☞ Войти в систему дистанционного обучения ☜
8 800 600 69 16
8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных

Записаться на обучение
8 800 600 69 16 8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных
Записаться на обучение
Особенности детей с ОВЗ

Особенности детей с ОВЗ

Особенности детей с ОВЗ
Особенности детей с ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это малыши с различными отклонениями в физическом, психическом или сенсорном развитии, мешающими им полноценно жить, учиться и адаптироваться в обществе. Таким ребятам необходимы особые условия и сопровождение в учебном процессе и повседневной жизни. В статье расскажем о том, какие особенности имеют малыши с ОВЗ, какие категории их выделяются и как им можно помочь.


Кто такие дети с ОВЗ?

02.jpg


Понятие «дети с ОВЗ» охватывает широкий круг лиц, у которых есть какие-то ограничения или нарушения в здоровье, оказывающие влияние на их развитие и деятельность. Эти ограничения могут быть врожденными или приобретенными, постоянными или временными, видимыми или невидимыми. Статус ОВЗ присваивает психолого-медико-педагогическая комиссия, для получения этого статуса нужно пройти обследование. Малышу с ОВЗ не обязательно будет присвоена инвалидность, но каждому такому ребенку нужна дополнительная поддержка и коррекция.

Дети с ограниченными возможностями — это очень неоднородная группа, в нее входят малыши с разными видами нарушений:

  • слуховыми (глухие, слабослышащие);

  • зрительными (слепые, слабовидящие);

  • речевыми (заикание, дислалия, дисфазия.);

  • опорно-двигательными (церебральный паралич, сколиоз, ампутация конечностей и т.д.);

  • интеллектуальными (умственная отсталость, ЗПР);

  • эмоционально-волевыми (РАС, СДВГ, аутизм);

  • комплексными нарушениями развития (синдром Дауна, синдром Ретта, фенилкетонурия и т.д.).

Каждая категория имеет свои специфические особенности развития и потребности. Поэтому для работы с ними требуется индивидуальный подход и дифференцированная коррекция.


Причины ОВЗ у детей

03.jpg


Ограниченные возможности здоровья могут быть вызваны причинами, которые можно условно разделить на три группы: врожденные, приобретенные и социальные.

Врожденные причины связаны с наследственностью, генетикой или воздействием неблагоприятных факторов на плод во время беременности. Сюда относят:

  • хромосомные аномалии (например, синдром Дауна, синдром Клайнфельтера, синдром Тернера и т.д.);

  • генетические заболевания (например, фенилкетонурия, цистический фиброз, гемофилия и т.д.);

  • инфекционные заболевания матери во время беременности (например, краснуха, токсоплазмоз, цитомегаловирус и т.д.);

  • токсическое воздействие на плод алкоголя, наркотиков, лекарств, радиации и т.д.;

  • недостаток кислорода или питательных веществ у плода;

  • травмы или пороки развития плода.

Приобретенные причины связаны с повреждением или заболеванием органов и систем организма после рождения. Сюда относят:

  • инфекционные заболевания (например, менингит, полиомиелит, энцефалит и т.д.);

  • травматические повреждения головного мозга, позвоночника или конечностей;

  • опухоли головного мозга или других органов;

  • эндокринные нарушения (например, сахарный диабет, гипотиреоз и т.д.);

  • иммунные нарушения (например, аутоиммунные заболевания, аллергии и т.д.);

  • хронические заболевания сердца, легких, почек или других органов.

Социальные причины связаны с неблагоприятными условиями жизни, воспитания или обучения. К ним относятся:

  • недостаток эмоциональной поддержки или любви со стороны родителей или близких;

  • насилие, избиение или злоупотребление со стороны родителей или близких;

  • недостаток качественного обучения;

  • дискриминация, изоляция или стигматизация малыша по какому-либо признаку.

Причины ограниченных возможностей здоровья у детей могут быть разными, но все они влияют на развитие и качество жизни ребенка. Поэтому важно своевременно обнаруживать и диагностировать нарушения, а также оказывать детям необходимую медицинскую, психологическую и социальную помощь. Только так можно обеспечить им полноценное и счастливое детство и полноценное развитие.

Программы по теме:



Как определить наличие ОВЗ у ребенка?

