☞ Войти в систему дистанционного обучения ☜
8 800 600 69 16
8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных

Записаться на обучение
8 800 600 69 16 8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных
Записаться на обучение
Задержка психического развития (ЗПР) у детей

Задержка психического развития (ЗПР) у детей

Задержка психического развития (ЗПР) у детей
Задержка психического развития (ЗПР) у детей

Задержка психического развития (ЗПР) является одной из наиболее распространенных патологий, которую специалисты находят примерно у 15 % детей. Это отклонение в формировании важных когнитивных функций, эмоционально-волевых и социальных навыков имеет обратимый характер. Чем раньше проблема будет выявлена, тем быстрее получится с ней справиться. Важное значение имеет и участие родителей, и квалифицированная помощь специалистов разных направлений. 

Предлагаем познакомиться поближе с этой особенностью психоэмоционального и психосоциального развития.


Задержка психического развития — что это такое?


Задержкой психического развития (ЗПР) называют нарушение нормальных темпов развития психики, которое проявляется в замедленном формировании и созревании мышления, эмоционально-волевой сферы, способности запоминать и концентрировать внимание, навыков самоконтроля и социального взаимодействия, моторики. Разные степени ЗПР наблюдаются примерно у 15-16 % детей. 

Патология может быть вызвана различными факторами, включая генетические и врожденные причины, родовые и послеродовые травмы, а также психологические травмы.

В связи с тем, что формируются психические функции неравномерно, довольно часто проблему обнаруживают ближе к четырем-пяти годам или чуть позже — когда ребенок идет в школу. Отставание от сверстников в развитии, как правило, приводит к трудностям в учебе, в выстраивании коммуникаций с окружающими.

Однако стоит отметить, что такие нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы не являются необратимыми. При своевременной диагностике и комплексной коррекции, а также при внимательном отношении и участии родителей удается достичь неплохих результатов.

И важно помнить — каждый малыш уникален, поэтому развиваться он может в своем индивидуальном темпе.


Чем ЗПР отличается от аутизма и умственной отсталости?


Важно разграничивать такие понятия как ЗПР, умственная отсталость и аутизм. Это три состояния, которые имеют существенные отличия не только в симптомах, но и в развитии детей и способах взаимодействия с окружающими.

ЗПР характеризуется задержкой или отклонением по сравнению с возрастными нормами в развитии у ребенка когнитивных функций (памяти, восприятия, внимания, мышления), речевых навыков, моторики. Это затрудняет социальное взаимодействие и обучение.

Умственная отсталость относится к значительно сниженному интеллектуальному функционированию ребенка, что сказывается на его способности обучаться и приспосабливаться в обычной жизни. Ребенок с умственной отсталостью может испытывать сложности в освоении элементарных навыков и требует специальной поддержки и программы обучения.

У таких малышей может отсутствовать познавательный интерес, они нередко отказываются общаться другими детьми, не проявляют эмоций в игре. 

Дети с ЗПР напротив эмоциональны, способны сотрудничать, у них наблюдается не полное, а лишь частичное нарушение познавательной деятельности.

Аутизм — это нейрологическое расстройство, которое влияет на социальные навыки, взаимодействие и коммуникацию. У детей с аутизмом часто возникают проблемы в общении с другими людьми. Для них характерны повторяющиеся поведенческие паттерны, их интересы ограничены. 

В отличие от детей с ЗПР аутисты:

  • не смотрят в глаза другому человеку;

  • не пытаются взаимодействовать с окружающими;

  • безучастны к происходящему;

  • не замечают эмоций других людей;

  • свое эмоциональное состояние не демонстрируют;

  • избегают прикосновений, негативно реагируют на попытки их потрогать, обнять — до истерики и т. д. 

Эти нюансы важно учитывать при постановке диагноза и планировании коррекционной работы.


По каким причинам возникает ЗПР?


Замедление темпов развития психики может происходить под воздействием разных факторов. Выделяют две группы причин ЗПР — биологические и социальные. Рассмотрим каждую из них более детально.


