Человечество давно заметило, что развитие психомоторики у человека нераздельно связано с развитием его моторики. Говоря упрощенно, осознанное владение человека своим телом, умение пользоваться его основными функциями не может быть развито без простых двигательных (моторных) упражнений. К таким функциям относится и речь человека. Вот почему становится понятной связь между двигательной активностью и развитием речи человека.
Для маленького ребенка развитие двигательных функций является первым этапом в процессе познания окружающего его мира. На этом этапе человек учится управлять своим телом, получает непосредственные ощущения от встречи с теплым, мягким, холодным, горячим и т. д. И еще какой-то период (условно говоря, пока он находится в детском саду) ребенок сочетает интеллектуальное познание мира с привычным ему непосредственным изучением мира через физические ощущения.
Логоритмика строится именно на этом факте, сочетая ритмические упражнения, музыкальную составляющую, развивая мелкую моторику. Всё это позволяет исправить нарушения речи и повысить навыки коммуникации у детей.
Что такое логоритмика
Логоритмика для детей — особое направление в логопедии. Само название данного метода является составным словом, которое является сокращением термина «логопедическая ритмика». Как следует из названия, логоритмика занимается вопросами коррекции речи при помощи ритмических инструментов. Этими инструментами могут быть:
-
слово;
-
музыка;
-
движение (танец);
-
игра на музыкальных инструментах.
Методика включает в себя упражнения, игры и задания, направленные на развитие логического, образного и ассоциативного мышления, зрительного восприятия, моторики, памяти и внимания. Сами занятия часто проводятся с музыкальным сопровождением, что делает процесс обучения более занимательным и увлекательным. Помимо исправления нарушений речи и артикуляции, логоритмика:
-
развивает речевые навыки и коммуникативные навыки;
-
повышает мотивацию к общению;
-
помогает ребенку успешнее адаптироваться в обществе.
Как правило, упражнения по логоритмике проводятся с детьми в возрасте от 2 до 7 лет. Они включают в себя:
-
игровые задания;
-
исполнение песен;
-
чтение стихов;
-
упражнения на развитие речи и интеллекта;
-
упражнения для тренировки мелкой моторики и координации движений.
Заниматься логоритмикой можно как индивидуально, так и в группе. Уровень сложности упражнений подбирается в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Ритмические упражнения вырабатывают у ребенка правильное дыхание, которое помогает ему правильно выговаривать звуки и слова, а также вырабатывает у него уверенность при произнесении сложных сочетаний и длинных фраз.
При этом надо понимать, что для достижения наилучших результатов, занятия логоритмикой должны происходить под руководством опытного логопеда, знакомым с данной методикой. Если вы решили применять в своей работе эту методику, мы рекомендуем вам пройти специализированные курсы обучения в НАДПО.
Основные цели и задачи логоритмики
Логоритмику можно рассматривать с двух точек зрения:
-
С точки зрения особой методики, сочетающей в себе слово, музыку и движение. В логоритмике упор может делаться на каждый из этих элементов. Такой подход делает эту методику крайне гибкой и разносторонней, что дает простор для творчества и для педагогов, и для их учеников.
-
Как один из элементов, включаемый в реабилитационные методики, целью которого является восстановление различных аномалий и нарушений речи.
В связи с этими двумя подходами можно по-разному формулировать цель логоритмики:
-
формирование гармоничной, свободной и выразительной речи, способной эффективно передавать мысли и чувства. В итоге — дать обучающимся почувствовать уверенность и комфорт во время процесса коммуникации;
-
коррекция речевых нарушений путем развития неречевых психических функций (не только отвечающих за речь), и в итоге — адаптировать человека к условиям нормальной речевой среды.
Несмотря на двоякое понимание целей, можно выделить следующие основные задачи логоритмики:
-
Развитие правильного дыхания и умения контролировать дыхание во время речи.
-
Формирование правильной интонации и ритма речи.
-
Улучшение артикуляции и произношения звуков.
-
Развитие фонематического слуха и восприятия речевого ритма.
-
Коррекция недостатков речи и профилактика речевых нарушений.
