Задержка психического развития (ЗПР) является одной из наиболее распространенных патологий, которую специалисты находят примерно у 15 % детей. Это отклонение в формировании важных когнитивных функций, эмоционально-волевых и социальных навыков имеет обратимый характер. Чем раньше проблема будет выявлена, тем быстрее получится с ней справиться. Важное значение имеет и участие родителей, и квалифицированная помощь специалистов разных направлений.
Предлагаем познакомиться поближе с этой особенностью психоэмоционального и психосоциального развития.
Задержка психического развития — что это такое?
Задержкой психического развития (ЗПР) называют нарушение нормальных темпов развития психики, которое проявляется в замедленном формировании и созревании мышления, эмоционально-волевой сферы, способности запоминать и концентрировать внимание, навыков самоконтроля и социального взаимодействия, моторики. Разные степени ЗПР наблюдаются примерно у 15-16 % детей.
Патология может быть вызвана различными факторами, включая генетические и врожденные причины, родовые и послеродовые травмы, а также психологические травмы.
В связи с тем, что формируются психические функции неравномерно, довольно часто проблему обнаруживают ближе к четырем-пяти годам или чуть позже — когда ребенок идет в школу. Отставание от сверстников в развитии, как правило, приводит к трудностям в учебе, в выстраивании коммуникаций с окружающими.
Однако стоит отметить, что такие нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы не являются необратимыми. При своевременной диагностике и комплексной коррекции, а также при внимательном отношении и участии родителей удается достичь неплохих результатов.
И важно помнить — каждый малыш уникален, поэтому развиваться он может в своем индивидуальном темпе.
Чем ЗПР отличается от аутизма и умственной отсталости?
Важно разграничивать такие понятия как ЗПР, умственная отсталость и аутизм. Это три состояния, которые имеют существенные отличия не только в симптомах, но и в развитии детей и способах взаимодействия с окружающими.
ЗПР характеризуется задержкой или отклонением по сравнению с возрастными нормами в развитии у ребенка когнитивных функций (памяти, восприятия, внимания, мышления), речевых навыков, моторики. Это затрудняет социальное взаимодействие и обучение.
Умственная отсталость относится к значительно сниженному интеллектуальному функционированию ребенка, что сказывается на его способности обучаться и приспосабливаться в обычной жизни. Ребенок с умственной отсталостью может испытывать сложности в освоении элементарных навыков и требует специальной поддержки и программы обучения.
У таких малышей может отсутствовать познавательный интерес, они нередко отказываются общаться другими детьми, не проявляют эмоций в игре.
Дети с ЗПР напротив эмоциональны, способны сотрудничать, у них наблюдается не полное, а лишь частичное нарушение познавательной деятельности.
Аутизм — это нейрологическое расстройство, которое влияет на социальные навыки, взаимодействие и коммуникацию. У детей с аутизмом часто возникают проблемы в общении с другими людьми. Для них характерны повторяющиеся поведенческие паттерны, их интересы ограничены.
В отличие от детей с ЗПР аутисты:
-
не смотрят в глаза другому человеку;
-
не пытаются взаимодействовать с окружающими;
-
безучастны к происходящему;
-
не замечают эмоций других людей;
-
свое эмоциональное состояние не демонстрируют;
-
избегают прикосновений, негативно реагируют на попытки их потрогать, обнять — до истерики и т. д.
Эти нюансы важно учитывать при постановке диагноза и планировании коррекционной работы.
По каким причинам возникает ЗПР?
Замедление темпов развития психики может происходить под воздействием разных факторов. Выделяют две группы причин ЗПР — биологические и социальные. Рассмотрим каждую из них более детально.
Биологические факторы
Под биологическими причинами отставания в психическом развитии подразумевают локальные органические поражения центральной нервной системы и их остаточные явления. Из-за них сбиваются нормальные темпы созревания определенных отделов головного мозга, что в свою очередь приводит к частичным отклонениям развития психики ребенка, «неполадкам» в его деятельности. Влияние биологических факторов может включаться как в период внутриутробного развития плода, так и после того, как малыш родится. В их число входят:
-
патологии беременности (такие, как тяжелый токсикоз, резус-конфликт, неправильное предлежание, внутриутробная гипоксия плода и др.);
-
употребление наркотических веществ или спиртных напитков, курение, отравления во время беременности;
-
внутриутробные инфекции;
-
недоношенность;
-
родовые травмы;
-
ядерная желтуха новорожденных;
-
энцефалит;
-
тяжелые заболевания (гидроцефалия, грипп, эпилепсия, нейроинфекции и др.) и т. д.
Бывают случаи, когда причиной ЗПР становится неблагоприятная наследственность — нарушения такого рода иногда диагностируются из поколения в поколение.
