☞ Войти в систему дистанционного обучения ☜
8 800 600 69 16
8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных

Записаться на обучение
8 800 600 69 16 8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных
Записаться на обучение
Сказкотерапия в практике психолога-консультанта

Сказкотерапия в практике психолога-консультанта

Сказкотерапия в практике психолога-консультанта

64_1.jpg


Никому не надо объяснять, что такое сказка. В детстве каждого из нас пленили волшебные истории о прекрасных принцессах и отважных рыцарях, о находчивых зверюшках и злющих ведьмах.

Но не все слышали понятие в психологии «сказкотерапия». Не так-то просты сказочные истории, раз их успешно применяют в своей практике коррекционные специалисты. Сегодня мы поговорим о роли сказкотерапии в работе психолога, узнаем, как действует этот метод и какие задачи можно решить с его помощью.


Что такое сказкотерапия?

64_2.jpg


Сегодня психологов сильно тревожит отрицательный эмоциональный фон дошкольников и детей младшего школьного возраста: детские страхи, повышенная тревожность и агрессивное поведение все чаще встречаются в этом возрасте. Поэтому задачей дошкольного образования сейчас является максимально разгрузить психику ребенка, развить его внутренний потенциал и творческие способности, расширить уровень осознанности событий, дать знания о законах жизни и навыки поведения в обществе. И тут на помощь специалистам приходит метод сказкотерапии (лечение сказкой).

Такая техника коррекции привлекательна тем, что не имеет противопоказаний, действует как на взрослых, так и на детей. Причем, сказкотерапевт может применять метод даже в работе с трехлетними малышами, ведь в этом возрасте дети уже имеют представление о мире, активно разговаривают и способны рассказать о своих фантазиях.


Какие сказки используются в психологии

64_3.jpg


Основных видов сказок, которые применяют в работе психологи, пять.

  1. Художественные (сюжет максимально приближен к фольклору; не подстраиваются под индивидуальный случай; используются как поддерживающая терапия).

  2. Дидактические (применяются в работе с дошкольниками и учениками младших классов; призваны обучить малышей в интерактивной форме новым навыкам, способствуют проработке той или иной ситуации, подсказывают модель поведения в конкретном случае, помогают в поиске решения и отвечают на вопросы).

  3. Психокоррекционные (бережно корректируют черты характера и поведения; используются в работе с гиперактивными детьми с повышенным уровнем агрессии; обязательно прорабатываются психологом под конкретного ребенка).

  4. Психотерапевтические (помогают пациентам 3-8 лет в купировании страхов, тревог и фобий; могут быть индивидуально скорректированы под точечный случай; зачастую главным героем таких сказок является сам маленький пациент).

  5. Медитативные (в таких сказках нет злого героя и отсутствует острый конфликт; разрабатываются с целью избавиться от психологической загрузки; не ставят перед собой задачу решить конкретную проблему; часто имеют форму диалога с малышом, что дает психологу возможность менять сюжет в соответствии с реакцией и скрытыми потребностями ребенка).


Кому подходит метод сказкотерапии

64_4.jpg


Сказкотерапию практикуют психологи в дошкольных и средних образовательных учреждениях, в реабилитационных и медицинских центрах. На основе этого метода даже создаются целые сборники терапевтических сказок, призванных решать ту или иную проблему, корректировать разные страхи, бороться с негативными проявлениями поведения.

Сказкотерапия способна решить следующие проблемы детей:

  • боязнь темноты;

  • лень;

  • жадность;

  • агрессию по отношению к сверстникам и взрослым;

  • неумение дружить и принимать правила поведения;

  • гиперактивность;

  • нервный тик;

  • энурез;

  • нарушения пищевого поведения;

  • конфликты с родителями;

  • сложности в общении;

  • низкую способность к обучению;

  • чувство неполноценности и неуверенности в себе.

