

- приезжать не нужно
- тесты, практические работы и итоговый экзамен сдаются онлайн



- В день обращения
- От 2 до 12 месяцев

- группам от 3 человек — от 5 до 12%
- выпускникам Академии — 5%
- пенсионерам — 5%
- льготным категориям — дополнительные скидки
Речь — это одна из самых важных способностей человека. Она позволяет общаться с окружающим миром, выражать свои мысли и чувства, учиться и развиваться. Речь формируется в детстве, в процессе взаимодействия ребенка с родителями, сверстниками и другими людьми. Однако иногда бывают случаи, когда ребенок не начинает говорить в обычный срок или говорит очень плохо. Это может быть связано с различными причинами, но одной из самых серьезных является алалия. В этой статье мы постараемся дать вам всю полезную информацию об алалии у детей.
Алалия — это речевое нарушение, которое характеризуется отсутствием или недоразвитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического (звукового), лексико-грамматического (словесного) и связного (предложного). Вследствие этого ребенок не способен правильно произносить слова, строить грамматически верные предложения и связывать их в текст. Также нарушается понимание других людей и усвоение чтения и письма.
Болезнь не связана с дефектами слуха или интеллекта. Ребенок с алалией может слышать и понимать звуки, проявляет интерес к окружающему миру. Однако он не способен использовать речь как средство общения и познания, что существенно ограничивает его возможности.
Это серьезное нарушение, требующее своевременной диагностики и комплексного лечения. Оно приводит к трудностям в обучении, социализации и адаптации детей.
Заболевание возникает и развивается при условии наличия органического поражения центров коры головного мозга, которые отвечают за речевое формирование и функционирование. Это поражение возникает в период до трех лет, когда речь еще не сформирована или только начинает формироваться. Поэтому алалия часто является врожденной или ранней патологией.
Существует множество причин и условий, которые приводят к этому у детей. Они делятся на две группы: пренатальные (до рождения) и постнатальные (после рождения).
Пренатальные предпосылки включают в себя:
Наследственность: генетические факторы, влияющие на развитие нервной системы и головного мозга у плода (например, синдром Дауна или другие хромосомные аномалии).
Инфекционные болезни: воздействие на плод различных инфекционных агентов, таких как вирусы (краснуха, цитомегаловирус, герпес и др.), бактерии (сифилис, туберкулез и др.), протозойные паразиты (токсоплазмоз и др.). Эти агенты проникают через плаценту от матери к плоду и вызывают воспаление, отек, кровоизлияние или некроз мозговых тканей.
Токсические вещества: воздействие на плод различных токсических веществ, которые поступают в организм матери из окружающей среды или из-за ее вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, табака, лекарственных препаратов или других химических веществ, которые негативно влияют на развитие головного мозга плода).
Физические факторы: воздействие на плод различных физических факторов, таких как травма, излучение, перегрев или переохлаждение. Эти факторы вызывают нарушение кровообращения, кислородного голодания или поражение мозговых тканей плода.
Постнатальные предпосылки включают в себя:
Церебральные травмы ребенка во время родов, связанные с длительными или сложными родами, преждевременными родами, кесаревом, асфиксией (удушением) или гипоксией (недостатком кислорода), использованием акушерских щипцов или вакуум-экстрактора, кровоизлиянием в череп.
Перинатальные болезни: менингит (воспаление мозговых оболочек), энцефалит (воспаление мозга), гидроцефалия (застой жидкости), сепсис (инфекционное воспаление крови).
Послеродовые травмы, связанные с падением, ударом, сотрясением, укусом животного, ожогом, отравлением, пребыванием в тяжелых условиях и др.
Послеродовые болезни: эпилепсия (судорожное расстройство), церебральный паралич (двигательное расстройство), тиреоидная недостаточность (недостаточность щитовидной железы), фенилкетонурия (наследственное нарушение обмена белков) и др.
Алалия классифицируется на два основных вида: сенсорная и моторная. Они различаются по месту поражения мозговых центров, по характеру патологии и по способам коррекции.
Это болезнь, связанная с повреждением задней (теменной) части левого полушария головного мозга, которая отвечает за осмысление речи. Ребенок не способен воспринимать и понимать речь других людей, а также свою собственную. Он не различает слоги и слова, не осознает их значения и связи между ними. Он испытывает трудности с чтением и письмом.