Социальные факторы
К социально-психологическим или средовым предпосылкам ЗПР относятся:
-
неблагоприятные условия проживания ребенка (неблагополучная семья);
-
гиперопека (повышенное внимание со стороны сверхмнительных родителей, их предупредительное отношение ко всем капризам ребенка препятствуют его нормальной социальной адаптации, делают его зависимым, несамостоятельным, безынициативным);
-
гипоопека или безнадзорность (родители не занимаются ребенком, он растет сам по себе, что может стать причиной неумения себя вести, легкой внушаемости, импульсивности, психической нестабильности);
-
авторитаризм родителей (грубое, агрессивное поведение взрослых, применение физических наказаний нередко становятся причинами неврозов, различных фобий, патологической тревожности, эмоциональной незрелости);
-
дефицит общения (когда ребенок изолирован от контактов с другими детьми и взрослыми, он со временем может стать социальным инвалидом);
-
невысокий уровень интеллекта у одного или обоих родителей;
-
психотравмы.
Как проявляется заболевание у детей?
Признаки отставания в психическом развитии становятся более заметными и различимыми ближе к 4-5 годам. Однако при внимательном наблюдении за малышом отдельные отклонения от норм можно обнаружить уже в раннем детском возрасте — в 1-3 года.
Симптомы могут быть разными (на физическом, психическом, социальном уровне) и зависят от конкретного ребенка и степени его задержки в развитии. Обозначим основные моменты, которые требуют особого внимания.
Сфера |
Симптомы |
Когнитивные функции |
У детей с ЗПР снижена концентрация внимания, они не могут сосредоточиться на игре или на решении какой-то задачи. Их внимание постоянно переключается с одного объекта на другой, не получается следовать инструкциям. Занять таких ребят чем-то на продолжительное время не получится. |
Ребенок с задержкой психического развития воспринимает окружающую действительность замедленно, неточно, фрагментарно. Какие-то анализаторы функционируют нормально, но сложить из разрозненных «пазлов» целостную картинку ребенку трудно. При этом зрительное восприятие, как правило, развито лучше слухового. | |
При замедленном психическом развитии более сохранным является наглядно-действенное мышление. Образное мышление страдает из-за неточного восприятия. Детям с ЗПР сложно что-то анализировать и делать выводы, сравнивать и обобщать, упорядочивать события. Это свидетельствует о проблемах с абстрактно-логическим мышлением. |
|
При подобных отклонениях у детей преобладает наглядно-образная память, информация запоминается мозаично, познавательная активность снижена или отсутствует. | |
Речевая функция |
Темпы формирования речевых навыков снижены. У детей с ЗПР могут возникать трудности в произношении слов, образовании простых предложений, понимании речи окружающих людей. Они могут неправильно артикулировать многие звуки. У них часто ограниченный словарный запас, им сложно составлять связные высказывания. Это может быть критично, поскольку развитие речи — одно из условий интеллектуального развития. |
Эмоционально-волевая сфера |
Распространенным симптомом ЗПР является эмоциональная лабильность (неустойчивость). У ребят бывают частые перепады настроения, резкие эмоциональные реакции, им трудно управлять своими эмоциями, контролировать их. Это может проявляться в резком переходе от радости к грусти или злости без видимой причины. Излишняя стеснительность и замкнутость также относятся к характерным признакам ЗПР. |
Социальное взаимодействие |
Ребенку с диагнозом ЗПР тяжело дается общение с другими людьми — и ровесниками, и взрослыми. Они не умеют давать полные четкие ответы на вопросы и испытывают сложности с тем, чтобы задать вопрос своему собеседнику. Им трудно выстраивать связные высказывания, слушать, что говорят другие, поддерживать разговор, выражать свои мысли и чувства. Их редко принимают в игры. Играть или работать они предпочитают в одиночку. Следствием несостоявшихся межличностных контактов могут стать социофобия и проблемы с социальной адаптацией. |
Виды задержки психического развития
Есть разные типологии ЗПР, например, предложенные Марией Певзнер и Татьяной Власовой, Владимиром Ковалевым и другие. Рассмотрим классификацию детского психиатра и дефектолога Клары Лебединской.
Основой этой типологии является этиопатогенетический принцип, в соответствии с которым выделяют четыре клинических вида ЗПР: конституционального, соматогенного, церебрально-органического и психогенного происхождения.
