Инсульт – тяжелейшее испытание для всего организма. Внезапный удар выводит из строя важные участки головного мозга, нарушаются зрительная, двигательная, когнитивная функции, снижается чувствительность. Но главное, инсульт лишает возможности говорить. Чтобы человек мог полностью восстановиться и вернуться к полноценной жизни, очень важна своевременная реабилитация. И она должна быть комплексной – с участием таких специалистов, как невролог, кардиолог, психолог или психотерапевт, логопед-афазиолог, реабилитолог, массажист, физиотерапевт.
Поговорим в нашей статье о том, что происходит с речевой функцией после инсульта и какие методы применяют, чтобы устранить последствия этого тяжелого недуга.
Что такое инсульт и к каким нарушениям речи может привести?
Инсульт (от латинского insultus – удар, нападение, наскок) – это острое нарушение кровоснабжения головного мозга, как говорили раньше – апоплексический удар (от древнегреческого ἀποπληξία – паралич). Тяжелый недуг нередко приводит к трагическому финалу (около 10 % всех летальных исходов), но в большинстве случаев серьезно снижает качество жизни пациента, ограничивает его возможности.
Одно из наиболее распространенных последствий инсульта – расстройство речевой функции. Из-за острого нарушения кровообращения нервные клетки головного мозга не получают достаточного количества питательных веществ, развивается очаговое поражение сосудов, центральной нервной системы. Под удар попадают в том числе речевые центры, вследствие чего возникают такие расстройства речи, как афазия и дизартрия.
Афазия и ее разновидности
При афазии пациент не может отчетливо выговаривать слова, плохо воспринимает речь, которая обращена к нему, у него возникают сложности с чтением. Различают следующие виды афазии:
- Эфферентная моторная афазия (или афазия Брока). Возникает при поражении речедвигательного центра Брока и проявляется в том, что человеку сложно собирать звуки в слоги, слоги в слова, а слова в предложения, сложно переключиться с одного слога на другой, в связи с чем речь теряет плавность, возникают паузы. Пациент опускает предлоги, его речь приобретает так называемый «телеграфный стиль». При тяжелых формах такой афазии человеку приходится подключать мимику и жесты, употреблять слово-эмбол в качестве универсального ответа на любой вопрос, обращение или просьбу.
- Афферентная моторная афазия. Пациент не помнит (не понимает, не знает), что нужно сделать (как открыть рот, куда деть язык), чтобы произнести какой-то звук, замещает одни звуки другими (с которыми есть сходство по месту и способу образования, например, н-д-т, к-х или о-у).
- Сенсорная афазия (или акустико-гностическая, или афазия Вернике). В очаге поражения оказывается центр Вернике, отвечающий за восприятие человеком речи (со слухом у него все в порядке), ее понимание. Когда с таким пациентом пытаются говорить, он слышит лишь поток разрозненных звуков, не может из них синтезировать слова или предложения, проанализировать и понять, о чем речь. Человек может произносить простые слова, но структура предложения будет нарушена, сложна для восприятия. Складывается впечатление, что пациент говорит на каком-то своем языке, но сам не осознает, что именно не так.
- Динамическая афазия. У пациента нарушена внутренняя речь. Он не может «спланировать» свое высказывание, поэтому не в состоянии строить логически связанные фразы, предложения, пересказывать увиденное. Речь пациента с динамической афазией отличается скудностью, заторможенностью, спонтанностью. Слова могут быть не согласованы между собой, отсутствуют глаголы, предлоги, сложные прилагательные. Со стороны это может выглядеть так, как будто человек не хочет разговаривать.
- Семантическая афазия. Человек говорит простыми короткими предложениями, а вот сложные, распространенные конструкции он не понимает. У пациентов с таким расстройством возникают проблемы с восприятием времени и пространства, они не понимают смысл предлогов места, не различают значения приставок, например, в таких случаях: бежать – убежать – забежать. Поговорки, пословицы, переносный смысл слов остаются для них за гранью понимания.
- Акустико-мнестическая афазия. Сопровождается нарушением слухоречевой памяти. Т. е. человек знает, зачем нужен тот или иной предмет, но как он называется – не помнит. Информация не задерживается в памяти пациента. Он не помнит названия предметов и явлений, не воспринимает длинные сложные фразы, с большим трудом подбирает слова, чтобы что-то сказать.