Ребенок может произносить слоги и слова, но они не имеют для него смысла. Он повторяет за другими людьми, но не осознает, что говорит. Он использует одни и те же фразы в разных ситуациях, не умеет строить предложения и связывать их в текст. Он может говорить очень быстро или очень медленно, очень громко или очень тихо, очень высоко или очень низко, бессвязно или бессмысленно.
Сенсорная алалия обнаруживается уже в первые месяцы жизни ребенка. Младенец с этим нарушением не реагирует на голоса других людей, не обращает внимания на звуковые игрушки, не издает звуков или издает их очень редко. Он не начинает бормотать и гулить в обычный срок, не произносит первых слов и предложений, не интересуется книгами и картинками, не пытается читать или писать.
Это болезнь, связанная с поражением передней (лобной) части левого полушария, которая отвечает за произношение. Ребенок не способен правильно произносить звуки, так как у него нарушена моторная координация — координация движений речевых органов: губ, языка, зубов, неба, гортани и др. Он испытывает трудности с формированием и выражением своих мыслей и чувств.
Ребенок воспринимает речь других людей и свою собственную, различает слоги и слова, осознает их значения и связи между ними. Он использует разные фразы в разных ситуациях, умеет строить предложения и связывать их в текст, умеет читать и писать.
Однако ребенок не способен правильно произносить слоги и слова. Он пропускает, заменяет или искажает слоги, может говорить очень невнятно или очень тихо, с запинками или заиканиями, с несоответствием ритма или интонации.
Симптоматика алалии зависит от ее вида, степени ее тяжести, возраста больного и других факторов. Однако существуют некоторые общие признаки, которые включают в себя:
отставание в развитии;
трудности в общении;
поведенческие проблемы (замкнутость, пассивность, апатия, безразличие к окружающему миру или агрессия, раздражительность, капризность, непослушание, неуверенность в себе);
проблемы в обучении (затрудненное усвоение новой информации, плохая ориентация в пространстве и времени, логике и математике, грамматике и орфографии, проблемы с вниманием, концентрацией, памятью, мышлением).
Диагностика проводится совместно специалистами разных профилей: неврологом, логопедом, психологом, отоларингологом, аудиологом и др. Она включает в себя следующие этапы:
Анамнез, сбор информации о ребенке и его семье, связанной с нарушениями речи и психомоторного развития. Включает в себя данные о беременности и родах матери, наследственности и здоровье родителей и близких родственников, заболеваниях и травмах ребенка, его поведении, общении, обучении. Это помогает выявить возможные причины алалии и определить направление дальнейшего обследования.
Проверка состояния здоровья ребенка, связанного с функционированием головного мозга и органов, отвечающих за говорение. Включает в себя:
неврологическое обследование, которое позволяет выявить наличие или отсутствие мозгового повреждения, его место, характер и степень;
отоларингологическое, позволяющее оценить состояние слуха и гортани;
аудиологическое для измерения уровня слуха и определения его вида).
Анализ речевых способностей, связанных с произношением и восприятием речи. Включает в себя:
фонетико-фонематическое обследование, позволяющее определить: уровень звукопроизношения, выявить наличие или отсутствие дислалии (дефекта произношения отдельных звуков) или дизартрии (общего дефекта структуры произношения);
лексико-грамматическое, которое позволяет определить уровень словарного запаса и грамматического строя, выявить наличие или отсутствие дислексии (дефекта понимания) или дисграфии (патологии письма).
Лечение алалии включает следующие аспекты:
Медикаментозная терапия с применением лекарственных препаратов, помогающих улучшить кровообращение, обмен веществ и питание головного мозга, уменьшить воспаление, отек или болевой синдром. Назначается неврологом в зависимости от причины болезни и состояния здоровья ребенка. Может включать в себя ноотропы (препараты для улучшения мозговой работы), вазотропы (улучшают мозговое кровоснабжение), антиоксиданты (защищают от свободных радикалов), противовоспалительные, анальгетики (снимают боль) и др.