-
Развитие коммуникативных навыков и способности к общению.
В каких случаях необходима логоритмика
Занятия логоритмикой могут посещать дети как со специфическими нарушениями речи, так и те, у которых речевые функции развиты нормально, но которые по той или иной причине испытывают затруднения при общении (стеснение, зажатость, перенесшие какие-либо психотравмы и т. д.). Говоря о нарушениях функции речи, логоритмику рекомендуют:
-
Для улучшения речи и произношения звуков у детей с такими нарушениями речи, как алалия, дислалия и дизартрия.
-
Для коррекции нарушений речевого ритма (в частности, у детей с заиканием).
-
Для развития фонематического слуха и слухового восприятия речи у детей с задержкой речевого развития.
-
Для укрепления и развития моторики органов речи: языка, губ, голосовых связок, мышц полости рта.
-
Для улучшения интонации, речевой выразительности и дикции.
Правила проведения логоритмических упражнений
Основное внимание при занятиях логоритмикой уделяется:
-
правильному усвоению изучаемых движений;
-
умению ориентироваться в окружающем пространстве;
-
правильному пониманию учениками их заданий;
-
умению преодолевать трудности и концентрироваться на достижении результата;
-
проявлению творческих способностей у ребенка.
При этом педагог должен:
-
задавать оптимальные условия для тренировки процесса торможения и возбуждения активности различных зон головного мозга;
-
правильно подбирать темп и ритм музыкального сопровождения, динамику двигательных упражнений;
-
выявить наиболее подходящий для ребенка и группы в целом ритм;
-
создать благоприятные условия для всех участников группы, в том числе и для самых слабых;
-
подходить к занятиям с творческим подходом, не делать занятия однообразными;
-
учитывать особенности развития ребенка с учетом его возраста, способностей и степени нарушения его речевого развития.
Виды упражнений
Все упражнения могут быть разделены на три категории:
-
Речевая ритмика. Упражнения для развития моторики мышц органов речи и синхронизации речи с ритмом. Включает в себя повторение слов или фраз с определенным ритмом, участие в различных речевых ритмических играх (чтение стихов, декламация, речитатив т. д.).
-
Слуховая ритмика. Это упражнения, направленные на развитие способности слушать и распознавать ритм. Включает в себя повторение заданного ритма (хлопками, маршировкой, голосом), имитацию различных звуковых комбинаций, создание собственных ритмических паттернов и прочее.
-
Музыкальная ритмика. Сюда входит игра на музыкальных инструментах, пение песен, участие в музыкальных играх, представление сценок по мотивам музыкального произведения и др.
Возможны ли занятия логоритмикой дома
Занятия логоритмикой могут проводиться и дома. Наш институт предлагает вам пройти курсы обучения логоритмике. На них вы изучите базовые упражнения и техники логопедической ритмики и сможете использовать их в игровой форме с ребенком дома. Регулярное закрепление дома полученных на групповых занятиях навыков может значительно улучшить эффективность логопедической терапии.
В то же время, всегда нужно помнить, что занятия в группе благотворно влияют на желание ребенка заниматься. Здесь срабатывает эффект подражания и стремление соответствовать другим ученикам, что резко повышает эффект подобных упражнений.
Где пройти обучение
Пройдите дистанционное обучение на курсах по логоритмике в Академии НАДПО. Для кого данные курсы:
-
логопедов и воспитателей детских садов;
-
педагогов музыкального воспитания;
-
дефектологов и практикующих логопедов;
-
психологов;
-
родителей, желающие самостоятельно заниматься со своими детьми.
Эти курсы позволят вам применять новые методики в своей работе, расширят ваш профессиональный кругозор и научат легче находить общий язык со своими учениками. Логоритмика — прекрасный инструмент в работе каждого дефектолога и логопеда, раскрывающий новые грани вашей профессии.
Проходите обучение в НАДПО и присоединяйтесь к команде профессионалов, выбравших нас для своего развития! Мы знаем, что вам нужно для карьерного роста и следим за последними тенденциями на рынке труда. Если повышение квалификации, то только в НАДПО!