

- приезжать не нужно
- тесты, практические работы и итоговый экзамен сдаются онлайн



- В день обращения
- От 2 до 12 месяцев

- группам от 3 человек — от 5 до 12%
- выпускникам Академии — 5%
- пенсионерам — 5%
- льготным категориям — дополнительные скидки
Речь — не просто одна из многочисленных функций нашего организма. Это одно из основных условий нормального физического и психического развития человека, его полноценной жизни в социуме. В процессе становления речевых навыков случаются сбои: нарушаются внутренние механизмы, выходят из строя отдельные звенья цепи, затрудняется передача и получение информации, становятся труднодоступными или невозможными коммуникации и взаимодействия с другими людьми.
По каким причинам это происходит? Что становится пусковым ключом распада речевой функции? Как остановить патологические изменения и можно ли их предупредить? Поиск ответов на эти и многие другие вопросы входит в зону интересов логопедии. Познакомимся с этой наукой поближе.
Логопедия — это одно из направлений специальной педагогики, наука, которая изучает нарушения функции речи и способы их устранения. Определить, какой метод коррекции будет оптимальным в каждом конкретном случае, можно, если выявить причины возникновения патологических изменений, понимать структуру дефектов и механизмы их развития, знать все о симптомах и особенностях течения. Все это также входит в сферу интересов и исследований логопедии.
Появление логопедии как самостоятельной научной дисциплины относят ко второй половине XIX века. Интересно, что примерно до 30-х годов XX века причины речевых расстройств видели в проблемах с мышцами, которые участвуют в произношении звуков, в говорении. Поэтому при разработке способов коррекции речевых дефектов особое внимание уделялось прежде всего приемам, направленным на преодоление затруднений в артикуляции. Со временем научные представления о природе речевой деятельности углубились и расширились, а медицинская направленность коррекционной логопедической работы уступила место педагогической.
Объект исследования логопедии — это человек, у которого имеются речевые дефекты (не являющиеся физиологическим недостатком), патологии в формировании речевой функции. А предмет изучения — это различные отклонения, речевые расстройства, а также особенности организации и реализации учебно-воспитательного процесса, главные участники которого – дети и взрослые с различными речевыми дефектами.
Что же касается структуры научной дисциплины, логопедия делится на дошкольную, школьную, подростковую и взрослую, где возрастные особенности становятся значимым критерием при выборе способов коррекции.
Главной целью логопедии является создание и научное обоснование концепции воспитания, обучения и, в случае необходимости, переобучения людей, имеющих расстройства речи, разработка комплекса профилактических мероприятий, позволяющих предупреждать возникновение патологий речевой функции.
Основные задачи логопедии можно сформулировать так:
Изучить особенности формирования речи (ее онтогенеза — от самых первых попыток что-то сказать до свободного владения всеми компонентами речи) в норме и при наличии патологических отклонений.
Установить, насколько распространены речевые расстройства, насколько явно выражены их признаки.
Определить, какое влияние патологии речевой функции могут оказывать на психическое развитие, поведение, становление личности ребенка, на то, как ему удается осваивать различные виды деятельности.
Исследовать, как происходит становление механизмов речи и как развиваются дефекты речи у детей с особенностями здоровья (когда имеют место проблемы со зрением, слухом, интеллектуальным развитием, болезни опорно-двигательного аппарата и т. д.).
Выяснить этиологию (причины и условия) возникновения дефектов речи, их структуру, механизмы, основные симптомы.
Систематизировать расстройства речевой функции.
Разработать эффективные методы диагностики речевых патологий.
Сформулировать и научно обосновать принципы, на которых будет строиться логопедическое воздействие, разработать методы коррекции нарушений речи.
Постоянно совершенствовать методы и технологии профилактики патологий речи.
Организовать логопедическую помощь.
В этих задачах прослеживаются теоретический и практический аспекты специальной педагогической науки:
Теоретический состоит в научных исследованиях патологий и разработке эффективных способов диагностики, исправления дефектов и предупреждения.
Практический заключается в реализации комплексной логопедической помощи.
Чтобы решить поставленные задачи, потребуется
Рационально использовать междисциплинарные связи (а именно — тесное сотрудничество специалистов разных направлений – нейрофизиологов, врачей, психологов, педагогов и других, занимающихся изучением речи и ее отклонений).
Обеспечить взаимосвязь теории и практики (чтобы ускорить практическое применение новейших достижений.
Диагностировать речевые патологии на ранней стадии и предупреждать их прогрессирование.
Информировать людей, проводить разъяснительную (просветительскую) и профилактическую работу.
Суть логопедии как науки зашифрована в ее названии, которое происходит от двух древнегреческих основ: логос — «слово, речь, высказывание» — и пайдео — «учу, обучаю, воспитываю». Но чтобы формировать у людей правильные навыки говорения, произношения, построения фраз, восприятия сказанного и услышанного, корректировать возможные дефекты и предупреждать патологические изменения в самой функции, механизмах речи, необходима глобальная база знаний — начиная от анатомии и физиологии и заканчивая языкознанием. Поэтому логопедия живет и развивается не в вакууме, а в тесном взаимодействии с другими научными дисциплинами. Это взаимовыгодное сотрудничество строится на двух уровнях — внутрисистемном и межсистемном.
Внутрисистемные отношения логопедию связывают с:
психологией;
педагогикой;
разделами дефектологии (тифло-, сурдо- и олигофренопедагогикой);
