- Что такое онтогенез речи?
- Этапы речевого развития
- Какие условия нужны для нормального развития речи?
- Какие признаки укажут на задержку речевого развития?
- Что может стать причиной ЗРР?
- К каким последствиям могут привести нарушения в развитии речи?
- Что делать, чтобы речь у детей развивалась правильно? Советы специалистов
Речь — важный инструмент, который необходим человеку для полноценной жизни в обществе. С помощью речи мы обмениваемся информацией друг с другом, познаем окружающий мир, осваиваем знания и получаем ценный опыт. Развитие речи в онтогенезе — сложный многоступенчатый процесс со своими закономерностями. От того, как все происходит и какие результаты дает, зависит и психоэмоциональное состояние человека, и его физическое и интеллектуальное развитие.
Познакомимся с онтогенезом речи поближе.
Что такое онтогенез речи?
Онтогенезом называют историю развития организма с момента зарождения до финала существования. Для каждого живого существа такая история будет индивидуальной — поскольку все биохимические, морфологические, физиологические трансформации, которые переживает организм в течение жизни, неповторимы. Термин «онтогенез» появился в 1866 году, а его автором стал немецкий философ, естествоиспытатель Эрнст Генрих Геккель.
В логопедии есть свой онтогенез, а именно — речевой онтогенез. Этим термином обозначают индивидуальные особенности становления языковой системы, закономерности овладения человеком всеми компонентами речи, начиная с первых речевых проявлений (гуления, лепета) или самых первых слов в раннем детском возрасте и заканчивая свободным владением родным языком, который к этому моменту становится важным инструментом мышления и коммуникаций.
Знание и понимание того, как развивается речевая функция, какие отклонения от нормы случаются в процессе ее формирования, необходимы для максимально точной своевременной диагностики нарушений и последующей коррекционно-развивающей работы, которую будет проводить логопед.
Этапы речевого развития
Способность говорить человек не получает автоматически — при рождении. Речевая функция зарождается и развивается в процессе онтогенеза. Все ее компоненты формируются в определенной последовательности — от простого к сложному. Происходит это параллельно с физическим и интеллектуальным развитием ребенка. Уровень сформированности речи является значимым показателем общего развития маленького человека и зависит как от внутренних, так и от внешних факторов. Например, от того, как часто и как много родители беседуют с ребенком, достаточно ли у него речевой практики и т. д.
Все компоненты речи формируются «по расписанию» — каждому элементу соответствует определенный возрастной период. Процесс усвоения родного языка подчиняется общим правилам, нормам, и существенное влияние на него оказывают условия, в которых все происходит.
Какие ступени выделяют в речевом онтогенезе?
Есть несколько типологий речевого развития, которые отличаются количеством этапов, возрастными рамками и другими критериями.
-
Например, Гита Львовна Розенгард-Пупко, ученица Льва Семеновича Выготского, психолог, специалист в сфере психологии раннего детского возраста, выделяет в речевом развитии детей только две ступени — подготовительную (длится до 2 лет) и самостоятельного оформления речи (от 2 лет и далее).
-
Для педагога, психолога, лингвиста Александра Николаевича Гвоздева основным критерием для классификации периодов речевого онтогенеза была последовательность, с которой в детской речи появляются разные части речи, словосочетания, разные типы предложений.
-
По версии психолога, педагога, философа Алексея Николаевича Леонтьева, человеческая речь последовательно проходит в процессе становления четыре этапа — подготовительный, преддошкольный, дошкольный и школьный.
Периодизация Леонтьева
Рассмотрим более подробно периодизацию, которая была предложена Леонтьевым.
Подготовительный этап
Стартует с момента появления малыша на свет и длится до 1 года.
Первые звуки ребенок издает при рождении — кричит и плачет. Эти голосовые реакции пока мало похожи на человеческую речь. Однако и крик, и плач активизируют речевой аппарат (его дыхательный, артикуляционный и голосовой отделы), способствуют его развитию.