- Тотальная (или полная) афазия. Самая тяжелая форма расстройства, при которой пациент не понимает, что ему говорят, не говорит сам, не узнает своих близких.
Дизартрия и ее основные проявления
Еще одно из последствий инсульта – нарушение иннервации мышц речевого аппарата, что становится причиной ограниченной подвижности органов речи. У пациента развивается дизартрия. В зависимости от того, какая зона головного мозга поражена, различают бульбарную, псевдобульбарную и мозжечковую дизартрию. Главные ее проявления:
- нарушение речевого дыхания и артикуляции;
- однообразная интонация (монотонность речи);
- ускоренный или замедленный темп;
- изменения тембра голоса;
- постоянные запинки;
- гримасы.
Уровни восстановления речи после инсульта и факторы, влияющие на процесс
Речь – основное средство общения с окружающими людьми. Расстройства речевой функции могут вызвать психологические проблемы, привести к изменению личности, стать труднопреодолимым препятствием на пути к привычному образу жизни. Поэтому восстановление речи – одна из ключевых задач реабилитации после инсульта.
Продолжительность восстановительного периода зависит от типа расстройства, от того, какая зона головного мозга пострадала в большей степени и насколько велик очаг поражения.
Выделяют три уровня восстановления речи – истинное восстановление, компенсация и реадаптация. Рассмотрим каждый вариант более подробно:
- Истинное восстановление возможно только в том случае, если нервные клетки в очаге поражения не погибли, а лишь дезактивированы – из-за отека тканей, гипоксии или вследствие того, что ухудшилась проводимость нервных импульсов. Спустя какое-то время речевая функция вернется к исходному состоянию.
- Компенсация представляет собой функциональную перестройку: «обязанности» пострадавших участков возьмут на себя невредимые зоны (головного мозга или мышц артикуляционного аппарата).
- Реадаптация предполагает приспособление к приобретенному дефекту. В случае с афазией вспомогательным средством может стать, например, синтезатор речи.
На успешность восстановления речевой функции после инсульта существенное влияние оказывают такие факторы, как:
- своевременное начало реабилитации;
- систематичность и адекватность проводимых мероприятий;
- максимально раннее (насколько это возможно) начало коррекционных занятий с логопедом;
- комплексный подход (хорошие результаты дает совместная работа с неврологом, логопедом, физиотерапевтом – восстановление двигательных функций подтягивает за собой восстановление речи);
- внимательное отношение, помощь и поддержка близких.
- Длительность реабилитации в каждом случае индивидуальна (бывает и так, что речь удается восстановить только спустя 2-3 года систематических занятий).
Какие методы применяют для восстановления речи?
Со стопроцентной уверенностью прогнозировать, насколько быстро получится восстановить речевую функцию (и получится ли), невозможно. Многое зависит от степени поражения головного мозга. У кого-то речь восстанавливается спустя несколько недель или месяцев, другим приходится работать с логопедом не один год.
Когда начинать работу над восстановлением речевых функций и какой должна быть программа реабилитации – решать специалистам. Рассмотрим основные методы, которые применяют, чтобы вернуть человеку, перенесшему инсульт, возможность говорить.
Медикаментозное лечение
Восстановить мозговое кровообращение и обеспечить нейроны необходимыми для нормальной работы питательными веществами помогают лекарственные препараты. Медикаменты подбирает врач – в зависимости от особенностей поражения, степени тяжести недуга. Это могут быть
- гипотензивные средства, предупреждающие скачки кровяного давления;
- ноотропы, которые помогут восстановить функции клеток головного мозга, благоприятно влияют на память, ускоряют регенерацию;
- седативные средства для восстановления нормального сна и снятия нервного напряжения;
- антикоагулянты, которые разжижают кровь, уменьшают ее вязкость и предотвращают образование тромбов;
- антидепрессанты – чтобы выровнять эмоциональный фон, справиться с хроническим стрессом;
- диуретики – чтобы убрать излишнюю отечность.
Лекарства не помогут восстановить все нарушенные процессы или механизмы, вернуть утраченные функции, но значительно снизят степень тяжести патологических изменений.
Массаж
После инсульта у пациентов нарушаются жевательные функции, усиливается слюнотечение, снижается тонус лицевых мышц, что проявляется в обвисании мягких тканей (уголков рта, щек). Устранить подобные изменения, убрать скованность мышц, вернуть нормальную мимику, восстановить работу артикуляционного аппарата помогает специальный массаж.
