☞ Войти в систему дистанционного обучения ☜
8 800 600 69 16
8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных

Записаться на обучение
8 800 600 69 16 8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных
Записаться на обучение
Что такое геймификация в образовании и ее принципы

Что такое геймификация в образовании и ее принципы

Что такое геймификация в образовании и ее принципы
Что такое геймификация в образовании и ее принципы

Люди с удовольствием играют в игры независимо от того, сколько им лет, – 5, 15 или 55. В детстве мы играем, чтобы научиться взаимодействовать с окружающим миром и его обитателями. Взрослые погружаются в игру, чтобы отвлечься от суровой действительности, на время забыть о заботах или внезапно найти решение серьезного вопроса. Игра спасает от монотонности, дарит положительные эмоции, заряжает энергией, позволяет дистанцироваться от проблем и проявить себя, продемонстрировать свои лучшие качества. Вот почему элементы игры все чаще используют во многих сферах – в маркетинге и HR, в социальной сфере и СМИ, в менеджменте и образовании. 

Поговорим сегодня о возможностях и преимуществах геймификации в обучении.


Что такое геймификация и чем она отличается от игрового обучения

Приёмы геймификации в образовании


Термин «геймификация» пришел к нам из английского языка, образован от основы «гейм» (game – игра) (возможные варианты-синонимы – игрофикация, игроизация, геймизация). Этим словом обозначают включение элементов игры в неигровой контекст – в нашем случае в образование. 

Эта методика основывается на том, что каждому человеку свойственно стремление состязаться с кем-то: доказывать свою правоту, силу, ум, чувство юмора, быстроту в принятии решений, при этом ощущать азарт, повышенный интерес и в самом процессе «сбора доказательств», и в конечном результате. Соревнуясь с кем-то, мы с головой погружаемся в игру и забываем о том, что буквально 5 минут назад нам было невыносимо скучно. Игровые моменты обладают мощной вовлекающей силой, мотивируют на достижение заветной цели, фокусируют внимание, повышают производительность. Все это зачастую бывает необходимо, например, при изучении серьезной темы, которая в силу возраста может быть абсолютно неинтересной.

Но важно отличать геймификацию (gamification) в образовании от игрового обучения (game-based learning).

В первом случае в привычный учебно-воспитательный процесс интегрируются элементы игры, используются игровые механики (например, система баллов, рейтинги, уровни или сказочный персонаж, который будет объяснять ребенку сложные правила), которые повысят мотивацию, обеспечат вовлеченность всех в тему урока или проекта, за счет чего материал быстрее и легче усваивается и запоминается. То есть игра – это инструмент, который позволяет задействовать эмоциональную составляющую, выйти за рамки рутинных занятий, в том числе предупредить психологическое выгорание. 

В случае с игровым подходом (игровым обучением) речь идет об обучении в рамках конкретной полноценной игры – настольной, карточной, компьютерной, которая построена под определенную тему (получение знаний и навыков посредством игры).


Цели и задачи геймификации в образовании

Приёмы геймификации в образовании


Главная цель применения игровых механик, элементов игры в образовании – завоевать внимание учащихся, вовлечь их в процесс, который до этого казался скучным, монотонным, непонятным, слишком сложным для восприятия. Включая привычную для детей игровую форму деятельности в ежедневные занятия, учитель получает возможность говорить с подопечными на одном языке – более понятном и приятном для общения, чем язык стандартных школьных учебников. 

С помощью геймификации педагог решает следующие задачи:

  • вовлечь в учебную деятельность;

  • упростить ее, адаптировать под интересы, возрастные особенности учащихся;

  • повысить мотивацию в изучении какого-то конкретного предмета или темы;

  • поменять мышление, отношение к уроку, предмету, обучению в целом;

  • заинтересовать в решении поставленных задач и применении полученных знаний в дальнейшем;

  • стимулировать к достижению результата.

В итоге учеба больше не воспринимается как многолетняя каторга, которую нужно выдержать во что бы то ни стало. Занятия начинают приносить удовольствие, а значит, и польза от них будет более продолжительной.

 

На каких принципах базируется геймификация?

Приёмы геймификации в образовании


Игрофикация образовательного процесса должна учитывать множество факторов, в частности – особенности конкретной аудитории. Однако есть несколько базовых принципов, на которые стоит опираться в любом случае:

  1. Мотивация. В этом плане геймификация образовательного процесса учитывает опыт традиционных игр – компьютерных, настольных, любых других. Чтобы игрок не бросил все на полпути и не сошел с дистанции раньше времени, его нужно мотивировать. Перед ним должна стоять определенная цель, добраться до которой можно, только решив цепочку задач. К этой цели участник будет стремиться. Такой целью могут быть бонусы, баллы, которые начисляются при достижении каждого нового уровня или при прохождении очередного урока курса. 