04.jpg


Определить наличие нарушений у ребенка может быть не так просто, особенно если речь идет о скрытых или легких формах. Некоторые признаки могут проявляться только в определенных условиях или ситуациях. Кроме того, некоторые ребята могут компенсировать свои слабости другими способностями или поведением.

Однако есть некоторые общие признаки, которые могут указывать на то, что малыш нуждается в дополнительной диагностике и помощи:

  • задержка или отклонение в психомоторном развитии (малыш поздно начинает ходить, говорить, писать и т.д.);

  • нарушение восприятия (трудности с различением цветов, форм, звуков и т.д.);

  • нарушение памяти, внимания, мышления (трудности с запоминанием, концентрацией, решением задач и т.д.);

  • нарушение речи (неправильное произношение, бедный словарный запас, нарушение грамматики и т.д.);

  • нарушение общения и социализации (избегание контакта с другими людьми, агрессивность, замкнутость и т.д.);

  • нарушение эмоциональной сферы (частые приступы плача, страха, гнева, апатии и т.д.).

Если вы заметили у своего ребенка один или несколько из этих признаков, не стоит паниковать или винить себя. Возможно, это временные трудности или особенности развития, которые могут быть исправлены с помощью специалистов. Важно своевременно обратиться к педиатру, психологу или логопеду и пройти комплексное обследование. Только так можно точно определить наличие или отсутствие нарушений и получить рекомендации по коррекции и развитию.


Как помочь детям с ОВЗ?

05.jpg


Дети с ОВЗ нуждаются в особой заботе и поддержке со стороны родителей, педагогов и других взрослых. Они имеют право на полноценное образование, развитие и социализацию в соответствии со своими ресурсами и потребностями. Для этого нужно создать для них особые условия и сопровождение.

Специальные условия — это условия обучения и воспитания, учитывающие особенности детей и способствующие компенсации и коррекции их нарушений. Это может быть:

  • адаптация образовательной программы (сокращение объема материала, изменение требований к оценке и т.д.);

  • адаптация обучающих методов и форм (использование наглядных пособий, игр, индивидуальной или групповой работы и т.д.);

  • адаптация учебной среды (обеспечение доступности помещений, мебели, учет освещения, шума и т.д.).

Сопровождение — это деятельность специалистов (психологов, логопедов, дефектологов и т.д.), направленная на оказание индивидуальной помощи детям с ОВЗ в образовательном процессе и в повседневной жизни. Это может быть:

  • диагностика уровня развития ребенка и выявление его потребностей;

  • консультирование родителей и учителей по образовательным и воспитательным вопросам;

  • коррекционная работа по развитию психических функций, речи, моторики, эмоций и т.д.;

  • развивающая работа по формированию умений и навыков, необходимых для обучения и жизни;

  • социально-психологическая работа по адаптации малыша к обществу и себе.

Для того, чтобы помочь детям с ОВЗ, необходимо также учитывать их индивидуальные особенности, интересы, способности и желания. Нельзя навязывать малышу то, что ему не нравится или не подходит. Нужно стимулировать его сильные стороны и поддерживать самооценку и самоуважение. Также необходимо создавать для ребенка положительную атмосферу в семье и в коллективе, где он будет чувствовать себя принятым, любимым и нужным.


Как ребенку с ОВЗ получить инвалидность?

06.jpg


Ребенок с ОВЗ имеет право на получение инвалидности, если его состояние здоровья ограничивает его потенциал в обучении, общении, самообслуживании и других сферах жизни. Инвалидность дает право на дополнительные льготы, пособия и меры социальной поддержки.

Для того, чтобы ребенку была установлена инвалидность, необходимо пройти медико-социальную экспертизу. Это специальная процедура, в ходе которой специалисты оценивают степень ограничения жизнедеятельности малыша и определяют его группу инвалидности.

МСЭ проводится в федеральных бюро МСЭ или их филиалах. Для того, чтобы записаться на процедуру, необходимо подать заявление в ФБ МСЭ по месту жительства или по месту лечения. Заявление можно подать лично, по почте или через портал госуслуг.

После подачи заявления на МСЭ родителю или законному представителю назначают дату и время приема. На прием нужно прийти вместе с ребенком и иметь при себе оригиналы всех документов с диагнозами. На приеме специалисты проводят осмотр ребенка, изучают его медицинские и социальные документы, а также беседуют с родителями или законными представителями о его здоровье.