методикой обучения родному языку и математике.
Межсистемными называют связи логопедии с:
физиологией;
нейрофизиологией;
оторинолорингологией;
анатомией;
неврологией;
педиатрией;
невропатологией;
клиникой олигофрении;
психопатологией;
лингвистическими науками;
психолингвистикой.
Наука |
Что логопедия получает от взаимодействия с ней |
Физиология и нейрофизиология, анатомия |
Знания о том, как устроены и как функционируют анализаторы, благодаря которым человек может говорить, какие мозговые центры управляют речью и ее восприятием. |
Оториноларингология |
Возможность установить основные причины и условия патологических изменений в речи (этиологию дефектов), проследить динамику, которую дает коррекционная работа логопеда в сочетании с медикаментозным лечением, физиотерапевтическими процедурами или хирургическим вмешательством. Возможность с помощью дифференциальной диагностики выявить речевые нарушения и сходные состояния. |
Неврология, невропатология |
Знания о том, как устроена нервная система, об особенностях ее развития и функционирования. Знание о том, какова неврологическая основа речевых патологий и возможность определить, где расположен очаг поражения головного мозга. Возможность постановки клинического диагноза и подбора оптимальной программы исправления и устранения нарушений. Возможность выявить неречевые расстройства. |
Клиника олигофрении, психопатология |
Возможность провести дифференциальную диагностику и отделить нарушения речевой функции от сходных состояний. Знание о наиболее распространенных видах психических нарушений — пограничных состояний, которые могут проявляться в изменении поведения, эмоциональных нарушениях, задержках психического развития. |
Невропатология, детская психиатрия |
Возможность установить, что именно спровоцировало возникновение дефектов речи (так, мутизм, отдельные формы заикания могут проявиться после психических травм — например, сильного испуга, разлуки с близкими) и слаженными действиями психоневрологов и логопедов достичь улучшения, устранить проблему. |
Лингвистические науки, психолингвистика |
Знание последовательности, в которой ребенок усваивает правила и нормы языка, законов, в строгом соответствии с которыми происходит овладение языком, помогает в планировании логопедического воздействия. Возможность разобрать структуру дефекта речи, проследить механизмы речевых расстройств. |
Психология |
Знание особенностей и закономерностей развития психики. Знание методов психолого-педагогического обследования маленьких пациентов и возможность выбрать наиболее подходящий для конкретного случая. Возможность найти подход к человеку с расстройством речи, установить с ним контакт. |
Специальная педагогика (тифлопедагогика, сурдопедагогика) |
Понимание особенностей воспитания и обучения детей, страдающих речевыми расстройствами. Возможность подобрать адекватные методы коррекции, которые будут соответствовать и речевым, и неречевым нарушениям. |
Педагогика |
Возможность внедрить в коррекционную работу общие дидактические принципы, педагогические концепции. Понимание того, как организовать учебно-воспитательный процесс. |
Междисциплинарные связи дают логопедии устойчивую теоретическую и практическую базу — позволяют детально разобраться в каждой конкретной ситуации, из множества пазлов сложить полную картину происходящего и найти оптимальное решение проблемы. Опорой для научной дисциплины служат принципы:
Системности — речь представляет с собой сложную систему, все составляющие которой взаимосвязаны и взаимозависимы, поэтому, чтобы устранить какие-то нарушения, воздействовать предстоит на все элементы.
Комплексности — расстройства речевой функции нередко возникают параллельно или вследствие нервных или нервно-психических заболеваний, при их изучении и коррекции важен комплексный подход.
Развития — диагностические исследования и последующая коррекционная работа должны учитывать зону ближайшего развития ребенка, тот вид деятельности, который для малыша является ведущим в текущий период времени (например, учебная или игровая деятельность).
Онтогенетический — при разработке методик коррекционной логопедической работы учитывается последовательность, в которой у ребенка появляются формы речи, активизируются ее функции.
Этиопатогенетический — предполагает учет этиологии (условий и причин возникновения) и механизмов.
Обходного пути — состоит в поиске и формировании нового навыка, новой функции взамен (а точнее — в обход) нарушенной или утраченной функции и др.
Как применяются на деле эти принципы? Какие методы помогают достигать целей в логопедических исследованиях и коррекционной работе? И главное — какие результаты все это дает? Ответы на эти и многие другие вопросы вы получите, пройдя переподготовку по логопедии в НАДПО. Обучение у нас — это прекрасная возможность овладеть полезной и востребованной сейчас профессией в комфортном во всех смыслах онлайн-формате.
Вы уже практикуете как логопед или хотите перепрофилироваться и расширить свои профессиональные возможности? Тогда пройдите курсы повышения квалификации по логопедии дистанционно.
Обучение в НАДПО — это:
Концентрат актуальной теории и практики, разбор реальных успешных кейсов.
Преподаватели-эксперты, 80 % которых — доктора и кандидаты наук с внушительным практическим опытом, ответят на все вопросы и помогут разобраться с заданиями.
Огромная электронная библиотека, в которой хранится более 10 000 книг и более 3000 видео (наши фонды постоянно обновляются и пополняются!).
Система скидок и льгот, разные варианты оплаты обучения (в том числе, рассрочка от Академии — без участия банков и процентов).
Диплом или удостоверение престижной московской образовательной организации — повысят ваши шансы занять достойную позицию.
Спасибо, Ваша заявка принята!
Мы свяжемся с Вами в ближайшее
время!
Ваша заявка принята, мы свяжемся с Вами в ближайшее время!