Биологические факторы

Под биологическими причинами отставания в психическом развитии подразумевают локальные органические поражения центральной нервной системы и их остаточные явления. Из-за них сбиваются нормальные темпы созревания определенных отделов головного мозга, что в свою очередь приводит к частичным отклонениям развития психики ребенка, «неполадкам» в его деятельности. Влияние биологических факторов может включаться как в период внутриутробного развития плода, так и после того, как малыш родится. В их число входят:

  • патологии беременности (такие, как тяжелый токсикоз, резус-конфликт, неправильное предлежание, внутриутробная гипоксия плода и др.);

  • употребление наркотических веществ или спиртных напитков, курение, отравления во время беременности;

  • внутриутробные инфекции;

  • недоношенность;

  • родовые травмы;

  • ядерная желтуха новорожденных;

  • энцефалит;

  • тяжелые заболевания (гидроцефалия, грипп, эпилепсия, нейроинфекции и др.) и т. д.

Бывают случаи, когда причиной ЗПР становится неблагоприятная наследственность — нарушения такого рода иногда диагностируются из поколения в поколение. 


Социальные факторы

К социально-психологическим или средовым предпосылкам ЗПР относятся:

  • неблагоприятные условия проживания ребенка (неблагополучная семья);

  • гиперопека (повышенное внимание со стороны сверхмнительных родителей, их предупредительное отношение ко всем капризам ребенка препятствуют его нормальной социальной адаптации, делают его зависимым, несамостоятельным, безынициативным);

  • гипоопека или безнадзорность (родители не занимаются ребенком, он растет сам по себе, что может стать причиной неумения себя вести, легкой внушаемости, импульсивности, психической нестабильности);

  • авторитаризм родителей (грубое, агрессивное поведение взрослых, применение физических наказаний нередко становятся причинами неврозов, различных фобий, патологической тревожности, эмоциональной незрелости);

  • дефицит общения (когда ребенок изолирован от контактов с другими детьми и взрослыми, он со временем может стать социальным инвалидом);

  • невысокий уровень интеллекта у одного или обоих родителей;

  • психотравмы.


Как проявляется заболевание у детей?


Признаки отставания в психическом развитии становятся более заметными и различимыми ближе к 4-5 годам. Однако при внимательном наблюдении за малышом отдельные отклонения от норм можно обнаружить уже в раннем детском возрасте — в 1-3 года.

Симптомы могут быть разными (на физическом, психическом, социальном уровне) и зависят от конкретного ребенка и степени его задержки в развитии. Обозначим основные моменты, которые требуют особого внимания.



Сфера

Симптомы

Когнитивные функции

У детей с ЗПР снижена концентрация внимания, они не могут сосредоточиться на игре или на решении какой-то задачи. Их внимание постоянно переключается с одного объекта на другой, не получается следовать инструкциям. Занять таких ребят чем-то на продолжительное время не получится.

Ребенок с задержкой психического развития воспринимает окружающую действительность замедленно, неточно, фрагментарно. Какие-то анализаторы функционируют нормально, но сложить из разрозненных «пазлов» целостную картинку ребенку трудно. При этом зрительное восприятие, как правило, развито лучше слухового.

При замедленном психическом развитии более сохранным является наглядно-действенное мышление. Образное мышление страдает из-за неточного восприятия. 

Детям с ЗПР сложно что-то анализировать и делать выводы, сравнивать и обобщать, упорядочивать события. Это свидетельствует о проблемах с абстрактно-логическим мышлением.
При подобных отклонениях у детей преобладает наглядно-образная память, информация запоминается мозаично, познавательная активность снижена или отсутствует.

Речевая функция

Темпы формирования речевых навыков снижены. У детей с ЗПР могут возникать трудности в произношении слов, образовании простых предложений, понимании речи окружающих людей. Они могут неправильно артикулировать многие звуки. У них часто ограниченный словарный запас, им сложно составлять связные высказывания. Это может быть критично, поскольку развитие речи — одно из условий интеллектуального развития.

Эмоционально-волевая сфера

Распространенным симптомом ЗПР является эмоциональная лабильность (неустойчивость). У ребят бывают частые перепады настроения, резкие эмоциональные реакции, им трудно управлять своими эмоциями, контролировать их. Это может проявляться в резком переходе от радости к грусти или злости без видимой причины. Излишняя стеснительность и замкнутость также относятся к характерным признакам ЗПР.

Социальное взаимодействие

Ребенку с диагнозом ЗПР тяжело дается общение с другими людьми — и ровесниками, и взрослыми. Они не умеют давать полные четкие ответы на вопросы и испытывают сложности с тем, чтобы задать вопрос своему собеседнику. Им трудно выстраивать связные высказывания, слушать, что говорят другие, поддерживать разговор, выражать свои мысли и чувства. Их редко принимают в игры. Играть или работать они предпочитают в одиночку. Следствием несостоявшихся межличностных контактов могут стать социофобия и проблемы с социальной адаптацией.

