Нейропсихология как научное направление возникла на стыке нескольких наук – психологии и физиологии. Область нейропсихологии – это изучение процессов в головном мозге, которые отвечают за когнитивные функции (внимание, мышление, память и др.).
Представьте себе, что эти высшие психические функции, как дом, состоят из множества кирпичиков (более простых физических или психических процессов). Если какого-то «кирпичика» не хватает или он с дефектом, наш «дом» может пострадать. Нейропсихологи занимаются диагностикой этих «кирпичиков», и если где-то порядок нарушен, могут предложить коррекцию для того, чтобы укрепить слабое место.
История развития нейропсихологии
Фундамент для развития нейропсихологии в России был заложен учеными Л. С. Выготским и А. Р. Лурия. Именно Лурия занимался разработкой теории о системной динамической локализации психических функций.
По его теории, за обеспечение процессов психической деятельности отвечают три блока мозга. Стволовые отделы – это энергия и обеспечение бодрствования, височная, теменная и затылочная области – прием, переработка, хранение и воспроизведение зрительной, тактильной и слуховой информации, лобные отделы – программирование и контроль над деятельностью. Была разработана программа нейропсихологического синдромного анализа, который позволял обнаруживать очаговые выявления мозга и нарушения когнитивных функций.
В послевоенные годы в Москве А. Р. Лурия организует лабораторию, где занимается изучением проблем мозга и психики с помощью различных методов (в работе также участвовали Е. Д. Хомская и Л. С. Цветкова). Данные исследований указывали на то, что нарушенные психические функции человека можно восстановить путем перестройки функциональной системы.
В 1966 году в Московском университете появилась первая кафедра нейро- и патопсихологии, сформировалось три основных направления отечественной нейропсихологии – клиническая, экспериментальная и реабилитационная. Конечно, в наше время к ним уже добавились и другие направления – когнитивная, детская, возрастная и др.
Предмет, цели, задачи нейропсихологии
Предметом нейропсихологии можно считать изучение функционирования отдельных зон головного мозга, их роль в психических процессах.
Целью этой науки является понимание, как связаны между собой структуры головного мозга, их функционирование, психические процессы живых существ и их поведение.
В задачи нейропсихологии входит следующее:
-
определить закономерности функционирования головного мозга при взаимодействии с внешними и внутренними факторами;
-
проведение нейропсихологического анализа для определения очаговых поражений мозга;
-
оценить состояние мозга (его функциональность).
Все эти задачи могут решаться с помощью различных методов.
Методы нейропсихологии
Условно методы в нейропсихологии можно разделить на две группы. Первая – это методы, которые используются для теоретических исследований, вторая – методы, которые используются в практической работе нейропсихолога. Рассмотрим более подробно обе группы методов.
Первая группа – сравнительно-анатомический метод, метод разрушения, метод раздражения.
-
Сравнительно-анатомический метод – выясняет зависимость поведения от строения головного мозга. С помощью этого метода были изучены принципы работы и строение коры головного мозга.
-
Метод разрушения – заключается в разрушении определенного участка мозга и последующем наблюдении за поведением. Нарушения могут быть как необратимыми (ранение в мозг, нейрохирургические операции), так и обратимыми: когда разрушенный участок «выключается» тем или иным способом (охлаждение, стимуляция, медицинские препараты), а затем снова «включается» в работу.
-
Метод раздражения – на определенные участки мозга оказывается прямое или непрямое воздействие, что позволяет проводить анализ высших психических функций. Прямое воздействие на мозг человека имеет этические ограничения, поэтому чаще всего в исследованиях используется непрямое воздействие.
Вторую группу методов использует практическая нейропсихология. Основным в этой группе является метод синдромного анализа, который разработал А. Р. Лурия. Это ряд тестов, которые позволяют достаточно точно оценить состояние высших психических функций, определить зону поражения и характер нарушения работы головного мозга.
В работе практического нейропсихолога используются современные научные и технические разработки – магнитно-резонансная томография, компьютерная томография, электроэнцефалография и др.
Детская и возрастная практическая нейропсихология
Это направление нейропсихологии изучает работу детского мозга, его влияние на поведение и психику ребенка. Детский нейропсихолог занимается исследованиями нарушений детской психики, корректирует психические процессы, особенности поведения, занимается развитием или восстановлением высших психических функций (память, внимание, речь и др.). Работа с детьми ведется при помощи специальных упражнений, игр, коррекционных методик.
Показания для обращения к детскому нейропсихологу:
-
детский церебральный паралич;
-
травмы головы;
-
трудности с самоконтролем и поведением (например, гиперактивность или синдром дефицита внимания);
-
сложности с усвоением школьной программы;
-
слабо развитая моторика;
-
речевые расстройства;
-
задержка развития;
-
трудности в общении;
-
заболевания аутистического спектра;
-
врожденные нарушения развития и др.
Детский нейропсихолог может найти причину проблем и трудностей в обучении и развитии, выявить нарушения в функционировании отделов головного мозга и провести коррекционно-развивающую работу.
Возрастная практическая нейропсихология занимается вопросами психического развития человека в различные периоды жизни, оказывает помощь при нарушениях высших психических функций из-за болезней, травм или возрастных изменений.
Что почитать по нейропсихологии?
Книги, которые мы можем вам рекомендовать, написаны достаточно простым и увлекательным (насколько это возможно для научного стиля) языком.
-
А. Р. Лурия, «Основы нейропсихологии»;
-
О. Сакс, «Человек, который принял жену за шляпу»;
-
В. С. Рамачандран, «Мозг рассказывает. Что делает нас людьми»;
-
Э. Бэнкс, Л. Хиршман, «На одной волне. Нейробиология гармоничных отношений»;
-
Р. Хансон, Р. Мендиус, «Мозг и счастье. Загадки современной нейропсихологии».
Книги понравятся не только тем, кто интересуется нейропсихологией, но и тем, кто любит научно-популярную литературу об устройстве и работе человеческого мозга.
Как стать нейропсихологом?
Нейропсихологи востребованы на медицинском рынке труда в наше время и будут оставаться востребованы еще очень долгое время. По статистике, количество детей, у которых есть нарушения в развитии (при которых необходима помощь нейропсихолога) только растет.
Специалисты склоняются к тому, что это связано с улучшением диагностики ранних нарушений развития. И чем раньше оказана помощь в коррекции таких нарушений, тем лучше – больше шансов на полное восстановление ребенка и его активное включение в социальную жизнь.
Да и взрослым людям помощь нейропсихолога бывает крайне необходима. Помощь после травм, инсультов, болезней, восстановление и реабилитация – кто же откажется от возвращения к нормальной жизни?
Как правило, практическим нейропсихологом можно стать, имея за плечами образование психолога или клинического психолога, а затем можно окончить специализированные курсы.
Например, наша академия предлагает курс профессиональной переподготовки – «Практическая нейропсихология». На курсе вы изучите все необходимые предметы: психология, клиническая психология, детская психология и нейропсихология, психофизиология и многое другое. Изучите методы нейропсихологической диагностики, способы нейропсихологической реабилитации, пройдете практикумы и т. д.
Вы сможете применить полученные знания, работая в детских реабилитационных центрах, частных или государственных медицинских учреждениях, специализированных детских садах, школах или работать на себя, оказывая услуги, как частный специалист.