Спустя пару недель новорожденный начинает реагировать на голос — переключает свое внимание с громкого плача на попытки услышать, что ему говорят. А еще через пару недель мелодия колыбельной способна успокоить плачущего ребенка.
Чуть позже малыш научится распознавать интонацию и будет реагировать на нее соответствующе — плакать в ответ на резкий тон и оживляться, когда говорят ласково.
Примерно в 2 месяца кроха начнет гулить, а ближе к трем появятся первые лепетные слова без четкой артикуляции (агу-агу, ба-ба и др.).
5-месячный карапуз хорошо слышит звуки, наблюдает за артикуляцией говорящих с ним людей и пытается им подражать. При этом повторение одного и того же движения помогает закрепить навык, и в 6 месяцев ребенок уже пытается выговаривать отдельные слоги (па-па-па, ма-ма-ма и т. д.).
Далее путем подражания малыш постепенно осваивает все компоненты речи — фонемы, ритм, интонацию, темп, тон. Постепенно навыки усложняются: ребенок учится выстраивать связи между словами, предметами и действиями, реакцией на них, повторяемые за взрослыми звукосочетания становятся все более разнообразными. Поскольку маленький «говорун» копирует речь окружающих, очень важно, чтобы она была правильной, без явных дефектов.
Завершается подготовительный этап к концу первого года — с появлением первых слов.
Преддошкольный этап
Охватывает временной отрезок от первой важной даты — 1 года — до 3 лет. Это период развития активной речи.
Малыш пристально изучает артикуляцию людей, которые его окружают, и, следуя образцу, много и охотно болтает. Пока он может путаться в звуках, переставлять их местами, пропускать или искажать.
Одно и то же слово карапуза одновременно может быть и просьбой, и выражением чувств, и просто называть какой-либо предмет. Понять, что именно ребенок имеет в виду, о чем хочет сказать, взрослые могут только в контексте — в определенной ситуации. Такая речь называется ситуационной. Ее малыш нередко сопровождает активной мимикой, жестами.
К полутора годам ребенок начинает понимать вербальные объяснения взрослых. Постепенно растет его словарный запас, обогащается багаж знаний. Значения слов получают большую определенность.
После двух лет приходит черед грамматического строя речи. Сначала свои просьбы и желания кроха может выразить одним словом. Потом появляются примитивные фразы, в которых слова никак не согласуются. Позже дети знакомятся с единственным и множественным числом существительных, временами и лицами глаголов, к некоторым словам уже добавляются падежные окончания. В этом возрасте кроха понимает, что ему говорят, гораздо лучше, чем сам может что-то произнести.
Дошкольный этап
Ему соответствует возрастной период от 3 до 7 лет.
На этом этапе у многих ребят еще может сохраняться неправильное произношение отдельных звуков, например, сонорных, шипящих, свистящих, могут наблюдаться дефекты озвончения или смягчения, йотации (когда перед гласным звуком, с которого начинается слово, или между двумя гласными в середине слова появляется звук [й]: яд — [йад], свою — [свойу]).
В этом возрасте ребенок учится контролировать, как он произносит слова, и в случае необходимости исправляет свои ошибки — у него формируется так называемое фонематическое восприятие. Стремительно растет словарный запас (к 4-6 годам в активном использовании может быть уже 3000-4000 слов). Каждое слово обретает и все больше уточняет свое значение. Но случаются забавные ситуации: вместо лопатки появляется «копатка», а из лейки «леют», а не поливают. Так развивается способность к словотворчеству, дает о себе знать чувство языка. По мнению педагога, писателя, одного из основоположников дошкольной педагогики в России Константина Дмитриевича Ушинского, именно чувство языка подсказывает малышу, куда поставить ударение в слове, как правильно сочетать слова в предложении, как построить грамматический оборот.
Дошкольный этап характеризуется не только обогащением словаря, но и дальнейшим расширением знаний о грамматическом строе — развитием связной речи. Содержание высказываний усложняется, растет их объем. Простые предложения дополняются сложносочиненными и сложноподчиненными конструкциями.