Виды задержки психического развития


Есть разные типологии ЗПР, например, предложенные Марией Певзнер и Татьяной Власовой, Владимиром Ковалевым и другие. Рассмотрим классификацию детского психиатра и дефектолога Клары Лебединской. 

Основой этой типологии является этиопатогенетический принцип, в соответствии с которым выделяют четыре клинических вида ЗПР: конституционального, соматогенного, церебрально-органического и психогенного происхождения.

Вид ЗПР

Причины

Признаки

Конституциональный

Замедленное созревание центральной нервной системы.

При таком типе нарушений антропометрические показатели (параметры роста, веса, объема) и поведение не соответствуют возрастной норме. Такие дети инфантильны (на физическом и психическом уровне), эмоционально нестабильны. Им сложно фокусировать внимание на чем-то, есть проблемы с запоминанием. Игровая деятельность их увлекает больше, чем познавательная. Ребята с таким типом ЗПР общительны, но очень привязаны к родителям и неспособны принимать решения. Им сложно адаптироваться к чему-то новому.


Соматогенный
Тяжелые соматические заболевания, перенесенные ребенком на первом году жизни, например, бронхиальная астма, пневмония, сердечно-сосудистые патологии, почечная недостаточность.

При таком типе ЗПР детям свойственны повышенная тревожность, поверхностное внимание, низкая работоспособность. Они замкнуты и пугливы, не уверены в себе и капризны. У них плохо сформированы навыки деятельности, при этом они могут ощущать свою физическую неполноценность. Все это может привести к задержке эмоционального развития.

Поскольку такие малыши много времени провели в больнице, у них возникают серьезные проблемы с коммуникацией, нередко они становятся изгоями в детском коллективе.


Психогенный

Неблагоприятные условия, в которых воспитывается ребенок: гиперопека или недостаток внимания со стороны взрослых, жестокое обращение (физическое насилие, наказания). 

Педагогическая запущенность.

При таком типе ЗПР детям свойственны повышенная тревожность, поверхностное внимание, низкая работоспособность. Они замкнуты и пугливы, не уверены в себе и капризны. У них плохо сформированы навыки деятельности, при этом они могут ощущать свою физическую неполноценность. Все это может привести к задержке эмоционального развития.

Поскольку такие малыши много времени провели в больнице, у них возникают серьезные проблемы с коммуникацией, нередко они становятся изгоями в детском коллективе.

Церебрально-органический Первичное негрубое органическое поражение головного мозга, которое может возникнуть вследствие родовых травм, интоксикации, асфиксии плода, недоношенности, проблем во время беременности.

Характерные черты детей с таким типом ЗПР — психическая неустойчивость, импульсивность, повышенная тревожность, невнимательность, инфантильность. Как правило, наблюдается отставание в интеллектуальном развитии. Отсутствуют социальные и бытовые навыки. Есть сложности с самоконтролем. Такой ребенок может быть очень застенчивым, боязливым или наоборот наглым.


Диагностика ЗПР


Диагностика ЗПР требует комплексного подхода и проведения различных исследований, анализов. Всесторонним обследованием юного пациента занимается психолого-медико-педагогическая комиссия — ПМПК. В состав подобной рабочей группы входят такие специалисты, как 

  • педиатр,

  • детский психолог,

  • дефектолог,

  • логопед, 

  • детский невролог,

  • психиатр.

Можно выделить несколько этапов диагностики:

  • общение с ребенком и его родителями;

  • изучение условий, в которых живет и воспитывается пациент;

  • осмотр педиатра;

  • сбор анамнеза;

  • анализ медицинской документации;

  • психометрическая оценка (оценить интеллектуальные, психомоторные и социальные навыки ребенка помогают различные тесты);

  • диагностика речи;

  • обследование невролога для исключения возможных неврологических проблем;

  • заключение комиссии;

  • разработка индивидуальной программы коррекции. 

Для определения причин и типа задержки психического развития может потребоваться проведение дополнительных анализов и исследований (анализ крови, мочи на наличие инфекций, генетическое тестирование, чтобы выявить врожденные причины недуга). Может потребоваться МРТ головного мозга, КТ, ЭЭГ. Чтобы исключить олигофрению или аутизм, проводят дифференциальную диагностику. 

