Речь — не просто одна из многочисленных функций нашего организма. Это одно из основных условий нормального физического и психического развития человека, его полноценной жизни в социуме. В процессе становления речевых навыков случаются сбои: нарушаются внутренние механизмы, выходят из строя отдельные звенья цепи, затрудняется передача и получение информации, становятся труднодоступными или невозможными коммуникации и взаимодействия с другими людьми.
По каким причинам это происходит? Что становится пусковым ключом распада речевой функции? Как остановить патологические изменения и можно ли их предупредить? Поиск ответов на эти и многие другие вопросы входит в зону интересов логопедии. Познакомимся с этой наукой поближе.
Объект и предмет исследований логопедии
Логопедия — это одно из направлений специальной педагогики, наука, которая изучает нарушения функции речи и способы их устранения. Определить, какой метод коррекции будет оптимальным в каждом конкретном случае, можно, если выявить причины возникновения патологических изменений, понимать структуру дефектов и механизмы их развития, знать все о симптомах и особенностях течения. Все это также входит в сферу интересов и исследований логопедии.
Появление логопедии как самостоятельной научной дисциплины относят ко второй половине XIX века. Интересно, что примерно до 30-х годов XX века причины речевых расстройств видели в проблемах с мышцами, которые участвуют в произношении звуков, в говорении. Поэтому при разработке способов коррекции речевых дефектов особое внимание уделялось прежде всего приемам, направленным на преодоление затруднений в артикуляции. Со временем научные представления о природе речевой деятельности углубились и расширились, а медицинская направленность коррекционной логопедической работы уступила место педагогической.
Объект исследования логопедии — это человек, у которого имеются речевые дефекты (не являющиеся физиологическим недостатком), патологии в формировании речевой функции. А предмет изучения — это различные отклонения, речевые расстройства, а также особенности организации и реализации учебно-воспитательного процесса, главные участники которого – дети и взрослые с различными речевыми дефектами.
Что же касается структуры научной дисциплины, логопедия делится на дошкольную, школьную, подростковую и взрослую, где возрастные особенности становятся значимым критерием при выборе способов коррекции.
Цели и задачи логопедии
Главной целью логопедии является создание и научное обоснование концепции воспитания, обучения и, в случае необходимости, переобучения людей, имеющих расстройства речи, разработка комплекса профилактических мероприятий, позволяющих предупреждать возникновение патологий речевой функции.
Основные задачи логопедии можно сформулировать так:
-
Изучить особенности формирования речи (ее онтогенеза — от самых первых попыток что-то сказать до свободного владения всеми компонентами речи) в норме и при наличии патологических отклонений.
-
Установить, насколько распространены речевые расстройства, насколько явно выражены их признаки.
-
Определить, какое влияние патологии речевой функции могут оказывать на психическое развитие, поведение, становление личности ребенка, на то, как ему удается осваивать различные виды деятельности.
-
Исследовать, как происходит становление механизмов речи и как развиваются дефекты речи у детей с особенностями здоровья (когда имеют место проблемы со зрением, слухом, интеллектуальным развитием, болезни опорно-двигательного аппарата и т. д.).
-
Выяснить этиологию (причины и условия) возникновения дефектов речи, их структуру, механизмы, основные симптомы.
-
Систематизировать расстройства речевой функции.
-
Разработать эффективные методы диагностики речевых патологий.
-
Сформулировать и научно обосновать принципы, на которых будет строиться логопедическое воздействие, разработать методы коррекции нарушений речи.
-
Постоянно совершенствовать методы и технологии профилактики патологий речи.
-
Организовать логопедическую помощь.
В этих задачах прослеживаются теоретический и практический аспекты специальной педагогической науки:
-
Теоретический состоит в научных исследованиях патологий и разработке эффективных способов диагностики, исправления дефектов и предупреждения.
-
Практический заключается в реализации комплексной логопедической помощи.
Чтобы решить поставленные задачи, потребуется
-
Рационально использовать междисциплинарные связи (а именно — тесное сотрудничество специалистов разных направлений – нейрофизиологов, врачей, психологов, педагогов и других, занимающихся изучением речи и ее отклонений).
-
Обеспечить взаимосвязь теории и практики (чтобы ускорить практическое применение новейших достижений.
-
Диагностировать речевые патологии на ранней стадии и предупреждать их прогрессирование.
-
Информировать людей, проводить разъяснительную (просветительскую) и профилактическую работу.
Внутрисистемные и межсистемные связи с другими науками
Суть логопедии как науки зашифрована в ее названии, которое происходит от двух древнегреческих основ: логос — «слово, речь, высказывание» — и пайдео — «учу, обучаю, воспитываю». Но чтобы формировать у людей правильные навыки говорения, произношения, построения фраз, восприятия сказанного и услышанного, корректировать возможные дефекты и предупреждать патологические изменения в самой функции, механизмах речи, необходима глобальная база знаний — начиная от анатомии и физиологии и заканчивая языкознанием. Поэтому логопедия живет и развивается не в вакууме, а в тесном взаимодействии с другими научными дисциплинами. Это взаимовыгодное сотрудничество строится на двух уровнях — внутрисистемном и межсистемном.
Внутрисистемные отношения логопедию связывают с:
-
психологией;
-
педагогикой;
-
разделами дефектологии (тифло-, сурдо- и олигофренопедагогикой);
-
методикой обучения родному языку и математике.
