Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это малыши с различными отклонениями в физическом, психическом или сенсорном развитии, мешающими им полноценно жить, учиться и адаптироваться в обществе. Таким ребятам необходимы особые условия и сопровождение в учебном процессе и повседневной жизни. В статье расскажем о том, какие особенности имеют малыши с ОВЗ, какие категории их выделяются и как им можно помочь.
Кто такие дети с ОВЗ?
Понятие «дети с ОВЗ» охватывает широкий круг лиц, у которых есть какие-то ограничения или нарушения в здоровье, оказывающие влияние на их развитие и деятельность. Эти ограничения могут быть врожденными или приобретенными, постоянными или временными, видимыми или невидимыми. Статус ОВЗ присваивает психолого-медико-педагогическая комиссия, для получения этого статуса нужно пройти обследование. Малышу с ОВЗ не обязательно будет присвоена инвалидность, но каждому такому ребенку нужна дополнительная поддержка и коррекция.
Дети с ограниченными возможностями — это очень неоднородная группа, в нее входят малыши с разными видами нарушений:
-
слуховыми (глухие, слабослышащие);
-
зрительными (слепые, слабовидящие);
-
речевыми (заикание, дислалия, дисфазия.);
-
опорно-двигательными (церебральный паралич, сколиоз, ампутация конечностей и т.д.);
-
интеллектуальными (умственная отсталость, ЗПР);
-
эмоционально-волевыми (РАС, СДВГ, аутизм);
-
комплексными нарушениями развития (синдром Дауна, синдром Ретта, фенилкетонурия и т.д.).
Каждая категория имеет свои специфические особенности развития и потребности. Поэтому для работы с ними требуется индивидуальный подход и дифференцированная коррекция.
Причины ОВЗ у детей
Ограниченные возможности здоровья могут быть вызваны причинами, которые можно условно разделить на три группы: врожденные, приобретенные и социальные.
Врожденные причины связаны с наследственностью, генетикой или воздействием неблагоприятных факторов на плод во время беременности. Сюда относят:
-
хромосомные аномалии (например, синдром Дауна, синдром Клайнфельтера, синдром Тернера и т.д.);
-
генетические заболевания (например, фенилкетонурия, цистический фиброз, гемофилия и т.д.);
-
инфекционные заболевания матери во время беременности (например, краснуха, токсоплазмоз, цитомегаловирус и т.д.);
-
токсическое воздействие на плод алкоголя, наркотиков, лекарств, радиации и т.д.;
-
недостаток кислорода или питательных веществ у плода;
-
травмы или пороки развития плода.
Приобретенные причины связаны с повреждением или заболеванием органов и систем организма после рождения. Сюда относят:
-
инфекционные заболевания (например, менингит, полиомиелит, энцефалит и т.д.);
-
травматические повреждения головного мозга, позвоночника или конечностей;
-
опухоли головного мозга или других органов;
-
эндокринные нарушения (например, сахарный диабет, гипотиреоз и т.д.);
-
иммунные нарушения (например, аутоиммунные заболевания, аллергии и т.д.);
-
хронические заболевания сердца, легких, почек или других органов.
Социальные причины связаны с неблагоприятными условиями жизни, воспитания или обучения. К ним относятся:
-
недостаток эмоциональной поддержки или любви со стороны родителей или близких;
-
насилие, избиение или злоупотребление со стороны родителей или близких;
-
недостаток качественного обучения;
-
дискриминация, изоляция или стигматизация малыша по какому-либо признаку.
Причины ограниченных возможностей здоровья у детей могут быть разными, но все они влияют на развитие и качество жизни ребенка. Поэтому важно своевременно обнаруживать и диагностировать нарушения, а также оказывать детям необходимую медицинскую, психологическую и социальную помощь. Только так можно обеспечить им полноценное и счастливое детство и полноценное развитие.
Программы по теме:
Как определить наличие ОВЗ у ребенка?
Определить наличие нарушений у ребенка может быть не так просто, особенно если речь идет о скрытых или легких формах. Некоторые признаки могут проявляться только в определенных условиях или ситуациях. Кроме того, некоторые ребята могут компенсировать свои слабости другими способностями или поведением.
Однако есть некоторые общие признаки, которые могут указывать на то, что малыш нуждается в дополнительной диагностике и помощи:
-
задержка или отклонение в психомоторном развитии (малыш поздно начинает ходить, говорить, писать и т.д.);
-
нарушение восприятия (трудности с различением цветов, форм, звуков и т.д.);
-
нарушение памяти, внимания, мышления (трудности с запоминанием, концентрацией, решением задач и т.д.);
-
нарушение речи (неправильное произношение, бедный словарный запас, нарушение грамматики и т.д.);
-
нарушение общения и социализации (избегание контакта с другими людьми, агрессивность, замкнутость и т.д.);
-
нарушение эмоциональной сферы (частые приступы плача, страха, гнева, апатии и т.д.).
Если вы заметили у своего ребенка один или несколько из этих признаков, не стоит паниковать или винить себя. Возможно, это временные трудности или особенности развития, которые могут быть исправлены с помощью специалистов. Важно своевременно обратиться к педиатру, психологу или логопеду и пройти комплексное обследование. Только так можно точно определить наличие или отсутствие нарушений и получить рекомендации по коррекции и развитию.
Как помочь детям с ОВЗ?
Дети с ОВЗ нуждаются в особой заботе и поддержке со стороны родителей, педагогов и других взрослых. Они имеют право на полноценное образование, развитие и социализацию в соответствии со своими ресурсами и потребностями. Для этого нужно создать для них особые условия и сопровождение.