По результатам МСЭ выносится заключение о наличии или отсутствии инвалидности, а также о группе инвалидности. Такое заключение выдается в письменном виде в течение 10 дней после проведения МСЭ. Группа инвалидности зависит от степени ограничения возможностей здоровья ребенка и определяется по следующим критериям:

  • I группа — ребенок нуждается в постоянном постороннем уходе и контроле, не может самостоятельно обучаться, общаться и обслуживать себя;

  • II группа — малыш нуждается в частичном постороннем уходе и контроле, может частично самостоятельно обучаться, общаться и обслуживать себя с использованием специальных средств и условий;

  • III группа — ребенок не нуждается в постороннем уходе и контроле, может самостоятельно обучаться, общаться и обслуживать себя с использованием специальных средств и условий.

Заключение действует в течение определенного срока, который зависит от возраста и характера заболевания. По истечении срока действия заключения ребенок должен пройти повторную МСЭ.

Если родители или законные представители не согласны с результатами МСЭ, они имеют право подать апелляцию в вышестоящее ФБ МСЭ или в суд в течение месяца после получения заключения. Апелляция должна быть обоснована и содержать доказательства ошибочности или необъективности заключения.


Как научиться работать с такими детьми?

07.jpg


Для того, чтобы успешно работать с детьми с ОВЗ, педагогам дошкольного образования необходимо постоянно повышать квалификацию и расширять знания и навыки. Одним из способов это сделать является дистанционное повышение квалификации педагогов дошкольного образования в НАДПО.

Такое обучение имеет ряд преимуществ перед очным:

  • экономия времени и денег на дорогу, проживание и питание;

  • самостоятельный выбор темпа, графика и объема обучения;

  • доступность качественных образовательных ресурсов из разных регионов и стран;

  • общение с другими педагогами, специалистами и экспертами через форумы, чаты и видеоконференции;

  • получение современных знаний и навыков, соответствующих требованиям ФГОС.

Обучение в НАДПО можно оплатить при помощи внутренней беспроцентной рассрочки: вам не придется переплачивать и ждать одобрения банка. Все материалы курса остаются у вас навсегда, вы сможете вернуться к ним в любое время, кроме того, вам доступны и обновления программы. На весь период обучения мы закрепляем за каждым нашим студентом персонального куратора, который поможет вам со всеми возникающими у вас вопросами.


Программы по теме:



Все статьи
icon1
После успешной итоговой аттестации вы получите диплом о профессиональной переподготовке установленного образца.
icon2
Самым успешным студентам мы помогаем в трудоустройстве, предоставляя консультации от HR-эксперта, имеющего более 15 лет опыта работы в крупнейших российских и европейских компаниях.
icon3
Наши слушатели в подарок получают доступ к популярным сервисам ЛитРес и Библиоклуб, в которых имеется большой выбор специальной литературы на тему психологии, психотерапии и развития личности.
icon4
Если это необходимо, мы предоставим вам беспроцентную рассрочку на обучение, что избавит вас от необходимости обращаться в банк за кредитом.
icon5
Приходите в НАДПО и на личном опыте убедитесь во всех наших преимуществах! Растите, развивайтесь, учитесь вместе со своим ребенком. НАДПО — место, где вы сможете лучше понять себя и ваших близких. Не сомневайтесь — у нас будет интересно!
Хотите учиться у нас?

Спасибо, Ваша заявка принята!

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте заявку и с Вами свяжется сотрудник приёмной комиссии!
Ваша заявка принята

Московский диплом
Документ московской образовательной организации повышает вашу востребованность на рынке труда
100% онлайн-обучение
  • приезжать не нужно
  • тесты, практические работы и итоговый экзамен сдаются онлайн
Преподаватели
80% доктора и кандидаты наук с практическим опытом работы
Электронная библиотека
предоставляются методические материалы для всей программы с бессрочным доступом
Рассрочка 0%
  • В день обращения
  • От 2 до 12 месяцев
Скидки и льготы
  • группам от 3 человек — от 5 до 12%
  • выпускникам Академии — 5%
  • пенсионерам — 10%
  • льготным категориям — дополнительные скидки

Отзывы о НАДПО




Аудиоотзывы наших слушателей

Обратную связь выпускников можно послушать в реальном времени
Заявка на обучение или консультацию:

Ваша заявка принята, мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте номер телефона и мы с удовольствием расскажем вам о нашей академии:
Ваша заявка принята
НАВЕРХ