  2. Статус. В ходе игры участник должен расти, становиться сильнее, получать новые знания, осваивать новые умения и навыки и тут же применять их на практике, чтобы еще на шаг приблизиться к главной цели. Так постепенно повышается его уровень – меняется его статус. Ученик чувствует свою значимость, растет его уверенность, особенно если это подкрепляется признанием коллектива и похвалой учителя. 

  3. Вознаграждение. Это один из ключевых принципов геймификации. Поощрения после прохождения каждого уровня могут быть разные – виртуальные бриллианты, кристаллы или золотые монеты, положительные оценки. Правда, стоит учитывать, что со временем такие «плюшки» теряют свою мотивирующую силу: эффект новизны пропадает, понятно, что если преодолеть очередной рубеж, в копилку упадет определенное количество баллов. Необходимо дополнительное вознаграждение. В случае с образовательным процессом это может быть, например, разовое освобождение лучшего ученика от «домашки». 

Чтобы геймификация образовательного процесса дала желаемые результаты, учитель должен помнить о динамике – постоянно должно что-то происходить, события должны развиваться, иначе мотивация сойдет на нет. И оптимальный вариант – когда дети помимо индивидуальных задач решают еще и командные, общие задачи (например, класс делится на команды, которые состязаются друг с другом).


Каковы основные плюсы и минусы геймификации в образовании

Приёмы геймификации в образовании


Начнем с преимуществ включения игровых моментов в образовательный процесс: 

  • геймификация делает обстановку на занятиях, в школе более комфортной для учащихся с психологической точки зрения;

  • использование игровых механик уменьшает явно выраженную дистанцию между педагогом и учениками;

  • участники играют по правилам и многому учатся друг у друга;

  • учеба перестает быть монотонной, обретает смысл;

  • растет заинтересованность, вовлеченность учеников в процесс получения знаний, умений, навыков и их отработку на практике;

  • появляется возможность демонстрировать свои творческие способности, нешаблонное мышление, искать нестандартные варианты решения задач;

  • учащиеся активно взаимодействуют друг с другом, осваивают принципы командной работы – учатся аргументировать свое мнение, вести переговоры, координировать свои действия;

  • игроизация убирает излишнее напряжение и позволяет легче переживать какие-то ошибки, неудачи, не заострять внимание на провалах;

  • в игре у детей уходит желание сопротивляться, не принимать что-то новое, непонятное;

  • конкуренция, дух соревнований добавляет в учебно-воспитательный процесс эмоции, способствует концентрации внимания, помогает легче запоминать, воспитывает целеустремленность, настойчивость, повышает самооценку.

Кроме того, геймификация – это универсальный адаптивный прием, который подходит для всех возрастов и учебных дисциплин. Учащиеся погружаются в комфортную для себя атмосферу игры и забывают, что находятся на уроке, а в результате получают и удовольствие от процесса, и знания, ради которых все это и затевалось. 

Однако, стоит помнить, что во всем важна умеренность. В противном случае преимущества могут превратиться в недостатки. Кстати, минусы у геймификации тоже есть:

  • привыкая играть на уроках, ученики начинают хуже воспринимать традиционные формы работы над материалом – увлечь их пересказами, лекциями и семинарами становится гораздо сложнее;

  • избыточная конкуренция может спровоцировать конфликты, вывести попытки превзойти условного соперника за рамки занятий;

  • постоянное ожидание награды приводит к снижению мотивации, просто так учащиеся делать ничего не хотят;

  • учителю приходится прикладывать больше усилий, чтобы контролировать дисциплину;

  • сама геймификация учебного процесса весьма трудозатратна – на то, чтобы разработать урок (и не один, а серию) с элементами игры, потребуется немало времени и сил. 

И одна из ключевых проблем геймификации в образовании – продолжительность академического часа всего 45 минут. За урок педагогу придется и оргмоменты уладить, и на вопросы ответить, и правила игры объяснить. На самое главное может просто не хватить времени.

 

Как можно включить игру в образовательный процесс?