Полученная в ходе такого комплексного обследования информация позволяет сделать вывод о том, есть ли у ребенка отставание в развитии. Но стоит отметить, что, начиная с 1997 года, диагноз ЗПР не ставят. В соответствии с Международной классификацией болезней (МКБ-10) этот недуг относится к психологическим особенностям развития.


Какие методы лечения применяют при ЗПР?


Программа коррекции ЗПР разрабатывается для каждого ребенка индивидуально — с учетом результатов комплексного обследования. Справиться с проблемой помогает мультидисциплинарный подход — с юными пациентами работают специалисты разных направлений: педиатры, детские неврологи и психологи, психиатры, логопеды и дефектологи. 

Особое внимание при этом уделяют:

  • развитию когнитивных способностей — мышления, внимания, восприятия, памяти;

  • коррекции речевых дефектов;

  • развитию эмоциональной сферы, моторики. 

При необходимости в программу коррекционной работы включают: 

  • медикаментозную терапию, 

  • физиотерапию, 

  • массаж, 

  • ЛФК, 

  • психотерапевтические методики (арт-терапию, логоритмику, приемы предметно-сенсорной терапии), 

  • альтернативные методы (дельфинотерапию, канис- и фелинотерапию, иппотерапию) и т. д. 


Более подробно изучить проблему ЗПР, освоить методы диагностики и коррекции, овладеть эффективными инструментами работы с этим непростым недугом вы можете на специализированных курсах в НАДПО.

Обратите внимание на программы переподготовки по дефектологии. Обучение проходит в дистанционном формате. Сразу после оплаты выбранного курса вы получаете доступ к теоретическим материалам и практическим заданиям и сможете работать и учиться в комфортном для вас режиме. Завершив обучение и выдержав итоговые испытания, вы получите документ установленного образца престижного московского образовательного учреждения, который подтвердит вашу компетентность.


Все статьи
icon1
После успешной итоговой аттестации вы получите диплом о профессиональной переподготовке установленного образца.
icon2
Самым успешным студентам мы помогаем в трудоустройстве, предоставляя консультации от HR-эксперта, имеющего более 15 лет опыта работы в крупнейших российских и европейских компаниях.
icon3
Наши слушатели в подарок получают доступ к популярным сервисам ЛитРес и Библиоклуб, в которых имеется большой выбор специальной литературы на тему психологии, психотерапии и развития личности.
icon4
Если это необходимо, мы предоставим вам беспроцентную рассрочку на обучение, что избавит вас от необходимости обращаться в банк за кредитом.
icon5
Приходите в НАДПО и на личном опыте убедитесь во всех наших преимуществах! Растите, развивайтесь, учитесь вместе со своим ребенком. НАДПО — место, где вы сможете лучше понять себя и ваших близких. Не сомневайтесь — у нас будет интересно!
Хотите учиться у нас?

Спасибо, Ваша заявка принята!

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте заявку и с Вами свяжется сотрудник приёмной комиссии!
Ваша заявка принята

Московский диплом
Документ московской образовательной организации повышает вашу востребованность на рынке труда
100% онлайн-обучение
  • приезжать не нужно
  • тесты, практические работы и итоговый экзамен сдаются онлайн
Преподаватели
80% доктора и кандидаты наук с практическим опытом работы
Электронная библиотека
предоставляются методические материалы для всей программы с бессрочным доступом
Рассрочка 0%
  • В день обращения
  • От 2 до 12 месяцев
Скидки и льготы
  • группам от 3 человек — от 5 до 12%
  • выпускникам Академии — 5%
  • пенсионерам — 10%
  • льготным категориям — дополнительные скидки

Отзывы о НАДПО

5.0
nadpo

* - по состоянию на 16 августа 2024 года




Аудиоотзывы наших слушателей

Обратную связь выпускников можно послушать в реальном времени
Заявка на обучение или консультацию:

Ваша заявка принята, мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте номер телефона и мы с удовольствием расскажем вам о нашей академии:
Ваша заявка принята

Важные вопросы

Когда можно начать обучение?
Группы по разным программам формируются в течение всего календарного года.
Ближайшую дату начала обучения по выбранной Вами программе, можно уточнить у специалиста приемной комиссии по телефону или, заполнив заявку.
НАВЕРХ