Логопед-дефектолог: кто это и чем занимается
Логопед-дефектолог — это специалист, который помогает детям и взрослым справляться с трудностями речи и развития. Например, пятилетний Макс говорит «лыба» вместо «рыба», а семилетняя Маша никак не может составить связное предложение. А ещё есть взрослый Сергей Николаевич — после инсульта он учится говорить заново. И всем им нужен специалист, который сможет поддержать, направить и помочь — это и есть логопед-дефектолог.
Рабочий день логопеда-дефектолога может быть очень разным
-
Проведение индивидуальных занятий с подростками с заиканием
-
Ведение групповых занятия для детей с ЗПР
-
Встреча с родителями
-
Составление планов коррекции
-
Участие в комиссиях, где вместе с другими специалистами решает, как лучше помочь ребёнку
Каждый случай — особенный. Нет одинаковых историй. И самое главное — результат его труда. Когда человек вдруг начинает говорить, выражать мысли, понимать других и быть понятым. Это не просто профессия, а шанс подарить голос тем, кто пока ещё молчит.
Карьера и перспективы работы логопедом-дефектологом
У логопеда-дефектолога есть много вариантов для карьеры. Он может устроиться в детский сад, школу, поликлинику или центр реабилитации. Это может быть государственное учреждение или частная клиника. Некоторые специалисты идут дальше и открывают собственные кабинеты, принимая клиентов самостоятельно.
Развиваются в этой профессии постоянно. Курсы, тренинги, новые методики — всё это помогает становиться лучше, углублять знания и расширять сферу работы. Кто-то со временем получает дополнительные квалификации и начинает работать, например, с детьми с аутизмом или с пациентами после инсульта. Опытные специалисты часто достигают должностей по типу руководителей коррекционных отделов, открывают собственные центры развития или занимаются преподавательской деятельностью.
Особенно перспективно развитие в сфере ранней помощи детям с ОВЗ — это направление активно поддерживается государством. Также растёт спрос на онлайн-консультации и дистанционные коррекционные программы, что открывает новые возможности для работы.
Сколько зарабатывает логопед-дефектолог
Начинающий
от 40 000 ₽/месяц
Опытный
от 60 000 ₽/месяц
Профессиональный
от 80 000 ₽/месяц
За 2024–2025 годы средняя зарплата логопеда-дефектолога в России составляет более 51 000 рублей. В Москве показатели выше — более 66 000 рублей.
Начинающие специалисты в государственных учреждениях получают от 40 000 до 50 000 рублей. Опытные логопеды-дефектологи могут рассчитывать на 80 000–120 000 рублей, особенно при работе в частных центрах или ведении собственной практики. В регионах заработная плата несколько ниже, но разница компенсируется меньшими расходами на жизнь. Например, в Челябинске специалисты зарабатывают от 55 000 до 70 000 рублей.
Дополнительный доход можно получать, ведя частную практику, проводя мастер-классы, разрабатывая авторские методики или консультируясь онлайн.
*Источники: сервисы с вакансиями hh.ru и gorodrabot.ru.
Дополнительным катализатором спроса выступает стабильное количество детей с ОВЗ, составляющее сегодня свыше миллиона школьников и около 1,15 млн учащихся на общем уровне. Это обеспечивает устойчивый запрос на логопедическую поддержку как в коррекционных, так и в инклюзивных школах, в том числе через дистанционные форматы.
Государственные структуры признали актуальность этой профессии. Так, Министерство просвещения масштабно поддерживает инклюзивные и дистанционные инициативы для детей с ОВЗ. Также оказывается содействие в развитии профильных сотрудников. Например, Минтруд подготовил профессиональный стандарт для педагогов-дефектологов, что говорит о системном подходе к развитию отрасли.
Работа логопеда-дефектолога требует не только профессиональных знаний, но и определённых личностных качеств. Прежде чем выбрать эту профессию, важно честно оценить её преимущества и сложности. Понимание всех аспектов поможет принять взвешенное решение и подготовиться к особенностям важной социальной деятельности.
Что должен знать и уметь логопед-дефектолог
Обязательные личностные качества:
Профессиональные навыки:
-
владение методиками диагностики речевых нарушений;
-
умение составлять индивидуальные коррекционные программы;
-
знание возрастной психологии и особенностей развития;
-
навыки работы с документацией;
-
умение консультировать родителей и педагогов;
-
знание современных коррекционных технологий.
Согласно профессиональному стандарту РФ, для работы логопедом-дефектологом необходимо:
Высшее образование и профессиональная переподготовка по одному из направлений:
Для работы в образовательных учреждениях дополнительно требуется:
-
Прохождение очных или заочных курсов повышения квалификации по работе с детьми с ОВЗ (не реже одного раза в три года).
-
Знание федеральных государственных образовательных стандартов.
-
Навыки работы с электронными образовательными ресурсами.
Для медицинских учреждений нужно:
-
дополнительная подготовка по медицинским аспектам логопедии;
-
знание клинических проявлений различных нарушений;
-
умение работать в междисциплинарной команде с врачами.
Различия между логопедом и дефектологом
Многие думают, что логопед и дефектолог — это одно и то же. На самом деле, у них разная специализация, хотя они и работают в смежных областях.
Логопед помогает детям, у которых есть трудности с речью, но при этом нормальное интеллектуальное развитие. Он:
-
учит правильно произносить звуки;
-
развивает фонематический слух (способность различать звуки речи);
-
помогает улучшить дикцию и темп речи;
-
занимается коррекцией заикания;
-
готовит ребёнка к школе с точки зрения речевых навыков.
А вот дефектолог работает с более сложными случаями — с лицами, у которых есть особенности развития. Это могут быть:
-
задержка психического развития (ЗПР);
-
умственная отсталость;
-
расстройства аутистического спектра;
-
проблемы со слухом (тогда это сурдопедагог);
-
нарушения зрения (в этом случае — тифлопедагог).
Только когда специалист совмещает обе роли, его называют логопедом-дефектологом. Такой профессионал может работать и с обычными речевыми трудностями, и с тяжёлыми случаями, где речь нарушена вместе с другими функциями развития.