Межсистемными называют связи логопедии с:
-
физиологией;
-
нейрофизиологией;
-
оторинолорингологией;
-
анатомией;
-
неврологией;
-
педиатрией;
-
невропатологией;
-
клиникой олигофрении;
-
психопатологией;
-
лингвистическими науками;
-
психолингвистикой.
Наука |
Что логопедия получает от взаимодействия с ней |
Физиология и нейрофизиология, анатомия |
Знания о том, как устроены и как функционируют анализаторы, благодаря которым человек может говорить, какие мозговые центры управляют речью и ее восприятием. |
Оториноларингология |
Возможность установить основные причины и условия патологических изменений в речи (этиологию дефектов), проследить динамику, которую дает коррекционная работа логопеда в сочетании с медикаментозным лечением, физиотерапевтическими процедурами или хирургическим вмешательством. Возможность с помощью дифференциальной диагностики выявить речевые нарушения и сходные состояния. |
Неврология, невропатология |
Знания о том, как устроена нервная система, об особенностях ее развития и функционирования. Знание о том, какова неврологическая основа речевых патологий и возможность определить, где расположен очаг поражения головного мозга. Возможность постановки клинического диагноза и подбора оптимальной программы исправления и устранения нарушений. Возможность выявить неречевые расстройства. |
Клиника олигофрении, психопатология |
Возможность провести дифференциальную диагностику и отделить нарушения речевой функции от сходных состояний. Знание о наиболее распространенных видах психических нарушений — пограничных состояний, которые могут проявляться в изменении поведения, эмоциональных нарушениях, задержках психического развития. |
Невропатология, детская психиатрия |
Возможность установить, что именно спровоцировало возникновение дефектов речи (так, мутизм, отдельные формы заикания могут проявиться после психических травм — например, сильного испуга, разлуки с близкими) и слаженными действиями психоневрологов и логопедов достичь улучшения, устранить проблему. |
Лингвистические науки, психолингвистика |
Знание последовательности, в которой ребенок усваивает правила и нормы языка, законов, в строгом соответствии с которыми происходит овладение языком, помогает в планировании логопедического воздействия. Возможность разобрать структуру дефекта речи, проследить механизмы речевых расстройств. |
Психология |
Знание особенностей и закономерностей развития психики. Знание методов психолого-педагогического обследования маленьких пациентов и возможность выбрать наиболее подходящий для конкретного случая. Возможность найти подход к человеку с расстройством речи, установить с ним контакт. |
Специальная педагогика (тифлопедагогика, сурдопедагогика) |
Понимание особенностей воспитания и обучения детей, страдающих речевыми расстройствами. Возможность подобрать адекватные методы коррекции, которые будут соответствовать и речевым, и неречевым нарушениям. |
Педагогика |
Возможность внедрить в коррекционную работу общие дидактические принципы, педагогические концепции. Понимание того, как организовать учебно-воспитательный процесс. |
Принципы, на которые опирается логопедия
Междисциплинарные связи дают логопедии устойчивую теоретическую и практическую базу — позволяют детально разобраться в каждой конкретной ситуации, из множества пазлов сложить полную картину происходящего и найти оптимальное решение проблемы. Опорой для научной дисциплины служат принципы:
-
Системности — речь представляет с собой сложную систему, все составляющие которой взаимосвязаны и взаимозависимы, поэтому, чтобы устранить какие-то нарушения, воздействовать предстоит на все элементы.
-
Комплексности — расстройства речевой функции нередко возникают параллельно или вследствие нервных или нервно-психических заболеваний, при их изучении и коррекции важен комплексный подход.
-
Развития — диагностические исследования и последующая коррекционная работа должны учитывать зону ближайшего развития ребенка, тот вид деятельности, который для малыша является ведущим в текущий период времени (например, учебная или игровая деятельность).
-
Онтогенетический — при разработке методик коррекционной логопедической работы учитывается последовательность, в которой у ребенка появляются формы речи, активизируются ее функции.
-
Этиопатогенетический — предполагает учет этиологии (условий и причин возникновения) и механизмов.
-
Обходного пути — состоит в поиске и формировании нового навыка, новой функции взамен (а точнее — в обход) нарушенной или утраченной функции и др.
Как применяются на деле эти принципы? Какие методы помогают достигать целей в логопедических исследованиях и коррекционной работе? И главное — какие результаты все это дает? Ответы на эти и многие другие вопросы вы получите, пройдя переподготовку по логопедии в НАДПО. Обучение у нас — это прекрасная возможность овладеть полезной и востребованной сейчас профессией в комфортном во всех смыслах онлайн-формате.
Вы уже практикуете как логопед или хотите перепрофилироваться и расширить свои профессиональные возможности? Тогда пройдите курсы повышения квалификации по логопедии дистанционно.
Обучение в НАДПО — это:
-
Концентрат актуальной теории и практики, разбор реальных успешных кейсов.
-
Преподаватели-эксперты, 80 % которых — доктора и кандидаты наук с внушительным практическим опытом, ответят на все вопросы и помогут разобраться с заданиями.
-
Огромная электронная библиотека, в которой хранится более 10 000 книг и более 3000 видео (наши фонды постоянно обновляются и пополняются!).
-
Система скидок и льгот, разные варианты оплаты обучения (в том числе, рассрочка от Академии — без участия банков и процентов).
-
Диплом или удостоверение престижной московской образовательной организации — повысят ваши шансы занять достойную позицию.