Врач определяет, какие зоны нужно расслабить, а какие наоборот привести в тонус. Наибольший эффект дает комплексный подход – массируют щеки, уши, губы, кожу головы, делают специальный массаж языка.
Занятия с логопедом
Восстановление речевой функции – длительный и непростой процесс, без специалиста тут не обойтись. Занятия с логопедом начинаются, как только состояние пациента стабилизируется. Чтобы оценить фронт работ, определиться с тактикой, составить индивидуальную программу реабилитации, специалист проведет диагностику, протестирует своего подопечного. Главная задача занятий с логопедом – постепенно включить в процесс управления речью разные зоны головного мозга. Для этого выполняются комплексы упражнений определенной направленности:
- Фонетические – помогают определить, с какой формой афазии предстоит иметь дело. Пациент повторяет за логопедом сначала отдельные звуки, затем слова, фразы, скороговорки. Это помогает разработать речевой аппарат, чтобы человек мог снова контролировать свою мимику, движения губ, языка.
- Семантические – стимулируют мыслительные процессы. Задача пациента – продолжить ассоциативный ряд, закончить предложение, побеседовать на конкретную тему.
- Наглядные предполагают использование, например, карточек с картинками, иллюстраций в книгах. Их цель – побудить пациента находить связи между предметами, узнавать последовательности.
На первых порах все упражнения выполняются под контролем логопеда, затем можно обойтись своими силами. Чтобы такая работа дала положительный результат, важно соблюдать несколько правил:
- Занятия нужно проводить в спокойной комфортной обстановке.
- Сначала выполняются самые простые упражнения, постепенно переходят к более сложным.
- Нельзя допускать переутомления – длительность занятий от 10-15 минут (на начальном этапе) до получаса. Если пациент устал, занятие нужно завершить.
- Работать надо регулярно – не менее 5-7 раз в неделю (но не более 10).
- За каждый, даже самый незначительный, успех пациента необходимо хвалить.
- Со временем – в зависимости от достигнутых результатов – программу стоит корректировать.
Артикуляционные упражнения
Такая гимнастика разрабатывает мышцы языка, губ, возвращает тонус всему речевому аппарату, улучшает контроль над мимикой.
Для тренировки мышц языка можно
- высовывать язык, направляя его сначала к одному уголку рта, потом – к другому;
- двигать языком по кругу;
- проводить кончиком языка по небу;
- цокать языком и т. д.
Чтобы потренировать мышцы губ, можно
- складывать губы трубочкой;
- надувать щеки и перекатывать воздух из стороны в сторону;
- улыбаться зажатыми губами.
Расшевелить мимику можно, если
- широко открыть рот на несколько секунд, а затем расслабить мышцы;
- поднимать и опускать брови, активно их хмурить, а затем расслаблять;
- высовывать в разные стороны язык;
- складывать губы трубочкой;
- аккуратно двигать челюстью из стороны в сторону, по кругу.
Несмотря на кажущуюся простоту, упражнения в каждом случае должен подбирать специалист.
Брюшное дыхание
Брюшное или диафрагмальное дыхание (дыхание животом) задействует большую часть легких, позволяет увеличить объем вдыхаемого воздуха, за счет чего клетки и ткани получат больше кислорода. Такая техника дыхания помогает снизить кровяное давление, преодолеть беспокойство, чувство тревоги, улучшает работу сердечно-сосудистой системы. Только осваивать брюшное дыхание нужно под наблюдением специалиста.
Музыкотерапия
Музыка успокаивает, расслабляет, вызывает положительные эмоции, что благоприятно действует на пациентов. Это особенно важно, когда после перенесенного инсульта, человек не может нормально говорить, ходить, управлять своим телом. Воздействуя сразу на несколько зон головного мозга, музыка способна достучаться до человеческого сознания. Известны случаи, когда перенесшие инсульт пациенты не могли говорить, но у них получалось петь. Занятия вокалом позволят постепенно реанимировать речевые функции.
Восстановлению речи после инсульта посвящен один из курсов нашей Академии. Обучение проходит в удобном дистанционном формате и включает видеолекции, практические занятия, проверочные тесты и итоговую аттестацию, по результатам которой выдается удостоверение о повышении квалификации.