Детский сад в наше время – это государственное или частное образовательное учреждение, которое берет на себя ответственность по присмотру, уходу, оздоровлению и воспитанию наших детей в возрасте до 7 лет. В ДОУ работают нянечки, воспитатели, методисты и руководящие сотрудники.
Должность старшего воспитателя – это следующая карьерная ступень для воспитателей детского сада. В статье мы разберем обязанности этой профессии, ее плюсы и минусы, а также поговорим о том, какие есть способы получить эту специальность.
Обязанности старшего воспитателя
Старший воспитатель должен осуществлять качественное руководство деятельности менее опытного педагогического состава детского сада. Его функции прописываются в должностной инструкции. Мы расскажем об основных из них.
-
Планирование и реализация образовательного процесса в соответствии с программой, установленной государством. Обычно старший воспитатель формирует план на весь учебный год.
-
Контроль за деятельностью педагогического состава. Осуществляется в текущем и итоговом режиме. Это не означает, что старший педагог постоянно смотрит за работой других воспитателей, он имеет право организовать удобный для себя процесс наблюдения и форму отчетности и посещать группу с контрольным визитом, к примеру, один раз в месяц.
-
Проведение мониторинга результатов (постановка целей, подбор методики оценок). Проверку динамики развития детей осуществляют рядовые педагоги, после чего отдают итоговые результаты для отчетности старшему воспитателю.
-
Взаимодействие с родителями – консультации, помощь в осуществлении воспитательного процесса, решение возникающих вопросов.
-
Проведение педсоветов и общественных мероприятий для педагогов и детей.
-
Оказание методической помощи в обучении сотрудников. Это и выдача пособий, и закрепление за начинающим педагогом более опытного сотрудника, и проведение оценки актуальности компетенций педсостава ДОУ.
Деятельность старшего воспитателя в современном ДОУ
Стремительный рост развития образования в нашей стране безусловно отражается и на деятельности современных детских садов и его сотрудников. Должность старшего воспитателя предполагает, что он обязан быть в курсе всех актуальных нововведений в системе детского образования. Поэтому так важна будет способность личности старшего воспитателя к анализу, чтобы иметь возможность не только оценить качество образовательной литературы, но и суметь выбрать именно ту информацию, которая подойдет для работы конкретного дошкольного учреждения.
Знание современных технологий поможет оперативно вести всю необходимую отчетную документацию, систематизировать информацию, следить за достижениями детей и оформлять презентации. Все эти действия старший воспитатель должен не только уметь выполнять сам, но и обучить им менее опытных сотрудников ДОУ.
Итак, из всего вышесказанного следует, что в наши дни старший педагог/методист – это, прежде всего, эксперт-аналитик, новатор, который умеет работать в многозадачном режиме, организовать результативную и экспериментальную деятельность в своем детском саду, знает о новых информационных технологиях, способен слушать и слышать людей.
Плюсы профессии
Помимо самого главного преимущества – погружения в мир детства, – профессия старшего воспитателя имеет множество и других плюсов.
-
Она статусная и престижная, руководителю есть за что себя уважать.
-
Предполагает стабильную заработную плату.
-
Дает возможность контролировать своего ребенка в ДОУ.
-
В большинстве детских садов бесплатно кормят персонал.
-
Работникам госучреждений становятся доступными все льготы.
-
Профессия старшего воспитателя востребована на рынке труда.
-
Специалист в области педагогики получает возможность раннего выхода на пенсию (после 25 лет стажа).
-
Старший воспитатель – это интересная должность, не предполагающая рутины и однообразия.
-
Возможно постоянное самосовершенствование и самообразование из-за регулярного внедрения новшеств.
-
Контроль за менее опытными сотрудниками способствует собственной дисциплинированности и стремлению к знаниям.
Трудности, с которыми сталкиваются старшие воспитатели
-
Повышение до должности старшего воспитателя (методиста) – это признание начальством ДОУ вашего педагогического опыта, способностей к руководству и управлению персоналом. Поэтому главной сложностью является высокая степень ответственности, ведь именно со старшего воспитателя будет спрос по верному ведению документации, грамотной деятельности педагогического состава и результатам обучения и развития детей в условиях детского сада.
-
Старший воспитатель наравне с руководителем отвечает за жизнь и здоровье дошкольников, поэтому возможен риск эмоционального выгорания.
-
Работа в тесном контакте с начальством также предполагает серьезное напряжение, ведь постоянно ощущать на себе контроль не так-то просто.
-
Специалист может столкнуться со сложностями в управлении коллективом – у всех педагогов индивидуальный темперамент и характер.
-
Старший воспитатель должен быть стрессоустойчивым, хорошо ориентироваться в психологии, потому как в процессе работы придется решать множество проблемных вопросов и общаться с разными людьми, не всегда приятными и дисциплинированными.
-
А вот самому специалисту придется тщательно следить за своей организованностью, без этого качества в принципе невозможно руководить людьми.
Кто может получить эту должность
Среднее педагогическое образование даст возможность соискателю претендовать на должности: помощника воспитателя, младшего воспитателя, воспитателя. Чаще всего, эти специалисты работают в саду несколько лет, участвуют в мероприятиях, пробуют писать образовательные программы, а после пяти лет такой деятельности могут получить повышение до старшего воспитателя. В некоторых коммерческих ДОУ этот срок незначительно сокращается.
В соответствии с законодательством старшим воспитателем (методистом) имеют право работать люди, имеющие диплом педагога и прошедшие программу профессиональной переподготовки.
15 советов старшему воспитателю
Мы собрали для вас 15 советов, которые помогут оставаться успешным руководителем, качественно выполнять обязанности старшего воспитателя и, главное, получать удовольствие от своей работы.
-
Старайтесь учиться постоянно, осваивайте новые методики руководства коллективом. Нет предела совершенству!
-
Не забывайте, что вы – пример для всего педагогического персонала! Вы должны быть воспитанным и не терять уровня компетенций.
-
Ставьте подчиненным конкретные задачи.
-
Принимайте решения только в спокойном состоянии, спешные распоряжения вряд ли будут безошибочными.
-
Старайтесь расположить людей к себе, такое умение – это залог сплоченного коллективного труда.
-
Всегда хвалите педагогов за их успехи, поощрение даст веру в себя и быстрые результаты в вашем общем деле.
-
Требовать – тоже нужно уметь. Дисциплинированность сотрудников даст слаженность работы всего педагогического коллектива.
-
Убедительные доводы дают лучший результат, нежели необоснованный приказ.
-
Применяйте индивидуальный подход к каждому воспитателю.
-
Учитесь видеть, прежде всего, хорошее в подчиненных.
-
Не критикуйте педагогов публично.
-
Не повышайте голос! Самообладание и терпеливость – лучшие помощники руководителя.
-
Не делите свой коллектив на «плохих и хороших» воспитателей, постарайтесь относиться ко всем с равной степенью уважения и доброжелательности.
-
Доверяйте, но проверяйте. Контроль – это ведь и есть ваша работа.
-
Будьте терпимы к критике в коллективе. Если не согласны с мнением сотрудников о себе – докажите обратное на деле.
Надеемся, что эти советы помогут вам создать отличные условия и благоприятную атмосферу в педагогическом коллективе. Помните, что от работы и знаний воспитателей зависит не только уровень развития наших детей, но и то, насколько они будут счастливы в детском саду.