Пятилетние малыши могут самостоятельно, без наводящих вопросов придумать рассказ (например, пересказать сказку) из 40-50 предложений. Навык ведения беседы (диалога) дополняется важным навыком монологического высказывания.
Совершенствуется и фонематическое восприятие: дошколята начинают различать согласные и гласные, понимают, какие звуки твердые, мягкие и т. д. Становится чистым произношение.
Еще одна важная веха — на дошкольном этапе формируется контекстная речь (не связанная с наглядной опорой, отвлеченная, например, описание собственных впечатлений или переживаний ребенка).
Школьный этап
Приходится на возрастной период от 7 до 17 лет.
Если до этого момента дети овладевали речью, во многом подражая взрослым, теперь начинается период сознательного усвоения. Ребята учатся звуковому анализу, осваивают правильное с точки зрения грамматики построение высказывания.
Появляется и становится ведущим новый вид речи — ее письменная форма.
На смену активному наблюдению, слушанию, восприятию и различению звуков и их сочетаний приходит осознанное употребление всех средств языка.
Какие условия нужны для нормального развития речи?
Конечно, у этапов развития речи не может быть четко обозначенных рамок — один плавно перетекает в другой, последующий. Но чтобы все компоненты речи формировались своевременно и без отклонений, нужны определенные условия:
-
физическое и психическое здоровье;
-
адекватный возрасту уровень развития органов чувств (зрения, слуха);
-
нормальный уровень умственных способностей;
-
достаточный уровень психической активности;
-
адекватная потребность в использовании речи для общения;
-
благоприятная речевая среда, в которой растет и развивается малыш (речевое окружение, языковые образцы, которые ребенок слышит от близких, с экранов ТВ или по радио и т. д.).
Когда все речевые навыки формируются вовремя и правильно, ребенок в нужном режиме познает окружающий мир, усваивает новые понятия, обогащает свой багаж знаний.
Какие признаки укажут на задержку речевого развития?
Своевременное и правильное становление речи — важное условие общего психического и физического развития ребенка, его здоровья, интеллектуальных способностей, успешной социализации. Поэтому родителям нужно быть внимательным к своему маленькому «говоруну» — чтобы не пропустить тревожные звоночки, сигнализирующие о задержке речевого развития (ЗРР).
Обозначим основные признаки этого неприятного явления:
-
кроха ведет себя подозрительно тихо, практически беззвучно: почти не гулит, мало лепечет, его вокализации однотипны;
-
годовалый малыш не реагирует на звук или обращенную к нему речь;
-
в полтора года ребенок не понимает своего имени, не знает, как называются предметы, не может выполнить элементарную просьбу (типа «иди сюда» или «садись»), слабо пытается повторить чужие слова;
-
в 2 года малыш самостоятельно не говорит;
-
в 2-2,5 года ребенок не умеет составлять элементарные фразы (типа «Дай молока»), не знает, как называются предметы или части тела, взрослые его не понимают;
-
в 3 года малыш способен только повторять знакомые ему фразы из мультфильмов или книжек, не воспринимает и не понимает объяснений, рассказов;
-
ребенок предпочитает пользоваться жестами, мимикой;
-
у малыша нет особого желания общаться, контактировать с другими людьми.
Все перечисленные симптомы — повод проконсультироваться со специалистом.
Задержка речевого развития не является свидетельством каких-то умственных отклонений, но может стать серьезной преградой в социализации ребенка — его адаптации в обществе. Поэтому важно не пропустить момент и прийти малышу на помощь.
Что может стать причиной ЗРР?
Отставание в речевом развитии могут провоцировать как внешние, так и внутренние факторы. Наиболее распространенными причинами ЗРР являются:
-
родовые травмы;
-
внутриутробная гипоксия;
-
преждевременные роды;
-
внутриутробная инфекция;
-
неблагоприятная наследственность (например, по наследству ребенку от родителей может передаться глухонемота или патологии уздечки);
-
психологические травмы (например, тяжелая травмирующая ситуация в семье, которая сохраняется длительное время или долгая разлука с близкими);
-
осложнения после вирусных заболеваний;
-
воздействие некоторых лекарственных средств или вредных веществ и др.