Вид ЗПР |
Причины |
Признаки |
Конституциональный |
Замедленное созревание центральной нервной системы. |
При таком типе нарушений антропометрические показатели (параметры роста, веса, объема) и поведение не соответствуют возрастной норме. Такие дети инфантильны (на физическом и психическом уровне), эмоционально нестабильны. Им сложно фокусировать внимание на чем-то, есть проблемы с запоминанием. Игровая деятельность их увлекает больше, чем познавательная. Ребята с таким типом ЗПР общительны, но очень привязаны к родителям и неспособны принимать решения. Им сложно адаптироваться к чему-то новому. |
Соматогенный |
Тяжелые соматические заболевания, перенесенные ребенком на первом году жизни, например, бронхиальная астма, пневмония, сердечно-сосудистые патологии, почечная недостаточность. |
При таком типе ЗПР детям свойственны повышенная тревожность, поверхностное внимание, низкая работоспособность. Они замкнуты и пугливы, не уверены в себе и капризны. У них плохо сформированы навыки деятельности, при этом они могут ощущать свою физическую неполноценность. Все это может привести к задержке эмоционального развития. Поскольку такие малыши много времени провели в больнице, у них возникают серьезные проблемы с коммуникацией, нередко они становятся изгоями в детском коллективе. |
Психогенный |
Неблагоприятные условия, в которых воспитывается ребенок: гиперопека или недостаток внимания со стороны взрослых, жестокое обращение (физическое насилие, наказания). Педагогическая запущенность. |
При таком типе ЗПР детям свойственны повышенная тревожность, поверхностное внимание, низкая работоспособность. Они замкнуты и пугливы, не уверены в себе и капризны. У них плохо сформированы навыки деятельности, при этом они могут ощущать свою физическую неполноценность. Все это может привести к задержке эмоционального развития. Поскольку такие малыши много времени провели в больнице, у них возникают серьезные проблемы с коммуникацией, нередко они становятся изгоями в детском коллективе. |
Церебрально-органический | Первичное негрубое органическое поражение головного мозга, которое может возникнуть вследствие родовых травм, интоксикации, асфиксии плода, недоношенности, проблем во время беременности. |
Характерные черты детей с таким типом ЗПР — психическая неустойчивость, импульсивность, повышенная тревожность, невнимательность, инфантильность. Как правило, наблюдается отставание в интеллектуальном развитии. Отсутствуют социальные и бытовые навыки. Есть сложности с самоконтролем. Такой ребенок может быть очень застенчивым, боязливым или наоборот наглым. |
Диагностика ЗПР
Диагностика ЗПР требует комплексного подхода и проведения различных исследований, анализов. Всесторонним обследованием юного пациента занимается психолого-медико-педагогическая комиссия — ПМПК. В состав подобной рабочей группы входят такие специалисты, как
-
педиатр,
-
детский психолог,
-
дефектолог,
-
логопед,
-
детский невролог,
-
психиатр.
Можно выделить несколько этапов диагностики:
-
общение с ребенком и его родителями;
-
изучение условий, в которых живет и воспитывается пациент;
-
осмотр педиатра;
-
сбор анамнеза;
-
анализ медицинской документации;
-
психометрическая оценка (оценить интеллектуальные, психомоторные и социальные навыки ребенка помогают различные тесты);
-
диагностика речи;
-
обследование невролога для исключения возможных неврологических проблем;
-
заключение комиссии;
-
разработка индивидуальной программы коррекции.
Для определения причин и типа задержки психического развития может потребоваться проведение дополнительных анализов и исследований (анализ крови, мочи на наличие инфекций, генетическое тестирование, чтобы выявить врожденные причины недуга). Может потребоваться МРТ головного мозга, КТ, ЭЭГ. Чтобы исключить олигофрению или аутизм, проводят дифференциальную диагностику.
Полученная в ходе такого комплексного обследования информация позволяет сделать вывод о том, есть ли у ребенка отставание в развитии. Но стоит отметить, что, начиная с 1997 года, диагноз ЗПР не ставят. В соответствии с Международной классификацией болезней (МКБ-10) этот недуг относится к психологическим особенностям развития.
Какие методы лечения применяют при ЗПР?
Программа коррекции ЗПР разрабатывается для каждого ребенка индивидуально — с учетом результатов комплексного обследования. Справиться с проблемой помогает мультидисциплинарный подход — с юными пациентами работают специалисты разных направлений: педиатры, детские неврологи и психологи, психиатры, логопеды и дефектологи.
Особое внимание при этом уделяют:
-
развитию когнитивных способностей — мышления, внимания, восприятия, памяти;
-
коррекции речевых дефектов;
-
развитию эмоциональной сферы, моторики.
При необходимости в программу коррекционной работы включают:
-
медикаментозную терапию,
-
физиотерапию,
-
массаж,
-
ЛФК,
-
психотерапевтические методики (арт-терапию, логоритмику, приемы предметно-сенсорной терапии),
-
альтернативные методы (дельфинотерапию, канис- и фелинотерапию, иппотерапию) и т. д.
Более подробно изучить проблему ЗПР, освоить методы диагностики и коррекции, овладеть эффективными инструментами работы с этим непростым недугом вы можете на специализированных курсах в НАДПО.
Обратите внимание на программы переподготовки по дефектологии. Обучение проходит в дистанционном формате. Сразу после оплаты выбранного курса вы получаете доступ к теоретическим материалам и практическим заданиям и сможете работать и учиться в комфортном для вас режиме. Завершив обучение и выдержав итоговые испытания, вы получите документ установленного образца престижного московского образовательного учреждения, который подтвердит вашу компетентность.