Взрослым сказкотерапия помогает выявить подсознательные страхи и воспринимать мир таким, каков он есть. Не зря психологи советует носить с собой книжку с любимой сказкой. Перечитать после сложного рабочего дня поучительную, проверенную временем, справедливую историю дает ощущение уверенности в себе, ведь в большинстве сказок прослеживается мировая диалектика: без зла не бывает добра, и наоборот. Сказки даже во взрослом возрасте наглядно показывают нам наш мир и человеческие отношения в нем, а это – актуальные вопросы в любом возрасте.


Как работает сказкотерапевт?

64_5.jpg


Сказка – это не только полезная, но и очень интересная и приятная «таблетка». Психологу она помогает найти общий язык даже со стеснительным, необщительным ребенком, ведь не каждый малыш легко признается в своих страхах, а некоторые даже чувствуют себя виноватыми в них.

Как же происходит работа сказкотерапевта?

Самые распространенные действия – это:

  • обсудить известную сказку;

  • попросить пациента самому написать сказку;

  • провести арт-терапевтическую работу по мотивам сказки;

  • инсценировать уже существующую сказку (в виде актерского действия или кукольного представления).

Чтобы провести диагностику и коррекцию имеющихся проблем, терапевт:

  1. Рассказывает сказку и следит за реакцией пациента. Можно как бы «погрузить» его в сказочный транс, используя ровность и распевы голоса, многочисленные повторы и яркие речевые обороты.

  2. Наблюдает, как пациент реагирует на поведение героев сказки, чтобы выявить его собственные ценности и страхи. Для этого нужно уметь истолковать не только слова клиента, но и его жесты, мимику. Главная задача тут – понять, с каким героем он себя ассоциирует.

  3. Предлагает рассказать любимую сказку. Часто именно она отражает, хоть и упрощенный, но жизненный сценарий, к которому стремится и которого придерживается пациент.

  4. Просит сочинить историю. Такое действие даст самую объемную информацию для диагностирования. На этом этапе психологу необходимо не только тщательно отслеживать все реакции пациента, но и провести общий анализ полученного «произведения», ведь автор комбинирует образы и события не бессмысленно.

Полностью все актуальные методы сказкотерапии рассказывают опытные психологи на нашем обучающем курсе. Освоив программу обучения, вы получите диплом, и на профессиональном уровне сможете помогать детям и взрослым решать свои проблемы при помощи сказкотерапии.


Какие проблемы решает сказкотерапия?

64_6.jpg


Все сказки можно поделить на 4 группы в зависимости от конкретных проблем, которые они способны решить.

Например:

  1. Трудности в общении и дружбе со сверстниками решают сказки, в которых рассказывается о конфликтах, ссорах, обидах.

  2. При внутренних переживаниях нужно создать в сказке зеркальный эффект, чтобы малыш увидел свой, пока еще неосознанный, внутренний мир, и смог ответить на вопрос: «Что же со мной не так?».

  3. Страхи поможет скорректировать понимание, чего именно боится ребенок и как он этого боится, ведь если страх мешает развитию и общению, малышу необходимо помочь.

  4. При возрастных трудностях ребенку важно принять себя в новой роли (стать самостоятельным в детском саду, научиться решать проблемы в школе), поэтому так важно поговорить с малышом об этом, и лучше всего это получается сделать при помощи сказки.


Все статьи

Преподаватели

 – Помогают разобраться с заданиями

 – Ответят на вопросы


Электронная библиотека

 – Более 10 000 книг

 – Более 3000 видеолекций (вебинаров)

 – Библиотека постоянно пополняется

 – Все можно скачать и распечатать

 

Московский диплом

Диплом о профессиональной переподготовке или удостоверение о повышении квалификации

100% онлайн обучение

Полностью дистанционное повышение квалификации и переподготовка

Скидки и льготы

Для пенсионеров – 10%

Льготным категориям – дополнительные скидки


Рассрочка оплаты

Индивидуальный график платежей согласуйте с менеджером приемной комиссии

Отзывы о НАДПО




Аудиоотзывы наших слушателей

Обратную связь выпускников можно послушать в реальном времени
Заявка на обучение или консультацию:

Ваша заявка принята, мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте номер телефона и мы с удовольствием расскажем вам о нашей академии:
Ваша заявка принята
НАВЕРХ