Кстати, одной из причин задержки развития речи могут быть… слишком заботливые и предупредительные родители, которые без слов угадывают все желания малыша, лишают его стимула стараться говорить. Может быть и диаметрально противоположная ситуация — родители слишком заняты, у них нет времени на беседы с крохой, на чтение книг, совместный просмотр мультфильмов, колыбельные, поэтому развлекают малыша всевозможные гаджеты — планшеты, телевизор, компьютер, звуковой фон которых также не способствует активному говорению.
К каким последствиям могут привести нарушения в развитии речи?
Речевой онтогенез оказывает существенное влияние на становление высших психических функций человека:
-
становится произвольным внимание;
-
появляются разные формы мышления — абстрактное, наглядное, практическое, понятийное;
-
восприятие становится более точным, системным, избирательным;
-
развивается вербально-логическая память.
Развитие речи способствует развитию познавательной сферы, формированию коммуникативных навыков. Все это влияет на поведение человека. Поэтому любые сбои, отклонения в ходе становления речевой функции могут иметь далеко идущие последствия, а именно:
-
нарушения в развитии познавательной деятельности (ее высших форм);
-
отставание в психическом развитии;
-
сложности в вырабатывании навыков чтения и письма;
-
отклонения в формировании эмоционально-волевой сферы (ребенок может замкнуться в себе, стать нерешительным, закомплексованным, эмоционально нестабильным) и т. д.
Что делать, чтобы речь у детей развивалась правильно? Советы специалистов
Речевое развитие — сложный многоэтапный и многокомпонентный процесс, который требует внимания и своевременной коррекции. И хотя у онтогенеза речи есть общие для всех правила, закономерности, график появления и закрепления отдельных механизмов, каждый малыш уникален, имеет свойственные только ему индивидуальные особенности. Об этом важно помнить и учитывать этот момент, когда что-то идет не по плану.
Главное, создать благоприятные условия для нормального становления речи:
-
Уделять малышу достаточно времени — разговаривать с ним, рассказывать сказки и стишки, читать книги, смотреть мультфильмы и обсуждать их содержание, разглядывать и комментировать картинки.
-
Развивать мелкую моторику — играть с песком, лепить из пластилина, рисовать, делать аппликации и поделки из различных природных материалов (желудей, листочков, веточек, семян).
-
Тренировать память, стимулировать любознательность, интерес к окружающему миру — растениям, животным, явлениям природы.
-
Больше общаться с ребенком, гулять на детских площадках — в компании других карапузов, играть в подвижные игры.
-
Поддерживать благоприятный психологический микроклимат дома, в семье.
-
Следить за своей речью — она является образцом для подражания, поэтому слова нужно произносить четко, правильно ставить ударения, интонировать предложения.
-
Стараться говорить с крохой простыми предложениями.
-
Постепенно вводить новые слова, показывать предметы, которые они называют.
-
Научиться делать простейшие упражнения дыхательной гимнастики, которые подготовят речевой аппарат ребенка к новым для него задачам — произношению новых слов, звуков, проговариванию фраз с разной интонацией и т. д.
Более детально разобраться в вопросах речевого онтогенеза, ознакомиться с наиболее распространенными проблемами становления речи, изучить опыт коррекции дефектов, узнать какие профилактические меры помогают предупредить патологии вы можете, пройдя обучение на курсах переподготовки логопедов в Национальной академии дополнительного профессионального образования.
Практикующим специалистам, желающим актуализировать свои компетенции и расширить спектр предоставляемых услуг, могут быть интересны курсы повышения квалификации по логопедии.
Образовательные программы в НАДПО — это:
-
возможность получить новую востребованную специальность или освежить свои знания, не выходя из дома;
-
большой выбор курсов профпереподготовки и повышения квалификации по разным направлениям;
-
комфортные условия оплаты — есть система скидок и льгот, различные варианты рассрочки (в том числе от Академии — без процентов и переплаты);
-
диплом или удостоверение престижного московского образовательного учреждения.