Приёмы геймификации в образовании


Технология геймификации дает возможность адаптировать учебный процесс под любой возраст, интересы, потребности учащихся. Применяется эта методика как в офлайн-обучении, так и в онлайн-школах. Найти подход к самым разным студентам позволяет широкий спектр игровых механик, приемов, которые предлагает метод геймификации. Что это может быть:

  • Квест, который предусматривает поэтапное выполнение задачи. Каждый успешно решенный вопрос выводит игроков на новый уровень, приближает их к цели. 

  • Викторина. Участники состязаются в том, насколько хорошо знают какую-то обозначенную тему. 

  • Дебаты. Такая форма скорее подойдет для гуманитарных дисциплин – литературы, истории, географии. Ребята учатся аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию по какому-то вопросу. 

  • Интерактивное обучение. Например, вебинары, форумы, локальные соцсети.

  • Турниры или интеллектуальные битвы. Например, в формате «Кто хочет стать миллионером?» или «Что? Где? Когда?». В соревновании участвуют несколько команд. В уроке могут быть затронуты различные темы. 

  • Акции, суть которых – возможность получить дополнительный бонус/баллы/»пятерку» за выполнение задания со звездочкой. 

  • Ролевые игры и инсценировки. 

  • Игра «Правда или ложь» на основе какой-то темы. 

  • Рейтинговые таблицы, системы баллов/очков/бонусов, которые начисляются сразу по нескольким критериям.


5 приемов геймификации

Приёмы геймификации в образовании


  1. Красивая упаковка, в которую будет «завернут» материал. Например, превратить изучение истории в захватывающий квест. 

  2. Дробление информации. Этапы, которые нужно пройти, не должны быть большими и сложными, должны быть преодолимыми, чтобы не отбить желание участвовать в процессе. 

  3. Элементы состязания. Вряд ли кто откажется показать себе и окружающим, на что он способен, почувствовать прилив адреналина, азарт. 

  4. Мотивирующее поощрение. Хотя система оценок в школах – это не что иное, как система мотивации, но на это уже мало кто обращает внимание. А вот баллы, чемпионские кубки, медали – это уже что-то более привлекательное, более ощутимый призыв к действиям. 

  5. Общение с коллегами по команде. Игра будет более результативной, если у участников будет возможность общаться друг с другом, например, в чате. 

Тема геймификации образовательного процесса так же увлекательна и неисчерпаема, как и ее игровые механики, приемы, техники. Более подробно узнать о том, как встроить элементы игры в обучение, как разработать игру и ее правила, каким образом все оформить, можно на дистанционном курсе «Игрофикация учебного процесса» в нашей Академии. 



Все статьи
icon1
После успешной итоговой аттестации вы получите диплом о профессиональной переподготовке установленного образца.
icon2
Самым успешным студентам мы помогаем в трудоустройстве, предоставляя консультации от HR-эксперта, имеющего более 15 лет опыта работы в крупнейших российских и европейских компаниях.
icon3
Наши слушатели в подарок получают доступ к популярным сервисам ЛитРес и Библиоклуб, в которых имеется большой выбор специальной литературы на тему психологии, психотерапии и развития личности.
icon4
Если это необходимо, мы предоставим вам беспроцентную рассрочку на обучение, что избавит вас от необходимости обращаться в банк за кредитом.
icon5
Приходите в НАДПО и на личном опыте убедитесь во всех наших преимуществах! Растите, развивайтесь, учитесь вместе со своим ребенком. НАДПО — место, где вы сможете лучше понять себя и ваших близких. Не сомневайтесь — у нас будет интересно!
Хотите учиться у нас?

Спасибо, Ваша заявка принята!

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте заявку и с Вами свяжется сотрудник приёмной комиссии!
Ваша заявка принята

Московский диплом
Документ московской образовательной организации повышает вашу востребованность на рынке труда
100% онлайн-обучение
  • приезжать не нужно
  • тесты, практические работы и итоговый экзамен сдаются онлайн
Преподаватели
80% доктора и кандидаты наук с практическим опытом работы
Электронная библиотека
предоставляются методические материалы для всей программы с бессрочным доступом
Рассрочка 0%
  • В день обращения
  • От 2 до 12 месяцев
Скидки и льготы
  • группам от 3 человек — от 5 до 12%
  • выпускникам Академии — 5%
  • пенсионерам — 10%
  • льготным категориям — дополнительные скидки

Отзывы о НАДПО




Аудиоотзывы наших слушателей

Обратную связь выпускников можно послушать в реальном времени
Заявка на обучение или консультацию:

Ваша заявка принята, мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте номер телефона и мы с удовольствием расскажем вам о нашей академии:
Ваша заявка принята
НАВЕРХ