Специальные условия — это условия обучения и воспитания, учитывающие особенности детей и способствующие компенсации и коррекции их нарушений. Это может быть:
-
адаптация образовательной программы (сокращение объема материала, изменение требований к оценке и т.д.);
-
адаптация обучающих методов и форм (использование наглядных пособий, игр, индивидуальной или групповой работы и т.д.);
-
адаптация учебной среды (обеспечение доступности помещений, мебели, учет освещения, шума и т.д.).
Сопровождение — это деятельность специалистов (психологов, логопедов, дефектологов и т.д.), направленная на оказание индивидуальной помощи детям с ОВЗ в образовательном процессе и в повседневной жизни. Это может быть:
-
диагностика уровня развития ребенка и выявление его потребностей;
-
консультирование родителей и учителей по образовательным и воспитательным вопросам;
-
коррекционная работа по развитию психических функций, речи, моторики, эмоций и т.д.;
-
развивающая работа по формированию умений и навыков, необходимых для обучения и жизни;
-
социально-психологическая работа по адаптации малыша к обществу и себе.
Для того, чтобы помочь детям с ОВЗ, необходимо также учитывать их индивидуальные особенности, интересы, способности и желания. Нельзя навязывать малышу то, что ему не нравится или не подходит. Нужно стимулировать его сильные стороны и поддерживать самооценку и самоуважение. Также необходимо создавать для ребенка положительную атмосферу в семье и в коллективе, где он будет чувствовать себя принятым, любимым и нужным.
Как ребенку с ОВЗ получить инвалидность?
Ребенок с ОВЗ имеет право на получение инвалидности, если его состояние здоровья ограничивает его потенциал в обучении, общении, самообслуживании и других сферах жизни. Инвалидность дает право на дополнительные льготы, пособия и меры социальной поддержки.
Для того, чтобы ребенку была установлена инвалидность, необходимо пройти медико-социальную экспертизу. Это специальная процедура, в ходе которой специалисты оценивают степень ограничения жизнедеятельности малыша и определяют его группу инвалидности.
МСЭ проводится в федеральных бюро МСЭ или их филиалах. Для того, чтобы записаться на процедуру, необходимо подать заявление в ФБ МСЭ по месту жительства или по месту лечения. Заявление можно подать лично, по почте или через портал госуслуг.
После подачи заявления на МСЭ родителю или законному представителю назначают дату и время приема. На прием нужно прийти вместе с ребенком и иметь при себе оригиналы всех документов с диагнозами. На приеме специалисты проводят осмотр ребенка, изучают его медицинские и социальные документы, а также беседуют с родителями или законными представителями о его здоровье.
По результатам МСЭ выносится заключение о наличии или отсутствии инвалидности, а также о группе инвалидности. Такое заключение выдается в письменном виде в течение 10 дней после проведения МСЭ. Группа инвалидности зависит от степени ограничения возможностей здоровья ребенка и определяется по следующим критериям:
-
I группа — ребенок нуждается в постоянном постороннем уходе и контроле, не может самостоятельно обучаться, общаться и обслуживать себя;
-
II группа — малыш нуждается в частичном постороннем уходе и контроле, может частично самостоятельно обучаться, общаться и обслуживать себя с использованием специальных средств и условий;
-
III группа — ребенок не нуждается в постороннем уходе и контроле, может самостоятельно обучаться, общаться и обслуживать себя с использованием специальных средств и условий.
Заключение действует в течение определенного срока, который зависит от возраста и характера заболевания. По истечении срока действия заключения ребенок должен пройти повторную МСЭ.
Если родители или законные представители не согласны с результатами МСЭ, они имеют право подать апелляцию в вышестоящее ФБ МСЭ или в суд в течение месяца после получения заключения. Апелляция должна быть обоснована и содержать доказательства ошибочности или необъективности заключения.
Как научиться работать с такими детьми?
Для того, чтобы успешно работать с детьми с ОВЗ, педагогам дошкольного образования необходимо постоянно повышать квалификацию и расширять знания и навыки. Одним из способов это сделать является дистанционное повышение квалификации педагогов дошкольного образования в НАДПО.
Такое обучение имеет ряд преимуществ перед очным:
-
экономия времени и денег на дорогу, проживание и питание;
-
самостоятельный выбор темпа, графика и объема обучения;
-
доступность качественных образовательных ресурсов из разных регионов и стран;
-
общение с другими педагогами, специалистами и экспертами через форумы, чаты и видеоконференции;
-
получение современных знаний и навыков, соответствующих требованиям ФГОС.
Обучение в НАДПО можно оплатить при помощи внутренней беспроцентной рассрочки: вам не придется переплачивать и ждать одобрения банка. Все материалы курса остаются у вас навсегда, вы сможете вернуться к ним в любое время, кроме того, вам доступны и обновления программы. На весь период обучения мы закрепляем за каждым нашим студентом персонального куратора, который поможет вам со всеми возникающими у вас вопросами.
Хотите узнать больше о своем ребенке и других детях с ограниченными возможностями здоровья? Замечаете, что ваш ребенок сталкивается с определенными трудностями? И хотите понять, как лучше ему помочь и развить его потенциал?
В этой статье мы обсудили особенности детей с ОВЗ, их потребности и стратегии поддержки. И, конечно, мы знаем, что лучшие врачи и педагоги — это те, кто сам столкнулся с подобными проблемами. Вы, как мама или папа, уже являетесь экспертом в чем-то важном!
Запишитесь на наш курс по дошкольной педагогике и дефектологии. Мы научим вас, как помочь вашему ребенку и детям с аналогичными трудностями, а также покажем, как правильно организовать обучение в условиях современного образования!
Вместе мы сможем сделать мир ярче и доступнее для всех детей!