Физиотерапия с применением физических факторов, которые способствуют улучшению функций речевых органов. Назначается неврологом или физиотерапевтом, включает разные формы: электрическую стимуляцию (воздействие током низкой частоты и силы), магнитотерапию (воздействие постоянным или переменным магнитным полем), ультразвук (воздействие ультразвуковыми колебаниями), светотерапию (воздействие видимым или инфракрасным светом).
Логопедическая коррекция, систематические занятие по развитию речевых способностей ребенка. Проводится логопедом, бывает индивидуальной или групповой, стационарной или амбулаторной, домашней или дошкольной, школьной или внешкольной. Включает разные методы и формы, направленные на совершенствование всех компонентов: фонетико-фонематического (звукового), лексико-грамматического (словесного) и связного (предложного), моторики.
Лечение и логопедическая коррекция должны быть комплексными, индивидуальными, длительными и регулярными. Лучше начать как можно раньше, желательно в период до трех лет, так как это способствует более успешному восстановлению речи. Терапия должна быть направлена не только на устранение дефекта, но и на формирование личности ребенка, его самооценки, самореализации и социализации.
Прогноз алалии у детей считается умеренно благоприятным. Это означает, что полного восстановления речи достичь невозможно, но возможно значительное улучшение способностей и компенсация проявлений болезни в период нескольких лет. Ребенок может научиться говорить и понимать речь на достаточном для общения уровне, читать и писать на базовом уровне. Он способен адаптироваться к жизни в семье, детском коллективе, школе и обществе.
К факторам, улучшающим прогноз, относятся:
Раннее начало логокоррекции. Чем раньше начинается коррекция алалии, тем больше шансов на успешное восстановление. Желательно пройти консультацию, провести диагностику, установить диагноз и начинать коррекционную терапию у врача в период до трех лет, так как это способствует более активной стимуляции мозговых центров и более эффективному формированию нервных связей.
Мягкая или средняя степень алалии. Это означает, что повреждение речевых центров не очень значительное или не очень распространенное, и что ребенок умеет произносить и воспринимать хотя бы некоторые элементы: слоги, слова, предложения.
Сенсорный тип расстройства: характеризуется более благоприятным прогнозом, чем моторный. Это связано с тем, что при такой алалии ребенок способен произносить слоги и слова, хотя и не осознает их смысла. Это облегчает работу логопеда по развитию понимания речи.
Поддержка и участие родителей и других близких. Чем больше поддержки ребенок получает от своих родителей, врачей, специалистов, тем больше шансов на восстановление и развитие речи. Близкие могут помогать ребенку, стимулировать его речь, общаться и работать над навыками говорения, играть с ним, читать ему книги, показывать картинки и формы, поощрять его интеллектуальные успехи и результаты, учитывать его интересы, потребности и возможности.
Если вы хотите больше узнать об алалии, ее классификациях, особенностях и способах коррекции, приглашаем вас пройти профессиональную переподготовку на логопеда в НАДПО.
Учеба у нас имеет ряд преимуществ, которые делают ее привлекательной и выгодной для специалистов, желающих получить дополнительное образование и квалификацию в области логопедии. Среди этих преимуществ можно выделить следующие:
Дистанционная форма обучения, позволяющая обучаться в удобное время и в комфортном темпе, не тратя время и деньги на поездки и проживание. Это дает возможность совмещать учебу с работой, семьей и другими занятиями.
Переквалификация на логопеда в НАДПО предлагает несколько программ по различным направлениям логопедии. Каждая программа имеет свою специализацию, цель, содержание и требования. Специалист может выбрать программу, которая соответствует его интересам, потребностям и возможностям.
Опытные преподаватели с высшим образованием по логопедии, научными степенями или званиями, сертификатами и лицензиями по специальности, практическим опытом работы. Преподаватели НАДПО используют современные методы и материалы обучения, оказывают индивидуальную поддержку и консультации студентам.
Переподготовка подтверждается дипломом, который дает право на занятие профессиональной логопедической деятельностью в различных сферах: здравоохранении, образовании, социальной защите, спорте и др.
Спасибо, Ваша заявка принята!
Мы свяжемся с Вами в ближайшее
время!
Ваша заявка принята, мы свяжемся с Вами в ближайшее время!