассмотрим ее более подробно.
Четырехфазная модель контакта Гудмена и Перлза
Авторы базовой модели делили цикл контакта на четыре фазы — предварительного контакта (или преконтакта), контактирования (или вступления в контакт), полного (или финального) контакта и постконтакта.
-
Преконтакт. Этот этап предшествует активному взаимообмену с окружающим миром. Это время подготовки, когда человек находится в состоянии относительного покоя, а его внимание направлено внутрь. В этот момент он сосредоточен на своих чувствах, мыслях, оценивает и осознает свои текущие ощущения, желания, ожидания, распознает свой запрос — отвечает себе на вопрос: «Чего я хочу?». На этом этапе активна функция Ид.
-
Контактирование. Человек вступает в активное взаимодействие с внешним миром — осознанно включается в события, сканирует ситуацию. На этом этапе мы ищем пути реализовать свое намерение, удовлетворить выявленную и осознанную потребность или делаем вывод, что это невозможно. Этап контактирования, как правило, сопровождается эмоциональным напряжением, переживаниями. Активизируется функция Эго.
-
Полный контакт. Конкретная мысль, эмоция или внешний стимул выходят на передний план и трансформируются в объект, который привлекает внимание и становится фокусом текущего соприкосновения. В этот момент человек более полно осознает свои нужды и намерения и способен более конструктивно взаимодействовать с окружающей средой для их удовлетворения. На этом этапе главенствующую роль играет фигура, не имеет значения, какая из функций Self включена.
-
Постконтакт. Завершающая фаза «стыковки». Момент, когда осознанная потребность индивида удовлетворена. Успешная реализация «задуманного» дает чувство завершенности и гармонии. Возбуждение угасает, пик активности постепенно сходит на нет. Можно проанализировать и обработать полученный опыт, осмыслить, сделать выводы и выразить свои впечатления, что способствует росту и обучению через рефлексию. Здесь главную роль играет функция Персонелити. Постконтакт может служить отправной точкой для следующего взаимодействия.
Интерпретации модели цикла контакта
Для многих теоретиков и практиков гештальт-подхода классическая модель цикла, предложенная Гудменом и Перлзом, долгие годы являлась исходной точкой для исследований, дополнений и уточнений. Так они пытались добиться максимального соответствия схемы различным ситуациям из реальной жизни (начиная от элементарных физических потребностей — в воде или пище и заканчивая более сложными и продолжительными циклами развития романтических отношений или карьерного роста). Однако при этом принципиальные положения оставались прежними, менялось лишь внешнее оформление — количество этапов цикла удовлетворения потребностей.
Например, французский психолог и психотерапевт, теоретик гештальт-терапии Серж Гингер выделял 5 фаз цикла, а именно:
-
предварительный контакт;
-
завязку;
-
полный контакт;
-
развязку;
-
ассимиляцию опыта.
Наиболее значимыми фазами Гингер считал две критические точки цикла — его завязку и развязку. По мнению ученого, от фазы, предшествующей полному контакту, и фазы, следующей за ним, зависит успешность или неуспешность взаимодействия.
Джозеф Зинкер, американский психотерапевт, сделавший весомый вклад в развитие теории и методологии гештальта, делил цикл на следующие 6 этапов:
-
ощущения;
-
осознавания (awareness);
-
мобилизации энергии (или возбуждения);
-
действия;
-
контакта;
-
и отступления (или ухода).
А еще один представитель гештальт-направления Мишель Катцев при этом считает, что финальной фазе отступления предшествует стадия осуществления.
Стоит отметить, что длительность цикла взаимодействия, его интенсивность и количество затрачиваемой для реализации энергии будут зависеть от типа потребности. В случае с необходимостью утолить голод или жажду цикл будет коротким, простым. Если же имеет место горевание, переживание тяжелой потери, то контакт может быть представлен в виде цепочки, состоящей из отдельных небольших циклов, каждый из которых преследует цель преодолеть определенную проблему, восстановить конкретную способность — например, продолжать жить без того, кто безвозвратно потерян.
Функции контакта в гештальт-терапии
Вступая во взаимодействие с окружающим миром, мы осознаем свои запросы и желания и реализуем их, получая в качестве бонуса знания и навыки, которые помогут улучшить взаимодействие с внешней средой в дальнейшем. Прислушиваясь к своим внутренним намерениям, осознавая желания и стремления, здоровая личность может как полностью пройти весь цикл контакта, так и прервать его. Выбор стратегии поведения во многом будет зависеть от способности творчески адаптироваться к среде.
В гештальт-терапии поддержание здорового цикла контакта считается значимым для личностного роста и развития самоосознания. Перечислим основные функции, которые он выполняет:
-
способствует развитию навыка осознанности, что в свою очередь улучшает восприятие собственных интересов, запросов, эмоций и внутренних процессов;
-
выражение эмоций и их осознанное восприятие стимулирует развитие эмоционального интеллекта, позволяет лучше понимать, управлять и взаимодействовать с эмоциями;
-
позволяет выделять ключевые аспекты нашего опыта, создавая целостное восприятие самого себя, таким образом благоприятно влияет на становление личности;
-
позволяет эффективно общаться с другими людьми, устанавливать гармоничные отношения и развивать социальные навыки;
-
играет важную роль в разрешении конфликтов: осознанное восприятие и выражение потребностей и эмоций содействует конструктивному взаимодействию, способствуя созданию здоровых отношений;
-
помогает формированию более глубокого самоосознания, что позволяет лучше понимать свои ценности, убеждения и жизненные цели, стимулируя развитие цельной личности;
-
расширяет возможности для реализации творческого потенциала, развивает нестандартное мышление, облегчает поиск новых способов решения проблем.
В психотерапии цикл контакта важен для понимания и поддержания взаимодействия между пациентом и терапевтом, для обеспечения осознанного и целостного восприятия опыта пациента. Он позволяет
-
структурировать взаимодействие между специалистом и пациентом;
-
понять, на какой стадии цикла находится клиент, чтобы адаптировать подход и методы работы;
-
сделать акцент на эмоциональном аспекте, знаниях и умениях, которые обретает человек;
-
идентифицировать и разрешать конфликты, возникающие на разных этапах цикла;
-
создавать более осознанные и целостные взаимодействия;
-
лучше интегрировать обретенные знания и навыки и применить их для дальнейшего персонального роста и развития.
Итак, цикл контакта в психотерапии — это важный инструмент для выстраивания осознанного и эффективного взаимодействия между клиентом и терапевтом, способствует личностному росту и разрешению проблем.